Резервуар для хранения нефти и нефтепродуктов
Полезная модель относится к устройствам для хранения опасных жидкостей и может быть использована для хранения нефти и нефтепродуктов. Техническим результатом заявленной полезной модели является повышение удобства обслуживания персоналом резервуара в межстенном пространстве. Технический результат достигается тем, что в межстенном пространстве между основной стенкой и защитной стенкой на патрубки трубопровода установлен П-образный компенсатор, содержащий два прямолинейных трубных участка, расположенных под острым углом к поверхности защитного днища и соединенных между собой посредством третьего прямолинейного трубного участка изогнутыми трубными отводами, а с патрубками трубопровода соединенных изогнутыми трубными отводами.
Полезная модель относится к устройствам для хранения опасных жидкостей и может быть использована для хранения нефти и нефтепродуктов.
Наиболее близким аналогом к предлагаемой полезной модели является известный Резервуар для хранения нефти и нефтепродуктов, содержащий крышу, основное днище, основную стенку, защитное днище, защитную стенку, патрубки трубопровода, (см. например, п.3.10 Правила устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов, утверждены Постановлением Госгортезнадзора России от 9 июня 2003 г №76, зарегистрировано в Мнистерстве юстиции РФ 19.06.2003 под №4749; Резервуар вертикальный стальной цилиндрический с защитной стенкой объемом 20000 м3, производства ОАО Курганхиммаш, http://www.khm.kurgan.ru/katalog/truboprovod.html).
Недостатком наиболее близкого аналога является затрудненность обслуживания резервуара, обусловленная горизонтальным расположением П-образного компенсатора между основной и защитной стенками, исключающим возможность прохода обслуживающего персонала пол дну резервуара в межстенном пространстве.
Техническим результатом заявленной полезной модели является повышение удобства обслуживания персоналом резервуара в межстенном пространстве.
Технический результат достигается тем, что в межстенном пространстве между основной стенкой и защитной стенкой на патрубки трубопровода установлен П-образный компенсатор, содержащий два прямолинейных трубных участка, расположенных под острым углом к поверхности защитного днища и соединенных между собой посредством третьего прямолинейного трубного участка изогнутыми трубными отводами, а с патрубками трубопровода соединенных изогнутыми трубными отводами.
Сущность полезной модели поясняется чертежом, где
на фиг.1 показана часть резервуара с П-образным компенсатором первого варианта выполнения;
на фиг.2 показан вид в сечении А-А части резервуара с П-образным компенсатором первого варианта выполнения;
на фиг.3 показана часть резервуара с П-образным компенсатором второго варианта выполнения;
на фиг.4 показан вид в сечении Б-Б части резервуара с П-образным компенсатором второго вариантом выполнения.
В таблице 1 приведены сравнительные данные заявленного резервуара с ближайшим аналогом.
Резервуар для хранения нефти и нефтепродуктов содержит крышу (на чертеже условно не показана), основное днище 1, основную стенку 2, защитное днище 3, защитную стенку 4, патрубки 5 трубопровода. В межстенном пространстве между основной стенкой 2 и защитной стенкой 4 на патрубки трубопровода 5 установлен П-образный компенсатор 6, содержащий два прямолинейных трубных участка 7, расположенных под острым углом к горизонтальной поверхности защитного днища 3 и соединенных между собой посредством третьего прямолинейного трубного участка 8 изогнутыми трубными отводами 9, а с патрубками 5 трубопровода соединенных изогнутыми трубными отводами 9 (фиг.1, фиг.2, фиг.3, фиг.4)
В первом варианте выполнения резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов два прямолинейных трубных участка 7 П-образного компенсатора 6 расположены под острым углом к горизонтальной поверхности защитного днища 3 в одной плоскости (фиг.1, 2).
Во втором варианте выполнения резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов два прямолинейных трубных участка П-образного компенсатора 6 расположены под острым углом к горизонтальной поверхности защитного днища 3 в разных плоскостях при расположении патрубков 5 трубопровода не напротив друг друга (фиг.3, 4).
Работа резервуара осуществляется следующим образом.
После заполнения резервуара нефтью или нефтепродуктами основная стенка 2 испытывает гидростатическую нагрузку, вызывающую радиальные перемещения. Кроме того, основная стенка 2 испытывает вертикальные нагрузки от веса располагаемой на основной стенке 2 крыши, а в зимний период дополнительную вертикальную нагрузку от снега на крыше. Вертикальные нагрузки вызывают вертикальные перемещения основной стенки 2. Защитная стенка 4, не испытывающая нагрузок при эксплуатации, не имеет радиальных и вертикальных перемещений. Соответственно патрубки 5 трубопровода, установленные на основной стенке 2 и защитной стенке 4 резервуара для хранения нефтепродуктов, имеют радиальные и вертикальные перемещения относительно друг друга. В резервуаре для хранения нефтепродуктов вертикальное расположение П-образного компенсатора между основной стенкой 2 и защитной стенкой 4 недопустимо, т.к. не обеспечивает восприятие вертикальных перемещений. Горизонтальное расположение П-образного компенсатора между основной стенкой 2 и защитной стенкой
4 приводит к перекрытию межстенного пространства между основной стенкой 2 и защитной стенкой 4, в котором должно осуществляться перемещение обслуживающего персонала. Кроме того, при наличии большого числа патрубков 5 трубопроводов и необходимости установки П-образных компенсаторов вблизи друг друга горизонтально не удается осуществить горизонтальное размещение П-образных компенсаторов без их наложения их друг на друга. Указанные недостатки устраняются в заявленном резервуаре для хранения нефтепродуктов установкой в межстенном пространстве между основной стенкой 2 и защитной стенкой 4 на патрубки 5 трубопровода П-образного компенсатора 6, выполненного в виде двух прямолинейных трубных участков 7, расположенных под острым углом к горизонтальной поверхности защитного днища 4 и соединенных между собой посредством третьего прямолинейного трубного участка 8 трубными отводами 9, а с патрубками 5 трубопровода изогнутыми трубными отводами 9. Оптимальным диапазоном углов принят диапазон 30°-45°, что подтверждается расчетными данными, приведенными в таблице 1 при воздействии на один из изогнутых трубных отводов 9 П-образного компенсатора 6 через патрубок 5 трубопровода на защитной стенке 4 вертикально вверх силы в 1 тонну относительно противоположно расположенного патрубка 5 трубопровода на основной стенке 2. В таблице 1 - угол между двумя прямолинейными трубными участками 7 П-образного компенсатора 6 и днищем защитного резервуара 3, D y - диаметры прямолинейных трубных участков 7 и 8 в мм. Значения относительного вертикального перемещения патрубка 5 трубопровода на защитной стенке 4 указаны в мм. Под значениями вертикального перемещения патрубка 5 трубопровода в мм указано отношение в процентах относительно значений вертикального перемещения патрубка 5 трубопровода при угле =90°, т.е. при вертикальном положении П-образного компенсатора. Из данных в таблице 1 очевидно, что значения перемещения патрубка 5 трубопровода при углах =30° и =45° незначительно отличаются от значений перемещения патрубка 5 трубопровода при угле =90°. При значениях углов в диапазоне 30°-45° обеспечивается расположение третьего прямолинейного трубного участка 8 П-образного компенсатора 6 на высоте не менее 2-х метров над защитным днищем 3, что позволяет перемещаться в межстенном пространстве между основной стенкой 2 и защитной стенкой 4 по защитному днищу 3 обслуживающему персоналу и обеспечивает повышение удобства обслуживания персоналом резервуара в межстенном пространстве. Аналогичные данные получаются и в варианте расположения двух прямолинейных трубных участков 7 П-образного
компенсатора 6 под острым углом к поверхности защитного днища в разных плоскостях, например, как показано на фиг.3, 4.
При углах меньших 30° для обеспечения высоты расположения третьего прямолинейного трубного участка 8 П-образного компенсатора 6 не менее 2-х метров над защитным днищем 3 требуется значительно увеличить длину двух прямолинейных трубных участков 7 П-образного компенсатора 6, что приводит к значительному росту веса П-образного компенсатора 6 и увеличению нагрузок на изогнутые трубные отводы 9, присоединенные к патрубкам 5 трубопровода.
При углах больших 45° значения возможных вертикальных перемещений патрубков 5 трубопровода относительно друг друга значительно уменьшаются и использование П-образного компенсатора 6 не обеспечивает защиту от разрушения патрубков 5 трубопровода.
Вышеприведенные данные подтверждают соответствие критерию патентоспособности промышленная применимость.
При выполнении патентных исследований не выявлены отличительные признаки заявленного резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов в других аналогичных резервуарах для хранения нефти и нефтепродуктов, что подтверждает соответствие критерию патентоспособности новизна.
Таблица 1 | ||||
Диаметр трубных участков, мм | Вертикальные перемещения патрубка трубопровода, мм | |||
=90° | =45° | =30° | =0° | |
D y=100 | 457,5 | |||
Dy =150 | 143,7 | |||
Dy =200 | 74,5 | |||
Dy =250 | 30,0 | |||
Dy =300 | 22,5 |
1. Резервуар для хранения нефти и нефтепродуктов, содержащий крышу, основное днище, основную стенку, защитное днище, защитную стенку, патрубки трубопровода, отличающийся тем, что в межстенном пространстве между основной стенкой и защитной стенкой на патрубки трубопровода установлен П-образный компенсатор, содержащий два прямолинейных трубных участка, расположенных под острым углом к поверхности защитного днища и соединенных между собой посредством третьего прямолинейного трубного участка изогнутыми трубными отводами, а с патрубками трубопровода соединенных изогнутыми трубными отводами.
2. Резервуар для хранения нефти и нефтепродуктов по п.1, отличающийся тем, что два прямолинейных трубных участка П-образного компенсатора расположены под острым углом к поверхности защитного днища в одной плоскости.
3. Резервуар для хранения нефти и нефтепродуктов по п.1, отличающийся тем, что два прямолинейных трубных участка П-образного компенсатора расположены под острым углом к поверхности защитного днища в разных плоскостях.