Интерактивный музыкальный конструктор

 

Полезная модель относится к средствам развития интеллектуальных и, прежде всего, музыкальных способностей личности, начиная с раннего возраста. Интерактивный музыкальный конструктор представляет собой коврик с изображением нотного стана, выполненный из мягкого материала, и оснащен средством для крепления мягких съемных нотных знаков на его лицевой поверхности типа "липучки". По первому варианту исполнения на лицевой поверхности носителя имеются ленты, параллельные линиям нотного стана, с элементом "липучки". Ответный элемент "липучки" закреплен на тыльной поверхности съемного нотного знака. По второму варианту исполнения лицевой слой информационного носителя весь выполнен из декоративного материала, одна из сторон которого имеет структуру, соответствующую структуре одного из элементов "липучки". Ответный элемент "липучки", как и в первом варианте, закреплен на тыльной поверхности съемного нотного знака.

Полезная модель относится к средствам развития интеллектуальных и, прежде всего, музыкальных способностей личности, начиная с раннего возраста, и может быть использована для развития музыкальных способностей детей любого возраста, а также взрослых, при индивидуальных или групповых занятиях, как в домашних условиях, так и в условиях специализированных центров.

Известно устройство для обучения музыкальной грамоте, имеющее жесткий плоский носитель, на лицевой поверхности которого нанесена разметка в виде нотного стана и закреплены нотные знаки и текстовый материал (знаки альтерации). Устройство также оснащено электронным блоком управления, имеющим звуковой генератор для озвучивания каждого нотного знака, а также контактной металлической указкой (см. авторское свидетельство СССР №225010, G 09 B 15/04, 12.08.1968). При прикосновении металлической указки к нотному знаку замыкается соответствующая цепь и озвучивается соответствующая нота. Данное устройство имеет ограниченные возможности, так как в нем положение нотных знаков жестко зафиксировано на лицевой поверхности носителя. Кроме того, данное устройство не может использоваться для развития музыкальных способностей детей раннего возраста.

Известна также интерактивная музыкальная игра, содержащая игровую доску, разделенную на отдельные ячейки с чувствительными элементами. В состав игры входит перемещаемый зонд (указка) со встроенным в него звукогенератором. При прикосновении зондом к ячейке зонд определяет тип чувствительного элемента и генерирует соответствующий звук (см. патент США №6027408, НКИ 463/39, МКИ G 08 B 13/24, 22.02.2000). Чувствительные элементы размещены на игровой доске случайным образом и играющий должен угадать размещение следующего элемента в соответствии, например, с дорожкой лабиринта или соответствующим звуковым сопровождением. Данная игра может быть использована для развития интеллектуальных

способностей играющего, но не может использоваться для обучения музыкальной грамоте или чтению. Кроме того, наличие жесткой доски и перемещаемого зонда исключает использование данной игры для развития детей младшего возраста.

Наиболее близким к заявленной полезной модели по совокупности существенных признаков является интерактивное устройство для обучения музыке, содержащее прямоугольный в плане жесткий плоский информационный носитель с изображением нотного стана на его лицевой поверхности, съемные нотные знаки, средство фиксации съемных нотных знаков на лицевой поверхности носителя типа "липучки", и присоединенное к нижней кромке носителя средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков, при этом первый элемент "липучки" размещен на тыльной поверхности съемного нотного знака, а второй элемент "липучки" размещен на лентах, закрепленных на лицевой поверхности информационного носителя параллельно линиям нотного стана (см. патент США №4464971, НКИ 84/471R, МКИ G 09 B 15/02, 14.08.1984). Данное устройство позволяет обучать как основам музыкальной грамоты (размещение нот на линиях нотного стана), так и началам музыкальной композиции, так как позволяет произвольным образом размещать ноты на линиях нотного стана, формируя музыкальную фразу, то есть позволяет играющему самому конструировать музыкальную фразу. Использование жесткой доски и жестких нотных знаков требует хорошо организованной зоны обучения, поэтому данное устройство не может использоваться для обучения детей раннего возраста. Использование одноцветных знаков для отображения нот также снижает возможности музыкального воспитания, особенно детей младшего возраста, так как отсутствуют какие-либо дополнительные ассоциации, связанные с нотами. Кроме того, в данном устройстве отсутствует озвучивание нот, что также снижает возможности обучения музыкальной грамоте, исключая из процесса обучения слуховой аппарат играющего.

Задачей, на решение которой направлена настоящая полезная модель, заключается в создании интерактивного музыкального конструктора, который

может быть использован для музыкального воспитания любых возрастных групп, в том числе детей младшего и раннего возрастов, формируя у ребенка способность различать музыкальные ноты одновременно с развитием речевого аппарата, давая возможность разместить музыкальный конструктор в любом месте, например, в кроватке ребенка, исключая возможность случайного травмирования ребенка каким-либо элементом конструктора. Другой задачей полезной модели является создание интерактивного музыкального конструктора, позволяющего использовать для обучения музыкальной грамоте и музыкального воспитания не только слуховой, но также зрительный аппарат ребенка или любого другого играющего, а также его осязательные способности. Дополнительной задачей полезной модели является создание интерактивного музыкального конструктора, который одновременно с музыкальным воспитанием позволяет развивать навыки чтения. Еще одной задачей полезной модели является создание интерактивного музыкального конструктора, позволяющего использовать его для музыкального воспитания детей с пониженным зрением, а также слепых детей. Дополнительной задачей полезной модели является создание интерактивного музыкального конструктора, конструкция которого позволяет изготавливать его по упрощенной технологической схеме.

Поставленные технические задачи решаются тем, что по первому варианту исполнения в интерактивном музыкальном конструкторе, содержащем прямоугольный в плане плоский информационный носитель с изображением нотного стана на его лицевой поверхности, съемные нотные знаки, средство фиксации съемных нотных знаков на лицевой поверхности носителя типа "липучки", и присоединенное к нижней кромке носителя средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков, при этом первый элемент "липучки" размещен на тыльной поверхности съемного нотного знака, а второй элемент "липучки" размещен на лентах, закрепленных на лицевой поверхности информационного носителя параллельно линиям нотного стана, согласно полезной модели, плоский информационный

носитель, съемные нотные знаки и средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков выполнены из мягкого материала.

Предпочтительно плоский информационный носитель выполнен в виде мягкого многослойного коврика, имеющего несущий тыльный слой и присоединенный к нему лицевой слой из декоративного материала, на внешней поверхности которого закреплены указанные ленты, оснащенные первым элементом "липучки".

При этом указанный лицевой слой выполнен из одноцветного материала, или указанный лицевой слой выполнен, по меньшей мере, из семи разноцветных полос, соответствующих цветам радуги, при этом полосы расположены относительно нотного стана так, что каждая полоса соответствует одной из нот гаммы, причем красная полоса расположена внизу на уровне нижнего "до", а фиолетовая - вверху на уровне верхнего "си".

Предпочтительно съемные нотные знаки имеют, по меньшей мере, соединенные между собой тыльный и лицевой слои, при этом первый элемент "липучки" закреплен на внешней поверхности тыльного слоя.

При этом полость нотного знака заполнена мягким наполнителем.

Предпочтительно указанные тыльный и лицевой слои выполнены из одного материала или из разных материалов, отличающихся цветом и/или органолептическими характеристиками.

Нотные знаки могут быть выполнены с одноцветным лицевым слоем.

При этом, по меньшей мере, в полости некоторых нотных знаков между тыльным и лицевым слоями размещено устройство для воспроизведения звука, генерирующее одну из нот октавы, или звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты, и срабатывающее при прикосновении к лицевому слою нотного знака.

Предпочтительно, нотные знаки представляют из себя комплект, по меньшей мере, из семи разноцветных нот, при этом цвет каждой разноцветной ноты совпадает с одним из цветов радуги в соответствии с цветомузыкальным рядом.

При этом, по меньшей мере, в полости некоторых нотных знаков между тыльным и лицевым слоями размещено устройство для воспроизведения звука, генерирующее одну из нот октавы, или звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты, и срабатывающее при прикосновении к лицевому слою нотного знака, причем съемные нотные знаки, оснащенные устройством для воспроизведения звука, генерирующим звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты октавы, имеют окраску лицевого слоя на полтона светлее или темнее окраски нотного знака октавы.

Предпочтительно, конструктор снабжен дополнительными съемными элементами, имеющими меньший размер, чем нотные знаки, на лицевой поверхности которых размещена текстовая информация, и/или изображения любого вида, а на тыльной поверхности закреплен первый элемент "липучки", при этом, по крайней мере, часть лицевого слоя информационного носителя выполнен из материала, одна из сторон которого имеет структуру, соответствующую структуре второго элемента "липучки".

При этом дополнительные съемные элементы имеют иную окраску, и/или форму, и/или органолептические характеристики, чем нотные знаки.

Предпочтительно, средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков выполнено в виде кассы с отдельными карманами. При этом касса включает в себя, по меньшей мере, две секции, последовательно расположенные вдоль нижней кромки информационного носителя.

В соответствии со вторым вариантом исполнения в интерактивном музыкальном конструкторе, содержащем прямоугольный в плане плоский информационный носитель с изображением нотного стана на его лицевой поверхности, съемные нотные знаки, средство фиксации съемных нотных знаков на лицевой поверхности носителя типа "липучки", при этом первый элемент "липучки" размещен на тыльной поверхности съемного нотного знака, и присоединенное к нижней кромке носителя средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков, согласно полезной модели, плоский информационный носитель, съемные нотные знаки и средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков выполнены из мягкого материала,

при этом плоский информационный носитель выполнен в виде многослойного коврика, имеющего несущий тыльный слой и присоединенный к нему лицевой слой из декоративного материала, одна из сторон которого имеет структуру, соответствующую структуре второго элемента "липучки".

При этом указанный лицевой слой выполнен из одноцветного материала, или указанный лицевой слой выполнен, по меньшей мере, из семи разноцветных полос, соответствующих цветам радуги, при этом полосы расположены относительно нотного стана так, что каждая полоса соответствует одной из нот гаммы, причем красная полоса расположена внизу на уровне нижнего "до", а фиолетовая - вверху на уровне верхнего "си".

Предпочтительно, съемные нотные знаки имеют, по меньшей мере, соединенные между собой тыльный и лицевой слои, при этом первый элемент "липучки" закреплен на внешней поверхности тыльного слоя.

При этом полость нотного знака заполнена мягким наполнителем.

Предпочтительно, указанные тыльный и лицевой слои выполнены из одного материала или из разных материалов, отличающихся цветом и/или органолептическими характеристиками.

Предпочтительно, нотные знаки выполнены с одноцветным лицевым слоем, при этом, по меньшей мере, в полости некоторых нотных знаков между тыльным и лицевым слоями размещено устройство для воспроизведения звука, генерирующее одну из нот октавы, или звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты, и срабатывающее при прикосновении к лицевому слою нотного знака.

Предпочтительно, нотные знаки представляют из себя комплект, по меньшей мере, из семи разноцветных нот, при этом цвет каждой разноцветной ноты совпадает с одним из цветов радуги в соответствии с цветомузыкальным рядом, при этом, по меньшей мере, в полости некоторых нотных знаков между тыльным и лицевым слоями размещено устройство для воспроизведения звука, генерирующее одну из нот октавы, или звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты, и срабатывающее при прикосновении к лицевому слою нотного знака, причем съемные нотные

знаки, оснащенные устройством для воспроизведения звука, генерирующим звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты октавы, имеют окраску лицевого слоя на полтона светлее или темнее окраски нотного знака октавы.

Предпочтительно, конструктор снабжен дополнительными съемными элементами, имеющими меньший размер, чем нотные знаки, на лицевой поверхности которых размещена текстовая информация, и/или изображения любого вида, а на тыльной поверхности закреплен первый элемент "липучки".

При этом дополнительные съемные элементы имеют иную окраску, и/или форму, и/или органолептические характеристики, чем нотные знаки.

Предпочтительно, средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков выполнено в виде кассы с отдельными карманами, причем касса включает в себя, по меньшей мере, две секции, последовательно закрепленные вдоль нижней кромки информационного носителя.

Сущность предложенного устройства заключается в изготовлении всех элементов интерактивного музыкального конструктора из мягкого материала, что исключает возможность какого-либо травмирования ребенка. При этом плоский информационный носитель приобретает вид мягкого коврика, который может быть легко свернут, а его крепление к любому элементу интерьера не представляет труда, так как можно использовать самые разнообразные средства крепления ("липучки", тесемки и т.п.).

Выполнение плоского информационного носителя в виде мягкого многослойного коврика, имеющего несущий тыльный слой и присоединенный к нему лицевой слой из декоративного материала, на внешней поверхности которого закреплены указанные ленты, оснащенные первым элементом "липучки", позволяет разделить функции элементов конструктора, когда прочностные характеристики обеспечиваются тыльным слоем, а все информационные характеристики возложены на лицевой слой.

Выполнение лицевого слоя плоского информационного носителя из одноцветного материала обеспечивает наиболее технологичную конструкцию информационного носителя.

Выполнение лицевого слоя плоского информационного носителя из семи разноцветных полос, соответствующих цветам радуги, при этом полосы расположены относительно нотного стана так, что каждая полоса соответствует одной из нот гаммы, причем красная полоса расположена внизу на уровне нижнего "до", а фиолетовая - вверху на уровне верхнего "си", позволяет использовать для обучения музыке и музыкального воспитания дополнительные ассоциации, связанные с нотами, в частности, цвет, при этом используются известные ассоциативные соответствия цвета и музыки, когда красный цвет воспринимается как наиболее низкий звук (нота "до"), а фиолетовый цвет воспринимается как холодный цвет, связанный с нотой "си". Соответственно другие цвета радуги воспринимаются как соответствующие ноты музыкального звукоряда. На этом принципе строятся все цветомузыкальные установки.

Выполнение съемных нотных знаков двухслойными расширяет технологические возможности изготовления конструктора, так как дает возможность разделить функциональные назначения лицевого и тыльного слоев.

Заполнение полости нотного знака мягким наполнителем позволяет выполнять нотные знаки объемными, при этом каждой ноте может соответствовать своя характерная форма, либо все ноты имеют одинаковую форму.

Выполнение лицевого и тыльного слоев съемных нотных знаков из одного материала обеспечивает наиболее технологичную конструкцию двухслойной ноты. Выполнение тыльного и лицевого слоев из разных материалов, отличающихся цветом и/или органолептическими характеристиками, позволяет в полной мере использовать дополнительные ассоциации для обучения музыкальной грамоте и музыкального воспитания, в том числе использовать соответствие звукового ряда цветам радуги по аналогии с музыкальным ковриком.

Выполнение нотных знаков с одноцветным лицевым слоем позволяет обучать основам нотной записи при минимальных расходах на изготовление конструктора.

Размещение, по меньшей мере, в полости некоторых нотных знаков между тыльным и лицевым слоями устройства для воспроизведения звука, генерирующего одну из нот октавы, или звук, на полтона выше или ниже соответствующей ноты, и срабатывающее при прикосновении к лицевому слою нотного знака, в полной мере позволяет использовать ассоциативное восприятие месторасположения ноты и ее звучания.

Комплект нотных знаков, по меньшей мере, из семи разноцветных нот, при этом цвет каждой разноцветной ноты совпадает с одним из цветов радуги в соответствии с цветомузыкальным рядом, также позволяет использовать для обучения музыке и музыкального воспитания известные ассоциативные соответствия цвета и музыки, когда красный цвет воспринимается как наиболее низкий звук (нота "до"), а фиолетовый цвет воспринимается как холодный цвет, связанный с нотой "си".

Съемные нотные знаки, оснащенные устройством для воспроизведения звука, генерирующим звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты октавы, и имеющие окраску лицевого слоя на полтона светлее или темнее окраски нотного знака октавы, обеспечивает наглядное представление всей гаммы октавы, включая полутона.

Снабжение конструктора дополнительными съемными элементами, имеющими меньший размер, чем нотные знаки, на лицевой поверхности которых размещена текстовая информация, и/или изображения любого вида, а на тыльной поверхности закреплен второй элемент "липучки", дает возможность одновременно с обучением основам музыкальной грамоты развивать навыки чтения, используя созвучие слогов с нотами, а также дополнительные ассоциации, связанные с окраской, и/или формой, и/или органолептическими характеристиками дополнительных съемных элементов, при этом выполнение, по крайней мере, части лицевого слоя информационного носителя из материала, одна из сторон которого имеет

структуру, соответствующую структуре первого элемента липучки, дает возможность использовать информационный носитель для размещения любой дополнительной информации на поле носителя.

Выполнение средства для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков в виде кассы с отдельными карманами дает возможность иметь запас съемных нотных знаков и дополнительных съемных элементов с раздельным их хранением, например, в двух разных секциях.

Интерактивный музыкальный конструктор по второму варианту исполнения обладает всеми свойствами конструктора по первому варианту исполнения и отличается от него выполнением плоского информационного носителя. Во втором варианте исполнения одна из сторон лицевого слоя информационного носителя имеет структуру, соответствующую структуре второго элемента "липучки", что дает возможность закрепить съемные нотные знаки и дополнительные съемные элементы непосредственно на лицевой поверхности информационного носителя и изготовить его по упрощенной технологической схеме.

Предложенная полезная модель исключает возможность нанесения травмы ребенку при ее использовании. В предложенной полезной модели разделены функции, выполняемые отдельными элементами, что позволяет оптимизировать их характеристики. Предложенная полезная модель позволяет использовать все поле лицевого слоя с любым размещением на нем съемных информационных элементов. Полезная модель способствует раннему формированию речевого интеллекта у детей и становлению сверхранних навыков чтения.

На фиг.1 изображен общий вид интерактивного музыкального конструктора в соответствии с первым примером осуществления полезной модели (с одноцветным лицевым слоем информационного носителя); на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - общий вид интерактивного музыкального конструктора в соответствии со вторым примером осуществления полезной модели (с разноцветным лицевым слоем информационного носителя); на фиг.4 и 5 - съемный нотный знак; на фиг.6 и 7 - съемный дополнительный

элемент; на фиг.8 - схематическое изображение нотного знака со встроенным устройством для воспроизведения звука; на фиг.9 - блок-схема устройства для воспроизведения звука; на фиг.10 - общий вид интерактивного музыкального конструктора в соответствии с третьим примером осуществления полезной модели (с одноцветным лицевым слоем информационного носителя); на фиг.11 - сечение Б-Б на фиг.10; на фиг.12 - общий вид интерактивного музыкального конструктора в соответствии с четвертым примером осуществления полезной модели (с разноцветным лицевым слоем информационного носителя).

В соответствии с первым вариантом осуществления полезной модели интерактивный музыкальный конструктор имеет прямоугольный в плане плоский информационный носитель 1 с изображением, например, скрипичного ключа 2 и пяти линий 3 нотного стана на его лицевой поверхности, съемные нотные знаки 4 и присоединенное к нижней кромке носителя 1 средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков, представляющее собой кассу 5, имеющую две секции 6 и 7, последовательно расположенные вдоль нижней кромки информационного носителя. Каждая секция имеет карманы 8, в которых размещаются, например, съемные нотные знаки.

Плоский информационный носитель 1, съемные нотные знаки 4 и касса 5 выполнены из мягкого материала. Плоский информационный носитель 1 представляет собой мягкий многослойный коврик, имеющий несущий тыльный слой 9 и присоединенный к нему прошивкой лицевой слой 10 из декоративного материала. Касса 5 закреплена на внешней поверхности 11 несущего тыльного слоя 9, например, с помощью "липучки" - легкоразъемной текстильной застежки 12 типа "репейник", один элемент которой покрыт ворсом из крючков, а другой элемент - ворсом из петель.

Интерактивный музыкальный конструктор имеет средство фиксации съемных нотных знаков на лицевой поверхности информационного носителя типа "липучки", аналогичное легкоразъемной текстильной застежке 12. При этом на тыльной поверхности 13 съемного нотного знака 4 размещен первый

элемент 14 "липучки", а на лицевой поверхности информационного носителя параллельно линиям нотного стана и в промежутках между ними закреплены, по крайней мере, семь горизонтальных лент 15 (по числу нот гаммы), оснащенных вторым элементом "липучки". Несущий тыльный слой 9, лицевой слой 10 и ленты 15, оснащенные вторым элементом "липучки", соединены между собой прошивкой.

Несущий тыльный слой 9 может быть выполнен из любого плотного материала. Лицевой слой 10 может быть выполнен из одноцветного материала, как показано на фиг.1, но предпочтительно сделать его разноцветным, включающим в себя, по крайней мере, семь разноцветных полос 16-22, соответствующих цветам радуги, как это показано на фиг.3, при этом каждая разноцветная полоса расположена относительно линий 3 нотного стана так, что каждая разноцветная полоса включает в себя одну из горизонтальных лент 15 и соответствует одной из нот гаммы, причем красная полоса 16 расположена внизу на уровне нижнего "до", а фиолетовая полоса 22 - вверху на уровне верхнего "си". Остальное поле может быть одноцветным, например, белым или серым, или снова повторять цвета радуги в соответствии с нотами.

Съемные нотные знаки 4 могут быть многослойными, как показано на фиг.4, и иметь, по меньшей мере, соединенные между собой тыльный 23 и лицевой 24 слои, при этом первый элемент 14 "липучки" закреплен на внешней поверхности 13 тыльного слоя 23. Полость нотного знака заполнена мягким наполнителем 25. Тыльный 23 и лицевой 24 слои нотных знаков могут быть выполнены из одного материала, либо из разных материалов, отличающихся цветом и/или органолептическими характеристиками. На фиг.3 показаны нотные знаки, выполненные с одноцветным лицевым слоем. Предпочтительно съемные нотные знаки представляют из себя комплект, по меньшей мере, из семи разноцветных нот, при этом цвет каждой разноцветной ноты совпадает с одним из цветов радуги в соответствии с цветомузыкальным рядом. На фиг.1 цвет лицевого слоя нотного знака представлен разным направлением штриховки.

Конструктор снабжен дополнительными съемными элементами 26, имеющими меньший размер, чем нотные знаки 4, на лицевой поверхности которых размещена текстовая информация, и/или изображения любого вида. Дополнительные съемные элементы имеют иную окраску, и/или форму, и/или органолептические характеристики, чем нотные знаки. Предпочтительно, дополнительные съемные элементы выполнены однослойными и на тыльной поверхности имеют первый элемент 27 «липучки», что не исключает использование многослойных дополнительных элементов, при этом часть 28 лицевого слоя информационного носителя выполнена из материала, одна из сторон которого имеет структуру, соответствующую структуре второго элемента "липучки", например, типа "Velcro". Дополнительные съемные элементы 26 крепятся на поверхности лицевого слоя информационного носителя под нотными знаками и используются в качестве дополнительной информации, например, слов песни или обозначения ноты.

Съемные нотные знаки 4 могут быть выполнены звучащими. В этом случае в полости 29 нотного знака между тыльным 30 и лицевым 31 слоями размещено устройство 32 для воспроизведения звука, генерирующее одну из нот октавы, или звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты, и срабатывающее при прикосновении к лицевому слою 31 нотного знака. Нотные знаки, оснащенные устройством для воспроизведения звука, генерирующим звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты октавы, имеют окраску лицевого слоя на полтона светлее или темнее окраски нотного знака октавы.

Устройство 32 для воспроизведения звука включает в себя блок 33 управления, генератор 34 звуковой частоты, соответствующей одной из семи нот гаммы, звуковоспроизводящее устройство 35, например, динамик и кнопку 36 для регистрации прикосновения к нотному знаку. Устройство 32 подключено к источнику 37 электропитания, например, аккумулятору. Блок 33 управления включает в себя коммутатор, который при замыкании кнопки 36 выдает команду на запуск генератора 34 звуковой частоты, сигнал с

которого поступает на динамик. На внешней поверхности тыльного слоя 30 звучащего съемного нотного знака закреплен первый элемент 38 "липучки".

Скрипичный ключ и линии нотного стана могут быть выполнены на лицевой поверхности плоского информационного носителя любым известным способом, например, вышивкой нитками черного цвета или нанесением краски.

В соответствии со вторым вариантом осуществления полезной модели интерактивный музыкальный конструктор имеет прямоугольный в плане плоский информационный носитель 101 с изображением, например, скрипичного ключа 102 и пяти линий 103 нотного стана на его лицевой поверхности, съемные нотные знаки 104 и присоединенное к нижней кромке носителя 101 средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков, представляющее собой кассу 105, имеющую две секции 106 и 107, последовательно расположенные вдоль нижней кромки информационного носителя. Каждая секция имеет карманы 108, в которых размещаются, например, съемные нотные знаки.

Плоский информационный носитель 101, съемные нотные знаки 104 и касса 105 выполнены из мягкого материала. Плоский информационный носитель 101 представляет собой мягкий многослойный коврик, имеющий несущий тыльный слой 109 и присоединенный к нему прошивкой лицевой слой 110 из декоративного материала. Касса 105 закреплена на внешней поверхности 111 несущего тыльного слоя 109, например, с помощью "липучки" - легкоразъемной текстильной застежки 112 типа "репейник", один элемент которой покрыт ворсом из крючков, а другой элемент - ворсом из петель.

Интерактивный музыкальный конструктор имеет средство фиксации съемных нотных знаков на лицевой поверхности информационного носителя типа "липучки", по принципу действия аналогичное легкоразъемной текстильной застежке типа "репейник"). При этом на тыльной поверхности съемного нотного знака 104 размещен первый элемент 113 "липучки", а лицевой слой информационного носителя 101 выполнен из материала, одна из

сторон которого имеет структуру, соответствующую структуре второго элемента "липучки", например, типа "Velcro".

Несущий тыльный слой 109 может быть выполнен из любого плотного материала. Лицевой слой 110 может быть выполнен из одноцветного материала, как показано на фиг.10, но предпочтительно сделать его разноцветным, включающим в себя, по крайней мере, семь разноцветных полос 114-120, соответствующих цветам радуги, как это показано на фиг.12, при этом каждая разноцветная полоса расположена относительно линий 103 нотного стана так, что каждая разноцветная полоса соответствует одной из нот гаммы, причем красная полоса 114 расположена внизу на уровне нижнего "до", а фиолетовая полоса 120 - вверху на уровне верхнего "си". Остальное поле может быть одноцветным, например, белым или серым, или снова повторять цвета радуги в соответствии с нотами.

Так же, как и в первом варианте исполнения, скрипичный ключ и линии нотного стана могут быть выполнены на лицевой поверхности плоского информационного носителя любым известным способом, например, вышивкой нитками черного цвета или нанесением краски. Линии нотного стана могут быть выполнены также в виде закрепленных на лицевой поверхности информационного носителя узких контрастных горизонтальных лент, оснащенных вторым элементом "липучки", аналогичных лентам 15 по первому варианту исполнения конструктора, при этом несущий тыльный слой 109, лицевой слой 110 и указанные узкие контрастные горизонтальные ленты соединяются между собой прошивкой. Конструктор может быть оснащен многослойными съемными нотными знаками 104, в том числе звучащими, и дополнительными съемными элементами 121. Подробное описание многослойных съемных нотных знаков, звучащих съемных нотных знаков и дополнительных съемных элементов не приводится, так они совпадают с устройствами, описанными в первом варианте осуществления конструктора. Дополнительные съемные элементы крепятся непосредственно на лицевой поверхности информационного носителя под нотными знаками и

используются в качестве дополнительной информации, например, слов песни или обозначения ноты.

Интерактивный музыкальный конструктор позволяет реализовать разнообразные приемы музыкального воспитания, в том числе детей раннего возраста.

Например, мать закрепляет коврик на боковой стенке кроватки и размещая разноцветные съемные нотные знаки на соответствующей ленте 15 информационного носителя (при первом варианте исполнения конструктора), или непосредственно на лицевой поверхности информационного носителя (при втором варианте исполнения конструктора), одновременно пропевает ребенку песенку. Многократное повторение этого упражнения закрепляет у ребенка ассоциативную связь цвета и месторасположения ноты со звуком, что позволяет ему освоить музыкальную грамоту в самом раннем возрасте. Кроме того, данное упражнение способствует развитию у ребенка звуковысотного слуха. Аналогично музыкальная грамотность может осваиваться в любом возрасте. Закрепляя на лицевой поверхности под нотными знаками дополнительные съемные элементы, например, со словами песни, вырабатывают у ребенка устойчивую ассоциативную связь информации дополнительного съемного элемента и звукового сопровождения этой информации, что ускоряет развитие речи ребенка и способствует развитию у ребенка навыков чтения. Следует заметить, что конструктор может крепиться не только на боковой стенке кроватки, но и на любой другой поверхности.

Использование звучащих съемных нотных знаков усиливает ассоциативную связь между местом расположения нотного знака и звуком, а также позволяет ребенку раннего возраста самому воспроизводить желаемые звуки прикосновением к нотному знаку.

Для детей более старшего возраста музыкальный конструктор дает возможность самому набирать музыкальные фразы и проверять их звучание, выполняя роль своеобразного цветомузыкального конструктора с обратной связью, что в наибольшей мере соответствует интерактивному характеру музыкального воспитания.

Коврик может быть любого размера, в том числе его можно сделать с размером, достаточным для размещения его на стене. Ребенок может перемещаться вдоль коврика, дотрагиваясь до соответствующих нот. Ребенка, не умеющего ходить, может перемещать мама с пропеванием ему соответствующих нот. Коврик может размещаться на полу, и ребенок может перемещаться по коврику, как по музыкальной дорожке.

Заявляемая полезная модель может быть изготовлена на швейном предприятии с использованием известных материалов и технологий. При реализации полезной модели могут использоваться различные конструктивные исполнения устройства для воспроизведения звука, в частности можно использовать аналогичные устройства, разработанные для систем мобильной связи. Специалисту в данной области понятно, что могут быть различные модификации предложенного музыкального конструктора без отхода от духа и рамок настоящей полезной модели, определяемых объемом притязаний, изложенных в формуле полезной модели.

1. Интерактивный музыкальный конструктор, содержащий прямоугольный в плане плоский информационный носитель с изображением нотного стана на его лицевой поверхности, съемные нотные знаки, средство фиксации съемных нотных знаков на лицевой поверхности носителя типа "липучки", и присоединенное к нижней кромке носителя средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков, при этом первый элемент "липучки" размещен на тыльной поверхности съемного нотного знака, а второй элемент "липучки" размещен на лентах, закрепленных на лицевой поверхности информационного носителя параллельно линиям нотного стана, отличающийся тем, что плоский информационный носитель, съемные нотные знаки и средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков выполнены из мягкого материала.

2. Конструктор по п.1, отличающийся тем, что плоский информационный носитель выполнен в виде мягкого многослойного коврика, имеющего несущий тыльный слой и присоединенный к нему лицевой слой из декоративного материала, на внешней поверхности которого закреплены указанные ленты, оснащенные первым элементом "липучки".

3. Конструктор по п.2, отличающийся тем, что указанный лицевой слой выполнен из одноцветного материала.

4. Конструктор по п.2, отличающийся тем, что указанный лицевой слой выполнен, по меньшей мере, из семи разноцветных полос, соответствующих цветам радуги, при этом полосы расположены относительно нотного стана так, что каждая полоса соответствует одной из нот гаммы, причем красная полоса расположена внизу на уровне нижнего "до", а фиолетовая - вверху на уровне верхнего "си".

5. Конструктор по п.2, отличающийся тем, что съемные нотные знаки имеют, по меньшей мере, соединенные между собой тыльный и лицевой слои, при этом первый элемент "липучки" закреплен на внешней поверхности тыльного слоя.

6. Конструктор по п.5, отличающийся тем, что полость нотного знака заполнена мягким наполнителем.

7. Конструктор по п.5, отличающийся тем, что указанные тыльный и лицевой слои выполнены из одного материала или из разных материалов, отличающихся цветом и/или органолептическими характеристиками.

8. Конструктор по п.7, отличающийся тем, что нотные знаки выполнены с одноцветным лицевым слоем.

9. Конструктор по п.8, отличающийся тем, что, по меньшей мере, в полости некоторых нотных знаков между тыльным и лицевым слоями размещено устройство для воспроизведения звука, генерирующее одну из нот октавы, или звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты, и срабатывающее при прикосновении к лицевому слою нотного знака.

10. Конструктор по п.7, отличающийся тем, что нотные знаки представляют из себя комплект, по меньшей мере, из семи разноцветных нот, при этом цвет каждой разноцветной ноты совпадает с одним из цветов радуги в соответствии с цветомузыкальным рядом.

11. Конструктор по п.10, отличающийся тем, что, по меньшей мере, в полости некоторых нотных знаков между тыльным и лицевым слоями размещено устройство для воспроизведения звука, генерирующее одну из нот октавы, или звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты, и срабатывающее при прикосновении к лицевому слою нотного знака.

12. Конструктор по п.11, отличающийся тем, что съемные нотные знаки, оснащенные устройством для воспроизведения звука, генерирующим звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты октавы, имеют окраску лицевого слоя на полтона светлее или темнее окраски нотного знака октавы.

13. Конструктор по пп.3 и 4, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными съемными элементами, имеющими меньший размер, чем нотные знаки, на лицевой поверхности которых размещена текстовая информация, и/или изображения любого вида, а на тыльной поверхности закреплен первый элемент "липучки", при этом, по крайней мере, часть лицевого слоя информационного носителя выполнена из материала, одна из сторон которого имеет структуру, соответствующую структуре второго элемента "липучки".

14. Конструктор по п.13, отличающийся тем, что дополнительные съемные элементы имеют иную окраску, и/или форму, и/или органолептические характеристики, чем нотные знаки.

15. Конструктор по п.2, отличающийся тем, что средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков выполнено в виде кассы с отдельными карманами.

16. Конструктор по п.15, отличающийся тем, что касса включает в себя, по меньшей мере, две секции, последовательно расположенные вдоль нижней кромки информационного носителя.

17. Интерактивный музыкальный конструктор, содержащий прямоугольный в плане плоский информационный носитель с изображением нотного стана на его лицевой поверхности, съемные нотные знаки, средство фиксации съемных нотных знаков на лицевой поверхности носителя типа "липучки", при этом первый элемент "липучки" размещен на тыльной поверхности съемного нотного знака, и присоединенное к нижней кромке носителя средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков, отличающийся тем, что плоский информационный носитель, съемные нотные знаки и средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков выполнены из мягкого материала, при этом плоский информационный носитель выполнен в виде многослойного коврика, имеющего несущий тыльный слой и присоединенный к нему лицевой слой из декоративного материала, одна из сторон которого имеет структуру, соответствующую структуре второго элемента "липучки".

18. Конструктор по п.17, отличающийся тем, что указанный лицевой слой выполнен из одноцветного материала.

19. Конструктор по п.17, отличающийся тем, что указанный лицевой слой выполнен, по меньшей мере, из семи разноцветных полос, соответствующих цветам радуги, при этом полосы расположены относительно нотного стана так, что каждая полоса соответствует одной из нот гаммы, причем красная полоса расположена внизу на уровне нижнего "до", а фиолетовая - вверху на уровне верхнего "си".

20. Конструктор по п.17, отличающийся тем, что съемные нотные знаки имеют, по меньшей мере, соединенные между собой тыльный и лицевой слои, при этом первый элемент "липучки" закреплен на внешней поверхности тыльного слоя.

21. Конструктор по п.20, отличающийся тем, что полость нотного знака заполнена мягким наполнителем.

22. Конструктор по п.20, отличающийся тем, что указанные тыльный и лицевой слои выполнены из одного материала или из разных материалов, отличающихся цветом и/или органолептическими характеристиками.

23. Конструктор по п.22, отличающийся тем, что нотные знаки выполнены с одноцветным лицевым слоем.

24. Конструктор по п.23, отличающийся тем, что, по меньшей мере, в полости некоторых нотных знаков между тыльным и лицевым слоями размещено устройство для воспроизведения звука, генерирующее одну из нот октавы, или звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты, и срабатывающее при прикосновении к лицевому слою нотного знака.

25. Конструктор по п.22, отличающийся тем, что нотные знаки представляют из себя комплект, по меньшей мере, из семи разноцветных нот, при этом цвет каждой разноцветной ноты совпадает с одним из цветов радуги в соответствии с цветомузыкальным рядом.

26. Конструктор по п.25, отличающийся тем, что, по меньшей мере, в полости некоторых нотных знаков между тыльным и лицевым слоями размещено устройство для воспроизведения звука, генерирующее одну из нот октавы, или звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты, и срабатывающее при прикосновении к лицевому слою нотного знака.

27. Конструктор по п.26, отличающийся тем, что съемные нотные знаки, оснащенные устройством для воспроизведения звука, генерирующим звук на полтона выше или ниже соответствующей ноты октавы, имеют окраску лицевого слоя на полтона светлее или темнее окраски нотного знака октавы.

28. Конструктор по пп.18 и 19, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными съемными элементами, имеющими меньший размер, чем нотные знаки, на лицевой поверхности которых размещена текстовая информация, и/или изображения любого вида, а на тыльной поверхности закреплен первый элемент "липучки".

29 Конструктор по п.28, отличающийся тем, что дополнительные съемные элементы имеют иную окраску, и/или форму, и/или органолептические характеристики, чем нотные знаки.

30. Конструктор по п.17, отличающийся тем, что средство для хранения неиспользуемых съемных нотных знаков выполнено в виде кассы с отдельными карманами.

31. Конструктор по п.30, отличающийся тем, что касса включает в себя, по меньшей мере, две секции, последовательно расположенные вдоль нижней кромки информационного носителя.



 

Наверх