Блок

 

Блок, применяемый в парусном вооружении и содержащий шкив и механизм стопорения, отличается тем, что, с целью упрощения конструкции и управления механизмом стопорения, повышения надежности, храповой механизм расположен на внешней поверхности шкива между ветвями троса, а собачка храпового механизма взаимодействует с выступами на поверхности ручья, которые одновременно исключают проскальзывание троса по шкиву. При этом движок выключения стопорного механизма установлен между колодкой и щечками с возможностью самоторможения, благодаря наличию у движка плечиков, входящих в клинообразные зазоры между отбуртовкой щечек и поверхностью колодки.

1. Предлагаемый блок относится к дельным вещам парусного вооружения.

2. Известны блоки, применяемые в составе талей грузоподъемных механизмов или для управления парусом в спортивном и туристском судостроении, которые содержат шкив, щеки, распорные втулки и скобу (см., например, на стр.252 в книге Курбатова Д.А. «15 проектов судов для любительской постройки» Л., «Судостроение», 1986). Однако наиболее близкими к технической сущности предлагаемой модели являются блоки, содержащие кроме шкива и щек эксцентриковый стопор (см. стр.253 выше указанного источника) или храповой механизм, препятствующий вращению шкива в одну сторону. Эти блоки позволяют без заметного сопротивления перематывать трос в одном направлении и препятствуют его стравливанию в противоположном направлении (см., например, шведские каталоги WATSKI - www.watski.com и BDTDGDRNDS KATALOG - www.byggplast - batprylar.se).

3. При этом на наружной поверхности шкива выполняются специальные неровности для лучшего сцепления троса со шкивом, а храповой механизм, включающий, как правило, зубчатый ряд на шкиве и собачку, связанную с корпусом, располагается на торцовой или внутренней поверхности шкива.

4. Сущность предлагаемой полезной модели заключается в следующем. С целью упрощения конструкции, повышения надежности и удобства эксплуатации, храповой механизм выполнен снаружи шкива в пространстве между ветвями троса, а собачка храпового механизма взаимодействует с канавками на внешней поверхности шкива. Эти канавки одновременно выполняют функцию удержания троса от стравливания под нагрузкой и являются стопорящим элементом храпового механизма. При этом орган управления храповым механизмом, с помощью которого стопор приводится в действие или отключается, располагается в легко доступном месте симметрично относительно ветвей троса.

5. На фиг.1 и 2 схематично показано устройство предлагаемой полезной модели, где поз.1 обозначен шкив, поз.2 - собачка, поз.3 - пружина, поз.4 - движок выключателя, поз.5 - щечки блока, поз.6 - направляющая и дистанционная колодка.

6. Работает блок следующим образом.

Когда движок 4 выключателя находится в крайнем правом положении, собачка 2, установленная в колодке 6, прижимается пружиной 3 к поверхности шкива, на которой имеются углубления, упирается в одно из углублений и не позволяет вращаться шкиву против часовой стрелки (см. фиг.1). Шкив в свою очередь, благодаря наличию углублений и выступов на беговой дорожке, оказывает повышенное сопротивление скольжению троса, обеспечивая таким образом его стопорение. При перемещении движка в крайнее левое положение он, воздействуя на хвостовик собачки 2, выводит собачку из контакта со шкивом и шкив беспрепятственно вращается в обе стороны. Надежная фиксация движка в крайних положениях соответствующих включенному и отключенному режиму стопорения обеспечивается благодаря заклиниванию в этих положениях плечиков движка между поверхностью колодки 6 и отбуртовкой щечек 5 (см. фиг.2), так как отбуртовка на щечках выполнена с небольшими уклонами по отношению к поверхности колодки в направлении от среднего положения к крайнему левому и правому положению движка.

7. Предлагаемая полезная модель блока позволяет упростить конструкцию за счет совмещения углублениями на беговой поверхности шкива функции стопорения троса и функции стопорения шкива, в то время, как в известных устройствах, кроме неровностей на беговой поверхности шкива, необходимых для создания сопротивления скольжению троса, выполняются специальные зубцы или иные поверхности для сцепления с собачкой или роликами механизма, стопорящего шкив относительно корпуса блока. Кроме того в предложенной модели облегчается по сравнению с аналогами включение и отключение стопорящего механизма и повышается надежность фиксации переключателя, благодаря рациональному расположению переключателя в легко доступном месте между ветвями троса, в то время как в существующих

конструкциях этот переключатель находится, как правило, на боковой поверхности блока, которая в процессе эксплуатации не всегда занимает положение обращенное к пользователю, а также благодаря самоторможению переключателя в крайних положениях.

1. Блок, содержащий шкив и механизм стопорения, отличающийся тем, что храповой механизм расположен на внешней поверхности шкива между ветвями троса, а собачка храпового механизма взаимодействует с выступами на поверхности ручья, которые одновременно исключают проскальзывание троса по шкиву.

2. Блок по п.1, отличающийся тем, что движок выключения топорного механизма установлен между колодкой и щечками с возможностью самоторможения, благодаря наличию у движка плечиков, входящих в клинообразные зазоры между отбуртовкой щечек и поверхностью колодки.



 

Похожие патенты:
Наверх