Гусеничная цепь транспортного средства высокой проходимости

 

Решение относится к транспортному машиностроению, в частности, к гусеничным движителям снегоболотоходных машин многоцелевого назначения, предназначенных для эксплуатации в различных условиях, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью. Предложено звенья гусеничной цепи выполнять из помещенного в эластичный материал с резинокордными слоями металлического каркаса из втулок, проходящих через все звено, отходящих от них пластин, образующих гребень, а также краевых пластин, резинометаллический шарнир - в виде пропущенного через втулки пальца обрезиненного несимметричными кольцами, а замки снабжены центральным отверстием для крепления кронштейна уширителя. Такое выполнение повышает экологичность гусеничной цепи, снижает металлоемкость и повышает надежность и долговечность гусеничной цепи.

Решение относится к транспортному машиностроению, в частности к гусеничным движителям снегоболотоходных машин многоцелевого назначения, предназначенных для эксплуатации в различных условиях, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью.

Известен Гусеничный движитель транспортного средства (по свидетельству РФ №18166, Кл. В 62 D 55/26 от 27.05.2001 г), содержащий металлические звенья и прикрепленные вдоль крыльев звена посредством соединительных элементов уширители, выполненные из эластичного материала армированного кордом, резьбовые крепежные отверстия расположены внутри основания уширителей.

Однако это решение имеет недостатки:

- металлические звенья - вредное воздействие на грунт, в частности, на растительный покров, способствующее его разрушению (потеря экологичности движителя);

- значительная металлоемкость гусеничной цепи.

В качестве прототипа принята гусеничная цепь (по пат. РФ №2152324, кл. В 62 D 55/21, 1998 г.), содержащая звенья с гребнями и пальцами, соединенными замками при помощи резинометаллических шарниров, выполненных в виде втулок для пальцев, на каждом звене размещено по четыре пальца, выполненных за одно целое со звеном.

Прототип имеет те же недостатки, что и аналог: вредное воздействие на грунт и растительный покров металлических звеньев; значительная металлоемкость гусеничной цепи. Кроме того, выполнение резинометаллического шарнира в замках незначительной поверхности соприкосновения пальцев с выступами и звеном ограничивает надежность и долговечность гусеничной цепи.

Эти недостатки устраняются предлагаемым решением.

Решаемая задача - совершенствование конструкции гусеничной цепи.

Технический результат - повышение экологичности, снижение металлоемкости и повышение надежности и долговечности гусеничной цепи.

Этот технический результат достигается тем, что в гусеничной цепи транспортного средства высокой проходимости, содержащей звенья с гребнями, резинометаллические шарниры, замки, одеваемые на выступающие концы пальцев соседних звеньев, элементы крепления: пальцы, цевки, болты, шайбы, звенья выполнены из помещенного в эластичный материал с резинокордными слоями металлического каркаса из втулок, проходящих через все звено, отходящих от них пластин, образующих гребень а также краевых пластин, резинометаллический шарниров виде пропущенного через втулки пальца, обрезиненного несимметричными кольцами, а замки снабжены центральным отверстием для крепления кронштейна уширителя.

Экологичность гусеничной цепи достигается за счет использования эластичной подошвы звеньев, снижающих воздействия гусениц на грунт; металлический каркас из втулок, пластин и гребней обеспечивают жесткость и прочность звена; резинометаллический шарнир в виде пропущенного через втулки пальца с навулканизированными на него резиновыми кольцами исключает трение металла по металлу за счет внутреннего трения во втулке, возникающее вследствие деформации концентрического сдвига в пальце при относительном повороте траков, что повышает надежность и долговечность гусеничной цепи. Асимметричное положение шарнира гусеничной цепи по высоте трака (в поперечном сечении фиг.3) обеспечивают гусенице повышенную одностороннюю жесткость, снижая давление на почву под опорными катками машины и улучшая ее проходимость.

Возможность установки уширителей, широко известных к гусеничных движителях вездеходных машин (см., например, вышеупомянутое свидетельство на полезную модель №18166, В 62 Д 55/26, 2001 г.) через кронштейн, соединенный замком, позволяет обеспечить тягово-сцепные качества гусеничной машины.

Предлагаемая гусеничная цепь приведена на чертежах:

на фиг.1 - вид спереди; на фиг.2 - вид сверху; на фиг.3 - разрез А-А на фиг.1.

Звенья 1 гусеничной цепи представляют собой каркасную конструкцию, состоящую из краевых соединительных пластин 2, втулок 3, 4 и пластин центрального полого гребня 5, залитую в эласто-кордовую оболочку (обрезиненных, например, эластичным материалом с резинокордными слоями 6 кроме рабочих поверхностей гребня) таким образом, что сверху звена образуется беговая дорожка 7 для катка, снизу - грунтозацеп 8. В отверстия втулок 3, 4 звена 1 запрессовываются металлические пальцы 9 шестигранного сечения, обрезиненные кольцами 10 несимметричного профиля, образуя параллельный резинометаллический шарнир, и удерживаются во втулках звеньев за счет преднатяга резины, не требуя дополнительного стопорения от осевого перемещения.

Звенья гусениц с запрессованными в них пальцами соединяются между собой цевочными замками 11 с шестигранными отверстиями, которые одеваются на выступающие из звеньев шестигранные концы пальцев 9 и служат для соединения звеньев в цепь и зацепления с зубчатыми венцами ведущих колес. Такое соединение звеньев предотвращает проворот замков 11 относительно пальцев 9 и повышает долговечность конструкции в целом.

Уширители 12 (фиг.2) изготовлены из эластичного материала, армированного слоями корда. Опорная поверхность уширителя имеет развитый грунтозацеп.

Кронштейны 13 уширителей крепятся к замкам 11 болтами 14 со стопорными шайбами через центральное отверстие в замке 11.

Уширитель 12 крепится к кронштейну 13 с проушинами пальцем 15, входящим в отверстия проушин. Проточка в пальце 15 обеспечивает надежность крепления уширителя за счет предварительного натяга. Такое соединение не требует дополнительного стопорения, обеспечивает простоту

крепления, надежность, работоспособность, а также снижает материалоемкость конструкции.

При движении транспортного средства по твердой опорной поверхности гусеничная цепь может быть использована без уширителей.

Звено гусеничной цепи изготавливают следующим образом: сварной каркас из втулок 3, 4, пластин 2 и 5 заполняют резинокордной смесью и выпекают в прессформе в соответствии с существующими технологиями на изготовление. Полученные таким образом звенья собирают в гусеничную цепь. В проушины, образованные втулками 3, 4 запрессовывают пальцы 9. При этом несимметричные кольца подвергаются значительному радиальному сжатию, а при движении гусеничной цепи - одностороннему сжатию от усилий, передаваемых гусеницей.

При движении транспортного средства по бездорожью эластичные звенья 1 (при необходимости с уширителями 12) не повреждают поверхности и травяной покров, одновременно обладая высоким сцеплением с поверхностью.

При движении транспортного средства по деформируемому полотну пути (грунтам с низкой несущей способностью) для повышения тягово-сцепных свойств транспортного средства, снижения среднего давления движителя на грунт используется гусеничная цепь с уширителями, опорная поверхность которых имеет развитый грунтозацеп.

Гусеничная цепь транспортного средства высокой проходимости, содержащая звенья с гребнями, резинометаллические шарниры, замки, одеваемые на выступающие концы пальцев соседних звеньев, элементы крепления: пальцы, цевки, болты шайбы, отличающаяся тем, что, звенья выполнены из помещенного в эластичный материал с резинокордными слоями металлического каркаса из втулок, проходящих через все звено, отходящих от них пластин, образующих гребень, а также краевых пластин, резинометаллический шарнир - в виде пропущенного через втулки пальца обрезиненного несимметричными кольцами, а замки снабжены центральным отверстием для крепления кронштейна уширителя.



 

Наверх