Малогабаритный всесезонный универсальный гусеничный вездеход

 

Полезная модель относится к транспортным средствам и представляет собой малогабаритный, всесезонный плавающий, гусеничный вездеход, содержащий герметичный кузов, в котором расположены: пассажирский отсек, моторный отсек, грузовой отсек, гусеничные движители, расположенные по обеим сторонам герметичного кузова; силовую установку; подвеску, поворотный механизм, приводную передачу, органы управления, в котором: герметичный кузов представляет собой стальной сварной каркас, установленный внутрь герметичной сварной алюминиевой лодки и закрытый верхней частью, изготовленной из композиционного материала, по всем поверхностям кузова уложена теплошумоизоляция толщиной 50 мм, снаружи по периметру кузов защищен от мелких повреждений привальным брусом, изготовленным из полированной трубы из нержавеющей стали; топливный бак, расположенный под креслом водителя, имеет устройство предотвращающее осушение топливозаборника при больших кренах вездехода, в качестве средства непотопляемости вездехода при преодолении крупных водоемов и возможных волн по бортам вездехода предусмотрены съемные надувные баллоны. Вся конструкция вездехода подчинена задаче надежного передвижения в условиях бездорожья, с достаточным комфортом для водителя и пассажиров за счет использования только проверенных, хорошо себя зарекомендовавших конструктивных решений, узлов, агрегатов. Вездеход может использоваться в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики и социальной сферы. Все детали и узлы машины изготавливаются с использованием станков с числовым программным управлением, и по оснастке, что снижает вероятность влияния человеческого фактора на появление брака.

Полезная модель относится к транспортным средствам и представляет собой малогабаритный, всесезонный, универсальный, гусеничный вездеход (далее - вездеход), который может использоваться в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики и социальной сферы для передвижения по дорогам общего пользования, по бездорожью, а также, по воде и является промышленно применимой моделью.

Известен легкий двухколесный вездеход, который содержит двигатель, трансмиссию, ведущие колеса и незакрытый кузов и в котором колеса состоят из обода сварной конструкции, выполненного в виде двух колец, соединенных между собой ложементами и спицами со ступицей, а шины состоят из камер с давлением воздуха в них до 0,02 МПа, покрышек и грунтозацепов, закрепленных на ложементах и удерживающих покрышку на камере (1. Иванов Н.А. Легкий колесный вездеход. Патент 91937 по заявке 2009140955 от 05.11 2009 г.).

Известна полезная модель (2. Котляренко В.И., Глинка А.А., Волобуев Е.Ф., Фрумкин К.А. Шасси вездехода. Патент 17485 по заявке 2000126633 от 27.10 2000 г.), содержащая раму с подвешенными на ней ведущими мостами, которые имеют центральный редуктор с передаточным числом в пределах 4,5-5,2 и колесные редукторы с передаточным числом в пределах 1,8-2,0, при этом отношение передаточных чисел центрального редуктора и колесного редуктора находится в пределах 2,3-2,7.; ведущие мосты содержат комбинацию конического центрального редуктора со спиральными зубьями семейства автомобилей УАЗ-31512 или автомобиля УАЗ-3160 и колесных редукторов с внутренним зацеплением зубьев автомобиля УАЗ-3151.

Известна полезная модель (3. Пелецкий В.В., Трешин Р.В. Снегоболотоход на гусеничном ходу 98710 по заявке 2010124335 от 17.06.2010 г.) снегоболотохода на гусеничном ходу, который содержит двигательную установку с двигателем внутреннего сгорания, вспомогательное оборудование двигательной установки, средства рулевого управления, гусеничный движитель, сварной корпус со встроенной силовой рамой, в котором носовые части корпуса и гусеничного движителя образуют единую поверхность, нависающую над поверхностью движения снегоболотохода, корпус выполнен герметичным с образованием водоизмещающей полости и расположением двигательной установки в хвостовой части, при этом гусеничный движитель расположен на жесткой раме с расположением приводных валов в его передней верхней части и с уменьшением высоты от носовой к хвостовой части снегоболотохода, в хвостовой части корпуса снегоболотохода расположены средства установки подвесного лодочного мотора и снегоболотоход имеет регулируемый по высоте фальшпол, образующий в поднятом положении плоскую площадку, а днище несущего корпуса выполнено полностью ровным.

Длительное использование указанных транспортных средств невозможно в силу полного отсутствия комфорта, а, соответственно, и преодоления больших расстояний (после однодневного использования снегохода человек теряет 3-5 кг веса, а при использовании тяжелых гусеничных машин зафиксированы случаи потери слуха и заболевания ревматизма у механиков-водителей).

Наиболее близкой по совокупности существенных признаков является полезная модель «Гусеничный плавающий вездеход», содержащая герметичный корпус, в котором расположены: пассажирский отсек, моторно-трансмиссионный отсек, грузовой отсек; с гусеничными движителями, расположенными по обеим сторонам герметичного корпуса; с силовой установкой, дифференциалом, приводной карданной передачей и в которой силовая установка, размещенная в задней части герметичного корпуса, расположена поперечно продольной оси вездехода, а грузовой отсек расположен над моторно-трансмиссионным отсеком; в которой поворот во время движения осуществляется торможением с помощью одного из гусеничных движителей при помощи гидравлического привода с главными цилиндрами, связанными и приводимыми в движение рулевой рейкой, приводимой в движение от рулевого колеса, гусеничный движитель содержит опорные катки, попарно соединенные в балансирное устройство, опирающиеся своей центральной частью на рычаг торсиона подвески. (4. Зарипов И.М. U 1. 122069 от 24.04.2012. Гусеничный плавающий вездеход).

Задача предлагаемой полезной модели - создание надежного для передвижения в условиях бездорожья, в том числе, водных преград, универсального транспортного средства.

Поставленная задача решается за счет того, что в гусеничном вездеходе, содержащем герметичный кузов, в котором расположены: пассажирский отсек, моторный отсек, грузовой отсек; гусеничные движители, расположенные по обеим сторонам герметичного кузова; силовую установку; подвеску; поворотный механизм; приводную передачу; органы управления - герметичный кузов представляет собой стальной сварной каркас, установленный внутрь герметичной сварной алюминиевой лодки и закрытый верхней частью, изготовленной из композиционного материала, по всем поверхностям кузова уложена теплошумоизоляция толщиной 50 мм, снаружи по периметру кузов защищен от мелких повреждений привальным брусом, изготовленным из полированной трубы из нержавеющей стали, при этом, конструкция вездехода предусматривает возможность изготовления теплоизолированного кузова с жестким верхом и двойным остеклением для использования в арктических регионах.

Кроме того, высокая надежность вездехода обеспечена за счет большого запаса топлива в топливном баке, расположенного под креслом водителя и имеющего устройство, которое предотвращает осушение топливозаборника при больших кренах вездехода.

Для надежного преодоления крупных водоемов и возможных волн в качестве средства непотопляемости по бортам вездехода предусмотрены съемные надувные баллоны.

Краткое описание чертежа

Конструкция вездехода, схематическое изображение которого приведено на фиг., содержит кузов (1), привальный брус (2), двигатель с автоматической коробкой передач (3), гусеницу (4), подвески на индивидуальных пружинно-амортизационных стойках (5), кресла (6), механизм управления поворотом (7) с рулевым управлением (8).

Предлагаемая модель вездехода является транспортным средством, выполняющим конкретные транспортные задачи в тяжелых условиях, где вся конструкция подчинена задаче надежного передвижения в условиях бездорожья и по воде.

Вездеход занимает промежуточное положение между вездеходами особо малого класса, имеющими очень ограниченное практическое применение и большими гусеничными вездеходами, как правило, изначально военного назначения, имеющими габаритные ограничения и экономическую неэффективность в силу своих размеров и веса.

Новыми признаками заявляемой модели вездехода являются: герметичный кузов, топливный бак, съемные надувные баллоны.

Проведенный обширный анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что аналог, характеризующийся признаками тождественными существенным признакам заявленного технического решения, не обнаружен.

Таким образом, сопоставительный анализ предлагаемого технического решения и выбранного из выявленных аналогов прототипа позволил установить наличие отличительных признаков в заявляемом решении, изложенных в формуле полезной модели, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию «новизна».

В первую очередь, при конструировании данной модели было обращено внимание на кузов (1) вездехода, который конструктивно, представляет собой стальной сварной каркас, установленный внутрь герметичной сварной алюминиевой лодки и закрытый верхней частью, изготовленной из композиционного материала. По всем поверхностям кузова уложена теплошумоизоляция толщиной 50 мм. По периметру кузов защищен от мелких повреждений привальным брусом (2), изготовленным из полированной трубы из нержавеющей стали.

Предусмотрены различные комплектации вездехода в зависимости от задач и региона использования: от открытой (на фиг.) или тентованной модификации до теплоизолированного кузова с жестким верхом и двойным остеклением для арктических регионов. Опциональный, жесткий, утепленный верх кузова и отопитель, который может быть установлен в пассажирском салоне, создают большую автономность и расширяют сферу использования в качестве транспортного средства в районах с холодным климатом и преобладанием бездорожья (снег, тундра) и существенно повышают выживаемость экипажа.

Отопитель, при необходимости, подключается к силовому агрегату (3), в качестве которого установлены дизельные двигатели фирмы OED ENGINE, моделей OED383 (1,5 литра) и OED483 (2,0 литра). Это современные турбонаддувные дизели, разработанные итальянской фирмой VM MOTORI, сочетающие в себе высокие мощностные параметры и экономичность с малым весом. Максимальная скорость, развиваемая вездеходом - 45 км/час, максимальная скорость конструктивная - 84 км/час.

Высокая надежность вездехода обеспечена большим запасом топлива (120 литров) в топливном баке (топливный бак располагается под креслом водителя), имеющего устройство, предотвращающее осушение топливозаборника при больших кренах с малым остатком топлива в баке. Для сравнения у вездехода ARGO (Канада) объем бензобака составляет 27 л и отсутствует устройство для противоосушения.

Преодолеваемый подъем полезной модели - 45°, угол бокового опрокидывания - 40°.

Для надежного преодоления крупных водоемов и возможных волн в качестве средства непотопляемости по бокам вездехода предусмотрены съемные надувные баллоны.

Управление вездеходом осуществляется тремя основными органами - педалью акселератора, педалью тормоза и штурвалом в виде рулевого колеса. Штурвал обеспечивает поворот машины и объединяет в себе две функции - разрыв потока мощности на отстающую гусеницу и торможение отстающего борта. Управление этими функциями осуществляется последовательно в соответствии с углом поворота штурвала. При повороте штурвала сначала происходит отключение бортового фрикциона, что приводит к прекращению подачи крутящего момента на соответствующий борт. Машина начинает плавный поворот из-за сопротивления качению и перематыванию отключенной гусеницы. При дальнейшем повороте штурвала происходит необходимое затормаживание отключенной гусеницы вплоть до полной ее остановки и развороту машины вокруг заторможенной гусеницы. Управление отключением и затормаживанием борта осуществляется специальным кулачковым механизмом, приводящим в действие управляющие гидроцилиндры. Специальный профиль кулачков позволяет получить нужную зависимость радиуса поворота от угла поворота штурвала и усилия на нем. Подобная схема управления позволяет свести к минимуму необходимые управляющие воздействия со стороны водителя, сделать управление комфортным и интуитивно понятным.

Таким образом, надежность вездехода обеспечена широко применяемыми современными материалами и узлами, а в жизненно важных местах применены простые и проверенные технические решения с гарантированным запасом прочности. Вместе с тем, конструкция машины очень проста и достаточно консервативна. Это вызвано тем, что вездеходы зачастую эксплуатируются в условиях, где отказ техники может привести к серьезным последствиям, вплоть до гибели экипажа.

Использование в конструкции всех признаков формулы позволяет достичь желаемого результата, а именно: повысить надежность вездехода. Технический результат достигнут.

Вездеход может быть изготовлен на известном современном оборудовании с использованием современных материалов и технологий.

Данная полезная модель, благодаря наличию защиты экипажа от непогоды (в виде тента или жесткого верха), является альтернативой снегоходам и квадроциклам.

Опциональный, жесткий, утепленный верх кузова и отопитель создают большую автономность и расширяют сферу использования в качестве транспортного средства в районах с холодным климатом и преобладанием бездорожья (снег, тундра, пустыня) и существенно повышают выживаемость экипажа.

Конструкция снегоходной модификации не исключает возможности летней эксплуатации вездехода, что совершенно недостижимо для обычных снегоходов.

Малогабаритный всесезонный универсальный гусеничный вездеход, содержащий герметичный кузов, в котором расположены пассажирский отсек, моторный отсек, грузовой отсек, а также гусеничные движители, расположенные по обеим сторонам герметичного кузова, силовую установку, подвеску, поворотный механизм, приводную передачу, отличающийся тем, что герметичный кузов вездехода представляет собой стальной сварной каркас, установленный внутрь герметичной сварной алюминиевой лодки и закрытый верхней частью, изготовленной из композиционного материала, а по всем поверхностям кузова уложена теплошумоизоляция толщиной 50 мм, снаружи по периметру кузов вездехода имеет привальный брус из полированной трубы из нержавеющей стали; топливный бак расположен под креслом водителя и имеет устройство предотвращающее осушение топливозаборника при больших кренах вездехода, а по бокам вездеход имеет съемные надувные баллоны.



 

Наверх