Электровентилятор с кожухом и добавочным резистором

 

Полезная модель относится к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использована в конструкции электровентилятора с кожухом и добавочным резистором, предназначенного для внешнего обдува жидкостного радиатора ДВС с различными режимами скорости вращения крыльчатки электровентилятора. Электровентилятор с кожухом 1 и добавочным резистором 2 содержит электродвигатель 3 с крыльчаткой 4, закрепленный в кольцеобразном кожухе 1, снабженном внутренними средствами установки электродвигателя и внешними крепежными петлями 5. Добавочный резистор 2, включающий в себя основание 10 и резистивный элемент 11, установлен с внешней стороны кожуха 1 в специальном гнезде 12. Гнездо 12 добавочного резистора 2 образовано на внешней стороне кожуха 1 в виде выступа и снабжено сквозной полостью 13, сообщающейся с внутренней полостью кожуха 1. Гнездо 12 и его полость 13 расположены наклонно, в предпочтительном варианте выполнения полость 13 гнезда 12 добавочного резистора 2 обращена под углом в сторону набегания воздушного потока от крыльчатки 4 электровентилятора.

Полезная модель относится к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использована в конструкции электровентилятора с кожухом и добавочным резистором, предназначенного для внешнего обдува жидкостного радиатора ДВС с различными режимами скорости вращения крыльчатки электровентилятора.

Известен электровентилятор с кожухом, описанный в заявке ФРГ №3900125 на изобретение (публ. 05.07.1990 г.), где электровентилятор, состоящий из электродвигателя и крыльчатки, расположен в полости кожуха, формирующего патрубок выхода воздушного потока, создаваемого крыльчаткой при ее вращении. Для изменения скорости электродвигателя и, соответственно, скорости воздушного потока, создаваемого крыльчаткой электровентилятора, в цепь электропитания электродвигателя может быть подключен резистивный элемент. В описываемой конструкции резистивный элемент расположен в отдельном корпусе с выводами, образуя совокупностью всех элементов добавочный резистор. Добавочный резистор размещен на внешней поверхности кожуха.

В рассмотренной конструкции добавочный резистор имеет значительные габариты из-за необходимости ограничения температуры нагрева при прохождении электрического тока через резистивный элемент. Габариты электровентилятора с кожухом, на котором закреплен добавочный резистор, также увеличены.

Известен патент США №4935717 (публ. 19.06.1990 г.), описывающий электровентилятор с кожухом, где электровентилятор, состоящий из электродвигателя и крыльчатки, также расположен в полости кожуха, формирующего патрубок выхода воздушного потока, создаваемого крыльчаткой при ее вращении. Добавочный резистор, содержащий резистивный элемент в

корпусе и крышку-радиатор с ребрами охлаждения, установлен в патрубке выхода полости кожуха в зоне прохождения воздушного потока от крыльчатки электровентилятора. Ребра охлаждения при этом ориентированы вдоль воздушного потока.

Охлаждение резистивного элемента в описанной конструкции более эффективно, однако расположение добавочного резистора внутри патрубка выхода препятствует прохождению воздушного потока, поэтому необходимы дополнительные мероприятия для сохранения производительности электровентилятора. Кроме того, наличие устройства, препятствующего прохождению воздушного потока, при определенных условиях вызывает появление дополнительных акустических сигналов, повышающих уровень шума от устройства в целом.

Наиболее близким решением является электровентилятор с кожухом и добавочным резистором, описанный в заявке ЕПВ №0363191 (публ. 11.04.1990 г.). Электровентилятор, состоящий из электродвигателя и крыльчатки, расположен в полости кожуха, формирующего патрубок выхода воздушного потока, создаваемого крыльчаткой при ее вращении. Добавочный резистор, содержащий резистивный элемент на плоской подложке и основание, установлен на кожухе так, что подложка с резистивным элементом располагается в полости кожуха, а именно, в патрубке выхода воздушного потока от крыльчатки электровентилятора. Основание добавочного резистора расположено снаружи кожуха и крепится к его наружной поверхности. Подложка с резистивным элементом расположена в полости кожуха таким образом, что плоскость подложки практически параллельна направлению воздушного потока от крыльчатки электровентилятора.

Сопротивление воздушному потоку в описанной конструкции снижено, поскольку в зоне воздушного потока расположена незначительная часть добавочного резистора, развернутая к воздушному потоку профилем наименьшего сечения.

Тем не менее, подложка с резистивным элементом является препятствием для воздушного потока, хотя и менее значительным.

Задачей полезной модели является создание электровентилятора с кожухом и добавочным резистором, в котором минимизировано сопротивление воздушному потоку, создаваемому крыльчаткой электровентилятора.

Указанная задача для электровентилятора с кожухом и добавочным резистором, содержащего электродвигатель с крыльчаткой, закрепленный в кожухе, выполненном кольцеобразным и снабженном внутренними средствами установки электродвигателя и внешними крепежными петлями, причем добавочный резистор, включающий в себя основание и резистивный элемент, установлен с внешней стороны кожуха, решается тем, что на внешней стороне кожуха образовано гнездо добавочного резистора в виде выступа, снабженное сквозной полостью, сообщающейся с внутренней полостью кожуха, причем гнездо и его полость расположены наклонно, резистивный элемент установлен в полости гнезда, а основание добавочного резистора закреплено на гнезде со стороны входа в его полость.

Крыльчатка выполнена преимущественно многолопастной, с кольцевым бандажом по торцам лопастей.

Внутренние средства установки электродвигателя образованы, как правило, кольцеобразным кронштейном, на котором закреплен электродвигатель, и крепежными балками, связывающими кольцеобразный кронштейн с кожухом.

Резистивный элемент добавочного резистора выполнен предпочтительно в виде проволочной спирали.

На основании добавочного резистора может быть установлен биметаллический предохранитель.

Гнездо добавочного резистора выполнено преимущественно отдельной деталью.

Полость гнезда добавочного резистора обращена под углом, как правило, в сторону набегания воздушного потока от крыльчатки электровентилятора.

На поверхности гнезда добавочного резистора может быть установлена колодка электрического разъема с контактами.

Приведенная совокупность признаков в сравнении с известным уровнем техники позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения условию «новизна».

Полезная модель поясняется следующими чертежами: на фиг.1 представлен электровентилятор с кожухом и добавочным резистором, вид по оси ротора электродвигателя; на фиг.2 изображен электровентилятор с кожухом и добавочным резистором, вид перпендикулярно оси ротора электродвигателя с разрезом по кожуху; на фиг.3 показано гнездо с установленным в нем добавочным резистором в поперечном разрезе; на фиг.4 показано гнездо без добавочного резистора в продольном разрезе.

Электровентилятор с кожухом 1 и добавочным резистором 2 содержит электродвигатель 3 с крыльчаткой 4, закрепленный в кольцеобразном кожухе 1, снабженном внутренними средствами установки электродвигателя и внешними крепежными петлями 5. Крыльчатка 4, создающая аксиальный воздушный поток, выполнена преимущественно многолопастной, с кольцевым бандажом 6 по торцам лопастей 7. Внутренние средства установки электродвигателя 3 могут быть образованы кольцеобразным кронштейном 8, на котором в трех точках закреплен электродвигатель 3, и крепежными балками 9, связывающими кольцеобразный кронштейн 8 с кожухом 1. Кожух 1, кольцеобразный кронштейн 8 и крепежные балки 9 выполнены, в частности, одной деталью литьем из пластмассы. Добавочный резистор 2, включающий в себя основание 10 и резистивный элемент 11, установлен с внешней стороны кожуха 1 в специальном гнезде 12. Гнездо 12 добавочного резистора 2 образовано на внешней стороне кожуха 1 в виде выступа и снабжено сквозной полостью 13, сообщающейся с внутренней полостью кожуха 1. Гнездо 12 может быть выполнено отдельной деталью. Гнездо 12 и его полость 13 расположены наклонно, в предпочтительном варианте выполнения полость 13 гнезда 12 добавочного резистора 2 обращена под углом в сторону набегания воздушного потока от крыльчатки 4 электровентилятора.

Резистивный элемент 11, выполненный, как правило, в виде проволочной спирали, установлен в полости 13 гнезда 12, а основание 10 добавочного резистора 2 закреплено на гнезде 12 со стороны внешнего входа в его полость

13. На основании 10 добавочного резистора 2 может быть установлен биметаллический предохранитель 14, а на поверхности гнезда 12 добавочного резистора 2 закреплена колодка 15 электрического разъема с контактами.

Для перехода на пониженную скорость вращения крыльчатки 4 электровентилятора в цепь питания электродвигателя 3 включают резистивный элемент 11 добавочного резистора 2, который нагревается при прохождении через него электрического тока. Периферийный поток воздуха, образованный по границе основного потока, создаваемого крыльчаткой 4 и ограниченного бандажом 6 лопастей 7, проходит вдоль кожуха 1, в том числе и в зазоре между бандажом 6 и внутренней поверхностью кожуха 1. Этот поток частично заходит в полость 13 гнезда 12 добавочного резистора 2 и охлаждает его резистивный элемент 11.

Таким образом, создан электровентилятор с кожухом и добавочным резистором, в котором минимизировано сопротивление воздушному потоку, создаваемому крыльчаткой электровентилятора.

1. Электровентилятор с кожухом и добавочным резистором, содержащий электродвигатель с крыльчаткой, закрепленный в кожухе, выполненном кольцеобразным и снабженном внутренними средствами установки электродвигателя и внешними крепежными петлями, причем добавочный резистор, включающий в себя основание и резистивный элемент, установлен с внешней стороны кожуха, отличающийся тем, что на внешней стороне кожуха образовано гнездо добавочного резистора в виде выступа, снабженное сквозной полостью, сообщающейся с внутренней полостью кожуха, причем гнездо и его полость расположены наклонно, резистивный элемент установлен в полости гнезда, а основание добавочного резистора закреплено на гнезде со стороны входа в его полость.

2. Электровентилятор по п.1, отличающийся тем, что крыльчатка выполнена многолопастной, с кольцевым бандажом по торцам лопастей.

3. Электровентилятор по п.1, отличающийся тем, что внутренние средства установки электродвигателя образованы кольцеобразным кронштейном, на котором закреплен электродвигатель, и крепежными балками, связывающими кольцеобразный кронштейн с кожухом.

4. Электровентилятор по п.1, отличающийся тем, что резистивный элемент добавочного резистора выполнен в виде проволочной спирали.

5. Электровентилятор по п.1, отличающийся тем, что на основании добавочного резистора установлен биметаллический предохранитель.

6. Электровентилятор по п.1, отличающийся тем, что гнездо добавочного резистора выполнено отдельной деталью.

7. Электровентилятор по п.1, отличающийся тем, что полость гнезда добавочного резистора обращена под углом в сторону набегания воздушного потока от крыльчатки электровентилятора.

8. Электровентилятор по п.1, отличающийся тем, что на поверхности гнезда добавочного резистора установлена колодка электрического разъема с контактами.



 

Наверх