Двухгусеничное транспортное средство

 

Заявитель предложил конструкцию двухгусеничного транспортного средства, содержащего корпус, гусеничные движители с ведущими колесами, установленными на корпусе и направляющими колесами, установленными на продольных балансирах, снабженных приводами их поворота. Отличительной особенностью устройства является то, что ведущие колеса установлены в средней части корпуса с возможностью их взаимодействия с внешней поверхностью гусеничного обвода в середине его верхней ветви, а корпус снабжен спорно-поддерживающими катками, попарно размещенными внутри каждого гусеничного обвода, примыкающими к ведущему колесу и формирующими дугу охвата гусеничными обводами ведущего колеса. При этом на балансирах размещены дополнительные опорные катки, а на корпусе между спорно-поддерживающими катками также установлены дополнительные опорные катки. Зацепы ведущих колес размещены с возможностью взаимодействия с грунтозацепами гусеничных обводов. Величина дуги охвата верхней ветвью гусеничного обвода опорно-поддерживающих катков при крайнем нижнем положении поворотных балансиров, составляет не менее 90°.

Полезная модель относится к транспортным средствам на гусеничном ходу, содержащим ходовую часть с возможностью управления положением шасси воздействием на подвеску для изменения параметров проходимости.

Известны двухгусеничные транспортные средства, например, танки [1] Гусеничный движитель используется в них для повышения опорной и профильной проходимости по сравнению, например, с колесным. Гусеничный двигатель состоит из корпуса на котором установлены на балансирной подвеске опорные катки, направляющие колеса и ведущие колеса, охваченные гусеничными обводами.

К одному из недостатков упомянутого движителя относится недостаточная поворачиваемость гусеничной машины при больших соотношениях базы (длины опорной части нижней ветви гусеницы) к колее машины (расстоянию между гусеницами). Кроме того, возможности поворота машины снижены в стесненных условиях.

Известны гусеничные движители с изменяемой геометрией. Например, в патентах США №4746977[2] и №4932831[3] описаны конструкции транспортных роботов, разработанных фирмой REMOTEC, США.

Гусеничная ходовая часть у них состоит из шести гибких гусеничных лент, внутри которых размещены ведущие колеса, установленные на корпусе транспортного средства. Направляющие колеса установлены на свободных концах четырех продольных балансиров, другие концы которых установлены соосно осями ведущих колес.

При повороте балансиры поднимаются вверх, уменьшая опорную базу машины и ее продольные размеры. Это существенно улучшает поворачиваемость машины.

Однако гусеничные движители с внутренним зацеплением подвержены опасности попадания посторонних предметов, грунта между ведущими колесами и гусеницей, что ведет к заклиниванию или спаданию последней.

Этот недостаток устранен в гусеничном движителе [4] в котором зацепление ведущего колеса с гусеницей проходит снаружи в центральной части верхней ветви гусеницы. Форма гусеницы удерживается с помощью специальных направляющих. Недостаток устройства в большей силе трения внутри направляющей гусеничной ленты.

Анализ приведенных конструкций приводит к выводу, что наиболее близким по своей сущности к заявляемому является изобретение по патенту США №4932831, которое может служить прототипом.

Задачей, решаемой предлагаемым устройством является улучшение условий поворачиваемости машины в стесненных условиях и уменьшение вероятности заклинивания гусеничного движителя.

Поставленная задача решается тем, что в двухгусеничном транспортном средстве, содержащем корпус, гусеничные движители с ведущими колесами, установленными на корпусе и направляющими колесами, установленными на продольных балансирах, снабженных приводами их поворота, ведущие колеса установлены на корпусе транспортного средства снаружи гусениц с возможностью зацепления со средней частью верхней ветви гусеницы, а корпус снабжен опорно-поддерживающими катками, попарно размещенными внутри каждого гусеничного обвода, примыкающими к ведущему колесу и формирующими дугу охвата гусеничными обводами ведущего колеса.

На фиг.1, 2 изображены общие виды гусеничного транспортного средства, а на фиг.3 схема работы гусеничной ветви.

Двухгусеничное транспортное средство содержит корпус 1, гусеничные обводы 2, ведущие колеса 3, установленные на корпусе 1 в его средней части с возможностью взаимодействия с внешней поверхностью гусеничного обвода 2 в середине его верхней ветви, корпус 1 снабжен спорно-поддерживающими катками 4, размещенными внутри гусеничного обвода 2 и формирующими дугу охвата ведущих колес 3. При этом зацепы 5 ведущих 3 размещены с возможностью взаимодействия с грунтозацепами 6 гусеничных обводов 2. На продольных балансирах 7 установлены

направляющие колеса 8, а также дополнительные поддерживающие катки 9. Дополнительные поддерживающие катки 10 установлены также на корпусе. Продольные балансиры 7 снабжены приводами 11 их поворота в вертикальной плоскости.

Устройство работает следующим образом. При прямолинейном движении продольные балансиры 7 установлены в крайнее нижнее положение при котором гусеничные обводы 2 опираются всей своей нижней ветвью на грунт и имеют максимальную опорную проходимость. При повороте предварительно вращением приводов 11 приподнимают свободные концы балансиров 8. Включают разнонаправленное вращение ведущих колес 3 и осуществляют поворот. В стесненной обстановке балансиры 8 могут быть повернуты на угол =90° (фиг.3), что уменьшит до минимума продольнй габарит транспортного средства. При этом величина дуги АВ охвата верхней ветвью "а" гусеничного обвода спорно-поддерживающих катков при крайнем нижнем положении поворотных балансиров, должна составлять не менее 90°. В противном случае в точке В произойдет отрыв верхней ветви от катка с потерей натяжения гусеницы.

Автором осуществлено компьютерное моделирование конструкции, которое показало возможность ее промышленного применения.

1. Двухгусеничное транспортное средство, содержащее корпус, гусеничные движители с ведущими колесами, установленными на корпусе и направляющими колесами, установленными на продольных балансирах, снабженных приводами их поворота, отличающееся тем, что ведущие колеса установлены в средней части корпуса с возможностью их взаимодействия с внешней поверхностью гусеничного обвода в середине его верхней ветви, а корпус снабжен опорно-поддерживающими катками, попарно размещенными внутри каждого гусеничного обвода, примыкающими к ведущему колесу и формирующими дугу охвата гусеничными обводами ведущего колеса.

2. Двухгусеничное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что на балансирах размещены дополнительные опорные катки.

3. Двухгусеничное транспортное средство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что на корпусе между опорно-поддерживающими катками установлены дополнительные опорные катки.

3. Двухгусеничное транспортное средство по любому из пп.1 - 3, отличающееся тем, что зацепы ведущих колес размещены с возможностью взаимодействия с грунтозацепами гусеничных обводов.

4. Двухгусеничное, транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что величина дуги охвата верхней ветвью гусеничного обвода опорно-поддерживающих катков при крайнем нижнем положении поворотных балансиров, составляет не менее 90°.



 

Наверх