Охранное устройство

 

Заявляемая полезная модель относится к охранным устройствам и может быть применена для акустической сигнализации при несанкционированном проникновении в пассажирское купе. Техническое решение заявляемой полезной модели - охранного устройства основано на установке корпуса устройства на стенке купе и соединения удаляемого из контактного устройства элемента, например, удаляемого стержня, включающего тревожную сигнализацию, гибким не растягивающимся элементом, например, цепочкой с элементом открывающейся двери купе, например, замком купе. Корпус заявляемой полезной модели - охранного устройства с элементами крепления выполнен, например, из пластмассы и содержит устройство питания, сигнальное и контактное устройства. Фиксированное положение удаляемого стержня в направляющей втулке контактного устройства обеспечивается фигурной пружиной, установленной в прорезь направляющей втулки таким образом, что ее положение совпадает с серединой кольцевой канавки вставленного во втулку удаляемого стержня. Переключение контактной группы, включенной в цепь питания сигнального устройства, производится толкателем, который через отверстие в направляющей втулке контактного устройства частично перекрывает внутреннее отверстие в ней при отсутствии удаляемого стержня. Источником питания устройства могут служить как автономный источник, например, элементы типа "АА", так и электрическая сеть железнодорожного вагона, например, питающаяся от батареи аккумуляторов. Формула заявляемой полезной модели многозвенная и содержит три пункта.

Заявляемая полезная модель относится к защитным устройствам и может быть применена для акустической сигнализации при несанкционированном проникновении в пассажирские купе.

Известны устройства и замки, содержащие корпус, подпружиненные защелки и накладки (1, 2 и 3).

Однако указанные устройства недостаточно надежны и не защищены от несанкционированного удаления или нейтрализации. Например, в случае, когда дверь купе "отжимается" из коридора вагона.

Наиболее близким аналогом по техническому решению к заявляемому устройству является устройство по Патенту на полезную модель №41480 "Охранное устройство".

Охранное устройство по Патенту на полезную модель №41480 показано на фиг.1, фиг.2 и фиг.3.

Устройство содержит корпус 1 (Фиг.1), выполненный из двух соединенных, например, винтами 2 половинок 3 и 4 (Фиг.1), между которыми размещен источник питания 13 (Фиг.1) и закреплены два эластичных элемента 9 и 16, а на поверхности корпуса 1 размещено первое контактное устройство (Фиг.2), состоящее из подпружиненного рычага 17 и нормально разомкнутых контактов 20, перекрываемое корпусом жестко закрепленного на корпусе 1

охранного устройства (Фиг.1 и Фиг.3), например, винтами, сигнального устройства 5 (Фиг.1), в корпусе которого размещены нормально замкнутые контакты 23 (Фиг.3), принудительно разомкнутые удаляемым размыкающим стержнем 24 (Фиг.3), закрепленным в металлической втулке 25 (Фиг.3), соединенной с помощью цепочки 26 (Фиг.3) с фиксирующим устройством 27, например, крючком.

Установленное на замок 7 купе (Фиг.2 и Фиг.3) устройство удерживается эластичными элементами (9 и 16), охватывающими сверху ручку замка (10) и снизу шейку головки ключа (12), при этом фиксирующее устройство (27) закрепляется на фурнитуре купе.

При повороте головки ключа (12) замка подпружиненный фигурный рычаг 17 (Фиг.2) замыкает разомкнутые контакты 20 (Фиг.2) и включает акустический сигнал, а при открывании двери включение акустического сигнала происходит из-за удаления размыкающего стержня 24 (Фиг.3) и замыкания принудительно разомкнутых контактов 23 (Фиг.3).

Недостатком данного устройства является сложность его удаления с корпуса замка (Фиг.2) пассажирами купе. Так например, для удаления устройства необходимо первоначально оттянуть вниз нижний эластичный элемент 16 (Фиг.2), отделить его от головки ключа 12 замка, после чего отделить корпус устройства от корпуса замка 7 (Фиг.2). При этом неизбежно происходит натяжение цепочки 26 (Фиг.3), соединенной с размыкающим стержнем 24 (Фиг.3), а, учитывая то, что акустический сигнал включается при незначительном выдвижении стержня 24, последний приходится дополнительно придерживать.

Кроме того, вторая функция устройства - включение акустического сигнала подпружиненным фигурным рычагом 17 (Фиг.2) при повороте головки

ключа 12 (Фиг.2) замка, является функцией не основной, а дополнительной, так как согласно статистике транспортных правоохранительных органов несанкционированные проникновения в купе в большинстве случаев происходит после "отжатия" замка, при котором эта функция оказывается избыточной, усложняющей конструкцию устройства и удорожающей изделие.

Техническим результатом заявляемой полезной модели - охранного устройства (Фиг.4, Фиг.5 и Фиг.12) является повышение его надежности.

Это достигается путем того, что корпус устройства 28 устанавливается, например, с помощью винтов или крючков, в купе на стенке 46 справа от дверного проема, причем, удаляемый элемент контактного устройства, включающего тревожную сигнализацию, например, удаляемый стержень 38 соединяется с элементом открывающейся двери 49 купе, например, с ручкой 47 замка 48, гибким не растягивающимся элементом, например, цепочкой 40 с элементом фиксации, например, с овальным кольцом 41.

При этом существенно упрощаются процессы как подключения устройства в режим охраны купе, так и отключение этого режима, упрощается конструкция устройства и, как следствие, повышается надежность изделия.

Заявляемое устройство содержит корпус 28 (Фиг.4 и Фиг.5), выполненный, например, из пластмассы. С внешней стороны верхней и нижней стенок корпуса имеются приливы 29 с отверстиями 30 для элементов крепления, например, винтов или крючков. Во внутреннем объеме корпуса устройства (Фиг.5) размещены устройство питания 31, электронный акустический сигнализатор 32 и контактное устройство, состоящее из направляющей втулки 33, выполненной, например, из пластмассы, контактной группы 34 с толкателем 35 (Фиг.5, Фиг.8 и Фиг.9) и фиксирующей пружины 36. При этом концы направляющей втулки 33 через отверстия в боковых стенках

корпуса 28 выступают за его пределы и сама направляющая втулка 33 жестко закреплена на корпусе, например, с помощью гаек 37.

Удаляемый стержень 38 (Фиг.6) выполненный, например, из пластмассы, имеет кольцевую канавку 39 и соединен с цепочкой 40, заканчивающейся овальным кольцом 41, предназначенным для соединения с ручкой 47 замка 48 купе (Фиг.12). Кольцевая канавка 39 предназначена для фиксации конечного положения удаляемого стержня 38 в направляющей втулке 33 (Фиг.5 и Фиг.9) фиксирующей пружиной 36, например, фигурной П-образной пружиной (Фиг.5 и Фиг.7). Фиксирующая пружина 36 установлена на направляющей втулке 33 таким образом, что ее часть через щелевидный пропил 42 в направляющей втулке 33 в отсутствии удаляемого стержня 38 частично перекрывает внутренне отверстие втулки 33 (Фиг.7). При этом, положение фиксирующей пружины 36 на направляющей втулке 33 совпадает с серединой кольцевой канавки 39 (Фиг.6) на удаляемом стержне 38 (Фиг.6) в то время когда удаляемый стержень оказывается полностью вставленным в направляющую втулку 33 (Фиг.9).

Контактная группа 34 (Фиг.5, Фиг.8 и Фиг.9) закреплена на корпусе устройства 28, например, винтами. Толкатель 35 контактной группы 34 одним концом жестко закреплен на одном из контактов группы. Другой конец толкателя при отсутствии удаляемого стержня 38 через отверстие 43 находится во внутреннем отверстии направляющей втулки 33 (Фиг.5 и Фиг.8) таким образом, что частично перекрывает внутренне отверстие втулки и при этом контактная группа 34 оказывается в замкнутом положении.

При зафиксированном в направляющей втулке 33 удаляемом стержне 38 контактная группа 34 находится в разомкнутом положении (Фиг.9).

При продолжительном перерыве в эксплуатации заявляемого устройства, например, при хранении съемного варианта устройства в купе

проводника вагона, в направляющую втулку 33 контактного устройства, со стороны, противоположной двери купе, устанавливается удаляемый стержень-заглушка 44 (Фиг.10), выполненный, например, из пластмассы.

Конструкция этого стержня отличается отсутствием хвостовика, к которому крепится цепочка 40, и расположением кольцевой канавки 45, которая, как и канавка 39 (Фиг.6) обеспечивает фиксацию положения стержня 44. Удаление стержня-заглушки 44 производится "выдавливанием" его удаляемым стержнем 38, установкой последнего во внутреннее отверстие в направляющей втулке 33 со стороны двери купе.

Назначение контактного устройства состоит в управлении цепью питания акустического сигнализатора, в качестве которого применен, например электронный тональный генератор и акустический излучатель.

Конструкция, габариты и вариант исполнения устройства (съемный, переносной или стационарный) определяются типом выбираемого источника питания. Пример возможной функциональной электрической схемы для трех различных вариантов источников питания устройства приведен на фиг.11.

В случае применения в качестве источника питания, например, элементов типа "АА" контактная группа 34 может быть подключена непосредственно к источнику питания, - минуя нормально замкнутые контакты 2 и 3 обесточенного реле К, так как при этом отпадает необходимость как в реле так и в преобразователе напряжения. Габариты заявляемого устройства при этом минимальны и устройство может быть выполнено как для жесткого закрепления на стенке купе, так и в виде съемной конструкции, устанавливаемой на стенке купе, например с помощью крючков.

Достоинством этого варианта являются малые габариты устройства, а недостатком - необходимость периодической замены элементов питания.

В случае применения в качестве источника питания электрической сети вагона (от батареи аккумуляторов с напряжением 54 Вольт или 110 Вольт) для питания устройства, предварительно требуется понизить напряжение с помощью преобразователя напряжения, например, гасящего резистора, и рассеять выделяющуюся при этом в виде тепла мощность. Это требует наличия дополнительного вентилируемого объема корпуса устройства, а конструкция устройства может быть выполнена только для жесткого закрепления на стенке купе.

При этом, преобразованное до необходимого значения напряжение, после преобразователя напряжения может быть непосредственно подано на контактную группу 34, - минуя контакты 1 и 2, так как при этом отпадает необходимость в реле К.

Достоинством этого варианта является отсутствие необходимости периодической замены элементов питания. К недостаткам - существенное усложнение устройства за счет необходимости преобразования входного напряжения вагонной сети до величины, необходимой для работы охранного устройства, а также, большие габариты устройства по сравнению с предыдущим вариантом.

В том случае, когда в устройстве предполагается использовать универсальное питание, т.е., автоматическое переключение на элементы типа "АА" при отключении аккумуляторов, габариты устройства становятся еще большими, чем в предыдущем варианте и еще большее усложняется устройство питания.

При этом варианте входное напряжение от вагонной сети поступает на обмотку реле К, (при этом замыкаются контакты реле 1 и 2), затем на

преобразователь напряжения и далее преобразованное напряжение через контакты реле 1 и 2 поступает на контактную группу 34 заявляемого устройства.

В отсутствии напряжения от вагонной сети обмотка реле К обесточена, контакты 1 и 2 разомкнуты и напряжение от источника питания, например, от элементов типа "АА", через нормально замкнутые контакты реле 2 и 3 поступает на контактную группу 34 заявляемого устройства.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации поездов дальнего следования практическое применение находят все три варианта.

Применение заявляемого устройства для охраны купе от несанкционированных проникновении в него посторонних лиц приведена на Фиг.4 и Фиг.12.

Корпус заявляемого устройства 28 через отверстия 30 закрепляется, например, с помощью винтов, или надевается на крючки, на боковой стенке 46 купе справа от дверного проема. Удаляемый стержень 38 вставлен и зафиксирован в направляющей втулке 33 контактного устройства (Фиг.9). При этом толкатель 35 контактной группы 34 упирается в удаляемый стержень 38 и выведен из внутреннего отверстия направляющей втулки 33, а контактная группа 34 разомкнута. Овальное кольцо 41, соединенное с цепочкой 40 закрепляется на ручке 47 замке 48 двери 49 купе. При этом длина цепочки 40 выбрана таким образом, чтобы максимально уменьшить провисание.

В любом случае, при открывании ("откате") двери цепочка 40 натянется и при продолжающемся "откате" двери 49, закрепленный на другом конце цепочки 40 удаляемый стержень 38 последовательно сначала преодолеет упругость фигурной П-образной пружины 36 и выведет кольцевую выемку 39 из зацепления с ней. При дальнейшем перемещении стержня 38 освободится часть внутреннего отверстия направляющей втулки 33. В это пространство

через отверстие 43 под действием упругости соединенного с ним контакта из контактной группы 34 переместиться толкатель 35. В результате чего контактная группа 34 замкнется, питание поступит на акустический сигнализатор и включится тревожная сигнализация.

Выключение тревожной сигнализации производится путем отсоединения овального кольца 41 цепочки 40 от ручки 47 замка 48 купе и установки удаляемого стержня 38 в направляющую втулку 33 контактного устройства до фиксируемого положения.

При необходимости открыть дверь с внутренней стороны купе без включения тревожной сигнализации достаточно отсоединить от ручки 47 замка 48 овальное кольцо 41.

Заявляемое устройство позволяет осуществить охрану пассажиров купе и их личных вещей от несанкционированного проникновения, предупреждая об открывании двери купе, независимо от того, кем бы она ни открывалась.

Заявляемая полезная модель - охранное устройство иллюстрируется графическим материалом в количестве 12 фигур:

на фиг.1 показан вид сбоку ближайшего аналога;

на фиг.2 показан ближайший аналог с первым контактным устройством установленный на замок купе;

на фиг.3 показан общий вид ближайшего аналога со вторым контактным устройством;

на фиг.4 показан общий вид заявляемого устройства;

на фиг.5 показан вид снизу заявляемого устройства;

на фиг.6 показан общий вид удаляемого стержня с цепочкой и овальным кольцом;

на фиг.7 показано расположение фигурной П-образной фиксирующей пружины на направляющей втулке контактного устройства;

на фиг.8 показано положение толкателя контактной группы в направляющей втулке контактного устройства при отсутствии удаляемого стержня;

на фиг.9 показано положение толкателя контактной группы и П-образной фиксирующей пружины при установленном в направляющей втулке удаляемом стержне;

на фиг.10 приведен общий вид удаляемого стержня-заглушки;

на фиг.11 приведен вариант функциональной электрической схемы заявляемого устройства для различных типов выбираемого питания;

на фиг.12 приведен общий вид установленного в купе заявляемого устройства.

Сопоставительный анализ с ближайшим аналогом показывает, что пример реализации заявляемой полезной модели, соответствует критериям новизны и промышленной применимости.

Опытные образцы заявляемого охранного устройства были испытаны сотрудниками железнодорожных и правоохранительных органов Санкт-Петербурга и получили положительную оценку.

Источники информации:

1. Свидетельство РФ на полезную модель №3457, "Блокиратор замка пассажирского купе", опубликовано 16.01.97, Бюллетень "Полезные модели, Промышленные образцы" №1, 1997.

2. Свидетельство РФ на полезную модель №12834, "Блокиратор замка пассажирского купе", опубликовано 10.02.2000, Бюллетень "Полезные модели, Промышленные образцы" №4, 2000, "Изобретения, Полезные модели " №11, 2000, Раздел "Поправки".

3. Свидетельство РФ на полезную модель №14598, "Блокиратор замка пассажирского купе", опубликовано 10.08.2000, Бюллетень "Изобретения. Полезные модели" №22, 2000.

4. Патент на полезную модель №41480 "Охранное устройство", опубликовано 27.10.2004, Бюллетень №30.

1. Охранное устройство, состоящее из корпуса, содержащего устройство сигнализации и контактное устройство, отличающееся тем, что удаляемый элемент контактного устройства, включающего тревожную сигнализацию, съемно соединен с элементом открывающейся двери купе, а корпус охранного устройства установлен на стенке купе.

2. Охранное устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве источника питания устройства использован автономный источник.

3. Охранное устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве источника питания устройства использована электрическая сеть железнодорожного вагона.



 

Наверх