Звукоизолирующий кожух

 

Полезная модель относится к технике глушения шума и может быть использовано для звукоизоляции электрических машин. Цель создания полезной модели - повышение эффективности звукоизоляции. Звукоизолирующий кожух представляет собой коробчатую конструкцию, стенки 1 которой выполнены из дюралюминия толщиной 1 мм. На внутреннюю поверхность стенок кожуха нанесены слой вибропоглощающего материала ШВИМ-18 2 толщиной 5 мм и звукопоглощающая облицовка 3 из минераловатного материала «Шуманет-БМ» толщиной 50 мм. Вентиляция внутреннего объема кожуха осуществляется по воздуховодам 4, облицованным аналогичным звукопоглощающим материалом. Для доступа к частям изолируемой электрической машины при осмотре и контроле его узлов предусмотрена съемная крышка 5. Электрические кабели проложены внутрь кожуха через специальные «сальники». Применение предлагаемого устройства позволяет повысить эффективность звукоизоляции.

Изобретение относится к технике глушения шума и может быть использовано для звукоизоляции электрических машин.

Известны звукоизолирующие кожухи размеров, не превышающих 1-1,5 метра, стенки которых состоят из металлической оболочки и вибропоглощающего покрытия (Погодин А.С. Шумоглушащие устройства. М., «Машиностроение», 1973, с.73.).

Известные кожухи недостаточно полно изолируют источники шума.

Цель создания полезной модели - повышение эффективности звукоизоляции.

Для достижения поставленной цели в звукоизолирующем кожухе с внутренней стороны стенки добавлена звукопоглощающая облицовка толщиной 50 мм.

Предлагаемый звукоизолирующий кожух представлен на фиг.

Звукоизолирующий кожух представляет собой коробчатую конструкцию, стенки 1 которой выполнены из дюралюминия толщиной 1 мм. На внутреннюю поверхность стенок кожуха нанесены слой вибропоглощающего материала ШВИМ-18 2 толщиной 5 мм и звукопоглощающая облицовка 3 из минераловатного материала «Шуманет-БМ» толщиной 50 мм. Вентиляция внутреннего объема кожуха осуществляется по воздуховодам 4, облицованным аналогичным звукопоглощающим материалом. Для доступа к частям изолируемой электрической машины при осмотре и контроле его узлов предусмотрена съемная крышка 5.

Звукоизолирующий кожух герметично закрывает шумную электрическую машину (например, преобразователь тока ПТ-200 Ц). Для увеличения эффективности

кожух внутри облицован слоем вибропоглощающего материала ШВИМ-18 2 толщиной 5 мм и слоем звукопоглощающего материала «Шуманет-БМ» 3 толщиной 50 мм, выбранного с учетом технологических и противопожарных требований к материалу поглотителя. С целью уменьшения передачи колебаний от преобразователя тока к кожуху между ними отсутствует жесткая связь. Кожух установлен на виброизолирующие прокладки из мягкой резины, предназначенные для ослабления колебаний, возникающих на электрической машине при ее работе. Электрические кабели введены под кожух через герметизирующие устройства - звукоизолирующие «сальники». Кожух оборудован воздуховодами 4, облицованными тем же звукопоглощающим материалом. Избыточное тепло удаляется из внутреннего объема кожуха через эти каналы путем естественной конвекции.

Для определения средней звукоизолирующей способности кожуха служит формула:

R=13,51gQ+13 дБ, (1)

где R - звукоизолирующая способность кожуха, дБ;

Q - вес 1 м 2 ограждения в кг (вес 1 м2 дюралюминия толщиной 1 мм - 3,6 кг).

Средняя звукоизолирующая способность соответствует звукоизолирующей способности на средней частоте, которой принято считать 500 Гц.

Определив звукоизолирующую способность на частоте 500 Гц, можно построить частотную характеристику звукоизолирующей способности на других частотах путем внесения в расчетную величину поправок, представленных в таблице 1 (Алексеев С.П., Казаков A.M., Колотилов Н.Н. Борьба с шумом и вибрацией в машиностроении. М., «Машиностроение», 1970, с.208).

Таблица 1.Поправки к расчетной величине R 
Частота в ГцВеличина поправки  
125 -8
250-4 
5000
1000+4 
2000+8
4000+12  

Звукоизолирующая способность кожуха на среднегеометрических частотах октавных полос, определенная по формуле (1), представлена в таблице 2.

Таблица 2. Звукоизолирующая способность кожуха 
Среднегеометрическая частота, Гц 125250500 100020004000
Звукоизолирующая способность, дБ1216 202428 32 

Величины уменьшения уровня шума при облицовке кожуха вибропоглощающим материалом ШВИМ-18 представлены в таблице 3 (Алексеев С.П., Казаков А.М., Колотилов Н.Н. Борьба с шумом и вибрацией в машиностроении. М., «Машиностроение», 1970, с.208).

Таблица 3. Уменьшение уровня шума при помощи вибропоглотителя  
Среднегеометрическая частота, Гц125250 50010002000 4000
Снижение уровня, дБ 001 81012  

Для расчета звукопоглощения слоя минераловатного материала «Шуманет-БМ» толщиной 50 мм необходимо воспользоваться значениями коэффициента звукопоглощения а в функции частоты (таблица 4), определенными с использованием акустического интерферометра.

Таблица 4. Значения коэффициентов звукопоглощения 
Среднегеометрическая частота, Гц 125250500 100020004000
Коэффициент звукопоглощения 0,530,660,750,960,89 0,89 

Ослабление шума кожухом (разность уровней внутри и снаружи кожуха) рассчитывается по следующей формуле:

(2)

где LВ - уровень шума внутри кожуха;

LH - уровень шума снаружи;

R - звукоизолирующая способность кожуха, дБ;

- коэффициент звукопоглощения материала.

Эффективность кожуха представлена в таблице 5.

Таблица 5. Эффективность применения кожуха.
Среднегеометрическая частота, ГцЗвукоизоляция, дБ Разность уровнейВибропоглощение, дБЭффект от применения кожуха, дБ
12512 909
25016 14014
50020 19120
100024 24832
200028 271037
400032 311243

Таким образом, применение предлагаемого звукоизолирующего кожуха позволяет повысить эффективность звукоизоляции.

Звукоизолирующий кожух, преимущественно электрических машин, представляющий собой коробчатую конструкцию, стенки которой выполнены из дюралюминия толщиной 1 мм с нанесенным на них слоем вибропоглощающего материала ШВИМ-18 толщиной 5 мм, снабженную воздуховодами для вентиляции внутреннего объема кожуха и съемной крышкой для доступа к частям изолируемой электрической машины при осмотре и контроле его узлов, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности звукоизоляции, внутренняя поверхность стенок кожуха имеет звукопоглощающую облицовку из минераловатного материала "Шуманет-БМ" толщиной 50 мм.



 

Наверх