Емкостной датчик для определения октанового числа автомобильного бензина

Авторы патента:

7 G01N27/22 -

 

Датчик для определения октанового числа (ОЧ) автомобильного бензина предназначен для непосредственного измерения ОЧ бензина, находящегося в бензобаке автомобиля. В датчике использованы конструктивные элементы топливной системы автомобиля. Емкостной датчик выполнен в виде двух коаксиальных электропроводящих цилиндров, помещенных в бензобак автомобиля, причем одним из цилиндров служит электрическая обмотка бензонасоса.

Емкостной датчик для определения октанового числа автомобильного бензина.

Заявляемая полезная модель относится к электрическим методам и средствам измерения параметров жидких сред и, более конкретно, к емкостным датчикам октанового числа автомобильного бензина.

Известны емкостные датчики октанового числа бензина (Скворцов Б.В., Конюхов Н.Е., Астапов В.Н., Приборы и системы контроля качества углеводородных топлив. - М, Энергоатомиздат, 2000 с.27; Туманов В., Октанометр. //Схемотехника. 2003 №9 с.2-5). Датчики могут быть выполнены в виде плоских, цилиндрических, сферических конденсаторов, зазор между обкладками которых заполняют исследуемым бензином. емкость между обкладками датчика пропорциональна диэлектрической проницаемости бензина, по величине емкости судят о величине октанового числа бензина(заявка на патент России №2002131395/28 пр.22.11.2002, G 01 N 27/22). При необходимости в расчетную формулу вводят поправочный температурный коэффициент.

Наиболее близким к заявляемому является емкостной датчик (патент России №2206085 пр.04.10.2001 G 01 N 27/22), используемый в устройстве для оперативного измерения октанового числа бензина. Датчик состоит из двух коаксиальных цилиндров, встроенных совместно с датчиком температуры в рукоятку устройства для отбора проб бензина. Выходы емкостного и температурного датчика соединены с устройством обработки и индикации, выход которого через устройство сопряжения подключен к персональному компьютеру.

Известный датчик предназначен для измерения в лабораторных условиях октанового числа определенной пробы бензина, отобранной из хранилища или любого другого объема и помещенной в зазор между цилиндрами датчика.

В современных автомобилях, оснащенных электронной системой управления двигателем (ЭСУД) с электронным блоком управления (ЭБУ) октановое число бензина является одним из задающих параметров для штатной работы системы. При несоответствии октанового числа номинальному двигатель не может работать в оптимальном режиме, нарушается работа ЭСУД вплоть до аварии двигателя. Тем не менее зачастую на заправочных станциях продают бензин с заниженным октановым числом. Кроме того на бензозаправках применяют различные присадки для повышения октанового числа бензина, но по прошествии 2-4 суток октановое число таких бензинов снижается. Наличие прибора непрерывного контроля октанового числа бензина, залитого в бензобак автомобиля весьма желательно как для водителя так и при сервисном обслуживании. Оснащение многих отечественных автомобилей маршрутными компьютерами позволяет обработать полученную от емкостного датчика информацию и измерить октановое число бензина, имеющегося в бензобаке автомобиля.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является обеспечение возможности измерения октанового числа бензина, находящегося в бензобаке автомобиля непосредственно, без взятия проб.

Технический результат заключается в получении информации об октановом числе бензина простейшими средствами с использованием собственных конструктивных частей топливной системы автомобиля.

Указанный технический результат достигается тем, что в емкостном датчике октанового числа бензина, выполненном в виде двух коаксиальных электропроводящих

сосудов, являющихся обкладками конденсатора, первая обкладка выполнена в виде электропроводящего цилиндра, установленного с зазором относительно корпуса помещенного в бензобак бензонасоса, а второй обкладкой служит электрическая обмотка упомянутого бензонасоса..

Далее заявляемое устройство иллюстрируется чертежом - на котором изображен заявляемый датчик.

В бензобак 1 погружен бензонасос 2 как, например, в отечественных автомобилях «Лада» с ЭСУД. Коаксиально с корпусом бензонасоса 2 с помощью фланца 3 закреплен электропроводящий цилиндр 4. Бензобак 1 заполнен бензином 5, октановое число которого подлежит измерению. В корпусе бензонасоса 2 размещена электрическая обмотка питания 6 бензонасоса 2, электрически изолированная от корпуса бензонасоса 2. Обмотка б выводами 7 и8 подключена к клеммам 9 и 10 переключателя 11, клеммы 12 и 13 которого соединены с бротсетью автомобиля, а клемма 14 проводом 15 соединена с первым входом блока согласования 16. Цилиндр 4 проводом 17 подключен ко второму входу блока согласования 16. Выход блока согласования 16 соединен со входом маршрутного компьютера 18..Между цилиндром 4 и корпусом бензонасоса 2 имеется зазор 19, свободно сообщающийся с объемом бензина 5 в бензобаке 1. Поверхности цилиндра 4 и обмотки 6 являются обкладками конденсатора, между которыми в зазоре 19 помещен бензин. Емкость конденсатора пропорциональна диэлектрической проницаемости бензина, которая в свою очередь характеризует октановое число бензина. Маршрутный компьютер 18 выпускается промышленно, имеет в своем составе средства измерения, сравнения, памяти многих важных параметров автомобиля с выводом их значений на информационное табло.

Измерение октанового числа бензина производят при неработающем двигателе, что бы избежать погрешностей от влияния работающего бензонасоса. Заполняют бензобак 1 бензином 5. Переключателем 11 отключают выводы 7 и 8 обмотки питания 6 от бортсети автомобиля, чтобы избежать влияния помех от бортсети на измерения. Вывод 8 обмотки 6 переключателем 11 подключают к первому входу блока согласования 16, включают маршрутный компьютер 18 в режим измерения октанового числа и считывают его значение с информационного табло.

Емкостной датчик для определения октанового числа автомобильного бензина с коаксиально расположенными электропроводящими цилиндрами, являющимися обкладками конденсатора, отличающийся тем, что первая обкладка выполнена в виде цилиндра, установленная с зазором относительно корпуса помещенного в бензобак бензонасоса, а второй обкладкой служит электрическая обмотка упомянутого бензонасоса.



 

Наверх