Датчик для определения октанового числа автомобильного бензина

Авторы патента:

7 G01N27/22 -

 

Датчик для определения октанового числа (ОЧ) автомобильного бензина предназначен для непосредственного измерения ОЧ бензина, находящегося в бензобаке автомобиля. В датчике использованы конструктивные элементы топливной системы автомобиля.

Емкостной датчик ОЧ автомобильного бензина образован электропроводящим бензобаком автомобиля, являющимся первой обкладкой и второй электропроводящей обкладкой, помещенной в бензобак (фиг.1). В качестве второй обкладки может служить цилиндр, пластина, либо другое тело, в частности, корпус или обмотка бензонасоса, помещенного в бензобак.

3 ил.

Заявляемая полезная модель относится к электрическим методам и средствам измерения параметров жидких сред и, более конкретно, к емкостным датчикам октанового числа автомобильного бензина.

Известны емкостные датчики октанового числа бензина (Скворцов Б.В., Конюхов Н.Е., Астапов В.Н., Приборы и системы контроля качества углеводородных топлив. -М, Энергоатомиздат, 2000 с.27; Туманов В., Октанометр.// Схемотехника. 2003 №9 с.2-5). Датчики могут быть выполнены в виде плоских, цилиндрических, сферических конденсаторов, зазор между обкладками которых заполняют исследуемым бензином. Емкость между обкладками датчика пропорциональна диэлектрической проницаемости бензина, по величине емкости судят о величине октанового числа бензина(заявка на патент России №2002131395/28 пр.22.11.2002, G 01 N 27/22). При необходимости в расчетную формулу вводят поправочный температурный коэффициент.

Наиболее близким к заявляемому является емкостной датчик (патент России №2207557 пр.27.11.2001 G 01 N 27/22), выполненный в виде сосуда, являющегося первой обкладкой конденсатора. Внутри сосуда размещены коаксиальные цилиндры, являющиеся второй обкладкой. В указанном датчике также имеются средства компенсации температурной погрешности. С помощью средств передачи информации оптическим путем датчик подключен к устройству обработки информации и индикации с помощью персонального компьютера.

Известный датчик предназначен для измерения в лабораторных условиях октанового числа определенной пробы бензина, отобранной из хранилища или любого другого объема и помещенной в сосуд датчика.

В современных автомобилях, оснащенных электронной системой управления двигателем (ЭСУД) с электронным блоком управления (ЭБУ) октановое число бензина является одним из задающих параметров для штатной работы системы. При несоответствии октанового числа номинальному двигатель не может работать в оптимальном режиме, нарушается работа ЭСУД вплоть до аварии двигателя. Тем не менее зачастую на заправочных станциях продают бензин с заниженным октановым числом. Кроме того на бензозаправках применяют различные присадки для повышения октанового числа бензина, но по прошествии 2-4 суток октановое число таких бензинов снижается. Наличие прибора непрерывного контроля октанового числа бензина, залитого в бензобак автомобиля весьма желательно как для водителя так и при сервисном обслуживании. Оснащение многих отечественных автомобилей маршрутными компьютерами позволяет обработать полученную от емкостного датчика информацию и измерить октановое число бензина, имеющегося в бензобаке автомобиля.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является обеспечение возможности измерения октанового числа бензина, находящегося в бензобаке автомобиля непосредственно, без взятия проб.

Технический результат заключается в получении информации об октановом числе бензина простейшими средствами с использованием собственных конструктивных частей топливной системы автомобиля.

Указанный технический результат достигается тем, что в емкостном датчике октанового числа бензина, выполненном в виде сосуда, являющегося первой обкладкой,

и второй обкладкой помещенной в сосуд, заполненный бензином, упомянутым сосудом служит электропроводящий бензобак автомобиля.

Второй обкладкой может служить электропроводящий корпус помещенного в бензобак бензонасоса.

Второй обкладкой может служить электрическая обмотка помещенного в бензобак бензонасоса.

Далее заявляемое устройство иллюстрируется чертежами:

на фиг.1 изображен датчик со второй цилиндрической обкладкой,

на фиг.2 - датчик с использованием в качестве второй обкладки электропроводящего корпуса бензонасоса,

на фиг.3 - датчик с использованием в качестве второй обкладки обмотки помещенного в бензобак бензонасоса.

Электропроводящий бензобак 1 автомобиля выполнен, например, из металла. В бензобак 1 помещен электропроводящий цилиндр 2, изолированный от бензобака 1 диэлектрическим фланцем 3. Бензобак 1 заполнен бензином 4, октановое число которого подлежит измерению. Цилиндр 2 соединен проводом 5 с первым входом согласующего устройства 6. Бензобак 1 проводом 7 соединен со вторым входом согласующего устройства 6. Выход согласующего устройства б соединен со входом маршрутного компьютера 8. Поверхности бензобака 1 и цилиндра 2 являются обкладками конденсатора, между которыми помещен бензин. Емкость конденсатора пропорциональна диэлектрической проницаемости бензина, которая в свою очередь характеризует октановое число бензина. Вторая обкладка может иметь и другую нецилиндрическую форму, например в виде пластины, установленной с зазором параллельно днищу бака. Маршрутный компьютер 8 выпускается промышленно, имеет в своем составе средства измерения, сравнения, памяти многих важных параметров автомобиля с выводом их значений на информационное табло.

В датчике, изображенном на фиг.2, второй обкладкой конденсатора служит электропроводящий корпус бензонасоса 9, погруженного в бензобак 1 автомобиля, как в отечественных автомобилях «Лада» с ЭСУД. Корпус бензонасоса 9 изолирован от бензобака диэлектрическим фланцем 10 и соединен проводом 11 с первым входом согласующего устройства 6.

В датчике, изображенном на фиг 3, второй обкладкой служит обмотка питания 12, погруженного в бензобак 1 бензонасоса 9. Обмотка питания 12 имеет два вывода 13 и 14, которые подключены к клеммам переключателя 15, клеммы 16 и 17 которого соединены с бортсетью автомобиля. Клемма 18 переключателя 15 соединена проводом 19 с первым входом согласующего устройства 6.

Измерение октанового числа бензина производят при неработающем двигателе, что бы избежать погрешностей от влияния работающего бензонасоса. Заполняют бензобак 1 бензином 2, включают маршрутный компьютер 8 в режим измерения октанового числа и считывают его значение с информационного табло. При использовании в качестве второй обкладки обмотки питания 12 предварительно переключателем 15 отключают обмотку 12 от бортсети автомобиля для исключения влияния на емкость датчика цепи питания обмотки 12 и подключают ее вывод 14 к клемме 18.

1. Датчик для определения октанового числа автомобильного бензина, выполненный в виде сосуда, являющегося первой обкладкой емкостного датчика, и второй обкладки, помещенной в сосуд, отличающийся тем, что упомянутым сосудом служит электропроводящий бензобак автомобиля.

2. Датчик по п.1, отличающийся тем, что второй обкладкой служит электропроводящий корпус помещенного в бензобак бензонасоса.

3. Датчик по п.1, отличающийся тем, что второй обкладкой служит электрическая обмотка помещенного в бензобак бензонасоса.



 

Наверх