Учебный самолет як-52м
Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования при организации обучения летчиков и закрепления навыков пилотажа. Предложенный самолет, содержащий фюзеляж с передней кабиной обучаемого и задней кабиной инструктора, воздушный винт, установленный в носовой части фюзеляжа с расположением оси винта и строительной горизонтали фюзеляжа в одной плоскости, силовую установку для привода винта, трапециевидное крыло, состоящее из полукрыльев с элеронами и тормозными щитками, горизонтальное и вертикальное оперение, убирающееся шасси, комплекс бортового оборудования с системой индикации пилотажно-навигационной и технологической информации, отличающийся тем, что вдоль передней кромки и на верхней поверхности каждого крыла установлены вихревые генераторы с возможностью перераспределения аэродинамической нагрузки, в кабине обучаемого размещена шторка слепого полета с возможностью управления из кабины инструктора, силовая установка состоит из четырехтактного двигателя воздушного охлаждения и трехлопастного воздушного винта, в корневой части каждой консоли крыла выполнены баки-кессоны, в креслах обеих кабин установлены системы спасения принудительного безопасного покидания самолета в полете, комплекс бортового оборудования снабжен защищенным накопителем полетной информации. Самолет обладает высокими пилотажными и маневренными характеристиками на всех режимах полета при выполнении сложных комплексов фигур высшего пилотажа.
Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования при организации обучения летчиков и закрепления навыков пилотажа.
Известен самолет, содержащий фюзеляж, воздушный винт, установленный в носовой части фюзеляжа, силовую установку для привода винта, трапециевидное крыло, хорды которого расположены в одной плоскости со строительной горизонталью фюзеляжа и осью винта, элероны, размещенные на крыле, устройство управления элеронами, горизонтальное и вертикальное оперение (SU 764275 А, В 64 С 1/26, 10.12.1980).
Недостаток известного самолета связан с узкой областью практического использования, определяемой, в основном, спортивной направленностью ограниченными возможностями при выполнении фигур высшего пилотажа.
Наиболее близким к предложенному является учебно-тренировочный самолет Як-52, содержащий фюзеляж с передней кабиной обучаемого и задней кабиной инструктора, воздушный винт, установленный в носовой части фюзеляжа с расположением оси винта и строительной горизонтали фюзеляжа в одной плоскости, силовую установку для привода винта, трапециевидное крыло, состоящее из полукрыльев с элеронами и тормозными щитками, горизонтальное и вертикальное оперение, убирающееся шасси комплекс бортового оборудования с системой индикации пилотажно-навигационной и технологической информации (Janes. All the words Aircraft. 1994-95, p.281). Указанный самолет имеет следующие недостатки:
ограничения при выполнении обратных фигур высшего пилотажа;
недостаточная дальность полета;
кабина обучаемого не оборудована средствами для обучения полетам по приборам;
приборное оборудование не обеспечивает полеты ночью в простых метеоусловиях;
не обеспечивается возможность безопасного тангажного сваливания;
отсутствует система спасения для безопасного покидания самолета в полете.
Задачей изобретения является создание учебно-тренировочного самолета, обладающего высокими пилотажными и маневренными характеристиками на всех режимах полета при выполнении сложных комплексов фигур высшего пилотажа.
Поставленная задача решается тем, что в учебно-тренировочном самолете, содержащем фюзеляж с передней кабиной обучаемого и задней кабиной инструктора, воздушный винт, установленный в носовой части фюзеляжа с расположением оси винта и строительной горизонтали фюзеляжа в одной плоскости, силовую установку для привода винта, трапециевидное крыло, состоящее из полукрыльев с элеронами и тормозными щитками, горизонтальное и вертикальное оперение, убирающееся шасси, комплекс бортового оборудования с системой индикации пилотажно-навигационной и технологической информации, - вдоль передней кромки и на верхней поверхности каждого крыла установлены вихревые генераторы с возможностью перераспределения аэродинамической нагрузки, в кабине обучаемого размещена шторка слепого полета с возможностью управления из кабины инструктора, силовая установка состоит из четырехтактного двигателя воздушного охлаждения и трехлопастного воздушного винта, в корневой части каждой консоли крыла выполнены баки-кессоны, в креслах обеих кабин установлены системы спасения принудительного безопасного покидания самолета в полете, комплекс бортового оборудования снабжен защищенным накопителем полетной информации.
Следует отметить, что на самолетах уже применяются вихревые генераторы (RU 2001110058 А, В 63 С 1/00, 20.05.2003). Однако в известных технических решениях эти генераторы устанавливаются в зоне задней кромки каждого крыла и обеспечивают уменьшение вихрей, возникающих позади самолета, т.е. имеют иное, чем в предложенном самолете, назначение.
На фиг.1 представлен вид предложенного самолета сбоку, а на фиг.2 - вид спереди. На фиг.3 приведено изображение крыла самолета с дополнительными вихревыми генераторами.
Учебно-тренировочный самолет ЯК-52 М содержит фюзеляж 1, воздушный винт 2, силовую установку (не показана) для привода винта 2, трапециевидное крыло 3 состоящее из полукрыльев 4 и 5 с элеронами 6 и тормозными щитками (не показаны), горизонтальное трапециевидное оперение 7 и вертикальное оперение 8, убирающееся с пустотелыми рессорами трехопорное шасси 9, вихревые генераторы 10 и 11, 12 и 13, установленные с возможностью перераспределения аэродинамической нагрузки, шторку 14 слепого полета, размещенную в кабине 15 обучаемого с возможностью управления из кабины 16 инструктора.
Строительная горизонталь 17 фюзеляжа 1 и ось воздушного винта 2 расположены в одной плоскости. Силовая установка состоит из четырехтактного двигателя воздушного охлаждения и трехлопастного воздушного винта. В корневой части каждой консоли крыла выполнены баки-кессоны (не показаны). В креслах обеих кабин 15 и 16 установлены системы спасения принудительного безопасного покидания самолета в полете (не показаны). Комплекс бортового оборудования (не показан) с системой индикации пилотажно-навигационной и технологической информации снабжен защищенным накопителем полетной информации (не показан).
В процессе функционирования самолета необходимая тяга создается с помощью винта 2 и силовой установки, а аэродинамическая подъемная сила -посредством полукрыльев 4 и 5. Элеронами 6 самолет управляется по крену и тангажу (при одновременном отклонении левого и правого элеронов в
противоположные стороны), а тормозными щитками осуществляется притормаживание.
При использовании данного самолета обеспечиваются:
обучение полетам по приборам под шторкой 14 при заходе на посадку с использованием посадочной системы;
обучение пилотированию днем и ночью в простыхметеоусловиях;
безопасное тангажное сваливание;
выполнении штопора с улучшенными характеристики;
обучение выполнению высшего пилотажа;
обучение приемам выхода из штопора;
обучение действиям с системой принудительного покидания самолета в полете.
Таким образом, предложенный самолет характеризуется высокими пилотажными и маневренными характеристиками на всех режимах полета
Учебно-тренировочный самолет, содержащий фюзеляж с передней кабиной обучаемого и задней кабиной инструктора, воздушный винт, установленный в носовой части фюзеляжа с расположением оси винта и строительной горизонтали фюзеляжа в одной плоскости, силовую установку для привода винта, трапециевидное крыло, состоящее из полукрыльев с элеронами и тормозными щитками, горизонтальное и вертикальное оперение, убирающееся шасси, комплекс бортового оборудования с системой индикации пилотажно-навигационной и технологической информации, отличающийся тем, что вдоль передней кромки и на верхней поверхности каждого крыла установлены вихревые генераторы с возможностью перераспределения аэродинамической нагрузки, в кабине обучаемого размещена шторка слепого полета с возможностью управления из кабины инструктора, силовая установка состоит из четырехтактового двигателя воздушного охлаждения и трехлопастного воздушного винта, в корневой части каждой консоли крыла выполнены баки-кессоны, в креслах обеих кабин установлены системы спасения принудительного безопасного покидания самолета в полете, комплекс бортового оборудования снабжен защищенным накопителем полетной информации.