Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора

 

Полезная модель относится к конструкции узлов газотурбинных двигателей, служащих для направления газового потока, а именно, к входным направляющим аппаратам компрессора. Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя содержит наружный корпус, внутреннее кольцо, между которыми установлены направляющие лопатки, включающие неподвижные стойки с цилиндрическими цапфами и закрылки с цилиндрическими цапфами, установленными в отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца с возможностью поворота. Со стороны проточной части компрессора на цапфах стоек образованы полки, установленные в ответных пазах, выполненных на внутреннем кольце и наружном корпусе. Полки в поперечном сечении представляют собой фигуру, наружный контур которой включает две параллельные прямые, сопряженные между собой двумя полуокружностями. Форма ответных пазов на внутреннем кольце и наружном корпусе соответствует форме полок стоек. Технический результат данной полезной модели - повышение технологичности при изготовлении и сборке направляющего аппарата при одновременном обеспечении высоких прочностных характеристик и долговечности работы направляющего аппарата.

Полезная модель относится к конструкции узлов газотурбинных двигателей, служащих для направления газового потока, а именно, к входным направляющим аппаратам компрессора.

Известен регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя, содержащий наружный корпус, внутреннее кольцо, между которыми установлены направляющие лопатки, включающие неподвижные стойки с цилиндрическими цапфами и закрылки с цилиндрическими цапфами, установленными в отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца с возможностью поворота, со стороны проточной части компрессора на цапфах стоек образованы прямоугольные полки, установленные в ответных пазах, выполненных на внутреннем кольце и наружном корпусе. [1].

Недостаток известного регулируемого входного направляющего аппарата компрессора газотурбинного двигателя заключается в низкой технологичности его изготовления и сборки. В первую очередь это определяется прямоугольной формой полок, образованных на цапфах стоек со стороны проточной части компрессора. Указанные полки при сборке входного направляющего аппарата устанавливаются в ответных пазах на внутреннем кольце и наружном корпусе, также имеющих прямоугольную форму, соответствующую форме полок. Особенно сложными с технологической точки зрения являются выполнение пазов прямоугольной формы и операции по взаимной подгонке пазов и полок.

При работе входного направляющего аппарата на неподвижные стойки действуют значительные моменты сил, стремящиеся повернуть стойки в цилиндрических цапфах. При ослаблении в процессе эксплуатации фиксации

стоек в наружном корпусе гайками указанные моменты сил оказываются, по меньшей мере, частично приложенными к прямоугольным полкам. Полки, преимущественно, своими угловыми участками взаимодействуют с внутренними гранями пазов. При длительной эксплуатации и жестких режимах работы приводит к деформации или даже разрушению углов полок. Тем самым снижается долговечность и надежность всего узла.

Кроме того, в силу наличия технологических допусков на изготовление и сборку конструктивных пар «полка - ответный паз», в готовом изделии либо полка может выступать в проточную часть компрессора, либо участок проточной части компрессора, примыкающий к пазу, может возвышаться над полкой. И в том и в другом случае прямоугольная форма полок и ответных пазов обеспечивает наихудшие условия обтекания потоком этих элементов, находящихся в проточной части компрессора. Это приводит к ухудшению аэродинамических характеристик регулируемого входного направляющего аппарата и, в конечном счете, негативно влияет на характеристики компрессора газотурбинного двигателя в целом.

Технический результат полезной модели - повышение технологичности при изготовлении и сборке направляющего аппарата при одновременном обеспечении высоких прочностных характеристик и долговечности работы направляющего аппарата.

Указанный результат достигается тем, что в регулируемом входном направляющем аппарате компрессора газотурбинного двигателя, содержащем наружный корпус, внутреннее кольцо, между которыми установлены направляющие лопатки, включающие неподвижные стойки с цилиндрическими цапфами и закрылки с цилиндрическими цапфами, установленными в отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца с возможностью поворота, со стороны проточной части компрессора на цапфах стоек образованы полки, установленные в ответных пазах, выполненных на внутреннем кольце и наружном корпусе, при этом полки в поперечном сечении представляют собой фигуру, наружный контур которой включает

две параллельные прямые, сопряженные между собой двумя полуокружностями, а форма ответных пазов на внутреннем кольце и наружном корпусе соответствует форме полок стоек. Внутреннее кольцо представляет собой сборный узел, состоящий из трех конструктивных деталей.

В предложенном техническом решении полки в 'поперечном сечении представляют собой фигуру, образованную двумя параллельными прямыми, сопряженными между собой двумя полуокружностями. Такие «скругленные» полки и ответные пазы значительно более технологичны при изготовлении и при взаимной подгонке в процессе сборки по сравнению с прямоугольными. У полок отсутствуют подверженные деформированию и разрушению углы, что обеспечивает более высокую долговечность и надежность регулируемого входного направляющего аппарата компрессора в целом. Улучшенные условия обтекания потоком пограничных зон на стыке скругленных полок и пазов улучшают аэродинамические характеристики регулируемого входного направляющего аппарата компрессора.

Выполнение формы ответных пазов на внутреннем кольце и наружном корпусе, соответствующей форме полок стоек, обеспечивают также надежную фиксацию стойки, поскольку в противном случае возрастает влияние зазоров на точность установки, что отрицательно скажется на прочностных качествах конструкции направляющего аппарата в целом.

На фиг.1 показан продольный разрез регулируемого входного направляющего аппарата компрессора газотурбинного двигателя.

На фиг.2 показан поперечный разрез А-А (развертка).

На фиг.3 показано поперечное сечение В-В полок, установленных в наружном корпусе.

На фиг.4 показано поперечное сечение С-С полок, установленных во внутреннем кольце.

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружного корпуса 1, внутреннего

кольца 2, направляющих лопаток, каждая из которых состоит из неподвижной стойки 3 с цилиндрическими цапфами 4, 5 и поворотного закрылка 6 с цилиндрическими цапфами 7, 8, установленными в отверстии 9 наружного корпуса 1 и отверстии 10 внутреннего кольца 2 соответственно. Неподвижная стойка 4 снабжена полками 11 и 12, устанавливаемые в ответных пазах 13 наружного корпуса 1 и пазах 14 внутреннего кольца 2. Цапфы 4, 5 стоек 4 размещены соответственно в дополнительных отверстиях 15 наружного корпуса 1 и отверстиях 16 внутреннего кольца 2 и зафиксированы гайками 17 на наружной поверхности корпуса 1.

Внутреннее кольцо 2 представляет собой узел, состоящий из трех конструктивных частей 18, 19 и 20 и выполнено с двумя вертикальными разъемами 21 и 22 в плоскости, проходящей по оси стоек 4 и плоскости, проходящей по оси закрылков 6. Части 18, 19 внутреннего кольца 2 соединены крепежными элементами 23, части 19, 20 внутреннего кольца 2 также соединены крепежными элементами (на чертеже не показано). Наружная цапфа 7 закрылка 6 фиксируется втулкой 24, винтом 25, регулировочным кольцом 26 и рычагом 27.

Полки 11 и 12 в поперечном сечении представляют собой фигуру 28 (фиг.3, 4), наружный контур которой включает две параллельные прямые, сопряженные между собой двумя полуокружностями.

Форма ответных пазов 13 наружного корпуса 1 и пазов 14 внутреннего кольца 2 соответствует форме полок 11 и 12 стоек 3 соответственно.

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора работает следующим образом. Воздух из воздухозаборного устройства поступает во входной направляющий аппарат компрессора. Неподвижные стойки 3 образуют с поворотными закрылками 6 единый аэродинамический профиль. Поворотные закрылки б устанавливаются в расчетное положение с помощью поворотного механизма. Воздушный поток, проходя входной направляющий аппарат, попадает на решетку первой ступени и последующих ступеней компрессора.

При сборке узла регулируемого входного направляющего аппарата неподвижные стойки 3 вставляются цапфами 4, 5 соответственно в отверстия наружного корпуса 1 и внутреннего кольца 2 и фиксируются гайками 17. Полки 11, 12 вставляются в ответные пазы 13 и 14, выполненные соответственно в наружном корпус 1 и внутреннем кольце 2, осуществляя таким образом фиксацию как в окружном, так и в осевом направлениях. Затем на цапфы 5 надвигаются части 18 и 19 внутреннего кольца 2 и соединяются друг с другом крепежным элементом 23. Далее в отверстия 9 наружного корпуса 1 вставляются цапфы 7 закрылков 6, после чего цапфы фиксируются втулкой 24, винтом 25 и рычагом 27. Затем на цапфы 8 закрылков 6 надвигается часть 20 внутреннего кольца 2 и соединяется с частью 19 внутреннего кольца 2 крепежным элементом (на чертеже не показано). Регулировочное кольцо 26 обеспечивает подвижность закрылка при повороте. Внутреннее кольцо 2 выполняется сборным, состоящим из трех конструктивных частей 18, 19 и 20 для обеспечения возможности установки неподвижных стоек 3 и поворотных закрылков 6.

Выполнение регулируемого входного направляющего аппарата компрессора газотурбинного двигателя с заявленными формами полок и ответных пазов позволяет достичь указанного технического результата - повышение технологичности при изготовлении и сборке направляющего аппарата при одновременном обеспечении высоких прочностных характеристик и долговечности работы направляющего аппарата.

Источники информации:

1. Патент РФ №2199670, опубл. 27.02.2003, F 01 D 17/12 - прототип.

1. Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя, содержащий наружный корпус, внутреннее кольцо, между которыми установлены направляющие лопатки, включающие неподвижные стойки с цилиндрическими цапфами и закрылки с цилиндрическими цапфами, установленными в отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца с возможностью поворота, со стороны проточной части компрессора на цапфах стоек образованы полки, установленные в ответных пазах, выполненных на внутреннем кольце и наружном корпусе, отличающееся тем, что полки в поперечном сечении представляют собой фигуру, наружный контур которой включает две параллельные прямые, сопряженные между собой двумя полуокружностями, а форма ответных пазов на внутреннем кольце и наружном корпусе соответствует форме полок стоек.

2. Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя по п.1, отличающийся тем, что внутреннее кольцо представляет собой сборный узел, состоящий из трех конструктивных частей.



 

Похожие патенты:

Направляющий аппарат центробежного насоса относится к насосостроению, а именно к конструкциям направляющих аппаратов центробежных насосов, преимущественно направляющего аппарата крупных центробежных насосов с двухсторонним входом, в частности, нефтяных магистральных насосов.
Наверх