Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя


7 F01D17/00 -

 

Полезная модель относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции входного направляющего аппарата компрессора (ВНА) газотурбинного двигателя (ГТД). Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора ГТД содержит цилиндрический корпус с установленной в нем ступенью направляющих лопаток, выполненной в виде ряда неподвижных стоек и поворотных закрылков, контактирующих с выходными концами стоек по цилиндрической поверхности. В каждой неподвижной стойке вдоль ее высоты в зоне контакта с закрылком выполнен прямоугольный паз, в котором установлен уплотнительный элемент, контактирующий с цилиндрической поверхностью закрылка, а между дном паза и уплотнительным элементом размещена плоская волнистая пружина. Предложенное устройство обеспечивает устойчивую работу компрессора.

Полезная модель относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции входного направляющего аппарата компрессора (ВНА) газотурбинного двигателя (ГТД).

Известен регулируемый входной направляющий аппарат компрессора ГТД, содержащий цилиндрический корпус с установленной в нем ступенью направляющих лопаток, выполненной в виде ряда неподвижных стоек и поворотных закрылков, контактирующих с выходными концами стоек по цилиндрической поверхности (Патент РФ №2219378, опубл. 20.12.03 г.).

Недостаток известного устройства состоит в том, что в зоне контакта стоек и закрылков образуется зазор, который из-за набегания допусков может иметь значительную величину. Во время работы двигателя через этот зазор могут происходить перетечки воздуха, вследствие чего изменяются углы обтекания направляющих лопаток. Это приводит к нарушению программы регулирования ВНА, благодаря чему уменьшается коэффициент запаса устойчивости работы компрессора.

Задачей полезной модели является исключение перетечек воздуха в зоне контакта неподвижных стоек и поворотных закрылков ВНА.

Указанная задача достигается тем, что в известном регулируемом входном направляющем аппарате ГТД, содержащем цилиндрический корпус с установленной в нем ступенью направляющих лопаток, выполненной в виде ряда неподвижных стоек и поворотных закрылков, контактирующих с выходными концами по цилиндрической поверхности, согласно полезной модели в каждой неподвижной стойке вдоль ее высоты в зоне контакта выполнен прямоугольный паз, в котором установлен уплотнительный элемент, контактирующий с цилиндрической кромкой закрылка, а между дном паза и уплотнительным элементом размещена плоская волнистая пружина.

Такое выполнение устройства позволяет устранить перетечки воздуха в зоне контакта стоек и закрылков и таким образом предотвратить уменьшение коэффициента запаса устойчивой работы компрессора.

На фиг.1 показан продольный разрез регулируемого входного направляющего аппарата компрессора ГТД;

на фиг.2 - разрез А-А фиг.1;

на фиг.3 - плоская волнистая пружина.

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора ГТД содержит цилиндрический корпус 1 с установленной в нем ступенью направляющих лопаток 2, выполненной в виде ряда неподвижных стоек 3 и поворотных закрылков 4, контактирующих с выходными концами стоек по цилиндрической поверхности 5. В каждой стойке 3 выполнен прямоугольный паз 6, в котором установлен уплотнительный элемент 7, контактирующий с цилиндрической кромкой 8 закрылка 4 и боковыми стенками 9 паза 6. Между дном паза 6 и уплотнительным элементом 7 размещена плоская волнистая пружина 10.

Сборку направляющего аппарата осуществляют следующим образом. В корпусе 1 закрепляются неподвижные стойки 3. Затем в прямоугольные пазы 6 стоек 3 устанавливают волнистые пружины 10 и уплотнительные элементы 7, после чего вставляют закрылки 4 и крепят их в корпусе 1. При этом волнистая пружина 10 деформируется и прижимает уплотнительный элемент 7 к цилиндрической кромке 8 каждого закрылка 4.

При запуске двигателя закрылки 4 поворачиваются, уменьшая проходное сечение направляющего аппарата.

Во время работы двигателя закрылки 4 занимают положение, соответствующее режиму работы компрессора.

Предложенное устройство позволяет устранить перетечки воздуха в зоне контакта неподвижных стоек и поворотных закрылков ВНА компрессора, что обеспечивает его устойчивую работу.

Кроме того, как показывает практика, улучшается работа закрылка с точки зрения уменьшения его обледенения в эксплуатации.

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя, содержащий цилиндрический корпус с установленной в нем ступенью направляющих лопаток, выполненной в виде ряда неподвижных стоек и поворотных закрылков, контактирующих с выходными концами стоек по цилиндрической поверхности, отличающийся тем, что в каждой неподвижной стойке вдоль ее высоты в зоне контакта с закрылком выполнен прямоугольный паз, в котором установлен уплотнительный элемент, контактирующий с цилиндрической поверхностью закрылка, а между дном паза и уплотнительным элементом размещена плоская волнистая пружина.



 

Похожие патенты:

Лабиринтное уплотнение относится к области машиностроения, преимущественно к авиационным газотурбинным двигателям, и может быть использовано в паровых и газовых турбинах и нагнетателях для перекачки газа и т.п. Техническим результатом, достигаемом при использовании данного типа уплотнения осевого компрессора является снижение массы и металлоемкости, упрощение конструкции, упрощение изготовления, упрощение диагностики, замены и ремонта ответного кольца заявленного лабиринтного уплотнения и относительная простота его последующей переработки.

Направляющий аппарат центробежного насоса относится к насосостроению, а именно к конструкциям направляющих аппаратов центробежных насосов, преимущественно направляющего аппарата крупных центробежных насосов с двухсторонним входом, в частности, нефтяных магистральных насосов.
Наверх