Колесно-моторный блок рельсового транспортного средства (варианты)


7 B61C9/48 -

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту и может быть использована в рельсовых транспортных средствах, приводимых в движение тяговыми электродвигателями, например, в автомотрисах. Технический результат заключается в создании простого колесно-моторного блока, обладающего повышенной эксплуатационной надежность. В первом варианте колесно-моторный блок рельсового транспортного средства содержит колесную пару с установленными на ней роликовыми буксами, тяговый электродвигатель, осевой редуктор, посредством которого тяговый электродвигатель соединен с осью колесной пары, корпус осевого редуктора опирается на ось колесной пары посредством двух подшипников и имеет опору для установки тягового электродвигателя, реактивную подвеску, обеспечивающую взаимосвязь тягового электродвигателя с рамой тележки, и снабженную предохранительной цепью. Во втором варианте колесно-моторный блок рельсового транспортного средства содержит колесную пару с установленными на ней роликовыми буксами, тяговый электродвигатель, взаимосвязанный через подвеску с рамой тележки, при этом осью колесной пары является вал тягового электродвигателя.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту и может быть использована в рельсовых транспортных средствах, приводимых в движение тяговыми электродвигателями, например, в автомотрисах.

Известен колесно-моторный блок рельсового транспортного средства, содержащий колесную пару со свободно вращающимися ходовыми колесами, связанными с соосными им соответствующими зубчатыми колесами, первое из которых установлено с возможностью зацепления с шестерней выходного вала тягового двигателя, опертого посредством опорно-осевых подшипников на ось колесной пары, второй тяговый двигатель, опертый посредством опорно-осевых подшипников на ось колесной пары, с которой зубчатые колеса связаны посредством подшипников качения, при этом второе зубчатое колесо установлено с возможностью зацепления с шестерней выходного вала второго тягового двигателя, ходовые колеса жестко связаны с соответствующими зубчатыми колесами, а оси выходных валов тяговых двигателей расположены в одной горизонтальной плоскости по обе стороны от оси колесной пары (RU 2007315 С1, В 61 С 9/48, 15.02.94).

Конструкция колесно-моторного блока позволяет равномерно распределить нагрузки от веса двигателей на опорно-осевые подшипники и обеспечить повышенную жесткость относительных возможных перемещений сопрягаемых элементов зубчатой передачи, путем сохранения постоянного межосевого расстояния между выходными валами тяговых двигателей и осью колесно-моторного блока с тем, чтобы контакт у шестерни и у зубчатого колеса всегда проходил по радиусам их делительных окружностей, и тем самым повысить надежность работы зубчатой передачи.

Однако известная конструкция колесно-моторного блока является относительно сложной и обладает недостаточно высокой надежностью.

В качестве прототипа принят колесно-моторный блок, состоящий из оси колесной пары, на которую напрессованы колеса, шейки оси размещены в буксах, которые выполнены за одно целое с рычагами, а в них имеются сквозные отверстия. Концы рычагов снабжены конусными участками, размещенными прецизионно в ответных отверстиях, выполненных в остове тягового электродвигателя. Сам остов тягового электродвигателя при помощи торсионной подвески соединен с рамой тележки. На валу тягового электродвигателя закреплена шестерня, взаимосвязанная с зубчатым колесом, жестко установленным на оси колесной пары (RU 2242389 Cl, B 61 C 9/50, 20.12.04).

Конструкция колесно-моторного блока позволяет обеспечить надежность кинематической пары за счет стабильного сохранения заданного межоцентрового расстояния между шестерней тягового электродвигателя и зубчатым колесом, закрепленным на оси колесной пары.

Однако использование в колесно-моторном блоке торсионной подвески тягового электродвигателя и снабжение для крепления тягового электродвигателя рычагами Г-образной формы, свободные концы которых выполнены конусными и должны быть прецизионно расположены в ответных конусных отверстиях, имеющихся на остове тягового электродвигателя локомотива, приводит к усложнению конструкции, которая будет иметь недостаточно высокую надежностью.

Технический результат заключается в устранении указанных недостатков, а именно: в создании простого колесно-моторного блока, обладающего повышенной эксплуатационной надежность.

Технический результат по первому варианту достигается тем, что колесно-моторный блок рельсового транспортного средства, содержащий колесную пару с установленными на ней роликовыми буксами, тяговый электродвигатель, взаимосвязанный через подвеску с рамой тележки, снабжен осевым редуктором, посредством которого тяговый электродвигатель соединен с осью колесной пары, причем корпус осевого редуктора опирается на ось колесной пары посредством двух подшипников и имеет опору для установки тягового электродвигателя, подвеска которого выполнена в виде реактивной подвески, снабженной предохранительной цепью.

Осевой редуктор выполняется одноступенчатым.

Технический результат по второму варианту достигается тем, что в колесно-моторном блоке рельсового транспортного средства, содержащем колесную пару с установленными на ней роликовыми буксами, тяговый электродвигатель, взаимосвязанный через подвеску с рамой тележки, осью колесной пары является вал тягового электродвигателя.

Такие варианты конструкции колесно-моторного блока относительно просты в реализации и обладают достаточно высокой надежностью, поскольку реализуется равномерное распределение нагрузки от веса двигателя и осевого редуктора на опорные подшипники, и сводятся к минимуму возможные относительные перемещения сопрягаемых элементов силовой передачи.

На чертеже (рис.1) представлена конструкция колесно-моторного блока рельсового транспортного средства.

Колесно-моторный блок рельсового транспортного средства содержит колесную пару 1 с установленными на ней роликовыми буксами 2, тяговый электродвигатель 3, осевой редуктор 4, посредством которого тяговый электродвигатель 3 соединен с осью колесной пары 1, корпус 5 осевого редуктора 4 опирается на ось колесной пары 1 посредством двух подшипников и имеет опору 6 для установки тягового электродвигателя 3, реактивную подвеску 7, обеспечивающую взаимосвязь тягового электродвигателя 3 с рамой тележки, и снабженную предохранительной цепью 8.

При использовании описываемой полезной модели на автомотрисе, на ней устанавливаются два колесно-моторных блока, которые предназначены для осуществления движения автомотрисы своим ходом, за счет передачи крутящего момента от тягового электродвигателя 3 на колесные пары 1, а также для транспортировки автомотрисы в составе поезда. При формировании колесной пары на ось насаживаются детали (на чертеже не показаны) осевого редуктора и буксового узла: крышка, фланец, два подшипника, лабиринтное кольцо, осевая шестерня, уплотнительное кольцо и уплотняющий воротник букс.

На автомотрисе используют одноступенчатый, не отключаемый осевой редуктор с цилиндрическими зубчатыми колесами. Редуктор состоит из

стального литого корпуса, ведущего вала-шестерни, шестерни, стакана, роликовых подшипников, маслоотбойников, крышек и лабиринтных колец.

Корпус 5 редуктора состоит из двух частей - нижнего корпуса и крышки 9, соединенных болтами и зафиксированных от перемещения установочными штифтами. Крышка 9 корпуса 5 имеет люк для осмотра зубчатого зацепления и каналы для смазки подшипников.

Корпус редуктора опирается на ось колесной пары 1 через два подшипника. Вал-шестерня редуктора устанавливается на двух роликоподшипниках, входной конец вала - шестерни выполнен конусным с каналами для подвода масла при напрессовке и распрессовке сопрягаемой с ним полумуфты.

Между подшипниками и торцами зубьев вала - шестерни установлены маслоотбойники, имеющие дополнительное лабиринтное уплотнение со стороны конусного вала. Наружная обойма подшипника со стороны конусного конца вала -шестерни крепится стаканом и крышкой.

Тяговый электродвигатель 3 устанавливается на опору 6, и посредством реактивной подвески 7 и предохранительной цепи 8связан с рамой тележки.

Во втором варианте исполнения (на чертеже не показано) тяговый электродвигатель непосредственно (без редуктора) связан с осью колесной пары. В этом случае ось колесной пары выполняется таким образом, что она одновременно является и валом тягового электродвигателя. На этом валу установлен якорь тягового электродвигателя, корпус которого через подвеску связан с рамой тележки. Такая конструкция обеспечивает непосредственную (без дополнительных звеньев) передачу крутящего момента на колесную пару, сводя тем самым к минимуму потери силовой передачи.

В процессе движения равномерно распределяется нагрузка от веса элементов силовой передачи на опорные подшипники, и не возникают перекосы сопрягаемых элементов силовой передачи, что обеспечивает повышенную эксплуатационную надежность предлагаемых вариантов выполнения колесно-моторного блока рельсового транспортного средства, которые к тому же просты в реализации.

1. Колесно-моторный блок рельсового транспортного средства, содержащий колесную пару с установленными на ней роликовыми буксами, тяговый электродвигатель, взаимосвязанный через подвеску с рамой тележки, отличающийся тем, что он снабжен осевым редуктором, посредством которого тяговый электродвигатель соединен с осью колесной пары, причем корпус осевого редуктора опирается на ось колесной пары посредством двух подшипников и имеет опору для установки тягового электродвигателя, подвеска которого выполнена в виде реактивной подвески, снабженной предохранительной цепью.

2. Колесно-моторный блок рельсового транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что осевой редуктор выполнен одноступенчатым.

3. Колесно-моторный блок рельсового транспортного средства, содержащий колесную пару с установленными на ней роликовыми буксами, тяговый электродвигатель, взаимосвязанный через подвеску с рамой тележки, отличающийся тем, что осью колесной пары является вал тягового электродвигателя.



 

Наверх