Транспортно-технологическое средство для очистки водоемов

 

Решение относится к машинам и устройствам для очистки технологических водоемов (водоочистных, пожарных и т.п.) от ила и бытового мусора с одновременным получением из ила удобрения - сапропеля. Предлагается в транспортно-технологическом средстве для очистки водоемов, содержащем базовое шасси повышенной проходимости на колесном ходу с установленными на нем заборным органом, транспортером и кузовом, над которым расположена решетка, транспортер выполнить в виде расположенных в трубе двух вращающихся в противоположных направлениях шнеков, кузов разделить продольной непроницаемой перегородкой на две камеры; для сбора ила и для сбора мусора, решетку выполнить в виде среднеячеистой металлической сетки, установленной над камерой для сбора ила под выходом транспортера с наклоном в сторону камеры сбора мусора, с вибратором, задние борта камер выполнить открывающимися автономно, а задний борт камеры сбора ила выполнить в виде решетки, с обеих сторон покрытой плотной, но пропускающей воду тканью, кузов самосвальный. Предлагаемое решение позволяет повысить качество и производительность очистки, осуществить раздельное удаление продуктов очистки и получить удобрение-сапропель. В то же время не требуется дополнительных транспортных средств для эвакуации ила и мусора в процессе работы.

Решение относится к машинам и устройствам, применяемым для очистки технологических водоемов (водоочистных, пожарных и т.п.) от ила и бытового мусора с одновременным получением из добытого ила, состоящего на 50-60% из органических веществ, полезного удобрения- сапропеля. Предлагаемое транспортно-технологическое средство предназначено для очистки технологических водоемов, у которых схемой технологии предусмотрены циклические спуски воды (например, после ее отстоя, как это делается в водоочистных сооружениях).

Известно устройство для очистки водоема и добычи сапропеля (патент РФ №2230856, E 02 F 5./28, 2004 г.), содержащее заборный рабочий орган, расположенный в кожухе, средство перемещения заборного рабочего органа, средство отвода продукта очистки и привод, отличающееся тем, что заборный орган выполнен по меньшей мере из трех звеньев, соединенных между собой гибкой передачей, а каждое звено имеет по три шнека разного диаметра, соединенных между собой дистанционными тягами через втулки, средство для отвода продукта очистки выполнено в виде расположенных в трубчатом кожухе трех шнеков разного диаметра и бункера-накопителя, соединенного с трубчатым кожухом шнеков резиновой манжетой, при этом шнеки средства для отвода продукта очистки соединены с приводом. Указанное устройство имеет ограничения по применению, поскольку в качестве привода использует силовую установку, смонтированную на тракторе, движущемся по берегу очищаемого водоема, поэтому очистке подвергается только его прибрежная зона.

В качестве прототипа может быть принята снегоуборочная машина (патент РФ №2207427, Е 01 Н 5/00, 2003 г.), как наиболее близкая по сумме признаков. Снегоуборочная машина содержит базовое шасси с установленным на нем заборным органом, транспортером и снабженным загрузочным окном бункером, внутри которого установлен полый вал с лопатками, а в нижней части размещены четыре прессовальные камеры, снабженные прессовальными механизмами, состоящими из плунжеров, соединенных со своими приводами перемещения, при этом указанные плунжеры выполнены таким образом, что в процессе прессования снега своей верхней гранью они перекрывают отверстие, через которое снег попадает из бункера в прессовальную камеру; полый вал дополнительно имеет рыхлительные зубья и ножи, для обеспечения

возможности внесения теплоносителя в снежную массу полый вал выполнен с отверстиями, а над загрузочным окном бункера расположена решетка.

Предлагаемая машина имеет следующие общие признаки с известной: базовое шасси на колесном ходу с установленными на нем заборным органом, транспортером и кузовом, над которым установлена решетка.

Однако специфика очистки водоемов от ила и мусора требует усовершенствований.

Решаемая задача - расширение технологических возможностей транспортно-технологического средства и лучшая приспособленность к выполнению работы в указанных условиях.

Технический результат - повышение качества и производительности очистки, возможность раздельного удаления продуктов очистки и получение полезного продукта - органического удобрения типа сапропель.

Этот технический результат достигается тем, что в транспортно-технологическом средстве, использующем в качестве установочной базы многоколесное шасси повышенной проходимости с возможностью регулирования давления в шинах, имеется заборный орган, транспортер и кузов, над основной частью которого расположена решетка, отличительными особенностями является то, что транспортер выполнен в виде расположенных в трубе двух вращающихся в противоположных направлениях шнеков, кузов разделен продольной непроницаемой перегородкой на две камеры: для сбора ила-сапропеля и для сбора мусора, решетка в виде среднеячеистой металлической сетки установлена над камерой сбора ила под выходом транспортера, наклонена в сторону камеры сбора мусора и оборудована вибратором, задние борта камер выполнены открывающимися автономно, причем задний борт камеры сбора ила-сапропеля выполнен в виде прочной решетки, с обеих сторон покрытой плотной, но пропускающей воду тканью, кузов выполнен самосвальным..

Предлагаемое транспортно-технологическое средство для очистки водоемов приведено на чертежах: на фиг.1 - вид сбоку, на фиг.2 - вид сзади.

Транспортно-технологическое средство содержит: базовое шасси повышенной проходимости 1 с восемью ведущими колесами 2, имеющими гидростатический привод от установленного на тепловой двигатель шасси гидронасоса и оборудованными системой регулирования давления воздуха в шинах. Некоторые элементы средства аналогичны соответствующим устройствам снегоуборочных машин. В частности,

заборный орган 3 представляет собой ковшеобразный скребок, постепенно сужающийся к расположенному в средней части окну для подачи нагребаемого при движении машины вперед ила на вход шнекового транспортера. Заборный орган имеет гидравлические устройства для регулирования его высоты относительно поверхности очищаемого дна водоема. Транспортер 4 выполнен в виде расположенных в одной овальной трубе двух вращающихся в противоположные стороны шнеков, приводимых от двигателя транспортно-технологического средства. При этом выступы одного шнека входят во впадины другого, что исключает забивание впадин илом и повышает эффективность транспортировки его к мусоро-отделительной решетке и далее - в камеру сбора ила. Самосвальный кузов 5 разделен продольной непроницаемой перегородкой на две камеры: 6 - для сбора ила, 7 - для сбора мусора. Решетка 8 в виде металлической сетки с размером ячейки 25×25 мм размещена над камерой 6 сбора ила и наклонена под углом 25-30° в сторону камеры 7 сбора мусора. К ней прикреплен инерционный вибратор 9, имеющий электропривод от бортовой сети транспортно-технологического средства. Вибратор обеспечивает частоту вибраций решетки 10-15 Гц с амплитудой 1-2 мм, что интенсифицирует прохождение через нее ила и отделение мусора. Для облегчения осуществления этих вибраций решетка имеет шарнирное соединение с верхней кромкой продольной перегородки кузова, а ее противоположная сторона подвешена на пружинах. Задние борта камер 6 и 7 выполнены открывающимися автономно, т.е. независимо друг от друга. Это позволяет осуществлять при подъеме самосвального кучора 5 раздельную выгрузку ила-сапропеля и мусора. Борт камеры 6 выполнен в виде прочной решетки, с обеих сторон покрытой плотной, но пропускающей воду тканью. Благодаря этому вода, содержащаяся в иле, частично удаляется из него, что повышает концентрацию сапропеля и уменьшает расходы по перевозке находящегося в кузове груза.

Транспортно-технологическое средство работает следующим образом. Машина самостоятельно заходит на дно водоема, из которого перед процедурой очистки спустили воду. Заборный орган 3 погружается на нужную глубину в ил и за счет движения машины вперед начинает заполняться илом (и содержащимся в нем мусором). Создающийся подпор сгребаемого ила обеспечивает его подачу (и подачу мусора, если он есть в иле) через расположенное в средней части заборного органа окно на вход транспортера 4 и далее на решетку 8 с включенным вибратором 9. При этом ил, содержащий до 40-50% воды, легко проходит через вибрирующую решетку в камеру 6, а мусор скатывается по ее наклонной сетке в камеру для мусора 7. Вода постоянно

вытекает сквозь ткань заднего борта камеры 6, а содержащий полезное органическое удобрение и постепенно уплотняющийся ил остается в этой камере. При заполнении камеры 6 машина своим ходом выезжает на берег (предварительно обеспечивается максимальный подъем заборного органа) и производится выгрузка ила в специальные стационарные илосборники с помощью открытия заднего борта камеры 6 и подъема самосвального кузова 5. После разгрузки ила аналогичным образом производится выгрузка мусора в специальные стационарные бункера для мусора. Для этого открывается задний борт камеры 7 и производится повторный подъем самосвального кузова. Далее рабочий цикл очистки повторяется, причем исключается возможность повторного попадания уже удаленного мусора в водоем. В то же время не требуется дополнительных транспортных средств для эвакуации ила и мусора с транспортно-технологического средства в процессе работы.

1. Транспортно-технологическое средство для очистки водоемов, содержащее базовое шасси повышенной проходимости на колесном ходу с установленными на нем заборным органом, транспортером и кузовом, над которым расположена решетка, отличающееся тем, что транспортер выполнен в виде расположенных в трубе двух вращающихся в противоположных направлениях шнеков, кузов разделен продольной непроницаемой перегородкой на две камеры: для сбора ила и для сбора мусора, решетка в виде среднеячеистой металлической сетки установлена над камерой для сбора ила под выходом транспортера, наклонена в сторону камеры сбора мусора и оборудована вибратором, задние борта камер выполнены открывающимися автономно, причем задний борт камеры сбора ила выполнен в виде решетки, с обеих сторон покрытой плотной, но пропускающей воду тканью.

2. Транспортно-технологическое средство для очистки водоемов по п.1, отличающееся тем, что кузов выполнен самосвальным.



 

Наверх