Топливораздаточная колонка с самоподстройкой по объему и температуре топлива
Задача: снижение температурной погрешности дозирования топлива в рабочих условиях эксплуатации за счет коррекции цены деления импульсов измерителя объема. Сущность изобретения: топливораздаточная колонка с самоподстройкой по объему и температуре топлива, содержащая узел подачи, соединенный гидравлически со входом колонки, а выходом через измеритель объема и узел выдачи с входом мерного резервуара и выходом колонки, первый гидравлический выход мерного резервуара через запорный клапан и сигнализатор опорожнения подключен к гидравлическому входу узла подачи, электрически соединенного с первым выходом процессорного терминала, первым входом подключенного через преобразователь объема к электрическому выходу измерителя объема, а вторым входом соединенного через сигнализатор узла выдачи с его электрическим выходом, через сигнализатор дозы с вторым выходом мерного резервуара и электрическим выходом сигнализатора опорожнения, причем второй выход процессорного терминала соединен с электрическим входом запорного клапана, в которую введен измеритель температуры, подключенный входом к мерному резервуару, а выходом ко второму входу процессорного терминала. (07) Референт Заико А.И.
Изобретение относится к технике измерения объема жидкостей, плотность которых зависит от температуры, и может быть использовано, например, на автозаправочных станциях.
Известно устройство (А.с. СССР № 1321675, МКИ4 B 67 D 5/08, 1987г.), содержащее дозатор, блок контроля количества заправок и устройство управления дозатором.
Известно также устройство (А.с. СССР № 1825344, МКИ5 B 67 D 5/08, 1993г.), содержащее дозатор, блок контроля количества заправок и устройство управления дозатором.
Недостатком этих устройств является большая погрешность дозирования.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устройство с самоподстройкой по объему (А.C. СССР № 1652305, МКИ 5 B 67 D 5/08, 1991г.), содержащее узел подачи, измеритель объема, узел выдачи, мерный резервуар, запорный клапан, сигнализатор опорожнения мерного резервуара, процессорный терминал, преобразователь объема, сигнализатор узла выдачи и сигнализатор дозы.
Недостатком прототипа является большая температурная погрешность дозирования в рабочих условиях эксплуатации, обусловленная изменением плотности топлива с температурой. В результате этого масса отпускаемого потребителям топлива существенно отличается от массы оптовых поставок топлива на заправочные станции.
Задачей изобретения является снижение температурной погрешности дозирования топлива в рабочих условиях эксплуатации.
Поставленная задача достигается тем, что в топливораздаточную колонку, содержащую узел подачи, входом соединенный гидравлически со
входом колонки, а выходом через измеритель объема и узел выдачи с входом мерного резервуара и выходом колонки, первый гидравлический выход мерного резервуара через запорный клапан и сигнализатор опорожнения подключен к гидравлическому входу узла подачи, электрически соединенного с первым выходом процессорного терминала, первым входом подключенного через преобразователь объема к электрическому выходу измерителя объема, а вторым входом соединенного через сигнализатор узла выдачи с его электрическим выходом, через сигнализатор дозы с вторым выходом сигнализатора опорожнения, причем второй выход процессорного терминала соединен с электрическим входом запорного клапана, причем введен измеритель температуры, подключенный входом к мерному резервуару, а выходом ко второму входу процессорного терминала.
Введение в процессорный терминал сигнала о температуре топлива позволяет значительно снизить погрешность дозирования, обусловленную изменением плотности топлива от температуры.
Совокупность заявленных признаков является новой и неочевидной. Она обуславливает соответствие предложенного изобретения критерию «изобретательский уровень».
На чертеже приведена блок-схема предлагаемой топливораздаточной колонки.
Устройство содержит узел подачи 1, вход которого гидравлически соединен со входом колонки, а выход через измеритель объема 2 и узел выдачи 3 с входом мерного резервуара 4 и выходом колонки. Первый гидравлический выход мерного резервуара 4 через запорный клапан 5 и сигнализатор опорожнения 6 подключен к гидравлическому входу узла подачи 1 и входу колонки. Электрический вход узла подачи 1 соединен с первым выходом процессорного терминала 7, который первым входом через преобразователь объема 8 подключен к электрическому выходу измерителя объема 2. Вторым входом процессорный терминал 7 соединен через сигнализатор положения 9 узла выдачи 3 с электрическим выходом узла выдачи 3, через сигнализатор
дозы 10 и измеритель температуры 11 к выходам мерного резервуара 4. Он подключен также непосредственно к выходу сигнализатора опорожнения 6. Вторым выходом процессорный терминал 7 подключен к электрическому входу запорного клапана 5.
Топливозаправочная колонка работает в следующих режимах. Рабочий режим. Узел выдачи 3 устанавливается в тару потребителя. Посредством терминала 7 задается подлежащая отпуску доза топлива. По команде терминала 7 включается узел подачи 1 и топливо поступает через измеритель 2 и узел выдачи 3 в тару потребителя. При этом преобразователь 8 передает терминалу 7 электрические сигналы пропорционально измеренному объему топлива. Например, при отпуске одного литра топлива преобразователь 8 выдает терминалу 7 100 импульсов. Таким образом, для выдачи потребителю дозы в два литра необходимо отработать 200 импульсов. Цена импульса (масштабный коэффициент) составит 10 мл/импульс. По достижении заданного количества импульсов узел подачи 1 терминалом 7 будет отключен. Далее узел выдачи 3 устанавливается в исходное положение на топ-ливозаправочной колонке, о чем сигнализатор 9 передает сигнал в терминал 7. При выдаче потребителю заданного объема топлива терминал 7 закрывает узел 1 подачи топлива.
Контрольный режим. Узел выдачи 3 установлен в исходном положении на топливораздаточной колонке. Сигнализатор 9 положения узла 3 выдачи передал сигнал на терминал 7 о готовности к контрольному режиму. По команде терминала 7 в соответствии с заданной программой, включается узел подачи 1 и топливо через измеритель объема 2 и узел выдачи 3 подается в мерный резервуар 4. При этом возможны две ситуации.
1) Топливо в резервуаре 4 достигло заданной дозы. Это фиксирует сигнализатор дозы 10, процессорный терминал 7 выключает узел подачи 1 и фиксирует количество импульсов с выхода преобразователя объема 8. После этого процессорный терминал 7 делит объем дозы на количество импульсов от преобразователя объема 8, увеличивает и запоминает
цену одного импульса. Затем открывается запорный клапан 5, и топливо из резервуара 4 сливается в узел подачи 1 до тех пор, пока не сработает сигнализатор опорожнения 6.
2) Если к моменту прихода с преобразователя объема 8 последнего импульса заданной дозы сигнализатор дозы 10 не сработал, то терминал 7 уменьшает цену деления импульса от измерителя объема 2 и открывает запорный клапан 5. Топливо из резервуара 4 сливается и контрольный режим повторяется до тех пор, пока не срабатывает сигнализатор дозы 10, т.е. пока не реализуется первая ситуация.
После этого, используя сигнал измерителя температуры 11, процессорный терминал 7 корректирует цену деления импульса преобразователя объема 8 с учетом изменения плотности топлива при изменении температуры для того, чтобы объем топлива при любой температуре имел одну и ту же массу. Цена деления импульса преобразователя объема 8 уточняется с учетом температуры топлива, и далее в рабочем режиме налив топлива осуществляется с уточненной ценой деления преобразователя объема 8 тем самым, уменьшается зависимость массы отпускаемого топлива от температуры.
Мерный резервуар 4, запорный клапан 5, сигнализатор опорожнения б, сигнализатор дозы 10 и измеритель температуры 11 могут выполнятся в виде отдельных блоков и подключаться к топливораздаточной колонке только в режиме самоподстройки или при проверке.
Таким образом, предложенное изобретение позволяет снизить погрешность дозирования топлива в рабочих условиях эксплуатации.
Топливораздаточная колонка с самоподстройкой по объему и температуре топлива, содержащая узел подачи, входом соединенный гидравлически со входом колонки, а выходом через измеритель объема и узел выдачи с входом мерного резервуара и выходом колонки, первый гидравлический выход мерного резервуара через запорный клапан и сигнализатор опорожнения подключен к гидравлическому входу узла подачи, электрически соединенного с первым выходом процессорного терминала, первым входом подключенного через преобразователь объема к электрическому выходу измерителя объема, а вторым входом соединенного через сигнализатор узла выдачи с его электрическим выходом, через сигнализатор дозы с вторым выходом мерного резервуара и электрическим выходом сигнализатора опорожнения, причем второй выход процессорного терминала соединен с электрическим входом запорного клапана, отличающаяся тем, что, дополнительно содержит измеритель температуры, подключенный входом к мерному резервуару, а выходом ко второму входу процессорного терминала.