Система управления и контроля перевозок пассажиров на такси

Авторы патента:

7 G07C5/00 -

 

Полезная модель относится к средствам обеспечения управления производственными процессами, в частности, управления выполнением заказов на обслуживание пассажиров такси, перевозки пассажиров и контроля за выполнением этих процессов. Система управления и контроля перевозок пассажиров на такси содержит размещаемые на каждом такси блок звуковой связи, блок звуковой связи диспетчерского пункта, предназначенный для связи с каждым блоком звуковой связи такси, и блок селекции параметров, соединенный с памятью данных о такси, предназначенной для хранения текущих данных о параметрах всех работающих такси с координатами их местоположения. Блок звуковой связи работает в диапазоне УКВ и/или LO и/или СВ (СиБи), в систему введены блок приема заказа, блок ввода заказа, блок контроля выполнения заказов, блок памяти данных о заказах на перевозки и блок сравнения, предназначенный для сравнения текущих координат такси с координатами адреса начала заказа на перевозки. Соответствующие выходы памяти данных о такси связаны с соответствующими первыми входами блока сравнения, вторые соответствующие входы которого связаны с соответствующими выходами блока памяти данных о заказах на перевозки, выход указанного блока сравнения соединен с формирователем данных о выбранном для выполнения заказа такси, один выход блока ввода данных о заказах на перевозки непосредственно, а другой через преобразователь адресов заказа в координаты их местоположения подключены к блоку памяти данных о заказах на перевозки. Блок контроля выполнения заказов на перевозки одними входами связан с соответствующими выходами памяти данных о такси, другими входами связан с соответствующими выходами блока памяти данных о заказах на перевозки. Техническим результатом заявленной системы является обеспечение оптимального управления движением такси к месту вызова, обеспечение возможности выбора или замены одного такси на другое при условии невозможности выполнения заказа по различным обстоятельствам, обеспечение контроля перевозок пассажиров на такси во время выполнения заказов и учета различных показателей работы каждого такси и всего парка такси по обслуживанию пассажиров.

Полезная модель относится к средствам обеспечения управления производственными процессами, в частности, управления выполнением заказов на обслуживание пассажиров такси, перевозки пассажиров и контроля за выполнением этих процессов.

Известны системы сбора и передачи сообщений о транспортных средствах, содержащие установленные на транспортном средстве приемник, блок управления, блоки памяти с информацией о транспортном средстве, устройство передачи и приема сообщений для передачи и приема информации с диспетчерского пункта. На диспетчерском пункте известные системы содержат устройство передачи и приема сообщений, блок выделения сообщений, базу данных и средство отображения (WO 98/11513 A1, G 07 С 5/00, 19.03.1998 или RU 2113013 C1, G 08 G 1/01, 10.06.1998).

Наиболее близкой по технической сущности заявленной системе является система (RU 2173885 C1, G 07 С 5/00, 20.09.2001) управления и контроля работы транспортных средств, содержащая на каждом транспортном средстве приемник, блок звуковой связи между диспетчером и водителями такси, приемопередатчик диспетчерского пункта, связанный через блок селекции параметров с памятью данных, предназначенной для хранения текущих данных о параметрах всех работающих транспортных средств.

Задачей настоящей полезной модели является создание системы обеспечивающей оптимальное управление движением такси к месту вызова, обеспечение возможности выбора или замены одного такси на другое при условии невозможности выполнения заказа, обеспечение контроля перевозок пассажиров на такси во время выполнения заказов и учета различных показателей работы каждого такси и всего парка такси по обслуживанию пассажиров.

Техническим результатом заявленной системы является обеспечение оптимального управления движением такси к месту вызова, обеспечение возможности выбора или замены одного такси на другое при условии невозможности выполнения заказа по различным обстоятельствам, обеспечение контроля перевозок пассажиров на такси во время выполнения заказов и учета различных показателей работы каждого такси и всего парка такси по обслуживанию пассажиров.

Технический результат достигается тем, что в системе управления и контроля перевозок пассажиров на такси, содержащей размещаемые на каждом такси блок звуковой связи такси, блок звуковой связи диспетчерского пункта, предназначенный для связи с каждым блоком звуковой связи такси, и блок селекции параметров, соединенный с

памятью данных о такси, предназначенной для хранения текущих данных о параметрах всех работающих такси с координатами их местоположения, новым является то, что блок звуковой связи работает в диапазоне УКВ и/или LO и/или СВ, в систему введены блок приема заказа, блок ввода заказа, блок контроля выполнения заказов, блок памяти данных о заказах на перевозки и блок сравнения, предназначенный для сравнения текущих координат такси с координатами адреса начала заказа на перевозки, соответствующие выходы памяти данных о такси связаны с соответствующими первыми входами блока сравнения, вторые соответствующие входы которого связаны с соответствующими выходами блока памяти данных о заказах на перевозки, выход указанного блока сравнения соединен с формирователем данных о выбранном для выполнения заказа такси, один выход блока ввода данных о заказах на перевозки непосредственно, а другой через преобразователь адресов заказа в координаты их местоположения подключены к блоку памяти данных о заказах на перевозки, блок контроля выполнения заказов на перевозки одними входами связан с соответствующими выходами памяти данных о такси, другими входами связан с соответствующими выходами блока памяти данных о заказах на перевозки.

Система может содержать процессор, связанный шинами данных и управления со всеми блоками входящими в устройство диспетчерского пункта, на котором также установлен телефон для связи с заказчиками, а на каждом такси размещен таксометр. Выходы памяти данных о такси могут быть связаны с блоком отображения. Блок приема заказов выполнен в виде телефона.

Наличие признаков - блок звуковой связи работает в диапазоне УКВ (146-174; 433,075-434,75 МГц) и/или LOWBAND (LO) (33,2-48,475; 57,0125-57,50 МГц) и/или СВ (26,975-27,855 МГц), в систему введены блок приема заказа, блок ввода заказа, блок контроля выполнения заказов, блок памяти данных о заказах на перевозки и блок сравнения, предназначенный для сравнения текущих координат такси с координатами адреса начала заказа на перевозки, соответствующие выходы памяти данных о такси связаны с соответствующими первыми входами блока сравнения, вторые соответствующие входы которого связаны с соответствующими выходами блока памяти данных о заказах на перевозки, выход указанного блока сравнения соединен с формирователем данных о выбранном для выполнения заказа такси, один выход блока ввода данных о заказах на перевозки непосредственно, а другой через преобразователь адресов заказа в координаты их местоположения подключены к блоку памяти данных о заказах на перевозки, блок контроля выполнения заказов на перевозки одними входами связан с соответствующими выходами памяти данных о такси, другими входами связан с

соответствующими выходами блока памяти данных о заказах на перевозки, выходы памяти данных о такси связаны с блоком отображения, отличают данное техническое решение от ближайшего аналога и, тем самым, можно сделать вывод о новизне заявленного технического решения.

Система поясняется чертежом.

На фиг.1 приведена функциональная схема устройства системы управления и контроля перевозок пассажиров на такси.

Система состоит из диспетчерского пункта 1 и размещенного на такси блока звуковой связи 2, выполненного в виде приемопередатчика, работающего в диапазоне УКВ (146-174; 433,075-434,75 МГц) и/или LOWBAND (LO) (33,2-48,475; 57,0125-57,50 МГц) и/или СВ (26,975-27,855 МГц). Он предназначенный для приема координат местоположения заказчика и выдачи координат нахождения такси на диспетчерский пункт 1. На диспетчерском пункте размещены блок звуковой связи диспетчерского пункта 3, который также работает в диапазоне УКВ (146-174; 433,075-434,75 МГц) и/или LOWBAND (LO) (33,2-48,475; 57,0125-57,50 МГц) и/или СВ (26,975-27,855 МГц), блок селекции параметров 4, блок памяти данных о такси 5, блок приема заказа 6, блок ввода заказа 7, блок контроля выполнения заказа 8, блок памяти данных о заказах на перевозки 9, блок сравнения 10, предназначенный для сравнения текущих координат такси с координатами адреса начала заказа на перевозки, преобразователь адресов заказа в координаты 11 и блок отображения 12.

На транспортном средстве установлен блок звуковой связи такси 2, предназначенный для звуковой связи между водителем такси и диспетчером на диспетчерском пункте и выполнен с возможностью приема и передачи кодовых сообщений по каналам связи между ним и диспетчерским пунктом.

Устройство диспетчерского пункта 1 включает блок селекции параметров 4. Блок 3 звуковой связи выполнен с возможностью связи между ним и блоками 2 звуковой связи такси. Блок 3 предназначен для выделения в каждом вызове, поступившего из блока 2, номера транспортного средства и параметров его работы. Выделенные посылки поступают в память данных 5 о такси. Память 5 предусматривает хранение данных о всех параметрах работы по всем такси, задействованным в системе, в соответствующих элементам памяти и данных о их текущих координатах.

Диспетчерский пункт 1 содержит блок памяти 9 данных по всем обслуживаемым в системе заказам.

Выходы соответствующих элементов памяти 5 связаны по шинам с одними входами блока сравнения 10, предназначенного для сравнения координат текущего

местоположения транспортных средств, поступающих из элементов блока памяти 5 и координат места начала выполнения заказа из блока 9, т.е. места подачи такси, поступающих на другой вход блока сравнения 10.

Текущие координаты всех работающих такси поступают со своими номерами также в блок отображения 12, предназначенный для визуального воспроизведения положения каждого работающего такси на карте заданной территории и обеспечения визуального контроля диспетчером выполнения каждого заказа. В качестве средства отображения может быть любая карта (таблица, список от руки) на которой диспетчер делает соответствующие пометки.

Выход блока сравнения 10 связан с формирователем данных о выбранном для выполнения заказа такси. Устройство диспетчерского пункта 1 представляет собой компьютерную систему, все перечисленные блоки которой связаны по шинам управления и данных с процессором, предназначенным для осуществления управления работой заявленного диспетчерского пункта по алгоритму работы, приведенному ниже.

Устройство диспетчерского пункта 1 также включает блок 7 ввода данных, связанный по шинам и с блоком 9, предназначенным для хранения данных о заказах. Выходы блока 7 ввода также связаны с преобразователем 11, предназначенным для преобразования вводимых адресов заказов в координаты карты территории, на которой такси осуществляют перевозку пассажиров.

Устройство 1 диспетчерского пункта содержит блок 8 контроля выполнения заказов, также связанного по шинам и со всеми блоками системы и с процессором. Блок 8 содержит элементы сравнения по числу заказов, при этом на первый вход каждого элемента сравнения поступают от соответствующих элементов блока памяти 5 текущие координаты такси, обслуживающего данный заказ, а на второй вход поступают координаты места подачи такси, т.е. начала соответствующего заказа из блока памяти 9. Выходы элементов сравнения подключены к входам элементов совпадения, к которым также подключены соответствующие элементы блока памяти 5, в которых хранятся параметры состояния такси, обслуживающего данный заказ. При начале обслуживания заказа водитель сообщает по блоку 2 о начале обслуживания. Это сообщение передается в блок памяти 9, в строку с записью о данных обслуживания соответствующего заказа с временем начала обслуживания. Система продолжает контроль за выполнением каждого заказа до его завершения. Для этого предусмотрена другая группа элементов сравнения по числу заказов. На первый вход каждого элемента сравнения поступают текущие координаты такси, обслуживающего данный заказ от соответствующего элемента блока памяти, а на второй вход поступают координаты места окончания маршрута, т.е.

координаты места назначения-окончания заказа, из блока памяти 9. При их совпадении соответствующие элементы 31 сравнения по каждому из заказов срабатывают и формируется сигнал о событии окончания заказа.

В случае если заказ выполнен, соответствующий элемент совпадения событий для каждого заказа срабатывает и формирует сигнал об окончании обслуживания. Это сообщение передается в блок памяти 9 для записи данных об окончании заказа с указанием времени.

Система работает следующим образом.

Система управляет парком такси. На каждом такси установлен блок голосовой связи 2 данные о водителе и номере транспортного средства такси занесены в блок памяти данных о такси 5. Водитель такси через выделенный канал связи посредством блока голосовой связи 2 передает в диспетчерский пункт 1 на блок голосовой связи диспетчерского пункта 3 информацию о местоположении и степени загруженности. Эти сообщения от каждого работающего такси поступают в блок селекции параметров 4 и блок памяти данных о такси 5.

Данные по каждому из полученных сообщений выделяются блоком 4 селекции параметров и запоминаются в памяти 5 в соответствующих элементах памяти 14 для каждого из параметров и для каждого транспортного средства (такси).

Заказ на диспетчерском пункте отрабатывается следующим образом.

В устройстве диспетчерского пункта размещен блок приема заказа (телефон) 6 сети общего пользования (проводной или сотовой), по которому дозвонившийся заказчик сообщает данные о заказе, о времени подачи такси, об адресах места подачи такси и пункта конечного назначения. Диспетчер с помощью блока ввода 7 данных осуществляет ввод данных об адресе начала маршрута, времени начала и месте назначения по шинам в блок памяти данных о заказе 9. Кроме того, поскольку система работает с координатами местоположения объектов в системе данные об указанных заказчиком адресах преобразуются в блоке 11 преобразования адресов заказа в координаты, связанном с блоком ввода 7, и также передаются в блок 9 памяти для хранения данных о заказах, поступивших в систему. При поступлении этих данных в систему система осуществляет поиск такси, наиболее близкого к координатам начала обслуживания. Для этого в блок сравнения 10 вводятся координаты начала соответствующего заказа, а также текущие координаты всех такси, например, осуществляя их последовательное сравнение. На выходе блока сравнения 10 при совпадении заданных координат заказа с координатами такси, взятыми с некоторым допуском на время нахождения в пути к месту вызова, могут формироваться сигналы совпадения координат по нескольким номерам такси с

совпавшими условиями выполнения заказа. Диспетчер выбирает один из номеров, связывается с водителем этого транспортного средства через блоки звуковой связи 2, 3 сообщает о параметрах заказа. Далее диспетчер сообщает заказчику номер, время и место начала заказа, обслуживания по телефону. Однако, может быть ситуация, когда выбранное диспетчером транспортное средство по каким-либо причинам не может быть на месте начала заказа во время. Система постоянно следит за местоположением, и состоянием транспортных средств и временем подачи машины запоминает данные в памяти 5 и отображает положение такси на карте блока 12. Если диспетчер выявит ситуацию, приводящую к возможности невыполнения заказа выбранным транспортным средством, он вновь задает системе задание о выборе такси по этому заказу. Процедура сравнения всех текущих координат такси осуществляется с некоторым допуском, обусловленным временем пути до места начала заказа, поэтому существует разрешенная временная зона, для которой можно изменить транспортное средство для обслуживания заказа. При этом блок сравнения 10 сравнивает постоянно изменяющиеся координаты транспортных средств с координатами начала маршрута заказа, выполнения которого еще не начато. Диспетчер выявляет дополнительное транспортное средство, обеспечивающее также возможность выполнения заказа, связывается с ним через блоки звуковой связи 2, 3 и сообщает о заказе. Водитель принимает заказ, а диспетчер уточняет с заказчиком номер такси. Диспетчер также может поставить в известность водителя такси об отмене заказа, в случае если возникли обстоятельства, препятствующие ему прибыть на место заказа во время.

Таким образом, в системе обеспечена возможность изменения номера такси при обслуживании заказчика, если произойдет какой-либо сбой (например, транспортные пробки и т.п.).

Контроль за работой и выполнением всех заказов осуществляют следующим образом. В блоке контроля 8 содержатся элементы сравнения по числу заказов, которые обслуживает система. Число элементов сравнения должно быть по крайней мере не меньше числа всех такси на территории. Постоянно на каждый элемент сравнения поступают текущие координаты транспортного средства, обслуживающего данный заказ и координаты места подачи такси, т.е. начала заказа. Сигнал о начале обслуживания подается также в блок сравнения 10 для окончания выбора подходящего такси для этого заказа.

Система продолжает контроль за выполнением каждого заказа, при этом на каждый элемент сравнения поступают текущие координаты транспортного средства, обслуживающего данный заказ и координаты места окончания заказа, т.е. координаты

места назначения, (окончания заказа).

В случае, если пассажир вышел из такси, водитель сообщает по блоку 2, 3 об окончании обслуживания. Это сообщение передается в блок памяти 9 для регистрации окончания обслуживания заказа. Все данные о каждом заказе также вносятся в блок памяти 9 заказов и могут быть использованы для учета и обработки.

Таким образом, можно оптимально управлять работой большим количеством транспортных средств таксопарка, увеличить количество принимаемых заказов, контролировать выполнения заказов пассажиров и перевозки, а также учитывать параметры и показатели работы каждого такси и всего парка транспортных средств в целом. Очевидно, что приведенные примеры осуществления заявленной системы являются одним из возможных вариантов осуществления и не ограничивают другие формы воплощения в рамках заявленной системы управления и контроля.

1. Система управления и контроля перевозок пассажиров на такси, содержащая размещаемые на каждом такси блок звуковой связи, блок звуковой связи диспетчерского пункта, предназначенный для связи с каждым блоком звуковой связи такси, и блок селекции параметров, соединенный с памятью данных о такси, предназначенной для хранения текущих данных о параметрах всех работающих такси с координатами их местоположения, отличающаяся тем, что блок звуковой связи работает в диапазоне УКВ и/или LO и/или СВ, в систему введены блок приема заказа, блок ввода заказа, блок контроля выполнения заказов, блок памяти данных о заказах на перевозки и блок сравнения, предназначенный для сравнения текущих координат такси с координатами адреса начала заказа на перевозки, соответствующие выходы памяти данных о такси связаны с соответствующими первыми входами блока сравнения, вторые соответствующие входы которого связаны с соответствующими выходами блока памяти данных о заказах на перевозки, выход указанного блока сравнения соединен с формирователем данных о выбранном для выполнения заказа такси, один выход блока ввода данных о заказах на перевозки непосредственно, а другой через преобразователь адресов заказа в координаты их местоположения подключены к блоку памяти данных о заказах на перевозки, блок контроля выполнения заказов на перевозки одними входами связан с соответствующими выходами памяти данных о такси, другими входами связан с соответствующими выходами блока памяти данных о заказах на перевозки.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что содержит процессор, связанный по шинам данных и управления со всеми блоками, размещенными на диспетчерском пункте.

3. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что на каждом такси размещен таксометр.

4. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что блок приема заказов выполнен в виде телефона.

5. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что выходы памяти данных о такси связаны с блоком отображения.



 

Наверх