Устройство для формирования сигнала оповещения пилота воздушного судна о проверке барометрического высотомера

 

Полезная модель направлена на обеспечение выдачи сигнализации о неправильной выставке опорного давления на барометрическом высотомере как в режиме QFE, так и в режиме QNH. Указанный технический результат достигается тем, что устройство для формирования сигнала оповещения пилота воздушного судна о проверке барометрического высотомера, содержит датчик барометрической высоты, переключатель QFE/QNH, радиовысотомер, блок коммутации, блок формирования сигнала оповещения, датчик навигационных координат ВС, блок памяти превышений порогов ВПП и блок коррекции барометрической высоты с их связями.

Сигнал оповещения о неправильной выставке опорного давления барометрического высотомера формируется путем сравнения текущей барометрической высоты и истинной высоты и выдачи сигнализации в случае, если разность этих высот превышает допустимый предел. В случае использования режима QNH барометрическая высота корректируется на величину превышения порога ВПП над уровнем моря.

Полезная модель относится к технике бортовых систем раннего предупреждения приближения к земле и может быть использована для формирования сигнала оповещения пилота о неправильной выставке опорного давления барометрического высотомера на этапе посадки.

Расследование катастроф, обусловленных столкновением воздушного судна (ВС) с землей, показало, что основной причиной некоторых летных происшествий явилась неправильная выставка давления на барометрическом высотомере на этапе посадки. Поэтому сигнал оповещения пилота о неправильной выставке опорного давления на барометрическом высотомере (сигнал НВБВ) входит в состав сигналов сигнализации, формируемых в современных системах раннего предупреждения приближения к земле (СРППЗ).

Принцип формирования сигнала НВБВ заключается в проверке адекватности показаний барометрического высотомера с показаниями радиовысотомера путем вычисления разности между показанием барометрической высоты от барометрического высотомера и истинной высоты от радиовысотомера и в случае превышения вычисленной разности порогового значения, зависящего от истинной высоты, выдачи соответствующего сигнала оповещения пилоту.

В известных системах СРППЗ выдача сигнала НВБВ осуществляется только в режиме выставки опорного давления на барометрического высотомере по текущему давлению на аэродроме (режим QFE). В этом режиме показания барометрического высотомера и радиовысотомера в момент посадки ВС на взлетно-посадочную полосу (ВПП) должны быть равны между собой и равны нулю. В процессе снижения на этапе посадки показания могут отличаться за счет погрешности датчиков и пролета над препятствиями, высота которых отличается от превышения ВПП (см. фиг.2). Как правило, превышение препятствий вдоль посадочной прямой нормируется и не выходит за линию имеющую градиент 2,5%. Погрешность (по уровню 0,95) барометрического высотомера составляет примерно 1-2% от значения высоты, радиовысотомера примерно 6% от высоты. Эти данные позволяют определить пороговое значение в разности между

показаниями барометрического высотомера и радиовысотомера на этапе посадки в зависимости от высоты полета (см. фиг.3).

В случае неправильной выставки опорного давления на барометрическом высотомере возникнет дополнительная составляющая в разности показаний этих двух датчиков, которая может быть обнаружена, и по которой формируется сигнал оповещения.

Однако при полете за рубежом, а также в горах используется другой режим выставки давления на барометрическом высотомере, при котором в качестве опорного давления используется текущее давление на уровне моря (режим QNH). В момент посадки ВС на ВПП барометрический высотомер показывает превышение ВПП относительно уровня моря, а радиовысотомер ноль и описанное выше сравнение оказывается не осуществимым.

Наиболее близким к настоящей полезной модели по технической сущности и решаемой задачи является устройство для формирования сигнала оповещения пилота воздушного судна о проверке барометрического высотомера, содержащее датчик барометрической высоты, переключатель QFE/QNH, радиовысотомер, блок коммутации и блок формирования сигнала оповещения, причем выход датчика барометрической высоты соединен с первым сигнальным входом блока коммутации, к управляющему входу которого подключен выход переключателя QFE/QNH, к первому и второму входу блока формирования сигнала оповещения подключен выход блока коммутации и выход радиовысотомера соответственно, а выход является выходом устройства.

Известное устройство реализует выдачу сигнала НВБВ только в режиме QFE. В режиме QNH выдача сигнала НВБВ запрещается за счет перевода переключателя QFE/QNH в положение QNH.

Задачей полезной модели является обеспечение повышения безопасности ВС на этапе посадки в зарубежных и горных аэродромах за счет возможности выдачи сигнала НВБВ при использовании режима QNH.

Технический результат полезной модели заключается в расширении функциональных возможностей СРППЗ за счет обеспечения выдачи сигнализации о неправильной выставке опорного давления на барометрическом высотомере как в режиме QFE, так и в режиме QNH.

Поставленная задача с достижением упомянутого выше технического результата решается тем, что в устройство для формирования сигнала оповещения пилота воздушного судна о проверке барометрического высотомера,

содержащее датчик барометрической высоты, переключатель QFE/QNH, радиовысотомер, блок коммутации, блок формирования сигнала оповещения, причем выход датчика барометрической высоты соединен с первым сигнальным входом блока коммутации, к управляющему входу которого подключен выход переключателя QFE/QNH, к первому и второму входу блока формирования сигнала оповещения подключен выход блока коммутации и выход радиовысотомера соответственно, а выход является выходом устройства, в него введены последовательно соединенные датчик навигационных координат ВС, блок памяти превышений порогов ВПП и блок коррекции барометрической высоты, к второму входу которого подключен датчик барометрической высоты, а выход соединен с вторым дополнительным сигнальным входом блока коммутации.

Полезная модель иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - структурная электрическая схема заявляемого устройства;

на фиг.2 - рисунок, поясняющий работу заявляемого устройства;

на фиг.3 - диаграмма, поясняющая область формирования сигнала НВБВ. Устройство для формирования сигнала оповещения пилота воздушного судна о проверке барометрического высотомера содержит датчик 1 барометрической высоты, переключатель 2 QFE/QNH, радиовысотомер 3, блок 4 коммутации, блок 5 формирования сигнала оповещения и последовательно соединенные датчик 6 навигационных координат ВС, блок 7 памяти превышений порогов ВПП и блок 8 коррекции барометрической высоты. Выход датчика 1 барометрической высоты соединен с вторым входом блока 8 коррекции барометрической высоты и с первым сигнальным входом блока 2 коммутации, к управляющему входу которого подключен выход переключателя 2 QFE/QNH.

К первому и второму входу блока формирования сигнала оповещения подключен выход блока 4 коммутации и выход радиовысотомера 3 соответственно, а выход является выходом устройства.

Датчик 1, переключатель 2, радиовысотомер 3 и блок 5 не имеют конструктивных особенностей по сравнению с прототипом.

Блок 4 отличается от соответствующего блока коммутации прототипа наличием второго дополнительного сигнального входа. В зависимости от положения переключателя 2 QFE/QNH на выход блока 4 коммутации поступает сигнал с выхода датчика 1 или блока 8, соответственно.

Датчик 6 навигационных координат ВС обеспечивает выдачу текущих координат воздушного судна и общеизвестен.

В блок 7 памяти превышений порогов ВПП заносятся значения высот порогов (торцов) ВПП аэродромов над уровнем моря.

Блок 8 обеспечивает коррекцию барометрической высоты в соответствии с формулой

где: Нб - значение высоты ВС по датчику 1 барометрической высоты;

На - значение превышения порога ВПП, со стороны которого ВС заходит на посадку.

Устройство работает следующим образом.

При заходе ВС на посадку переключатель устанавливается в режим QFE или QNH в зависимости от системы, используемой на конкретном аэродроме. Радиовысотомер определяет высоту ВС над рельефом - Нв (см. фиг.2). Датчик барометрической высоты определяет высоту ВС относительно установленного опорного давления Н б, которая равна Нб QFE или НбQNH в зависимости от используемой системы. Датчик навигационных координат определяет широту и долготу ВС, на основе которых из блока памяти извлекается превышение ближайшей ВПП (Н а). Блок коррекции барометрической высоты вычисляет скорректированное значение высоты ВС (Нк) как разность барометрической высоты (На) и превышения ВПП (Н а). Блок коммутации выдает на свой выход значение высоты Нбк, которое равно Не в случае, если переключатель установлен в положение QFE и равно значению Н к, если переключатель установлен в положение QNH.

Блок формирования сигнала оповещения формирует сигнал НВБВ, в случае нахождения комбинации параметров Нв и Нбк в пределах области выдачи сигнала оповещения (например, (·)А на фиг.3).

Таким образом, техническим результатом данной полезной модели является расширение возможностей системы раннего предупреждения приближения к земле за счет обеспечения выдачи сигнализации при неправильной установке опорного давления в не зависимости от режима его установки (QFE/QNH).

Технический результат, достигаемый при осуществлении заявляемой полезной модели в составе системы раннего предупреждения приближения к земле ТТА-12, установленной на самолетах Ан-124-100 и ТУ-154М, подтвержден результатам наземных и летных испытаний.

Устройство для формирования сигнала оповещения пилота воздушного судна о проверке барометрического высотомера, содержащее датчик барометрической высоты, переключатель QFE/QNH, радиовысотомер, блок коммутации, блок формирования сигнала оповещения, причем выход датчика барометрической высоты соединен с первым сигнальным входом блока коммутации, к управляющему входу которого подключен выход переключателя QFE/QNH, к первому и второму входу блока формирования сигнала оповещения подключен выход блока коммутации и выход радиовысотомера соответственно, а выход является выходом устройства, отличающееся тем, что в него введены последовательно соединенные датчик навигационных координат воздушного судна (ВС), блок памяти превышений порогов взлетно-посадочной полосы (ВПП) и блок коррекции барометрической высоты, к второму входу которого подключен датчик барометрической высоты, а выход соединен с вторым дополнительным сигнальным входом блока коммутации.



 

Похожие патенты:

Воздушная скорость - это скорость летательного аппарата относительно воздушной среды, окружающей его. Двигатели летательного аппарата (например, самолёта) создают силу тяги, которая создаёт воздушную скорость или скорость воздушного потока. На скорость самолёта влияет плотность среды (воздуха), полётный вес, аэродинамика самолёта (включая мощность двигателей).
Наверх