Крестовина (варианты)

 

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно, к конструкции и к изготовлению крестовин и может быть использовано в шарнирах карданных валов и шарнирных передач трансмиссий наземных транспортных средств, а также в дифференциалах любых ведущих мостов наземных транспортных средств.

Техническим результатом полезной модели является повышение долговечности и надежности крестовин кардана и дифференциала, имеющих шипы любого диаметра, т.е. даже меньше 25 мм.

По первому варианту крестовина кардана содержит тело и шипы, причем каждый шип ограничен торцом и состоит из цилиндрической части и переходного участка, направленного к телу, при этом шипы имеют сердцевину и поверхностный слой, кроме того, она выполнена из углеродистой стали с пониженной прокаливаемостью, подвергнута закалке с самоотпуском, с получением конечной микроструктуры тела крестовины и сердцевины шипов в виде троостита, или троостита и троостосорбита, или троостита, троостосорбита и сорбита, а также поверхностного слоя шипов в виде отпущенного мартенсита, при этом переходной участок ее шипов выполнен коническо-цилиндрическим, а крестовина выполнена из стали с содержанием углерода от 0,63 до 0,85 мас.% и идеальным критическим диаметром по полумартенситу от 8 до 12 мм, тело и

сердцевина шипов имеют твердость в пределах 30...50 НКСэ, кроме того, поверхностный слой ее шипов выполнен глубиной в пределах 0,05-0,80 от их диаметра, отпущенный мартенсит слоя организован в виде скрытоигольчатого или мелкоигольчатого мартенсита не более 3 балла, цилиндрическая часть и торец шипов имеют твердость в пределах 55...66 НКСэ, а переходной участок шипов имеет твердость в пределах 51...5 9 НКСэ, при этом конечная микроструктура всей крестовины получена из исходного аустенита стали, имеющего величину действительного зерна в пределах с 11 балла по 14 балл включительно.

По второму варианту крестовина дифференциала содержит тело с шлицевым или гладким отверстием, и шипы, причем каждый шип ограничен торцом и состоит из цилиндрической части и переходного участка, направленного к телу, при этом шипы имеют сердцевину и поверхностный слой, кроме того, она выполнена из углеродистой стали с пониженной прокаливаемостью, подвергнута закалке с самоотпуском с получением конечной микроструктуры тела крестовины и сердцевины шипов в виде троостита, или троостита и троостосорбита, или троостита, троостосорбита и сорбита, а также поверхностного слоя шипов в виде отпущенного мартенсита, при этом крестовина подвергнута закалке с самоотпуском целиком, выполнена из стали с содержанием углерода от 0,63 до 0,85 мас.% и идеальным критическим диаметром по полумартенситу от 8 до 12 мм, тело и сердцевина шипов имеют твердость в пределах 32...48 НРСэ, а шлицевая или гладкая поверхности отверстия тела имеют твердость не менее 46 НКСэ, кроме того, поверхностный

слой ее шипов выполнен глубиной в пределах 0,05-0,80 от их диаметра, отпущенный мартенсит слоя организован в виде скрытоигольчатого или мелкоигольчатого мартенсита не более 3 балла, цилиндрическая часть и торец шипов имеют твердость в пределах 55...66 НКСэ, а переходной участок шипов имеет твердость в пределах 51...59 НКСэ, при этом конечная микроструктура всей крестовины получена из исходного аустенита стали, имеющего величину действительного зерна в пределах с 11 балла по 14 балл включительно.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно, к конструкции и к изготовлению крестовин и может быть использовано в шарнирах карданных валов и шарнирных передач трансмиссий наземных транспортных средств, а также в дифференциалах любых ведущих мостов наземных транспортных средств.

Известна крестовина кардана, содержащая тело и шипы, причем каждый шип ограничен торцом и состоит из цилиндрической части и переходного участка, направленного к телу, при этом шипы имеют сердцевину и поверхностный слой, кроме того, она выполнена из углеродистой стали с пониженной прокаливаемостью, подвергнута закалке с самоотпуском, с получением конечной микроструктуры тела крестовины и сердцевины шипов в виде троостита, или троостита и троостосорбита, или троостита, троостосорбита и сорбита, а также поверхностного слоя шипов в виде отпущенного мартенсита (Кальнер В.Д., Островский ГА., Шкляров И.Н., Огневский В.А., Рыскинд A.M. Применение электротермообработки для повышения прочностных свойств карданных передач. Сборник "Конструирование, исследование, технология и экономика производства автомобиля". Выпуск 8. М., Машиностроение, 1977, с.220-230).

Однако, известная крестовина кардана имеет недостаточную долговечность и надежность из-за следующих недостатков:

1. Переходной участок шипов выполнен с резким переходом радиуса галтели основания шипа к телу крестовины, что приводит к возникновению в этом месте в процессе работы концентрации напряжений, вследствие чего уменьшается прочность крестовины.

2. Имеет более грубую микроструктуру поверхностного слоя в виде среднеигольчатого мартенсита 4-6 баллов, неравномерную его глубину, более резкий переход твердости от поверхности к сердцевине шипов, а также неравномерное распределение твердости по поверхности и торцу шипов из-за того, что применяемая сталь имеет исходный аустенит с величиной действительного зерна 9-11 баллов и идеальный критический диаметр по полумартенситу в пределах 14-18 мм.

3. Сталь марки 58 (55пп) с содержанием углерода 0,55-0,63 мас.% нельзя использовать для изготовления крестовин с диаметром шипов менее 25 мм из-за получения после закалки и отпуска низких прочностных характеристик.

Известна крестовина дифференциала, содержащая тело с шлицевым или гладким отверстием, и шипы, причем каждый шип ограничен торцом и состоит из цилиндрической части и переходного участка, направленного к телу, при этом шипы имеют сердцевину и поверхностный слой, кроме того, она выполнена из углеродистой стали с пониженной прокаливаемостью, подвергнута закалке с самоотпуском, с получением конечной микроструктуры тела крестовины и сердцевины шипов в виде троостита, или троостита и троостосорбита, или троостита, троостосорбита и сорбита, а также поверхностного слоя шипов в виде отпущенного мартенсита

(Лысенко В.Ф., Грановский В.М., Глинер Р.Е. Изготовление крестовин дифференциала заднего моста из высокоуглеродистой конструкционной стали. "Технология автомобилестроения", №8(78), М., Машиностроение, 1980, с.11-13).

Однако известная крестовина дифференциала имеет недостаточную долговечность и надежность из-за следующих недостатков:

1. Закалке с самоотпуском подвергаются только шипы крестовины, а это приводит к тому, что крестовины из-за наличия отверстия в ее теле после термообработки имеют повышенную деформацию шипов относительно ее тела. Эту деформацию убирают последующим окончательным шлифованием, однако, при этом значительно уменьшается глубина поверхностного слоя.

2. Имеет более грубую микроструктуру поверхностного слоя в виде среднеигольчатого мартенсита 4-6 баллов, неравномерную его глубину, более резкий переход твердости от поверхности к сердцевине шипов, а также неравномерное распределение твердости по поверхности и торцу шипов из-за того, что применяемая сталь имеет исходный аустенит с величиной действительного зерна 9-11 баллов и идеальный критический диаметр по полумартенситу в пределах 14-18 мм.

3. Сталь марки 58 (55пп) с содержанием углерода 0,55-0,63 мас.% нельзя использовать для изготовления крестовин с диаметром шипов менее 25 мм из-за получения после закалки и отпуска низких прочностных характеристик.

Сущность полезной модели заключается в следующем.

Задача полезной модели -устранение перечисленных

недостатков известной крестовины первого варианта и известной крестовины второго варианта.

Объединение двух технических решений в одну заявку связано с тем, что оба они решают одну и ту же задачу -создание крестовины, имеющей высокий и стабильный уровень механических и эксплуатационных свойств.

Техническим результатом полезной модели является повышение долговечности и надежности крестовин кардана и дифференциала, имеющих шипы любого диаметра, т.е. даже меньше 25 мм.

Технический результат по первому варианту достигается тем, что крестовина кардана, содержащая тело и шипы, причем каждый шип ограничен торцом и состоит из цилиндрической части и переходного участка, направленного к телу, при этом шипы имеют сердцевину и поверхностный слой, кроме того, она выполнена из углеродистой стали с пониженной прокаливаемостью, подвергнута закалке с самоотпуском, с получением конечной микроструктуры тела крестовины и сердцевины шипов в виде троостита, или троостита и троостосорбита, или троостита, троостосорбита и сорбита, а также поверхностного слоя шипов в виде отпущенного мартенсита, при этом переходной участок ее шипов выполнен коническо-цилиндрическим, а крестовина выполнена из стали с содержанием углерода от 0,63 до 0,85 мас.% и идеальным критическим диаметром по полумартенситу от 8 до 12 мм, тело и сердцевина шипов имеют твердость в пределах 30...50 НКСэ, кроме того, поверхностный слой ее шипов выполнен глубиной в пределах 0,05-0,80 от их диаметра, отпущенный мартенсит слоя организован в виде скрытоигольчатого

или мелкоигольчатого мартенсита не более 3 балла, цилиндрическая часть и торец шипов имеют твердость в пределах 55...66 НКСэ, а переходной участок шипов имеет твердость в пределах 51...59 НКСэ, при этом конечная микроструктура всей крестовины получена из исходного аустенита стали, имеющего величину действительного зерна в пределах с 11 балла по 14 балл включительно.

Среди существенных признаков, характеризующих предложенную крестовину, выполненную по первому варианту, отличительными являются:

- выполнение переходного участка ее шипов коническо-цилиндрическим позволяет уменьшить в этом месте концентрацию напряжений в процессе работы и увеличить долговечность и надежность крестовины.

- выполнение крестовины из стали с содержанием углерода от 0,63 до 0,85 мас.%, идеальным критическим диаметром по полумартенситу от 8 до 12 мм, и исходным аустенитом с величиной действительного зерна в пределах с 11 балла по 14 балл включительно позволяет получать высокие и стабильные механические свойства, т.е. тело и сердцевина шипов крестовины имеют твердость в пределах 30...50 НКСэ, глубина поверхностного слоя шипов выполняется в пределах 0,05-0,80 от их диаметра, отпущенный мартенсит поверхностного слоя шипов организован в виде скрыто-игольчатого или мелкоигольчатого мартенсита не более 3 балла, цилиндрическая часть и торец шипов имеют твердость

в пределах 55...66 НКСэ, а переходной участок шипов имеет твердость в пределах 51...59 НКСэ. Такие характеристики позволяют получать крестовины с высокой долговечностью и надежностью независимо от диаметра их шипов. При этом, конкретное содержание углерода в стали, величины ее идеального критического диаметра, глубины поверхностного слоя шипов, твердости всех элементов шипов и тела крестовины выбираются в зависимости от условий работы крестовины, т.е. с каким подшипником работают ее шипы, с игольчатым подшипником или с подшипником скольжения, а также от диаметра ее шипов.

Технический результат по второму варианту достигается тем, что крестовина дифференциала, содержащая тело с шлицевым или гладким отверстием, и шипы, причем каждый шип ограничен торцом и состоит из цилиндрической части и переходного участка, направленного к телу, при этом шипы имеют сердцевину и поверхностный слой, кроме того, она выполнена из углеродистой стали с пониженной прокаливаемостью, подвергнута закалке с самоотпуском, с получением конечной микроструктуры тела крестовины и сердцевины шипов в виде троостита, или троостита и троостосорбита, или троостита, троостосорбита и сорбита, а также поверхностного слоя шипов в виде отпущенного мартенсита, при этом крестовина подвергнута закалке с самоотпуском целиком, выполнена из стали с содержанием углерода от 0,63 до 0,85 мас.% и идеальным критическим диаметром по полумартенситу от 8 до 12 мм, тело

и сердцевина шипов имеют твердость в пределах 32...48 НКСэ, а шлицевая или гладкая поверхности отверстия тела имеют твердость не менее 46 НКСэ, кроме того, поверхностный слой ее шипов выполнен глубиной в пределах 0,05-0,80 от их диаметра, отпущенный мартенсит слоя организован в виде скрытоигольчатого или мелкоигольчатого мартенсита не более 3 балла, цилиндрическая часть и торец шипов имеют твердость в пределах 55...66 НКСэ, а переходной участок шипов имеет твердость в пределах 51...59 НКСэ, при этом конечная микроструктура всей крестовины получена из исходного аустенита стали, имеющего величину действительного зерна в пределах с 11 балла по 14 балл включительно.

Среди существенных признаков, характеризующих предложенную крестовину, выполненную по второму варианту, отличительными являются:

- закалке с самоотпуском крестовина подвергнута целиком, что практически устраняет деформацию шипов относительно тела крестовины.

- выполнение крестовины из стали с содержанием углерода от 0,63 до 0,85 мас.%, идеальным критическим диаметром по полумартенситу от 8 до 12 мм, и исходным аустенитом с величиной действительного зерна в пределах с 11 балла по 14 балл включительно позволяет получать высокие и стабильные механические свойства, т.е. тело и сердцевина шипов крестовины имеют твердость в пределах 30...50 НКСэ, шлицевая поверхность отверстия тела крестовины имеет твердость не менее 46 НКСэ, глубина поверхностного

слоя шипов выполняется в пределах 0,05-0,80 от их диаметра, отпущенный мартенсит поверхностного слоя шипов организован в виде скрытоигольчатого или мелкоигольчатого мартенсита не более 3 балла, цилиндрическая часть и торец шипов имеют твердость в пределах 55...66 НКСэ, а переходной участок шипов имеет твердость в пределах 51...59 НКСэ. Такие характеристики позволяют получать крестовины с высокой долговечностью и надежностью независимо от диаметра их шипов. При этом, конкретное содержание углерода в стали, величины ее идеального критического диаметра, глубины поверхностного слоя шипов, твердости всех элементов шипов и тела крестовины выбираются в зависимости от условий работы крестовины, т.е. с каким подшипником работают ее шипы, с игольчатым подшипником или с подшипником скольжения, а также от диаметра ее шипов.

В результате проведения экспериментальных исследований и испытаний каждого варианта предложенной полезной модели было установлено, что с использованием всех отличительных параметров предложенных вариантов полезной модели был получен следующий положительный результат: достигнута высокая долговечность и надежность крестовин кардана и дифференциала при обеспечении равномерного по глубине поверхностного слоя, равномерной твердости с одновременной организацией заданного сочетания микроструктуры. При этом, на крестовинах кардана на переходном участке шипов значительно уменьшилась концентрация напряжений,

а на крестовинах дифференциала было достигнуто полное отсутствие деформации шипов относительно тела после закалки с самоотпуском крестовины целиком.

При испытаниях было установлено, что долговечность и надежность каждого варианта предложенной крестовины превышает на 15-20% долговечность и надежность известных крестовин.

Изготовление каждого варианта предложенной полезной модели не представляет собой особой сложности.

Однако, параметры и последовательность осуществления технологии их производства является предметом "НОУ-ХАУ".

Сущность каждого варианта полезной модели поясняется чертежом. На фиг.1 показана крестовина кардана, а на фиг.2 -крестовина дифференциала. Каждая из представленных крестовин содержит тело 1, шипы 2, которые ограничены торцом 3 и состоят из цилиндрической части 4, переходного участка 5, сердцевины 6 и поверхностного слоя 7. Кроме того, крестовина дифференциала имеет в теле 1 отверстие 8, на котором расположены шлицы 9.

Эксплуатация каждого варианта предложенной крестовины является стандартной. Однако, за счет своих более высоких прочностных характеристик предложенные крестовины могут эксплуатироваться в более тяжелых условиях работы, чем известные крестовины.

1. Крестовина кардана, содержащая тело и шипы, причем каждый шип ограничен торцом и состоит из цилиндрической части и переходного участка, направленного к телу, при этом шипы имеют сердцевину и поверхностный слой, кроме того, она выполнена из углеродистой стали с пониженной прокаливаемостью, подвергнута закалке с самоотпуском, с получением конечной микроструктуры тела крестовины и сердцевины шипов в виде троостита, или троостита и троостосорбита, или троостита, троостосорбита и сорбита, а также поверхностного слоя шипов в виде отпущенного мартенсита, отличающаяся тем, что переходной участок ее шипов выполнен коническо-цилиндрическим, а крестовина выполнена из стали с содержанием углерода от 0,63 до 0,85 мас.% и идеальным критическим диаметром по полумартенситу от 8 до 12 мм, тело и сердцевина шипов имеют твердость в пределах 30-50 HRСэ, кроме того, поверхностный слой ее шипов выполнен глубиной в пределах 0,05-0,80 от их диаметра, отпущенный мартенсит слоя организован в виде скрытоигольчатого или мелкоигольчатого мартенсита не более 3 балла, цилиндрическая часть и торец шипов имеют твердость в пределах 55-66 НКСэ, а переходной участок шипов имеет твердость в пределах 51-59 НКСэ, при этом конечная микроструктура всей крестовины получена из исходного аустенита стали, имеющего величину действительного зерна в пределах с 11 балла по 14 балл включительно.

2. Крестовина дифференциала, содержащая тело с шлицевым или гладким отверстием и шипы, причем каждый шип ограничен торцом и состоит из цилиндрической части и переходного участка, направленного к телу, при этом шипы имеют сердцевину и поверхностный слой, кроме того, она выполнена из углеродистой стали с пониженной прокаливаемостью, подвергнута закалке с самоотпуском с получением конечной микроструктуры тела крестовины и сердцевины шипов в виде троостита, или троостита и троостосорбита, или троостита, троостосорбита и сорбита, а также поверхностного слоя шипов в виде отпущенного мартенсита, отличающаяся тем, что крестовина подвергнута закалке с самоотпуском целиком, выполнена из стали с содержанием углерода от 0,63 до 0,85 мас.% и идеальным критическим диаметром по полумартенситу от 8 до 12 мм, тело и сердцевина шипов имеют твердость в пределах 32-48 HRСэ, а шлицевая или гладкая поверхности отверстия тела имеют твердость не менее 46 HRСэ, кроме того, поверхностный слой ее шипов выполнен глубиной в пределах 0,05-0,80 от их диаметра, отпущенный мартенсит слоя организован в виде скрытоигольчатого или мелкоигольчатого мартенсита не более 3 балла, цилиндрическая часть и торец шипов имеют твердость в пределах 55...66 HRСэ, а переходной участок шипов имеет твердость в пределах 51-59 HRCэ, при этом конечная микроструктура всей крестовины получена из исходного аустенита стали, имеющего величину действительного зерна в пределах с 11 балла по 14 балл включительно.



 

Наверх