Грузопассажирская кабина летательного аппарата

 

Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована в конструкциях вертолетов. Грузопассажирская кабина летательного аппарата содержит образующие салон кабины две боковые панели и панель пола с люком, закрытым крышкой и полозьями для перемещения и швартовки грузов, створки, закрывающие задний проем кабины, окна, выполненные в боковых панелях, места для установки сидений и элементы крепления кабины к летательному аппарату. Кабина снабжена верхней панелью, передней панелью с проемом для прохода экипажа или обслуживающего персонала, проемом, выполненным в одной из боковых панелей и закрывающей его дверью, установленной с возможностью плоскопараллельного перемещения по направляющим, закрепленным на наружной стороне боковой панели, причем одна из створок, закрывающих задний проем кабины установлена с возможностью поворота относительно горизонтальной оси на верхней панели, а другая - на панели пола, при этом в кабине имеются места для установки носилок. Кабина выполнена в виде, по крайней мере, одной трехслойной панели с обшивками из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем. Места для установки носилок выполнены на верхней панели и панели пола. На передней панели имеются места для установки сидений. Дверь и верхняя задняя створка снабжены устройствами сигнализации их закрытия. На верхней панели установлены узлы крепления дополнительного оборудования

Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована в конструкциях летательных аппаратов, в частности, вертолетов.

Известна грузопассажирская кабина летательного аппарата, содержащая пол, две боковины, створки двери, закрывающие задний проем кабины. Кабина оборудована откидными сидениями трубчатой конструкции, расположенными на боковинах по правому и левому бортам, люком для подъема или спуска людей и/или грузов, выполненным в днище кабины.

На наружной поверхности боковин имеются ручки.

Боковины включают алюминиевый каркас, состоящий из шпангоутов и стрингеров, к которому прикреплена обшивка. В местах установки узлов крепления сидений каркас боковин имеет усиления. Каждая боковина имеет застекленные органическим стеклом окна. Вырез в боковинах под окна усилен общей листовой окантовкой.

Пол кабины выполнен в виде панели сотовой конструкции.

На панели пола имеются несколько продольно расположенных профилей, которые служат упорами для сидений, облегчают перемещение грузов при погрузке/выгрузке и служат узлами швартовки грузов к полу.

Каждая створка двери выполнена в виде каркаса и обшивки и крепится шарнирно к узлам боковых панелей кабины. Во избежание перекоса створок при их закрытии на кабине имеются направляющие пазы, в которые при закрывании двери входят Г-образные направляющие фиксаторы, закрепленные на верхней кромке каждой створки. На нижнем торце каждой створки имеются направляющие штыри, которые входят в гнезда, выполненные в поверхности пола. Створки могут быть снабжены стопорным приспособлением для их фиксации в открытом положении. Для вентиляции кабины в одной или нескольких створках могут быть выполнены жалюзи с регулируемым положением элементов решетки.

На створках двери установлены замки для запирания и фиксаторы для удержания створок в закрытом положении.

(см. Г.И. Иоффе и др. «Вертолет Кл 26», Москва, «Транспорт», 1982 г. стр.154-156) - наиболее близкий аналог.

В результате анализа известной конструкции кабины необходимо отметить, что она обладает довольно большой массой, слабой жесткостью и теплозвукоизоляционными свойствами, а также большим количеством деталей, что повышает трудоемкость и стоимость ее изготовления.

Открывание створок двери поворотом относительно вертикальной оси требует их обязательной фиксации в открытом положении при помощи дополнительных приспособлений и довольно сложного механизма их фиксации в закрытом положении.

Загрузка/выгрузка грузов и посадка/высадка пассажиров через задний люк кабины не всегда удобна. Кроме того, наличие только задних створок сужает область применения летательного аппарата, не позволяя выполнять ему ряд важных задач, например, выполнения спасательных работ при помощи грузовой лебедки и т.д.

Задачей, настоящей полезной модели, является разработка конструкции грузопассажирской кабины летательного аппарата, легкой и прочной, обладающей широкими функциональными возможностями, позволяющей удобно и быстро осуществлять погрузку/выгрузку грузов или пассажиров и, в случае необходимости, обеспечить аварийную эвакуацию пассажиров.

Поставленная задача обеспечивается тем, что в грузопассажирской кабине летательного аппарата, содержащей образующие салон кабины две боковые панели и панель пола с люком, закрытым крышкой и профилями для перемещения и швартовки грузов, створки, закрывающие задний проем кабины, окна, выполненные в боковых панелях, места для установки сидений и элементы крепления кабины к летательному аппарату, новым является то, что кабина снабжена верхней панелью и передней панелью с проемом для прохода экипажа или обслуживающего персонала, проемом, выполненным, по крайней мере, в одной из боковых панелей и закрывающей его дверью, установленной с возможностью плоскопараллельного перемещения по направляющим, закрепленным на наружной стороне боковой панели, причем одна из створок, закрывающих задний проем кабины установлена с возможностью поворота относительно горизонтальной оси на верхней панели, а другая - на панели пола, при этом в кабине имеются места для установки носилок, причем кабина

выполнена в виде, по крайней мере, одной трехслойной панели с обшивками из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем, на боковых панелях имеются окна для экстренной эвакуации, а места для установки носилок выполнены на верхней панели и панели пола, при этом на передней панели имеются места для установки сидений, дверь и задние створки снабжены устройствами сигнализации их закрытия, а на верхней панели установлены узлы крепления дополнительного оборудования

При проведении патентных исследований не обнаружены решения, идентичные заявленному, а следовательно, заявленная полезная модель соответствует критерию «новизна».

Считаем, что сведений, изложенных в материалах заявки, достаточно для практического осуществления полезной модели.

Сущность полезной модели поясняется графическими материалами, на которых:

на фиг.1 - грузопассажирская кабина, общий вид;

на фиг.2 - панель пола кабины;

на фиг.3 - верхняя панель кабины;

на фиг.4 - передняя стенка кабины;

на фиг.5 - узел сигнализации положений двери и верхней створки.

Грузопассажирская кабина летательного аппарата состоит из двух боковых панелей 1 и 2, верхней панели 3 (потолок кабины), панели пола 4, передней стенки 5, сдвигающейся двери 6, по крайней мере, в одной из боковых панелей, например, 2, верхней 7 и нижней 8 задней створок, закрывающих задний проем кабины.

На боковых панелях имеются смотровые окна 9, 10, а на задней верхней створке - смотровое окно 11.

На боковых панелях(1) и на сдвигающейся двери 6 другой боковой панели (2) имеются закрытые стеклами окна аварийного выхода (соответственно 12 и 13). В полу кабины выполнен люк, закрытый крышкой 14. На полу кабины также имеются полозья 15.

На кабине установлены кронштейны 16 и 17 для ее крепления к летательному аппарату.

В кабине также имеются места 18 и 19 для установки сидений.

Дверь 6 имеет возможность перемещения по направляющим 20, закрепленным на наружной поверхности боковой панели 2.

Положение двери 6 и створки 7 (закрыта или открыта) отслеживается сигнальными устройствами 21 и 22.

Боковые панели 1 и 2 выполнены трехслойными с обшивкой из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем.

Пол 4 также выполнен в виде трехслойной панели с обшивкой из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем.

Фасонные профили (полозья) 15 предназначены для швартовки и перемещения груза по кабине или крепления пассажирских сидений или установки дополнительного оборудования, элементы 23- для установки в кабине медицинских носилок, направляющие 24, выполненные на наружной поверхности панели пола - для перемещения створки 8.

Крышка 14 люка выполнена в виде трехслойной панели с обшивкой из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем Крышка люка снабжена замком 25.

Верхняя панель (потолок) 3 выполнена в виде трехслойной панели с обшивками из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем.

В верхней панели выполнены закрытые крышками 26 и 27 эксплуатационные люки, а также вырезы, закрытые крышками 28 для установки в них вентиляторов, светильников, громкоговорителя и иного бытового оборудования.

В панели также имеются места 29 для установки медицинских носилок. На верхней панели могут быть установлены узлы крепления дополнительного оборудования (не показан) для перемещения грузов и медицинских носилок.

Передняя стенка 5 отделяет грузопассажирскую кабину от среднего отсека фюзеляжа и выполнена в виде трехслойной панели с обшивками из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем. В стенке имеется проем 30 для прохода экипажа и обслуживающего персонала и места 31 для установки сиденья.

Верхняя створка 7 закрывает верхнюю часть заднего проема кабины и выполнена в виде трехслойной панели с обшивками из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем. Створка шарнирно монтируется двумя кронштейнами 32 к верхней панели 3 кабины с возможностью поворота относительно горизонтальной оси. Створка в закрытом положении запирается замковыми устройствами (не показаны), а для предотвращения несанкционированного открывания стопорится изнутри механизмом фиксации (на черт. не показан).

Нижняя задняя створка 8 в зависимости от назначения грузопассажирской кабины может быть, например, сдвижной и представляет трехслойную панель с обшивками из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем. На створке закреплены два кронштейна с роликами (не показаны). Ролики кронштейнов заведены в направляющие 24. Снаружи створки имеется рукоятка (не показана). В закрытом положении створка 8 фиксируется замковыми устройствами (на черт. не показаны).

Дверь 6 закрывает проем боковой панели 2 и представляет трехслойную панель с обшивками из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем. Дверь посредством кронштейнов 33 и роликов (на черт. не показаны), установленных на кронштейнах, смонтирована в направляющих 20 и является сдвижной. Дверь снабжена фиксаторами, замковыми устройствами, наружной и внутренней ручками (на черт. не показаны). В закрытом положении дверь 6 стопорится фиксаторами и замковыми устройствами. На двери смонтирован механизм открывания/закрывания двери (на черт. не показан).

Как уже отмечалось выше, кабина снабжена устройствами сигнализации 21 и 22, одно из которых (21) установлено в верхней части боковой панели 2 для контроля за положением двери 6, а другое (22) - на задней части верхней панели кабины. Устройства 21 и 22 выполнены идентичными друг другу и каждое из них содержит шатун 34, микровыключатель 35, штифт 36, толкатель 37 и пружину 38.

Грузопассажирская кабина к фюзеляжу летательного аппарата (вертолета) Крепление осуществляется посредством кронштейнов 16 и 17.

В случае использования кабины в пассажирском варианте, на места 18, 19, 31 устанавливают сиденья (не показаны). Посадка и высадка пассажиров осуществляется, как правило, через дверь 6.

Для открывания двери 6 поворачивают ее ручку (не показана), в результате чего срабатывают замковые устройства, которые удерживали дверь в закрытом положении, фиксаторы убираются из панели и дверь выходит из проема боковой панели и сдвигается в сторону до полного открывания проема. При смещении двери 6, ее ролики перемещаются по направляющим 20. Дверь может быть зафиксирована в открытом положении.

По окончании посадки пассажиров. Дверь 6 перемешают в противоположном положении по направляющим 20 до ее совмещения с проемом панели 2. После установки двери в проеме она фиксируется замковыми устройствами и фиксирующими элементами.

В случае, если дверь 6 закрыта не полностью, срабатывает устройство сигнализации 21 и на пульте управления летательным аппаратом высвечивается сигнал «ЗАКРОЙ ДВЕРЬ». При закрытой двери толкатель 37 устройства сигнализации перемещается, контактируя с торцом двери. Вместе с толкателем перемещается шатун 34 и штифт 36 устройства. При контакте штифта 36 с микровыключателем 35, последний срабатывает, и выдает сигнал о том, что дверь 6 закрыта.

В случае, если дверь 6 закрыта не полностью, штифт 36 не доходит до микровыключателя 35 и последний не включается, что сигнализирует о том, что дверь не закрыта.

В открытом положении двери толкатель 37 занимает исходное положение, и штифт 36 не контактирует с микровыключателем 35.

Аналогично работает устройство сигнализации положения верхней створки 7.

Высадка и посадка пассажиров может осуществляться как через дверь 6, так и через задний проем кабины при открытых створках 7 и 8.

Аварийная эвакуация пассажиров осуществляется через аварийные выходы 12 и 13, для чего стекла выдавливаются.

В случае использования грузопассажирской кабины в грузовом варианте, грузы устанавливают и швартуют на полозьях 15.

Загрузка и выгрузка осуществляются, как правило, через задний проем кабины при открытых створках 7 и 8.

Для открывания створки 7 разблокируют механизм фиксации и замковое устройство. Поворачивают створку вверх и фиксируют ее в данном положении.

Для открывания створки 8 разблокируют замковое устройство. После чего створку тянут «на себя» и по направляющим 24 переводят ее под панель пола 4

После загрузки и швартовки грузов, створки 7 и 8 закрывают и фиксируют в закрытом положении, которое контролируется сигнальным устройством 2.

Выгрузка грузов может осуществляться через задний проем кабины или через дверь 6.

Для перевозки больных (раненых) носилки устанавливают на (в) элементы 23 и 29, которые могут быть выполнены в виде кронштейнов, замков, или углублений.

Загрузка носилок осуществляется через задний проем кабины при открытых створках 7 и 8. Для загрузки (выгрузки) носилок может быть использован монорельс.

Предложенная конструкция грузопассажирской кабины позволяет:

-осуществлять как перевозку пассажиров, в том числе больных или раненых, так и грузов;

-обеспечивает удобную и быструю загрузку и выгрузку салона кабины;

- обеспечивает возможность быстрой аварийной эвакуации пассажиров;

-обеспечивает спасательные работы через боковые двери при помощи лебедки..

Конструкция створок и двери исключает возможность их несанкционированного открывания.

Выполнение двери «сдвигающейся» не требует дополнительного пространства при ее открывании.

При выполнении кабины использованы современные материалы. Выполнение кабины замкнутой трехслойной конструкции с обшивками и сотового заполнителя между ними делает ее более прочной, повышает ее

теплозвукоизолирующие свойства, снижает количество деталей и стоимость изготовления

Грузопассажирская кабина может быть установлена на существующие модели вертолетов и других перспективных летательных аппаратов. Она может быть использована для пассажирских, грузовых перевозок, эвакуации больных, раненых в условиях военных действий и чрезвычайных ситуаций.

1. Грузопассажирская кабина летательного аппарата, содержащая образующие салон кабины две боковые панели и панель пола с люком, закрытым крышкой и профилями для перемещения и швартовки грузов, створки, закрывающие задний проем кабины, окна, выполненные в боковых панелях, места для установки сидений и элементы крепления кабины к летательному аппарату, отличающаяся тем, что кабина снабжена верхней панелью, передней панелью с проемом для прохода экипажа или обслуживающего персонала, проемом, выполненным в одной из боковых панелей, и закрывающей его дверью, установленной с возможностью плоскопараллельного перемещения по направляющим, закрепленным на наружной стороне боковой панели, причем одна из створок, закрывающих задний проем кабины, установлена с возможностью поворота относительно горизонтальной оси на верхней панели, а другая - на панели пола, при этом в кабине имеются места для установки носилок.

2. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что кабина выполнена в виде по крайней мере одной трехслойной панели с обшивками из полимерных композиционных материалов и расположенным между ними сотовым заполнителем.

3. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что на боковых панелях имеются застекленные окна для экстренной эвакуации.

4. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что места для установки носилок имеются на верхней панели и панели пола.

5. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что на передней панели имеются места для установки сидений.

6. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что дверь и верхняя задняя створка снабжены устройствами сигнализации их закрытия.

7. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что на верхней панели установлены узлы крепления дополнительного оборудования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для фиксации створок и может быть использовано для фиксации окон и форточек (фрамуг) в приоткрытом состоянии
Наверх