Силовая передача полноприводного транспортного средства (варианты)
Использование: Относится к транспортному машиностроению и касается конструкции силовой передачи транспортного средства высокой проходимости, в частности бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ).
Сущность полезной модели: Силовая передача содержит двигатель 1, сцепление 2, соединенное с коробкой 3 перемены передач, выходной вал которой посредством карданной передачи 4 соединен с входным валом 5 дополнительного редуктора 6, выходной вал 7 которого соединен с входным валом раздаточной коробки 8 посредством карданной передачи 9. Раздаточная коробка 8 также посредством карданных передач 10 и 11 связана с главными передачами 12 ведущих мостов. Дополнительный редуктор 6 выполнен повышающим и содержит ведущую шестерню 14, установленную на входном валу 5, промежуточную шестерню 15 и ведомую шестерню 16, установленную на выходном валу 7.
На картере дополнительного редуктора 5 установлена коробка 17 отбора мощности, ведущая шестерня 18 которой зубчатым зацеплением соединена с ведомой шестерней 16 дополнительного редуктора 6. Выходной вал коробки 17 отбора мощности соединен с водоходным движителем 19 посредством карданной передачи 20.
Использование полезной модели позволяет производить модернизацию полноприводного транспортного средства с наименьшими затратами без изменения основных имеющихся узлов трансмиссии машины, таких как коробка перемены передач, раздаточная коробка, коробка отбора мощности на водоходный движитель.
Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности, к транспортным средствам высокой проходимости и касается конструкции силовой передачи полноприводного транспортного средства, например, бронированной дозорно-разведывательной машины (БРДМ).
Известна силовая передача полноприводного транспортного средства, содержащая двигатель, сцепление, коробку передач, раздаточную коробку, ведущие мосты, связанные с валами раздаточной коробки посредством карданных валов, а также закрепленную на картере коробки перемены передач коробку отбора мощности, выходной вал которой связан с водоходным движетелем также посредством карданного вала. Известная силовая передача является прототипом для вариантов выполнения предлагаемой полезной модели. (см. Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 1. Москва, «Военное издательство», 1987 г., с.214, рис.117).
Однако, при модернизации БРДМ, в частности, при установке дизельного двигателя взамен карбюраторного, известная конструкция силовой передачи не обеспечивает нормальной работы исполнительных механизмов машины: ведущих мостов и водоходного движителя, так как на выходных валах раздаточной коробки и коробки отбора мощности на водоходный движитель не обеспечивается необходимого числа оборотов из-за несоответствия характеристик имеющейся коробки перемены передач характеристикам дизельных двигателей.
Предлагаемыми вариантами полезной модели решается задача обеспечения необходимых характеристик силовой передачи при использовании в трансмиссии имеющихся коробки перемены передач, раздаточной коробки и коробки отбора мощности на водометный движитель, а именно повышения числа оборотов на выходных валах раздаточной коробки и коробки отбора мощности на водоходный движитель.
Для достижения этого технического результата при первом варианте выполнения силовая передача полноприводного транспортного средства, содержащая двигатель,
сцепление, коробку перемены передач, раздаточную коробку, ведущие мосты, связанные раздаточной коробкой посредством карданных передач, и коробку отбора мощности, связанную с водоходным движителем также посредством карданной передачи, снабжена дополнительным редуктором, установленным на кронштейнах корпуса транспортного средства, входной вал дополнительного редуктора посредством карданной передачи соединен с выходным валом коробки перемены передач, а выходной вал посредством карданной передачи - с входным валом раздаточной коробки, коробка отбора мощности закреплена на картере дополнительного редуктора, при этом ведущая шестерня коробки отбора мощности соединена зубчатым зацеплением с шестерней, установленной на выходном валу дополнительного редуктора. Дополнительный редуктор выполнен двухступенчатым повышающим.
При втором варианте выполнения силовая передача полноприводного транспортного средства, содержащая двигатель, сцепление, коробку перемены передач, раздаточную коробку, ведущие мосты, связанные с раздаточной коробкой посредством карданных передач, и коробку отбора мощности, связанную с водоходным движителем также посредством карданной передачи, снабжена дополнительным редуктором, установленным на коробке перемены передач при помощи фланца, входной вал дополнительного редуктора посредством зубчатой муфты соединен с выходным валом коробки перемены передач, а выходной вал посредством карданной передачи - с входным валом раздаточной коробки, коробка отбора мощности закреплена на картере дополнительного редуктора, при этом ведущая шестерня коробки отбора мощности соединена зубчатым зацеплением с шестерней, установленной на выходном валу дополнительного редуктора. Дополнительный редуктор выполнен двухступенчатым повышающим.
Отличительными признаками первого варианта предлагаемой силовой передачи от указанной выше известной, является то, что она снабжена дополнительным редуктором, закрепленным на кронштейнах корпуса транспортного средства, входной вал дополнительного редуктора соединен с выходным валом коробки перемены передач посредством карданной передачи, а выходной вал также посредством карданной передачи соединен с входным валом раздаточной коробки, коробка отбора мощности на водоходный движитель установлена на картере дополнительного редуктора, при этом ведущая шестерня коробки отбора мощности соединена зубчатым зацеплением с шестерней, установленной на выходном валу дополнительного редуктора.
Отличительными признаками второго варианта предлагаемой силовой передачи от
указанной выше известной, является то, что она снабжена дополнительным редуктором, закрепленным на коробке перемены передач при помощи фланца, входной вал дополнительного редуктора соединен с выходным валом коробки перемены передач посредством зубчатой муфты, а выходной вал посредством карданной передачи соединен с входным валом раздаточной коробки, коробка отбора мощности на водоходный движитель установлена на картере дополнительного редуктора, при этом ведущая шестерня коробки отбора мощности соединена зубчатым зацеплением с шестерней, установленной на выходном валу дополнительного редуктора..
Благодаря наличию этих признаков при использовании в силовой передаче дизельного двигателя обеспечивается нормальная работа основных исполнительных механизмов транспортного средства за счет получения необходимого числа оборотов на выходном валу дополнительного редуктора.
Предлагаемая силовая передача иллюстрируется чертежами, где
на фиг.1 изображен вариант кинематической схемы силовой передачи, при котором дополнительный редуктор закреплен на кронштейнах корпуса транспортного средства;
на фиг.2 -изображена установка дополнительного редуктора на кронштейнах корпуса транспортного средства;
на фиг.3 - вариант кинематической схемы силовой передачи, при котором дополнительный редуктор закреплен на коробке перемены передач транспортного средства.
По первому варианту силовая передача полноприводного транспортного средства содержит двигатель 1, сцепление 2, соединенное с коробкой 3 перемены передач, выходной вал которой посредством карданной передачи 4 соединен с входным валом 5 дополнительного редуктора б, выходной вал 7 которого соединен с входным валом раздаточной коробки 8 посредством карданной передачи 9 (см. фиг1). Раздаточная коробка 8 также посредством карданных передач 10 и 11 связана с главными передачами 12 ведущих мостов. На выходном валу 7 дополнительного редуктора 6 установлен стояночный тормоз 13.
Дополнительный редуктор 6 выполнен повышающим и содержит ведущую шестерню 14, установленную на входном валу 5, промежуточную шестерню 15 и ведомую шестерню 16 установленную на выходном валу 7.
На картере дополнительного редуктора 6 установлена коробка 17 отбора мощности, ведущая шестерня 18 которой зубчатым зацеплением соединена с ведомой шестерней 16 дополнительного редуктора 6. Выходной вал коробки 17 отбора мощности соединен с водоходным движителем 19 посредством карданной передачи 20. Дополнительный редуктор б установлен на кронштейнах 21 корпуса транспортного средства (см.фиг.2).
По второму варианту силовая передача полноприводного транспортного средства содержит двигатель 1, сцепление 2, соединенное с коробкой 3 перемены передач, выходной вал которой посредством зубчатой муфты 4 соединен с входным валом 5 дополнительного редуктора 6, выходной вал 7 которого соединен с входным валом раздаточной коробки 8 посредством карданной передачи 9 (см.фиг.3). Раздаточная коробка 8 также посредством карданных передач 10 и 11 связана с главными передачами 12 ведущих мостов. На выходном валу 7 дополнительного редуктора б установлен стояночный тормоз 13.
Дополнительный редуктор 6 выполнен повышающим и содержит ведущую шестерню 14, установленную на входном валу 5, промежуточную шестерню 15 и ведомую шестерню 16 установленную на выходном валу 7.
На картере дополнительного редуктора 6 установлена коробка 17 отбора мощности, ведущая шестерня 18 которой зубчатым зацеплением соединена с ведомой шестерней 16 дополнительного редуктора 6. Выходной вал коробки 17 отбора мощности соединен с водоходным движителем 19 посредством карданной передачи 20.
Дополнительный редуктор 6 установлен на фланце 21, закрепленном на коробке перемены передач 3 (см.фиг.3)
Предлагаемая силовая передача полноприводного транспортного средства, выполненная по первому варианту, работает следующим образом.
Крутящий момент от вала двигателя 1 через сцепление 2, коробку 3 перемены передач и карданную передачу 4 передается на входной вал 5 дополнительного редуктора 6 (см.фиг.1). Через шестерни 14,15 и 16 крутящий момент передается на выходной вал 7 дополнительного редуктора б, а с вала 7 через карданную передачу 9 - на входной вал раздаточной коробки 8, выходные валы которой через карданные передачи 10 и 11 соединены с главными передачами 12 ведущих мостов. На водоходный движитель 18 вращение передается от ведомой шестерни 16 дополнительного редуктора 6 через коробку 17 отбора мощности и карданную передачу 19.
При втором варианте выполнения силовая передача полноприводного транспортного средства работает следующим образом.
Крутящий момент от вала двигателя 1 через сцепление 2, коробку 3 перемены передач и зубчатую муфту 4 передается на входной вал 5 дополнительного редуктора 6 (см. фиг.1). Через шестерни 14,15 и 16 крутящий момент передается на выходной вал 7 дополнительного редуктора 6, а с вала 7 через карданную передачу 9 - на входной вал раздаточной коробки 8, выходные валы которой через карданные передачи 10 и 11 соединены с главными передачами 12 ведущих мостов. На водоходный движитель 18 вращение передается от ведомой шестерни 16
дополнительного редуктора 6 через коробку 17 отбора мощности и карданную передачу 19.
Предлагаемая силовая передача позволяет производить модернизацию полноприводного транспортного средства с наименьшими затратами без изменения основных имеющихся узлов трансмиссии машины, таких как коробка перемены передач, раздаточная коробка, коробка отбора мощности на водоходный движитель.
1. Силовая передача полноприводного транспортного средства, содержащая двигатель, сцепление, коробку перемены передач, раздаточную коробку, ведущие мосты, связанные с раздаточной коробкой посредством карданных передач, и коробку отбора мощности, связанную с водоходным движителем также посредством карданной передачи, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным редуктором, установленным на кронштейнах корпуса транспортного средства, входной вал дополнительного редуктора соединен посредством карданной передачи с выходным валом коробки перемены передач, а выходной вал посредством карданной передачи - с входным валом раздаточной коробки, коробка отбора мощности закреплена на картере дополнительного редуктора, при этом ведущая шестерня коробки отбора мощности соединена зубчатым зацеплением с шестерней, установленным на выходном валу дополнительного редуктора.
2. Силовая передача полноприводного транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что дополнительный редуктор выполнен двухступенчатым повышающим.
3. Силовая передача полноприводного транспортного средства, содержащая двигатель, сцепление, коробку перемены передач, раздаточную коробку, ведущие мосты, связанные с раздаточной коробкой посредством карданных передач, и коробку отбора мощности, связанную с водоходным движителем также посредством карданной передачи, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным редуктором, установленным на коробке перемены передач с помощью фланца, входной вал дополнительного редуктора соединен с выходным валом коробки перемены передач посредством зубчатой муфты, а выходной вал посредством карданной передачи - с входным валом раздаточной коробки, коробка отбора мощности закреплена на картере дополнительного редуктора, при этом ведущая шестерня коробки отбора мощности соединена зубчатым зацеплением с шестерней, установленным на выходном валу дополнительного редуктора.
4. Силовая передача полноприводного транспортного средства по п.3, отличающаяся тем, что дополнительный редуктор выполнен двухступенчатым повышающим.