Охранное устройство

 

Заявляемая полезная модель относится к охранным устройствам и может быть применена для акустической сигнализации при несанкционированном проникновении в пассажирское купе. Техническое решение заявляемой полезной модели - охранного устройства основано на включении в его состав двух контактных устройств, включающих акустический сигнал, как при отпирании замка купе, так и при открывании двери купе без отпирания замка и включения второго эластичного элемента, повышающего надежность закрепления устройства на корпусе замка купе. Заявляемая полезная модель - охранное устройство содержит корпус, выполненный из двух соединенных, например, винтами половинок, между которыми размещен источник питания и закреплены два эластичных элемента, а на поверхности корпуса размещено первое контактное устройство, состоящее из подпружиненного рычага и нормально разомкнутых контактов, перекрываемое корпусом жестко закрепленного на корпусе охранного устройства, например, винтами, сигнального устройства, в корпусе которого размещены нормально замкнутые контакты, принудительно разомкнутые удаляемым размыкающим стержнем, закрепленным в металлической втулке, соединенной с помощью цепочки с фиксирующим устройством, например, крючком. Установленное на замок купе устройство удерживается эластичными элементами, охватывающими сверху ручку замка и снизу шейку головки ключа, при этом фиксирующее устройство закрепляется на фурнитуре купе. При повороте головки ключа замка подпружиненный фигурный рычаг замыкает разомкнутые контакты и включает акустический сигнал, а при открывании двери включение акустического сигнала происходит из-за удаления размыкающего стержня и замыкания принудительно разомкнутых контактов.

Заявляемая полезная модель иллюстрируется графическим материалом в количестве 13 фигур на 6 - и листах. Формула заявляемой полезной модели многозвенная и содержит три пункта.

Заявляемая полезная модель относится к защитным устройствам и может быть применена для акустической сигнализации при несанкционированном проникновении в пассажирские купе.

Известны устройства и замки, содержащие корпус, подпружиненные защелки и накладки (1 и 2).

Однако указанные устройства недостаточно надежны и не защищены от несанкционированного удаления или нейтрализации. Например, в случае, когда дверь купе "отжимается" из коридора вагона (со стороны противоположной замку), и через образующийся при этом просвет между дверью и стенкой коридора вагона с помощью длинномерного стержня устройство удаляется с замка купе.

Наиболее близким аналогом по техническому решению к заявляемому устройству является устройство по Свидетельству Российской Федерации на полезную модель №14598 " Блокиратор замка пассажирского купе " (3).

Блокиратор по Свидетельству Российской Федерации на полезную модель №14598 показан на фиг.1 и фиг.2.

Устройство содержит корпус 1, выполненный из двух соединенных, например, винтами 2 половинок 3 и 4, и на корпусе блокиратора 1 жестко закреплен корпус сигнального устройства 5. В корпусе блокиратора 1

выполнено сквозное отверстие, в котором установлен подвижный шток 6, подпружиненный таким образом, что часть штока выступает из корпуса блокиратора 1 со стороны задней его стенки. При установке (фиг.3) блокиратора на замок 7 купе торец выступающей части штока 6 упирается в корпус замка 7 и утоплен в корпус 1 блокиратора. При этом, противоположный конец 8 штока 6 будет расположен в корпусе сигнального устройства 5 (фиг.2 и фиг.3).

При удалении блокиратора с замка купе подпружиненный шток 6 выдвигается из корпуса блокиратора 1, а противоположный конец 8 штока 6 выдвигается из корпуса сигнального устройства 5 и производит включение акустического сигнала, независимо от типа используемого сигнального устройства - электронного или механического.

Блокиратор устанавливается на корпусе замка 7 купе и удерживается на нем (фиг.3 и фиг.1) с помощью эластичного элемента 9, охватывающего ручку 10 замка купе, и двух соосно расположенных и противоположно направленных язычков-фиксаторов 11, находящихся в пазе, расположенном вдоль вертикальной оси корпуса блокиратора и открытым в верхнюю и нижнюю часть корпуса блокиратора.

Закрепление блокиратора на корпусе замка 7 купе осуществляется благодаря тому, что расположенный в верхней его части эластичный элемент 9 охватывает ручку 10 замка купе, а нижний подпружиненный язычок-фиксатор 11 входит в зацепление с шейкой головки 12 ключа замка.

Однако данное устройство недостаточно надежно и не защищает от несанкционированного проникновения в купе. Например, в случае, когда со стороны коридора "отжимается" язычок замка купе и дверь купе может быть

открыта. При этом установленный на замке блокиратор не отодвигается от корпуса замка и предупреждающий акустический сигнал не включается.

Кроме того, использованный в данном устройстве способ закрепления на корпусе замке 7 купе с помощью двух подпружиненных язычков-фиксаторов 11 не является достаточно надежным, так как при движении вагона на отдельных участках пути на стыках рельсов в нем возникает сильная вибрация, и нижний язычок-фиксатор 11 может выйти из зацепления с шейкой головки ключа 12 замка. При этом корпус блокиратора отделится от корпуса замка купе и произойдет ложное включение акустического сигнала.

Техническим результатом заявляемой полезной модели - охранного устройства (фиг.4 и фиг.5) является повышение его надежности.

Это достигается путем дополнительного введения в его состав двух контактных устройств, включающих акустический сигнал, как при отпирании замка купе, так и при открывании двери купе без отпирания замка и введения второго эластичного элемента, повышающего надежность закрепления устройства на корпусе замка купе.

Корпус охранного устройства 1 выполнен из двух соединенных, например, винтами 2 половинок 3 и 4, выполненных, например, из пластмассы (фиг.4 и фиг.5). Между верхней 4 и нижней 3 половинками корпуса 1 устройства помещен источник питания 13 электронного сигнального устройства, например, элементы типа "ААА".

В верхней и нижней частях корпуса 1 имеются фигурные выемки 14 и 15 (фиг.4 и фиг.6), симметричные относительно вертикальной оси корпуса 1. Верхняя 14 и нижняя 15 фигурные выемки перекрываются закрепленными в корпусе устройства 1 эластичными элементами 9 и 16, например, спиральными пружинами.

Корпус охранного устройства 1 (без закрепленного на нем корпуса 5 сигнального устройства) и первое контактное устройство показаны на фиг.6.

При установке охранного устройства (фиг.7) на запертый замок 7 двери купе (горизонтальное положение головки ключа 12 замка) верхняя фигурная выемка 14 на корпусе 1 устройства с верхним эластичным элементом 9, охватывающим верхнюю часть ручки 10 замка купе, обеспечивают плотное прилегание устройства к ручке 10 замка, а нижний эластичный элемент 16, охватывающий шейку головки ключа 12 замка закрепляет устройство на корпусе замка 7.

На внешней стороне верхней половинки 4 корпуса 1 устройства (Фиг.6) размещено первое контактное устройство, состоящее из фигурного рычага 17, оси вращения рычага 18, спиральной пружины 19 и нормально разомкнутой контактной группы 20.

Спиральная пружина 19 одним концом закреплена на внешней стороне верхней половинки корпуса 4, например, винтом 31. Другой конец пружины 19 закреплен на фигурном рычаге 17 таким образом, что под действием натяжения спиральной пружины 19 фигурный рычаг 17, повернут относительно оси 18 и находится в таком положении, что выступающая за пределы корпуса 1 устройства со стороны нижней фигурной выемки 15 часть фигурного рычага 17 не препятствует установке охранного устройства на корпус замка 7 купе, находящегося в запертом положении (при котором головка ключа 12 замка купе 7 находится в горизонтальном положении) (фиг.7).

Сигнальное устройство, например, генератор импульсов и акустический излучатель, выполнено в отдельном корпусе 5, который жестко, например, с помощью винтов 30, крепится к верхней половинке корпуса охранного устройства таким образом, что перекрывает первое контактное устройство, не

препятствуя его функционированию и защищая его от возможных повреждающих воздействий (фиг.5 и фиг.8).

Второе контактное устройство (фиг.5 и фиг.8), например, контактное гнездо с резьбой 21 и с нормально замкнутыми контактами 23 жестко, например, с помощью гайки 22, закреплено на правой боковой поверхности корпуса сигнального устройства 5.

Электрическая функциональная схема охранного устройства приведена на фиг.9.

Нормально разомкнутая контактная группа 20 первого контактного устройства и контактная группа 23 с нормально замкнутыми контактам второго контактного устройства электрически соединены параллельно и находятся в цепи питания сигнального устройства.

При этом, в исходном состоянии контактная группа 23 второго контактного устройства принудительно разомкнута удаляемым размыкающим стержнем 24, например, стержнем из диэлектрика, вставленным в контактное гнездо 21.

Длина вставленного в гнездо 21 удаляемого размыкающего стержня 24 определяется конструкцией гнезда 21 второго контактного устройства и обеспечивает надежное размыкание контактной группы 23. При этом, выступающая из гнезда 21 часть удаляемого стержня 24 (фиг.10) закреплена, например, путем прессования в металлической втулке 25, которая без зазора соприкасается с гнездом 21. Одновременно с этим, со стороны внешнего торца металлической втулки 25 в ней закреплен один конец металлической цепочки 26, второй конец которой заканчивается фиксирующим устройством, например, крючком 27, обеспечивающим возможность прикрепления к металлической фурнитуре купе (штатные вешалки, полочки и пр.) или к специально

установленному гнезду для закрепления фиксирующего устройства. Назначение металлической втулки 25 и ее габаритные размеры поясняются ниже - в описании процесса установки заявляемого охранного устройства на замок 7 купе.

Установка заявляемого охранного устройства на замок купе приведена на фиг.11. Перед установкой охранного устройства (со вставленным удаляемым размыкающим стержнем 24) предварительно закрывают дверь купе и переводят замок в положение «закрыто», т.е. переводят головку ключа 12 замка в горизонтальное положение.

Верхний эластичный элемент 9 надевают на ручку 10 замка, а нижний эластичный элемент 16 слегка оттягивают и надевают на шейку головки ключа 12 замка купе.

Фиксирующий элемент 27 соединяют с его ответной частью, закрепленной на неподвижной части купе, (условно показано в виде кольца), например, с металлической петлей установленной на торцевой стенке купе или с металлической фурнитурой купе, таким образом, чтобы образовавшееся при этом провисание цепочки 26 было бы минимальным.

При отпирании замка купе со стороны коридора вагона, например, проводником вагона, на части замка, расположенной со стороны купе, происходит поворот головки ключа 12 замка против часовой стрелки: из горизонтального положения ("заперто") (фиг.7 и фиг.12) в вертикальное положение ("открыто").

При этом (фиг.12) поворачивающаяся головка ключа 12 входит в соприкосновение с выступающей частью фигурного рычага 17. При продолжающемся повороте головка ключа 12 легко преодолевает усилие растягивающейся спиральной пружины 19, поворачивает фигурный рычаг 17

на оси 18 до соприкосновения другой части рычага с контактной группой 20 и далее переводит нормально разомкнутую контактную группу 20 в положение "замкнуто", что в свою очередь включает акустический сигнал.

В случае "отжатия" язычка замка купе со стороны коридора вагона дверь купе 28 может быть открыта (фиг.13). При этом, в процессе открывания ("откатывания") двери 28 первоначально будет "выбрано" провисание цепочки 26 (показанное на фиг.11), один конец которой зафиксирован. Далее цепочка 26 натянется и при продолжающемся "откате" двери 28, закрепленный на другом конце цепочки 26 удаляемый размыкающий стержень 24 выдвинется из контактного гнезда 21, что приведет к переводу контактной группы 23 в положение "замкнуто" и включению акустического сигнала.

В случае "отжатия" язычка замка купе со стороны коридора вагона, при условии, что дверь купе 28 будет "откатываться" медленно, за счет уменьшения "провисания" цепочки 26 и до ее натяжения между дверью купе 28 и косяком двери 29 образуется просвет (ориентировочно шириной в 20 мм).

В случае, если металлическая втулка 25 отсутствует и металлическая цепочка соединена непосредственно с удаляемым размыкающим стержнем 24, то в образовавшемся просвете между дверью купе и косяком двери будет видна металлическая цепочка, которая может быть "перекушена", например, ручным инструментом типа "кусачки".

Следовательно, наличие металлической втулки 25 с длиной, превосходящей возможный просвет между дверью купе и косяком (фиг.13), например, с длиной в 35-40 мм и толщиной стенок, исключающей возможность "перекусывания" ручным инструментом, например, при толщине стенок втулки равной 1 мм, исключает возможность нейтрализации охранного устройства.

При необходимости отпереть замок 7 и открыть дверь со стороны купе (фиг.11) первоначально отсоединяют фиксирующее устройство 27. Далее, слегка оттягивают нижний эластичный элемент 16 и снимают его с шейки головки ключа 12, после чего снимают верхний эластичный элемент 9 с ручки замка 10.

Из приведенного описания видно, что данное устройство позволяет осуществить охрану пассажиров купе и их личных вещей от несанкционированного проникновения как в случае отпирания замка купе, так и в случае открывания двери купе без отпирания замка купе.

Заявляемая полезная модель - охранное устройство иллюстрируется графическим материалом в количестве 13 фигур:

на фиг.1 показан общий вид ближайшего аналога;

на фиг.2 показан вид сбоку ближайшего аналога;

на фиг.3 показан ближайший аналог, установленный на замок купе;

на фиг.4 показан общий вид заявляемого устройства;

на фиг.5 показан вид сбоку заявляемого устройства;

на фиг.6 показан общий вид первого контактного устройства на корпусе заявляемого устройства (без сигнального устройства);

на фиг.7 показан общий вид установленного на замок заявляемого устройства с первым контактным устройством (без сигнального устройства);

на фиг.8 показан общий вид заявляемого устройства со вторым контактным устройством;

на фиг.9 приведена электрическая функциональная схема заявляемого устройства;

на фиг.10 приведен вид заявляемого устройства с установленным удаляемым размыкающим стержнем;

на фиг.11 приведен общий вид заявляемого устройства, установленного на замке двери в пассажирском купе;

на фиг.12 приведен общий вид установленного на замке купе заявляемого устройства в положении замыкания контактов первого контактного устройства;

на фиг.13 приведен общий вид установленного на замке заявляемого устройства, поясняющий работу второго контактного устройства и назначение металлической втулки удаляемого размыкающего стержня.

Сопоставительный анализ с ближайшим аналогом показывает, что пример реализации заявляемой полезной модели, соответствует критериям новизны и промышленной применимости.

Опытные образцы заявляемого охранного устройства были испытаны сотрудниками железнодорожных и правоохранительных органов Санкт-Петербурга и получили положительную оценку.

Источники информации:

1. Свидетельство РФ на полезную модель №3457, "Блокиратор замка пассажирского купе", опубликовано 16.01.97, Бюллетень "Полезные модели, Промышленные образцы" №1, 1997.

2. Свидетельство РФ на полезную модель №12834, "Блокиратор замка пассажирского купе", опубликовано 10.02.2000, Бюллетень "Полезные модели, Промышленные образцы" №4, 2000, "Изобретения, Полезные модели " №11, 2000, Раздел "Поправки".

1. Свидетельство РФ на полезную модель №14598, "Блокиратор замка пассажирского купе", опубликовано 10.08.2000, Бюллетень "Изобретения. Полезные модели" №22, 2000.

1. Охранное устройство, содержащее средства надевания, фиксации и корпус, выполненный из двух симметричных, соединенных, например, винтами половинок, на котором жестко закреплен, например, винтами корпус сигнального устройства, при этом в верхней и нижней частях корпуса охранного устройства имеются фигурные выемки, причем верхняя фигурная выемка перекрывается эластичным элементом, отличающееся тем, что нижняя фигурная выемка выполнена таким образом, что при установке охранного устройства на замок двери купе не препятствует вращению головки ключа замка и перекрывается закрепленным, например, между половинками корпуса, эластичным элементом.

2. Охранное устройство по п.1, отличающееся тем, что на его корпусе размещено контактное устройство, содержащее нормально разомкнутую контактную группу, включенную в электрическую цепь сигнального устройства, фигурный рычаг, ось вращения рычага и пружину, причем часть фигурного рычага выступает за пределы нижней фигурной выемки и при повороте фигурного рычага на оси другая его часть замыкает контакты нормально разомкнутой контактной группы, при этом контактное устройство перекрыто корпусом сигнального устройства, жестко закрепленного на корпусе охранного устройства, например, винтами.

3. Охранное устройство по п.1, отличающееся тем, что на корпусе сигнального устройства размещено контактное устройство, содержащее нормально замкнутую контактную группу, например, контактное гнездо, контакты которого включены в электрическую цепь сигнального устройства, при этом контакты устройства принудительно разомкнуты удаляемым размыкающим стержнем, соединенным с цепочкой, другой конец которой соединен с фиксирующим устройством, например, крючком.

4. Охранное устройство по п.2, отличающееся тем, что выступающая за пределы корпуса сигнального устройства часть удаляемого размыкающего стержня закреплена, например, запрессована, в металлическую втулку, соединенную с цепочкой, другой конец которой соединен с фиксирующим устройством, например, крючком.



 

Наверх