Система безопасности транспортного средства

Авторы патента:

7 B60R25/04 -

 

Полезная модель относится к области безопасности транспортных средств (ТС) и предназначено для защиты от террористов. Задача создания полезной модели: повышение безопасности пассажиров, пользующихся транспортным средством. Решение указанных задач достигнуто за счет того, что система безопасности ТС, содержащая систему контроля и, по меньшей мере,, один датчик контроля технического состояния и/или безопасности транспортного средства, содержит компьютер управления, к которому подключены датчики и одну или несколько видеокамер, подключенных через плату видеоввода к компьютеру. Система может содержать один или несколько микрофонов, подключенных через плату захвата звука к компьютеру. Компьютер может быть подключен через систему беспроводной сети к приемному устройству, например к дисплею с устройством управления, установленным кабине водителя ТС.

Полезная модель относится к системам безопасности транспортных средств ТС и предназначена для защиты от террористического акта на поездах, в метро, автобусах. Кроме того, она позволяет постоянно вести наблюдение за событиями в пассажирском салоне, постоянно контролировать техническое состояние ТС и вести видеозапись и запись показаний датчиков на жесткий диск компьютера и на флеш-память «черного ящика». Система защищена от проникновения хакеров с помощью криптографических ключей и паролей.

Известна автоматизированная система опознания подвижных транспортных средств, контроля и управления их движением по пат. РФ на изобретение №2113014, которая может использоваться в частности для управления движением городского транспорта. Система содержит маршрутные датчики, центральный диспетчерский пункт (ЦЦП) с приемопередатчиком и подвижные единицы. Изобретение позволяет организовать одновременную работу нескольких диспетчеров и радиомодемную связь с другими источниками и пользователями информации.

Недостатки системы: использование только радиосвязи между объектом диспетчеризации и ЦДЛ, что требует получения разрешений на использование радиочастот для каждой вновь созданной системы и последующих, существенных финансовых затрат на поддержание частот. Ограниченность в возможности использования радиочастот существенно ограничивает пропускную способность системы и вызывает потребность в специализированном дорогостоящем оборудовании. Система практически не приспособлена для предотвращения террористических актов, а предназначена только для передачи информации о технических неисправностях на центральный диспетчерский пункт.

Известны системы безопасности транспортного средства по патенту РФ №2219081, содержащие центральный блок управления, к входам которого подключены концевые выключатели дверей, капота и багажника, датчики удара, объема и температуры, приемник

пейджинговой связи и антенна для приема сигналов идентификации пользователя и управления транспортным средством от находящихся у пользователей пультов дистанционного выключения (радиобрелков). К выходам центрального блока управления подключены блоки управления электроприводами дверей, световой и звуковой сигнализации, узлы блокировки движения транспортного средства, радиопередатчик тревожного оповещения и блоки дистанционного запуска и остановки двигателя. С блоком управления связаны программатор-индикатор и таймер. В систему введены также последовательно датчик оксида углерода и микроконтроллер.

Недостатки системы те же самые, она не предназначена для предотвращения террористических актов, а используется преимущественно для сигнализации при попытке посторонних лиц проникнуть внутрь транспортного средства и технических неполадках, которые могут привести к гибели водителя и пассажиров, например, проникновение окислов углерода (угарного газа) в салон ТС.

Известна система безопасности самолета по пат. РФ №2214934 (прототип), содержащая систему управления, черный ящик, приемно-передающее устройство и антенну. Устройство позволяет самолету-перехватчику брать на себя управление самолетом, захваченным террористами в воздухе.

Недостаток: большие потери пассажиров, практически всегда гибель всех пассажиров и членов экипажа и полное разрушение летательного аппарата при совершении террористического акта на большой высоте.

Известна система обеспечения безопасности транспортного средства по пат. РФ №2209146 (прототип), которая содержит систему контроля технического состояния транспортного средства.

Недостатком этой системы является то, что она не обеспечивает безопасности пассажиров, особенно в случаях совершения террористического акта или хулиганских действий хакеров, пытающихся проникнуть в систему.

Задача создания полезной модели: повышение безопасности пассажиров, пользующихся транспортным средством.

Решение указанной задачи достигнуто за счет того, что система безопасности ТС, содержащая систему контроля с датчиками контроля технического состояния и/или безопасности, содержит компьютер, к которому подключена через плату видеоввода одна или несколько видеокамер. Система может содержать один или несколько микрофонов, подключенных через плату захвата звука к компьютеру. Компьютер может быть подключен через систему беспроводной связи к приемному устройству, например к дисплею с устройством управления, установленным кабине водителя ТС.

Проведенные патентные исследования показали, что предложенное техническое решение обладает новизной и промышленной применимостью.

Сущность полезной модели поясняется чертежами фиг.1...3, где:

на фиг.1 приведена общая схема размещения системы на ТС,

на фиг.2 - приведена электрическая схема соединений с компьютером,

на фиг.3 - приведена схема беспроводной связи между вагонами и локомотивом.

Транспортное средство 1 (фиг.1) содержит кабину водителя 2, пассажирский салон 3 и двери 4 и систему контроля технического состояния 5, компьютер (или системный блок) систему контроля 6, дисплей 7 и устройство управления 8, подключенные к компьютеру 7, посредством проводного или беспроводного канала связи, по меньшей мере один датчик контроля технического состояния и/или безопасности транспортного средства 9, подключенный к компьютеру 6, перегородку 10 между пассажирским салоном 3 и кабиной водителя 2, видеокамеру 11 и микрофон 12, подключенные к компьютеру 6 и исполнительные механизмы 13, например устройство открывания дверей 4. Видеокамера (видеокамеры) 11 подключена к компьютеру через плату видеоввода 14, а микрофон (микрофоны) 12 подключены к компьютеру 6 через плату захвата звука 15. Дополнительно система содержит «черный ящик» 18, устройство с высокой степенью защиты от механических повреждений для длительно хранения записи информации. Кроме того, система содержит

систему беспроводной связи, в виде приемно-передающих устройств беспроводной сети 16 с антенной 17 для передачи-информации из пассажирского салона в кабину водителя, а также для ее передачи на локомотив, при использовании системы на поездах. Такие системы разработаны, существует множество стандартов, например, Wi-Fi (см. сайт Интернет http://www.mclub.ru/. Система контроля 6 включает контроллер технического состояния 19 и контроллер безопасности 20, который подключены к компьютеру по протоколу RS 232/485 К контроллеру технического состояния 19 подключены датчики технического состояния ТС: температура масла, охлаждающей жидкости, обороты коленвала и т.д. К контроллеру безопасности подключены датчики безопасности 22: пожарный, доступа, разбития стекла и т.д. К котроллеру безопасности также подключены исполнительные механизмы 13, например привод открытия двери 4.

На фиг.3 приведена схема системы безопасности поезда. Поезд содержит несколько вагонов 23 и локомотив 24, соединенных сцепкой 25. Каждый вагон и локомотив оборудованы системой безопасности (фиг.2), включая приемно-передающее устройство беспроводной сети 16 с антенной 17.

Перед работой на компьютер 5 устанавливается операционная система и программное обеспечение: программа обработки видеоизображения, поступающего с видеокамер 10., установленных в пассажирском салоне, в тамбурах вагонов, к коридорах. В вагонах электричек устанавливают по 2...4 видеокамеры для полного обзора вагонов. На компьютер устанавливается программа, анализирующая поведение пассажиров: быстрый бег, крики, нестандартное поведение. С видеокамер 10 изображение передается на компьютер 5 и далее через приемно-передающее устройство беспроводной сети 16, имеющее антенну 17 - на антенну 17 приемно-передающего устройства беспроводной сети 16, находящегося в кабине водителя или в локомотиве.

Также на компьютер 5 передается информация с датчиков контроля технического состояния ТС и датчиков и охранных датчиков: температуры, пожара, разбития стекла и т.д.

Информация за 5...10 дней хранится на жестком диске компьютера 5, а информация за последние 20 мин - во флеш-памяти «черного ящика» 18, который хорошо защищен от огня и ударов. Эти данные могут быть использованы в случае совершения террористического акта. На стоянке компьютер 5 переключается в режим охраны ТС.

Применение полезной модели позволит вести постоянное наблюдение за ситуацией в пассажирском салоне ТС с целью получения оперативной информации о технических неисправностях, предотвращения террористического акта или других противоправных действий со стороны правонарушителей.

1. Система безопасности транспортного средства (ТС), содержащая систему контроля с датчиками контроля технического состояния и/или безопасности транспортного средства, отличающаяся тем, что она содержит компьютер управления, к которому через плату видеоввода подключены одна или несколько видеокамер.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что она содержит один или несколько микрофонов, подключенных через плату захвата звука к компьютеру.

3. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что компьютер подключен через систему беспроводной сети к дисплею с устройством управления, установленным в кабине водителя ТС.



 

Наверх