Механизм соединения секций сочленённого автобуса
Полезная модель относится к области транспортных средств для перевозки большого количества пассажиров, например автобусов или троллейбусов, в частности, к пассажирским транспортным средствам, сочлененным из нескольких секций. Полезная модель направлена на достижение технического результата и на решение задачи более жесткого и более надежного соединения консолей, несущих узел сочленения, с рамами оснований при сохранении простоты изготовления из доступных материалов механизма соединения секций. Механизм соединения секций сочлененного автобуса, содержит: - две прямолинейные консоли, прикрепленные к переднему шпангоуту основания задней секции горизонтально и симметрично относительно ее продольной оси; - узел поворота сочленения в горизонтальной плоскости в виде подшипника качения, одна обойма которого прикреплена к двум упомянутым кронштейнам, а вторая - к плоской поперечной траверсе; - две криволинейных консоли, охватывающие упомянутые подшипник с траверсой и прикрепленные к заднему шпангоуту основания передней секции симметрично относительно ее продольной оси; - узел поворота сочленения в вертикальной плоскости в виде двух соосных цапф, соединяющих упомянутую траверсу с концами криволинейных консолей; - при этом каждая из секций вместе с прикрепленными к ним консолями выполнена в виде единой цельносварной конструкции из штампованных, листовых и профильных материалов. Новым в данном устройстве является то, что внутренние концы всех консолей выполнены в виде продольных лонжеронов, размещенных внутри соответствующих оснований и жестко соединяющих между собой два соседних шпангоута в каждой из секций; Кроме того, задний шпангоут передней секции между прикрепленными к нему консолями дополнительно усилен толстолистовой пластиной.
Полезная модель относится к области транспортных средств для перевозки большого количества пассажиров, например автобусов или троллейбусов, в частности, к пассажирским транспортным средствам, сочлененным из нескольких секций.
Известны механизмы соединения секций (обычно двух) сочлененного автобуса, содержащие узел поворота сочленения в горизонтальной плоскости в виде подшипника, одна обойма которого опирается на два кронштейна одной секции, а вторая обойма прикреплена к поперечной траверсе, соединенной с кронштейнами другой секции ца пфами, которые образуют узел поворота сочленения в вертикальной плоскости. При этом все основные детали выполнены из литой или кованной стали, а кронштейны прикреплены к шпангоутам соответствующих секций фланцевыми соединениями (см., например, заявки Германии №№4028649 или 4028729, фирма MAN, 1999 г.).
Недостатком данных механизмов является необходимость для их изготовления дорогостоящего литейного, кузнечного и металлорежущего оборудования. Кроме того, фланцевое соединение не обеспечивает достаточной жесткости кузова на кручение.
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению по сущности и совокупности признаков является механизм соединения секций сочлененного автобуса, содержащий две прямолинейные консоли, прикрепленные к переднему шпангоуту основания задней секции горизонтально и симметрично относительно ее продольной оси; узел поворота сочленения в горизонтальной плоскости в виде подшипника качения, одна обойма которого прикреплена к двум упомянутым кронштейнам, а вторая - к плоской поперечной траверсе; две криволинейных консоли, охватывающие упомянутые подшипник с траверсой и прикрепленные к заднему шпангоуту основания передней секции симметрично относительно ее продольной оси; узел поворота сочленения в вертикальной плоскости в виде двух соосных цапф, соединяющих упомянутую траверсу с концами криволинейных консолей; при этом каждая из секций вместе с прикрепленными к ним консолями выполнена в виде единой цельносварной конструкции из штампованных, листовых и профильных деталей (см. патент Венгрии №184403, кл. В 62 D 47/02, 1987 г.).
Данное техническое решение не требует для своей реализации сложного оборудования. Однако крепление консолей к шпангоутам основания секций не обеспечивает достаточной прочности при знакопеременных нагрузках, что иногда приводит к трещинам в раме основания и в каркасе кузова.
Заявляемая полезная модель направлена на достижение технического результата и на решение задачи более жесткого и более надежного соединения консолей, несущих узел сочленения, с рамами оснований при сохранении простоты изготовления из доступных материалов механизма соединения секций.
Эта задача решается тем, что в механизме соединения секций сочлененного автобуса, который содержит:
- две прямолинейные консоли, прикрепленные к переднему шпангоуту основания задней секции горизонтально и симметрично относительно ее продольной оси;
- узел поворота сочленения в горизонтальной плоскости в виде подшипника качения, одна обойма которого прикреплена к двум упомянутым кронштейнам, а вторая - к плоской поперечной траверсе;
- две криволинейных консоли, охватывающие упомянутые подшипник с траверсой и прикрепленные к заднему шпангоуту основания передней секции симметрично относительно ее продольной оси;
- узел поворота сочленения в вертикальной плоскости в виде двух соосных цапф, соединяющих упомянутую траверсу с концами криволинейных консолей;
- при этом каждая из секций вместе с прикрепленными к ним консолями выполнена в виде единой цельносварной конструкции из штампованных, листовых и профильных материалов, в отличие от известных решений,
- внутренние концы всех консолей выполнены в виде продольных лонжеронов, размещенных внутри соответствующих оснований и жестко соединяющих между собой два соседних шпангоута в каждой из секций;
- кроме того, задний шпангоут передней секции между прикрепленными к нему консолями дополнительно усилен толстолистовой пластиной.
Полезная модель поясняется чертежами, на которых схематично изображены на фиг.1 - механизм соединения секций сочлененного автобуса при виде сверху, на фиг.2 - этот же механизм в разрезе по продольной плоскости А-А.
Механизм соединения секций сочлененного автобуса содержит две прямолинейных консоли 1, прикрепленных к переднему шпангоуту 2 основания задней секции 3 и расположенных горизонтально и симметрично относительно продольной оси 4 секции 3. Имеется узел поворота сочленения 5 в горизонтальной плоскости в виде подшипника качения 6, одна обойма 7 которого прикреплена к наружным частям 8 двух консолей 1, а вторая обойма 9 прикреплена к плоской
поперечной траверсе 10. К заднему шпангоуту 11 основания передней секции 12 прикреплены две криволинейные консоли 13, охватывающие подшипник 6 и траверсу 10.
Сочленение 5 имеет возможность поворота в вертикальной плоскости за счет двух соосных цапф 14, соединяющих траверсу 10 с наружными концами 15 криволинейных консолей 13. Каждая из секций 3 и 12 изготовлена вместе с консолями 1 и 13 в виде единой цельносварной конструкции из штампованных, листовых и профильных материалов.
Особенностью данного технического решения является то, что внутренние концы всех консолей 1 и 13 выполнены в виде продольных лонжеронов 16 и 17, размещенных внутри соответствующих оснований 3 и 12. При этом концы консолей 1 в виде лонжеронов 16 жестко соединяют между собой два соседних шпангоута задней секции 3: передний 2 и следующий за ним шпангоут 18. Концы консолей 13 в виде лонжеронов 17 жестко соединяют между собой два соседних шпангоута передней секции 12: задний шпангоут 11 и следующий за ним шпангоут 19.
Связка двух шпангоутов 2-18 и 11-19 дополнительными лонжеронами 16 и 17 большого сечения значительно увеличивает жесткость и прочность наиболее нагруженной части основания 3 или 12, обращенной к узлу сочленения 5.
Задний шпангоут 11 передней секции 12 дополнительно усилен приваренной к нему толстолистовой пластиной 20. Кроме того, узел сочленения 5 снабжен рабочими цилиндрами 21 механизма противоскладывания, а также другими узлами и системами, на чертежах не показанными.
Полезная модель позволяет улучшить технический результат в сравнении с механизмом-аналогом, а именно, повысить жесткость и надежность соединения консолей, несущих узел сочленения, с рамами основания и сохранить простоту изготовления узлов из доступных материалов.
Данный механизм предполагается реализовать в конструкции сочлененного автобуса типа 6222, торговая марка «Московит».
1. Механизм соединения секций сочлененного автобуса, содержащий две прямолинейные консоли, прикрепленные к переднему шпангоуту основания задней секции горизонтально и симметрично относительно ее продольной оси, узел поворота сочленения в горизонтальной плоскости в виде подшипника качения, одна обойма которого прикреплена к двум упомянутым кронштейнам, а вторая - к плоской поперечной траверсе, две криволинейных консоли, охватывающие упомянутые подшипник с траверсой и прикрепленные к заднему шпангоуту основания передней секции симметрично относительно ее продольной оси, узел поворота сочленения в вертикальной плоскости в виде двух соосных цапф, соединяющих упомянутую траверсу с концами криволинейных консолей, при этом каждая из секций вместе с прикрепленными к ним консолями выполнена в виде единой цельносварной конструкции из штампованных, листовых и профильных материалов, отличающийся тем, что внутренние концы всех консолей выполнены в виде продольных лонжеронов, размещенных внутри соответствующих оснований и жестко соединяющих между собой два соседних шпангоута в каждой из секций.
2. Механизм соединения секций сочлененного автобуса по п.1, отличающийся тем, что задний шпангоут передней секции между прикрепленными к нему консолями дополнительно усилен толстолистовой пластиной.