Выключатель путевой

 

Выключатель путевой содержит корпус 1, контактный блок, подпружиненный силовой рычаг 65 с роликом 72, поворотный вал 49, несущий управляемый рычаг, кулачок 51, взаимодействующий с роликом 65 силового рычага 72, и кулачки 50, выполненные из электроизоляционного материала. Контактный блок содержит основание 14, подпружиненные контактные рычаги 32 с рабочими поверхностями 38 и 39, неподвижные электрические контакты 18 и подвижные электрические контакты 19. На участке поворотного вала 49, имеющей форму правильного шестиугольника в поперечном сечении, установлены кулачки 50 и 51 с посадочными отверстиями такой же формы. Кулачки 50 имеют одинаковую форму в виде неравномерно расположенных плоских и концентричных цилиндрических участков. Участок 85 поворотного вала 49 под управляемый рычаг выполнено квадратной формы в поперечном сечении. Рабочий участок 38, 39 каждого контактного рычага имеет уголковый профиль. Управляемый рычаг выполнен в виде рычага с роликом, трехпозиционного кулачка, рукоятки или педали. Устройство обладает широкими эксплуатационными возможностями, обусловленными возможностью использования различных режимов работы контактных рычагов и возможности использования · его в качестве выключателя путевого, переключателя путевого или выключателя (переключателя) с управление оператором. 1 н.п., 9 з.п. ф-лы, 10 ил.

Область техники, к которой относится полезная модель

Группа полезных моделей относится к электротехнике, а именно к выключателям с органом управления, предназначенным для коммутации электрических цепей управления под воздействием перемещающихся рабочих элементов, в частности к выключателям и переключателям путевым, используемым в автоматике кранового строительного оборудования.

Уровень техники

Известен путевой выключатель, содержащий основание, в котором размещены кулачковый вал, переключатели, червячный вал, червячное колесо, между переключателями и кулачковым валом расположены рычаги, в котором переключатели выполнены в виде датчиков положения, состоящих из магниточувствительных датчиков и постоянных магнитов, установленных с воздушным зазором, одни плечи рычагов снабжены шторками, входящими в воздушные зазоры датчиков положения, а вторые плечи рычагов связаны упругими элементами с основанием (см. свидетельство на полезную модель 6275, опубл. 16.03.1998 [1]).

Недостатком известного путевого выключателя [1] является сложность конструкции, обусловленная наличием червячной передачи, требующей для изготовления специального станочного оборудования.

Известен также выключатель путевой, содержащий неподвижные и подвижные электрические контакты, установленные на оси кулачки, взаимодействующие с роликами, один из которых установлен на защелке, а второй на подпружиненном контактном рычаге, несущем подвижные электрические контакты (см. А.Ф. Крайнев «Словарь-справочник по механизмам. - 2-е изд., перераб. и доп.М: Машиностроение, 1987, с. 278-279, статья «ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ПУТЕВОЙ», сх. д [2]).

Недостатком известного путевого переключателя является сложность конструкции, обусловленная наличием защелки, управляемой кулачком.

Наиболее близким аналогом по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является выключатель путевой, содержащий корпус, внутри которого размещены рабочий вал с кулачками, рейка с закрепленными на ней подвижными и неподвижными контактами, возвратная пружина, в котором рейка выполнена в виде арочного блока, размещенного непосредственно над рабочим валом с кулачками, внутри рейки в горизонтальном положении расположены подвижные и неподвижные контакты, при этом к рейке под каждым подвижным контактом шарнирно с возможностью взаимодействия с контактом и кулачком прикреплен толкатель (см. патент на полезную модель 115120, опубл. 20.04.2012 [3]).

В известном устройстве [3], выбранном в качестве прототипа, движение подвижные контакты от одного кулачка, при этом пружина подвижных контактов одновременно выполняет функцию возвратной пружины, что исключает возможность использовать данное устройство в различных режимах.

Раскрытие полезной модели

Техническая задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается расширении эксплуатационных возможностей устройства, путем обеспечения возможности изготавливать с различными режимами эксплуатации.

Указанная задача решается тем, что выключатель путевой, содержит корпус, контактный блок, подпружиненный силовой рычаг с роликом, поворотный вал, несущий управляемый рычаг, кулачок, взаимодействующий с роликом подпружиненного силового рычага, и кулачки, выполненные из электроизоляционного материала, имеющие возможность взаимодействия с рабочими участками подпружиненных контактных рычагов, шарнирно закрепленных на основании контактного блока, выполненного из электроизоляционного материала, и несущих подпружиненные подвижные электрические контакты, имеющие возможность взаимодействия с неподвижными электрическими контактами, закрепленными на основании контактного блока, в котором поворотный вал в месте расположения кулачков и посадочные отверстия в кулачках в поперечном сечении имеют форму правильного шестиугольника, а в месте расположения управляемого рычага поворотный вал и посадочное отверстие в рычаге в поперечном сечении имеют форму квадрата, при этом рабочий участок каждого контактного рычага имеет уголковый профиль, а каждый кулачок, имеющий возможность взаимодействия с рабочим участком подпружиненного контактного рычага, содержит несколько неравномерно расположенных прямолинейных участков, предназначенных для взаимодействия с рабочим участком контактного рычага, и несколько расположенных между прямолинейными участками концентрично поворотному валу цилиндрических участков, предназначенных для взаимодействия с расположенным на вершине уголкового профиля рабочим участком контактного рычага.

Предпочтительно, чтобы силовой рычаг был выполнен в виде двух одинаковых дугообразных пластин, установленных на расстоянии друг относительно друга и соединенных между собой тремя ступенчатыми осями, одна из которых является поворотной осью рычага, на второй оси установлен конец пружины, которая другим концом соединена с корпусом, а на третьей оси установлен ролик, взаимодействующий с кулачком, так как это позволяет упростить изготовление силовой рычага, за счет применения одной операции вырубки его из листового материала.

Предпочтительно, чтобы ролик силового рычага был выполнен с выступающими над центральной цилиндрической поверхностью бортами, охватывающими с зазором кулачок, ограничивающими поперечное смещение ролика и плеча силового рычага в поперечном направлении относительно кулачка, так как такая конструкция ролика позволяет упростить конструкцию крепления опоры оси силового рычага.

Предпочтительно, чтобы опора для поворотной оси рычага была выполнена с открытым пазом, донная поверхность которого является цилиндрической и образует пару трения скольжения с поворотной осью рычага, т.к. это упрощает конструкцию крепления оси силового рычага, при этом положение оси на донной поверхности обеспечивается за счет усилия пружины силового рычага.

Предпочтительно, чтобы опора для поворотной оси рычага была выполнена из материала с антифрикционными свойствами, что обеспечить надежную подвижность пары трения скольжения.

Предпочтительно, чтобы контактный рычаг был выполнен из листового материала вырубкой заготовки Г-образой формы с последующей гибкой и пластической деформацией ее ответвления трижды под углом 90*** до образования замкнутого прямоугольного контура, предназначенного для установки токопроводящей пластины, несущей подвижные электрические контакты, образованием выступа для фиксации контактной пружины, поперечных двухсторонних выступов, имеющих форму трубчатого сектора, продольного паза, расположенной с двух сторон от него впадины в средней части контактного рычага, который связан с установленной в отверстии основания контактного блока пружиной сжатия посредством тяги с расположенными на ее концах поперечными выступами, изготовленной также из листового материла путем вырубки, опирающейся поперечными выступами одного своего конца на торец пружины сжатия, а поперечными выступами другого конца - на донную поверхность впадины контактного рычага с размещением в продольном пазу контактного рычага конца тяги, расположенного перед выступами, причем контактный рычаг снабжен поперечными двухсторонними выступами, имеющими форму трубчатого сектора, и расположен в пазу основания контактного блока таким образом, что его поперечные двухсторонние выступы взаимодействуют наружными цилиндрическими поверхностями с выполненными с двух сторон от паза в основании контактного блока цилиндрическими выемками, образуя с ними пары трения. Такая конструкция упрощает технологию изготовления контактного рычага.

Предпочтительно, чтобы неподвижные электрические контакты были выполнены в виде несущих электрические контактные элементы винтов с шестигранными головками, установленными в отверстиях основания контактного блока с расположением шестигранных головок в пазах основания контактного блока, препятствующих их вращению, что упрощает изготовление неподвижных электрических контактов и их монтажа на основании контактного блока.

Возможно снабжения устройства дополнительным управляемым рычагом, при этом управляемые рычаги установлены с двух концов поворотного вала

В качестве управляемого рычага в представленной конструкции может быть использован рычаг с роликом, трехпозиционный рычаг, рукоятка или педаль, что расширяет эксплуатационные возможности устройства.

Предпочтительно, чтобы цапфы поворотного вала были установлены в подшипниках фланцев, закрепленных на боковых стенках корпуса, что позволяет упростить технологию изготовления устройства.

Общими с прототипом [3] существенными признаками полезной модели являются выключатель путевой, корпус, внутри которого закреплен контактный блок, поворотный вал с кулачком, подпружиненные подвижные электрические контакты с рабочим участком, имеющие возможность взаимодействовать с неподвижными электрическими контактами, закрепленными на основании контактного блока.

Отличительными общими существенными признаками полезной модели, не известными из прототипа [3], являются контактные рычаги, подпружиненный силовой рычаг с роликом, взаимодействующим с кулачком, установленном на поворотном валу, выполнение кулачка, имеющего возможность взаимодействия с рабочими участками подпружиненных контактных рычагов, из электроизоляционного материала, шарнирное крепление контактных рычагов на основании контактного блока, выполнение поворотного вала в месте расположения кулачков и посадочных отверстий в кулачках в поперечном сечении в форме правильных шестиугольников, а в месте расположения управляемого рычага выполнение поворотного вала и посадочного отверстия в рычаге в поперечном сечении в форме квадрата, выполнение рабочего участка каждого контактного рычага в виде уголкового профиля, с которым имеет возможность взаимодействовать кулачок, содержащий несколько неравномерно расположенных прямолинейных участков, предназначенных для взаимодействия с рабочим участком контактного рычага, и несколько расположенных между прямолинейными участками концентрично поворотному валу цилиндрических участков, предназначенных для взаимодействия с расположенным на вершине уголкового профиля рабочим участком контактного рычага

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 представлена конструкция выключателя (переключателя) путевого вид сверху со снятыми крышкой, уплотнительной прокладкой и управляемым рычагом - вид сверху.

На фиг. 2 представлена конструкция выключателя (переключателя) путевого - сечение -A на фиг. 1.

На фиг. 3 представлена конструкция выключателя путевого со снятой крышкой, уплотнительной прокладкой - сечение Б-Б на фиг. 1.

На фиг. 4 представлена конструкция переключателя путевого со снятой крышкой, уплотнительной прокладкой - сечение В-В на фиг. 1.

На фиг. 5 представлена конструкция поворотного вала элементов его крепления и установленных на нем элементов- сечение Г-Г на фиг. 4.

На фиг. 6 представлена конструкция контактного рычага - вид спереди.

На фиг. 7 представлена конструкция контактного рычага - вид сбоку.

На фиг. 8 представлена конструкция контактной тяги.

На фиг. 9 представлена конструкция кулачка для переключателя путевого.

На фиг. 10 представлена конструкция трехпозиционного управляемого рычага переключателя путевого.

Осуществление полезной модели

Полезная модель может быть осуществлена в следующем конструктивном исполнении.

Выключатель путевой содержит корпус 1 с крышкой 2 (фиг. 1). Между корпусом 1 и крышкой в канавке крышки, расположенной вдоль ее контура, установлен уплотнительный элемент 3, выполненный из упругоэластичного материала. В корпусе 1 выполнено резьбовое отверстие, в котором установлен герметичный ввод (сальник) 4 под электрический кабель (на чертежах не показан) и резьбовые отверстия 5 под болты 6 для крепления крышки. Поверхности 7, расположенные по углам корпуса 1, занижены относительно поверхностей 8, контактирующих с уплотнительным элементом 3. Корпус 1 снабжен лапами 9 с отверстиями 10 для крепления к элементам внешнего устройства. В корпусе 1 на двух стойках 11, одна из которых соединена с боковой стенкой корпуса 1 перемычкой 12, а другая соединена с противоположной боковой стенкой корпуса 1 посредством перемычки 13 цилиндрической формы, установлено выполненное из электроизоляционного материала основание 14 контактного блока, закрепленное посредством винта 15 на одной из стоек 11. Корпус 1 также снабжен еще одной стойкой 16, соединенной с боковой стенкой корпуса 1 перемычкой 17. Контактный блок содержит неподвижные электрические контакты 18 и подвижные электрические контакты 19. Неподвижные электрические контакты 18 выполнены в виде винта, выполненного из токопроводящего материала с шестигранной или квадратной головкой, к которой прикреплен электрический контактный элемент 20. Возможно выполнение винта за одно целое с электрическим контактным элементом. Неподвижные электрические контакты 18 устанавливаются в отверстиях основания 14 контактного блока следующим образом. Шестигранные головки винтов расположены с одной стороны основания 14 контактного блока в пазах 21, препятствующих вращению винтов, а резьбовые концы винтов - с противоположной стороны основания 14 контактного блока. На резьбовую часть неподвижного электрического контакта 18 надевается шайба плоская 22 и шайба пружинная (гроверная) 23, навинчивается гайка 24 с усилием, обеспечивающим надежное крепление неподвижного электрического контакта 18, затем надевается шайба пружинная 25, шайба вогнутая 26 с пазом, шайба пружинная 27 и навинчивается гайка 28. Подвижные электрические контакты 18 (фиг.6 и 7) выполнены в виде контактных элементов, закрепленных на концах токопроводящей пластины 29, имеющей плечики 30 и выступы 31. Каждый контактный рычаг 32 изготовлен из листового материала путем вырубки заготовки Г-образной формы с последующей гибкой и пластической деформацией ответвления трижды под углом 90° до образования замкнутого прямоугольного контура, в котором установлена токопроводящая пластина 29 и контактная пружина 33, расположенная между препятствующими ее смещению в поперечном направлении образованным путем пластической деформации выступом 34 контактного рычага 32 и выполненными путем просечки с отгибкой выступами 31 токопроводящей пластины 29. На токопроводящей пластине выполнены плечики 30, препятствующие ее смещению вдоль контактного рычага 32.

В средней части контактного рычага 32 выполнен продольный паз 35 путем вырубки и трубчатый секторный участок 36 на выступах 37, полученный путем пластической деформации в гибочном штампе. Верхний рабочий участок 38 контактного рычага 32 изогнут под углом 45° по отношению к его средней части, а нижний рабочий участок 39 изогнут под углом 90° по отношению к верхнему изогнутому рабочему участку 38, образуя вместе с ним уголковый профиль, вершина которого также является рабочим участком.

Контактные рычаги 32 устанавливаются в пазах 40, контактируя расположенной на выступах 37 трубчатого секторного участка 36 наружной цилиндрической поверхностью с ответной вогнутой цилиндрической поверхностью 41, выполненной в основании 14 контактного блока сбоку от пазов 40, при этом контактные рычаги 32 на цилиндрической поверхности 41 удерживаются за счет прижатия пружинами 42, для чего используются тяги 43. Каждая тяга 43 представляет собой пластину клинообразной формы с двухсторонними поперечными выступами 44 и 45, расположенными на концах пластины. Пружины 42 устанавливают в ступенчатые отверстия 46 со стороны, противоположной расположению контактных рычагов 32, до упора в донный участок 47 отверстия большего диаметра, затем внутрь пружин 42 вводят тяги 43 вперед выступами 44, ориентируя их таким образом, чтобы пластины тяг 43 были расположены параллельно пазам 35 контактных рычагов 32. Тяги 43 вдвигают в отверстия 46, преодолевая сопротивления пружин 42, и вводят выступы 44 тяг 43 в пазы 35 контактных рычагов 32, выводят их наружу и, после поворота тяг 43 на 90***, отпускают. В результате выступы 44 тяги 43 войдут во впадины 48 на контактном рычаге 32, образованные путем пластической деформации. Для обеспечения прижатия пружиной 42 выступов 37 контактного рычага 32 к поверхности 41 ширина тяги 43 в месте расположения выступов 44 должна превышать ширину паза 35 контактного рычага 32, а ширина тяги 43 в месте расположения выступов 45 должна быть меньше диаметра отверстия 46 и больше диаметра пружины 42.

Выключатель содержит поворотный вал 49, на котором закреплены с возможностью изменения углового положения два кулачка 50 с одинаковым профием. Кулачки 50 предназначены для управления положениями контактных рычагов 32 и выполнены из электроизоляционного материала. На поворотном валу 49 также зафиксирован кулачок 51, предназначенный для установления режима работы выключателя. В зависимости от конфигурации кулачка 51 устройство может работать либо как выключатель путевой, либо как переключатель путевой. Каждый кулачок 50 содержит несколько неравномерно расположенных прямолинейных участков, предназначенных для взаимодействия с рабочими участками контактного рычага 32, и несколько неравномерно расположенных между прямолинейными участками концентрично поворотному валу цилиндрических участков, предназначенных для взаимодействия с расположенном на вершине уголкового профиля рабочим участком контактного рычага 32. Поворотный вал 49 в месте расположения кулачков 50 и 51 и посадочные отверстия в кулачках 50 и 51 в поперченном сечении имеют форму правильного шестиугольника.

Гайкой 52 осуществляется фиксация кулачков 50 и 51 в осевом направлении. Цапфы 53 поворотного вала 49 установлены в подшипниках скольжения 54, неподвижно закрепленных во фланцах 55, установленных в соосно расположенных отверстиях 56 корпуса 1. Каждый фланец 55 крепится к корпусу 1 двумя симметрично расположенными относительно поворотного вала 49 винтами 57 через упругоэластичную прокладку 58. Между поворотным валом 49 и одним из фланцев 55, выполненным со сквозным отверстием, установлен сальник 59.

На стойке 16 (фиг. 4) корпуса 1 посредством винта 60 плоской шайбы и пружинной шайбы закреплена опора 61 для поворотной оси 64 силового рычага 65, изготовленная из антифрикционного материала, в которой выполнен паз 62 с цилиндрической донной поверхностью 63. Для уменьшения стоимости устройства опора 61 для поворотной оси 64 силового рычага 65 может быть выполнена целиком из стали или иного материала, а также может быть выполнена из любого материала с вкладышем из антифрикционного материала, выполняющем функцию подшипника для поворотной оси 64 силового рычага 65.

В пазу 62, образую с ним пару трения, установлена поворотная ось 64 силового рычага 65, выполненного в виде двух одинаковых дугообразных пластин соединенных между собой посредством осей 64, 66 и 67. Диаметр поворотной оси 64 равен двум радиусам цилиндрической донной поверхности 63. На оси 66 выполнена кольцевая канавка 68, в которой установлен изогнутый конец 69 пружины растяжения 70, другой изогнутый конец 71 которой заведен с натяжением за цилиндрическую перемычку 13. На оси 67 с возможностью вращения установлен ролик 72, выполненный с выступающими над центральной цилиндрической поверхностью бортами 73, охватывающими с зазором кулачок 51 и ограничивающими поперечное смещение ролика 72 вместе с силовым рычагом 65. Оси 64, 66 и 67 являются ступенчатыми - с наибольшим диаметром в середине и наименьшим по краям. По краям оси расплющены, выполняя функции заклепочного соединения.

Кулачок 51 имеет рабочую поверхность определенной конфигурации, в зависимости от эксплуатационного назначения.

Для использования устройства в качестве выключателя путевого устанавливают кулачок 51, имеющий форму рабочей поверхности, представленную на фиг. 4. Рабочая поверхность кулачка 51 в этом случае, имеет центральный участок 74 с вогнутой цилиндрической поверхностью, радиус которой не превышает радиус центральной цилиндрической поверхности ролика 72, и два боковых участка 75, имеющих выпуклую цилиндрическую поверхность переменной кривизны и выступы 76.

Для использования устройства в режиме переключателя путевого устанавливают кулачок 51, имеющий форму рабочей поверхности, представленную на фиг. 9. Рабочая поверхность кулачка 51 в этом случае также имеет центральный участок 74 с вогнутой цилиндрической поверхностью, радиус которой не превышает радиус центральной цилиндрической поверхности ролика 72. Кроме того, он имеет два боковых участка 77, также имеющих вогнутую цилиндрическую поверхность, радиус которой не превышает радиус центральной цилиндрической поверхности ролика 72. Между вогнутыми поверхностями расположены выступы 78, а в нижней части кулачка - выступы 79.

Поворотный вал 49 в местах расположения кулачков 50 и 51 имеет в поперечном сечении форму правильного шестиугольника (фиг. 2-4). На нем выполнена кольцевая канавка 80, в которой установлена шайба 81. В шайбе 81 выполнен паз, равный диметру отверстия шайбы. Для предотвращения выпадения шайбы на поворотный вал 49 надета тонкостенная шайба 82 с отбортованной периферийной частью, охватывающей с зазором по наружной поверхности шайбу 81.

Кулачок 51 (фиг. 4 и 9) состоит из двух одинаковых частей, сложенных пакетом, изготовленных из листового материала путем вырубки. На поворотном валу 49 могут быть установлены дистанционные шайбы 83. Гайкой 52 через шайбу 84 прижимают собранный на шестигранном участке пакет деталей к шайбе 81. Участок 85 поворотного вала 49 имеет в поперечном сечении форму квадрата и предназначен для установки управляемого рычага с ответным квадратным отверстием, а на хвостовой части 86 поворотного вала 49 выполнена резьба, предназначенная фиксации в осевом направлении управляемого рычага посредством гайки.

В корпусе 1 может быть выполнен выступ 87 для ограничения поворота кулачка 51. Снаружи корпуса 1 имеется контакт 88 на заземление.

Во фланце 55, расположенном со стороны кулачка 51, в отличие от фланца 55, расположенного со стороны резьбового участка поворотного вала 49, отверстие, в котором установлен подшипник скольжения 54, является глухим. В связи с этим отсутствует необходимость в установке сальника 59.

Устройство позволяет для расширения эксплуатационных возможностей установить два управляемых рычага с двух концов поворотного вала 49. В этом случае оба конца поворотного вала 49 снабжаются квадратными в поперечном сечении посадочными местами по управляемые рычаги, фланцы 55 выполнены одинаковыми и имеют сквозные отверстия для установки подшипников скольжения 54 и концов поворотного вала 49.

В режиме переключателя путевого в качестве управляемого рычага может быть использован двухпозиционный (двуплечий) рычаг или трехпозиционный (трехплечий) рычаг 89 (фиг.10). Рычаг 89 является плоским, имеет квадратное посадочное отверстие 90, три рабочих плеча 91 и может быть изготовлен из листового материала путем вырубки и соединений нескольких полученных вырубкой профильных элементов в пакет.

В качестве управляемого рычага выключателя путевого может быть также использован рычаг с роликом и квадратным посадочным отверстием, предназначенным для взаимодействия с элементом внешнего устройства.

В качестве управляемого рычага выключателя может быть использована рукоятка или педаль, также выполненные с квадратным посадочным отверстием. В этом случае управление устройством осуществляется оператором.

Исходным положением считается положение поворотной оси 49, при котором ролик 72 силового рычага 65 находится во впадине на среднем участке кулачка 51, как это показано на фиг.4.

Кулачки 50 имеют одинаковый профиль. Указанный профиль определен из следующих условий.

Если требуется, чтобы в исходном положении все электрические контакты находились в замкнутом положении и при повороте управляемого рычага в одно крайнее положение размыкалась одна пара контактов, а при повороте управляемого рычага в другое крайнее положение размыкалась другая пара контактов и замыкалась первая пара, то путем поворота кулачка 50 на определенный угол относительно поворотного вала 49, кратный 60°, подбирают такое положение одного кулачка 50, при котором в исходном положении прямолинейный участок одного кулачка 50 располагается сверху вблизи верхней рабочей поверхности 38 (фиг. 7) контактного рычага 32 (фиг. 2), при этом смежный с ним прямолинейный участок, расположенный ниже в той же впадине кулачка 50, должен быть расположен достаточно далеко, чтобы при повороте управляемого рычага в крайнее положение не коснуться нижней рабочей поверхности 39 контактного рычага 32 и путем поворота на определенный угол, кратный 60°, подбирают такое положение другого кулачка 50, при котором прямолинейный участок другого кулачка 50 располагается снизу вблизи нижней рабочей поверхности 39 (фиг. 7) контактного рычага 32 (фиг. 3), при этом смежный с ним прямолинейный участок, расположенный выше в той же впадине кулачка 50, должен быть расположен достаточно далеко, чтобы при повороте управляемого рычага в крайнее положение не коснуться нижней рабочей поверхности 39 контактного рычага 32.

Если требуется, чтобы в исходном положении все электрические контакты находились в замкнутом положении и при повороте управляемого рычага в одно крайнее положение размыкалась одна пара контактов, а при повороте управляемого рычага в другое крайнее положение размыкалась другая пара контактов, при этом первая пара оказалась разомкнутой, то путем поворота на определенный угол, кратный 60°, подбирают такое положение одного кулачка 50, при котором в исходном положении прямолинейный участок одного кулачка 50 располагается сверху вблизи верхней рабочей поверхности 38 (фиг. 7) контактного рычага 32 (фиг. 2), при этом смежный с ним прямолинейный участок, расположенный ниже в той же впадине кулачка 50, должен быть расположен достаточно близко, чтобы при повороте управляемого рычага в другое крайнее положение, нажать на нижнюю рабочую поверхность 39 контактного рычага 32, при этом положение другого кулачка 50 оставляют в положении, описанном выше.

Если требуется, чтобы в исходном положении все электрические контакты находились в замкнутом положении и при повороте управляемого рычага в одно крайнее положение размыкалась обе пары контактов, а при повороте управляемого рычага в другое крайнее положение одна пара контактов оказалась разомкнутой, а другая пара контактов осталась замкнутой, то путем поворота на определенный угол, кратный 60°, подбирают такое положение обоих кулачков 50, при котором в исходном положении прямолинейный участок располагается сверху вблизи верхней рабочей поверхности 38 (фиг. 7) контактного рычага 32 (фиг. 2), либо снизу вблизи нижней рабочей поверхности 39 (фиг. 7) контактного рычага 32 (фиг. 3), при этом смежный с ними прямолинейный участок на одном кулачке 50 должен быть расположен достаточно близко, чтобы при повороте управляемого рычага в другое крайнее положение нажать на рабочую поверхность контактного рычага 32, а смежный прямолинейный участок на другом кулачке 50 должен быть расположен достаточно далеко, чтобы при повороте управляемого рычага в другое крайнее положение не коснуться рабочей поверхности контактного рычага 32.

Если требуется, чтобы в исходном положении все электрические контакты находились в замкнутом положении и при повороте управляемого рычага в любое крайнее положение он размыкалась, то путем поворота на определенный угол, кратный 60°, подбирают такое положение обоих кулачков 50, при котором в исходном положении прямолинейный участок располагается сверху вблизи верхней рабочей поверхности 38 (фиг. 7) контактного рычага 32 (фиг. 2) либо снизу вблизи нижней рабочей поверхности 39 (фиг. 7) контактного рычага 32 (фиг. 3), при этом смежный с ними прямолинейный участок на обоих кулачках 50 должен быть расположен достаточно близко.

Если требуется, чтобы в исходном положении все электрические контакты находились в разомкнутом положении и при повороте управляемого рычага в одно крайнее положение замыкалась одна пара контактов, при этом другая оставалась разомкнутой, а при повороте управляемого рычага в другое крайнее положение замыкалась другая пара контактов, при этом первая размыкалась, то путем поворота на определенный угол, кратный 60°, подбирают такое положение обоих кулачков 50, при котором в исходном положении их цилиндрические поверхности, расположенные на выступах, находятся в контакте с рабочими участками контактных рычагов 32, расположенными на вершине углового профиля, при этом прямолинейные участки кулачков 50, должны быть расположены на обоих кулачках 50 следующим образом. На одном кулачке прямолинейные участки располагают достаточно близко с одной стороны и достаточно далеко с другой стороны, чтобы при повороте управляемого рычага в крайнее положение рабочий участок контактного рычага 32 оказался расположенным с зазором напротив прямолинейного участка кулачка, а повороте управляемого рычага в другое крайнее положение цилиндрическая поверхность кулачка 50 оставались в контакте с рабочим участком контактного рычага 32, расположенным на вершине углового профиля. На одном кулачке прямолинейные участки располагают достаточно далеко с одной стороны и достаточно близко с другой стороны, чтобы при повороте управляемого рычага в крайнее положение цилиндрическая поверхность кулачка 50 оставались в контакте с рабочим участком контактного рычага 32, расположенным на вершине углового профиля, а повороте управляемого рычага в другое крайнее положение рабочий участок контактного рычага 32 оказался расположенным с зазором напротив прямолинейного участка кулачка.

На этом не исчерпываются варианты требуемого положения электрических контактов друг относительно друга в исходном и крайних положениях управляемого рычага, которые могут быть обеспечены за счет определенной установки кулачков 50 на шестигранном участке поворотного вала 49.

Один из кулачков может быть установлен с разворотом на 180° в плоскости, проходящей через геометрическую ось поворотного вала 49, благодаря чему количество вариантов, которые могут быть обеспечены за счет определенной установки кулачков 50 на шестигранной участке поворотного вала 49, может быть увеличено.

Кроме того, сочетание шестигранного участка поворотного вала 49 с квадратным участком для установки управляемого рычага позволяет расширить возможности регулировки положения управляемого рычага относительно корпуса 1 выключателя путевого. При изменении положения управляемого рычага на квадратном участке поворотного вала обеспечивается ступенчатая регулировка его положения с шагом кратным 90°. За счет изменения положения управляемого рычага дискретным поворотом поворотного вала с шагом кратным 60° обеспечивается ступенчатая регулировка его положения с шагом кратным 60°. Если же сочетать возможности обеих регулировок, то положение управляемого рычага можно регулировать с шагом, кратным 30°.

Выключатель путевой работает следующим образом.

В исходном положении электрические контакты могут находиться в различных положения: замкнутых, разомкнутых и в комбинации замкнутого и разомкнутого положения, аналогичные положения электрических контактов могут быть обеспечены в крайних положениях управляемого рычага.

В режиме выключателя путевого на поворотном валу 49 установлен кулачок 51 (фиг. 4), характерной особенностью которого является то, что в крайних положениях профиль кулачка обеспечивает возвращение поворотного вала 49 в исходное положение, за счет того, что в любой точке контакта ролика 72 с рабочей поверхностью кулачка 49, кроме исходного положения, за счет пружины 70, силового рычага 65 и ролика 72, создается момент силы вокруг геометрической оси поворотного вала 49, поскольку в зоне контакта сила всегда направлена нормально соприкасающимся поверхностям в точке касания, при этом создаваемый этой силой момент направлен в противоположную повороту управляемого рычага сторону. В исходном положении равнодействующая сила направлена на геометрическую ось поворотного вала 49 и не создает момента сил на нем.

В режиме переключателя путевого на поворотном валу 49 установлен кулачок 51 (фиг. 9), характерной особенностью которого является то, что в любом крайнем положении, профиль кулачка обеспечивает остановку поворотного вала 49 за счет того, что профили участков 77 кулачка не отличаются от профиля центрального участка и, следовательно, на участках 77 также не создается момента сил на поворотном валу 49.

При воздействии на управляемый рычаг определенным усилием поворотный вал 49 поворачивается в одно из крайних положений, при этом за счет кулачков 50 изменяются положения электрических контактов.

В режиме выключателя путевого после снятия управляющего усилия поворотный вал 49 возвращается в исходное положение. В режиме переключателя путевого после снятия управляющего усилия поворотный вал 49 не возвращается в исходное положение.

Для ограничения поворота поворотного вала при его перемещении за пределы крайних положений на кулачках 51 выполнены выступы 76 и 79, которые утыкаются в выступ 87 или в дно корпуса 1 при повороте управляющего рычага за пределы крайних положений.

1. Выключатель путевой, содержащий корпус, контактный блок, подпружиненный силовой рычаг с роликом, поворотный вал, несущий управляемый рычаг, кулачок, взаимодействующий с роликом подпружиненного силового рычага, и кулачки, выполненные из электроизоляционного материала, имеющие возможность взаимодействия с рабочими участками подпружиненных контактных рычагов, шарнирно закрепленных на основании контактного блока, выполненного из электроизоляционного материала, и несущих подпружиненные подвижные электрические контакты, имеющие возможность взаимодействия с неподвижными электрическими контактами, закрепленными на основании контактного блока, в котором поворотный вал в месте расположения кулачков и посадочные отверстия в кулачках в поперечном сечении имеют форму правильного шестиугольника, а в месте расположения управляемого рычага поворотный вал и посадочное отверстие в рычаге в поперечном сечении имеют форму квадрата, при этом рабочий участок каждого контактного рычага имеет уголковый профиль, а каждый кулачок, имеющий возможность взаимодействия с рабочим участком подпружиненного контактного рычага, содержит несколько неравномерно расположенных прямолинейных участков, предназначенных для взаимодействия с рабочим участком контактного рычага, и несколько расположенных между прямолинейными участками концентрично поворотному валу цилиндрических участков, предназначенных для взаимодействия с расположенным на вершине уголкового профиля рабочим участком контактного рычага.

2. Выключатель путевой по п. 1, отличающийся тем, что силовой рычаг выполнен в виде двух одинаковых дугообразных пластин, установленных на расстоянии одна от другой и соединенных между собой тремя ступенчатыми осями, одна из которых является поворотной осью рычага, на второй оси установлен конец пружины, которая другим концом соединена с корпусом, а на третьей оси установлен ролик, взаимодействующий с кулачком.

3. Выключатель путевой по п. 1, отличающийся тем, что ролик силового рычага выполнен с выступающими над центральной цилиндрической поверхностью бортами, охватывающими с зазором кулачок, ограничивающими поперечное смещение ролика вместе с силовым рычагом в поперечном направлении относительно кулачка.

4. Выключатель путевой по п. 1, отличающийся тем, что опора для поворотной оси силового рычага выполнена с открытым пазом, донная поверхность которого является цилиндрической и образует пару трения скольжения с поворотной осью рычага.

5. Выключатель путевой по п. 1, отличающийся тем, что опора для поворотной оси рычага выполнена из материала с антифрикционными свойствами.

6. Выключатель путевой по п. 1, отличающийся тем, что контактный рычаг выполнен из листового материала вырубкой заготовки Г- образой формы с последующей гибкой и пластической деформацией ее ответвления трижды под углом 90° до образования замкнутого прямоугольного контура, предназначенного для установки токопроводящей пластины, несущей подвижные электрические контакты, образованием выступа для фиксации контактной пружины, поперечных двухсторонних выступов, имеющих форму трубчатого сектора, продольного паза, расположенной с двух сторон от него впадины в средней части контактного рычага, который связан с установленной в отверстии основания контактного блока пружиной сжатия посредством тяги с расположенными на ее концах поперечными выступами, изготовленной также из листового материла путем вырубки, опирающейся поперечными выступами одного своего конца на торец пружины сжатия, а поперечными выступами другого конца - на донную поверхность впадины контактного рычага с размещением в продольном пазу контактного рычага конца тяги, расположенного перед выступами, причем контактный рычаг снабжен поперечными двухсторонними выступами, имеющими форму трубчатого сектора, и расположен в пазу основания контактного блока таким образом, что его поперечные двухсторонние выступы взаимодействуют наружными цилиндрическими поверхностями с выполненными с двух сторон от паза в основании контактного блока цилиндрическими выемками, образуя с ними пары трения.

7. Выключатель путевой по п. 1, отличающийся тем, что неподвижные электрические контакты выполнены в виде несущих электрические контактные элементы винтов с шестигранными головками, установленными в отверстиях основания контактного блока с расположением шестигранных головок в пазах основания контактного блока, препятствующих их вращению.

8. Выключатель путевой по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным управляемым рычагом, при этом управляемые рычаги установлены с двух концов поворотного вала.

9. Выключатель путевой по п. 1, отличающийся тем, что в качестве управляемого рычага использован рычаг с роликом, трехпозиционный рычаг, рукоятка или педаль.

10. Выключатель путевой по п. 1, отличающийся тем, что цапфы поворотного вала установлены в подшипниках фланцев, закрепленных на боковых стенках корпуса.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к электротехнике, а именно к выключателям с органом управления, предназначенным для коммутации электрических цепей управления под воздействием перемещающихся рабочих элементов, в частности к выключателям и переключателям путевым, используемым в автоматике лифтового и производственного оборудования

Полезная модель относится к электротехнике, а именно к выключателям с органом управления, предназначенным для коммутации электрических цепей управления под воздействием перемещающихся рабочих элементов, в частности к выключателям путевым, используемым в автоматике лифтового и производственного оборудования

Полезная модель относится к электротехнике, а именно к выключателям с органом управления, предназначенным для коммутации электрических цепей управления под воздействием перемещающихся рабочих элементов, в частности к выключателям путевым, используемым в автоматике лифтового и производственного оборудования

Полезная модель относится к электротехнике, а именно к выключателям с органом управления, предназначенным для коммутации электрических цепей управления под воздействием перемещающихся рабочих элементов, в частности к выключателям и переключателям путевым, используемым в автоматике лифтового и производственного оборудования

Полезная модель относится к электротехнике, а именно к выключателям с органом управления, предназначенным для коммутации электрических цепей управления под воздействием перемещающихся рабочих элементов, в частности к выключателям путевым, используемым в автоматике лифтового и производственного оборудования

Полезная модель относится к электротехнике, а именно к выключателям с органом управления, предназначенным для коммутации электрических цепей управления под воздействием перемещающихся рабочих элементов, в частности к выключателям путевым, используемым в автоматике лифтового оборудования

Полезная модель относится к электротехнике, а именно к выключателям с органом управления, предназначенным для коммутации электрических цепей управления под воздействием перемещающихся рабочих элементов, в частности к выключателям путевым, используемым в автоматике лифтового и производственного оборудования
Наверх