Выключатель путевой
Выключатель путевой содержит корпус 1 с крышкой и отверстиями 2 под электрические кабели, ползун 9 подвижной контактной группы и направляющую 3 ползуна подвижной контактной группы, механизм перемещения ползуна подвижной контактной группы. Подвижная контактная группа расположена в прямоугольном пазу ползуна и выполнена в виде двух продолговатых токопроводящих пластин 16 с контактными элементами 19, закрепленными с разных сторон пластин, подпружиненных друг относительно друга посредством контактной пружины 20, расположенной между пластинами и изолированной от них электроизоляционными прокладками. Направляющая ползуна выполнена из электроизоляционного материала с отверстием под толкатель 10, закреплена в корпусе и содержит две пары неподвижных контактов 6 с зажимами. Контактные элементы 5 каждой пары неподвижных контактов расположены с возможностью поочередного взаимодействия с контактными элементами 19 пластин при перемещении ползуна. Ползун выполнен из электроизоляционного материала и подпружинен относительно направляющей ползуна в сторону толкателя. Между корпусом и крышкой установлена уплотнительная прокладка из сплошного упругоэластичного материала, при этом в толкателе выполнена канавка, в которой зафиксирована с натягом прокладка 15 из упругоэластичного материала, периферийная часть которой прижата к поверхности корпуса. 1 н.п. ф-лы, 1 ил.
Область техники, к которой относится полезная модель
Полезная модель относится к электротехнике, а именно к выключателям с органом управления, предназначенным для коммутации электрических цепей управления под воздействием перемещающихся рабочих элементов, в частности к выключателям путевым, используемым в автоматике лифтового оборудования.
Уровень техники
Известен путевой выключатель, содержащий корпус, контактную группу, кинематически связанную через толкатель с подпружиненным кулачком, жестко связанным с рычагом, снабженный фиксатором, подпружиненным спиральной пружиной сжатия и установленным на одной оси с толкателем по разные стороны кулачка, при этом на рабочей поверхности кулачка выполнены симметричные выемки, взаимодействующие с толкателем и фиксатором (см. а.с. 1794262, опубл. 07.02.1993 [1].
Недостатком известного путевого выключателя [1] является сложность конструкции за счет использования кулачка и фиксатора, а также сложность замены исполнительного звена, требующей обязательной разборки корпуса.
Известен также путевой выключатель, содержащий корпус, приводной вал, на котором установлены рычаг и поводок с подпружиненным толкателем, торец которого образован наклонными поверхностями, соединяющимися под углом, контактный рычаг, установленный на ведомом валу, и колодку с неподвижными контактами, в котором ведомый вал имеет верхний и нижний выступы, расположенные на одной оси, при этом верхний выступ имеет возможность взаимодействия с наклонными поверхностями толкателя, а нижний выступ введен в опорные углубления колодки с возможностью шарнирного перемещения (см. а.с. 1799485, опубл. 28.02.1993 [2].
Недостатком известного путевого выключателя [2] является также сложность конструкции, за счет большого количества деталей сложной конструкции, из которых он состоит.
Наиболее близким по конструкции и техническому результату является конечный выключатель, содержащий изолированный корпус закрепленными на нем неподвижными контактами и подвижную изоляционную траверсу, несущую подпружиненные контактные мостики и совершающую при переключении возвратно-поступательное движение, снабженную с обеих сторон гнездами, в одном из которых зафиксирован толкатель, передающий воздействие внешней силы траверсе, а в другом - один из концов возвратной пружины, в котором в корпусе выключателя со стороны, противоположной толкателю, укреплен упор в виде гнезда, внутренняя поверхность которого, охватывающая траверсу, является для нее направляющей, и на торце упора предусмотрен выступ для фиксации другого конца возвратной пружины (см. а.с. 194903, опубл. 12.04.1967 [3].
Недостатком известного путевого выключателя [3] является ненадежность конструкции, обусловленная тем, что использование данного устройства в запыленном помещении, а также в помещении с повышенной влажностью, например в лифтовых шахтах, снижает его надежность, из-за попадания пыли и влаги на подвижные части устройства и на электрические контакты.
Раскрытие полезной модели
Техническая задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в создании надежной конструкции выключателя путевого.
Общими с прототипом [3] существенными признаками полезной модели являются ползун подвижной контактной группы и направляющая ползуна (корпус в прототипе) подвижной контактной группы, выполненные из электроизоляционного материала, механизм перемещения ползуна подвижной контактной группы, содержащий толкатель, взаимодействующий с ползуном подвижной контактной группы, которая расположена в прямоугольном пазу ползуна и выполнена в виде двух продолговатых токопроводящих пластин с контактными элементами, закрепленными с разных сторон пластин, подпружиненных друг относительно друга посредством пружины сжатия, расположенной между пластинами и изолированной от них электроизоляционными прокладками, направляющая ползуна выполнена с отверстием под толкатель, содержит две пары неподвижных контактов с зажимами, контактные элементы каждой пары которых расположены с возможностью поочередного взаимодействия с контактными элементами пластин при перемещении ползуна, подпружиненного относительно направляющей ползуна в сторону толкателя.
Отличительными существенными признаками полезной модели, не известными из прототипа [3], являются наличие корпуса с крышкой и отверстиями под электрические кабели, между корпусом и крышкой установлена уплотнительная прокладка из упругоэластичного материала, в толкателе выполнена канавка, в которой зафиксирована с натягом прокладка из упругоэластичного материала, периферийная часть которой плотно прижата к корпусу за счет упругости прокладки, при этом отверстия под электрические кабели герметично закрыты съемными заглушками с возможностью их замены на герметичные уплотнения между поверхностями отверстий и электрических кабелей при их монтаже.
Краткое описание чертежей
На фиг. представлена конструкция выключателя путевого в разрезе (1/4 вырезана) - вид сверху со снятой крышкой и уплотнительной прокладкой.
Осуществление полезной модели
Полезная модель может быть осуществлена в следующем конструктивном исполнении.
Выключатель путевой содержит корпус 1 с крышкой, повторяющей форму корпуса 1. Между корпусом 1 и крышкой установлена уплотнительная прокладка из сплошного упругоэластичного материала, повторяющая форму корпуса и крышки. В корпусе 1 выполнены отверстиями под электрические кабели (не показаны). В корпусе 1 также выполнены резьбовые отверстия 2 под винты для крепления крышки.
В корпусе 1 установлена и закреплена выполненная из электроизоляционного материала направляющая 3 прямоугольной формы (в плане), прикрепленная к нему винтами 4, на которой расположены четыре неподвижных электрических контактных элемента 5 - два слева и два симметрично справа, и один электрический контакт на заземление (не показан). Контактные элементы 5 закреплены на изогнутых электропроводящих пластинах 6, к которым посредством электропроводящих зажимов 7, выполненных в виде накладок, винтами 8 прижимают концы проводов электрических кабелей.
С направляющей 3 образуют поступательные пары выполненный из электроизоляционного материала ползун 9 подвижной контактной группы и толкатель 10 со сферической торцевой рабочей поверхностью 11 и кольцевыми канавками 12 и 13 соответственно под кольцо 14 и уплотнительную прокладку 15 из упругоэластичного материала с кольцевыми гофрами, установленную в канаве 13 с натягом, периферийная часть которой установлена в кольцевой выемке корпуса и прижата к торцевой поверхности выемки винтами со стопорными шайбами посредством накладной пластины 22. Отверстия под электрические кабели герметично закрыты съемными заглушками (не показано) с возможностью их замены на герметичные уплотнения между поверхностями отверстий и электрических кабелей при их монтаже. Конец толкателя расположен в отверстии ползуна 9, удерживая его от перекоса.
Механизм перемещения ползуна 9 подвижной контактной группы включает поступательную пару толкателя 10 с направляющей 3.
Подвижная контактная группа состоит из двух продолговатых токопроводящих пластин 16 и 17, расположенных в прямоугольном пазу 18 ползуна 9, с выступам 23, препятствующими смещения пластин относительно ползуна 9 в поперечном направлении. С двух сторон токопроводящих пластин 16 и 17 закреплены четыре электрических контактных элемента 19. Между токопроводящими пластинами 16 и 17 установлена контактная пружина 20, изолированная от них электроизоляционными прокладками (не показаны).
Между ползуном и направляющей 3 установлена возвратная пружина 21, прижимающая ползун к толкателю.
Кольцо 14, ограничивает перемещение толкателя 10 под действием возвратной пружины 21 и ползуна 9.
В исходном положении, когда толкатель 10 не испытывает давления от какого-либо элемента конструкции, контактные элементы 5 и 19 находятся в замкнутом положении, как это показано на фиг.
При относительном движении внешнего устройства и выключателя конечного, толкатель 10 встречается с управляющим элементом внешнего устройства, который надавливает на толкатель 10, заставляю его вместе с ползуном 9 перемещаться в направлении возвратной пружины 21.
При перемещении ползуна 9 одновременно сжимается возвратная пружина 21 и разжимается контактная пружина 20, при этом разомкнутые подвижные контактные элементы 19, расположенные на токопроводящей пластине 17, перемещаются вместе с ползуном, а замкнутые - 19 удерживаются контактной пружиной 20 в контакте с неподвижными контактными элементами 5. После того, как токопроводящая пластина 16 ляжет на плоскую поверхность паза ползуна 9, подвижные контактные элементы 19 разомкнуться с неподвижными - 5. При дальнейшем движения ползуна 9 подвижные контактные элементы 19 токопроводящей пластины 17 войдут в контакт с неподвижными - 5 и при дальнейшем движении ползуна 9 будут прижаты к ним контактной пружиной 20.
Выключатель путевой, включающий корпус с крышкой и отверстиями под электрические кабели, ползун подвижной контактной группы и направляющую ползуна подвижной контактной группы, выполненные из электроизоляционного материала, механизм перемещения ползуна подвижной контактной группы, которая расположена в прямоугольном пазу ползуна и выполнена в виде двух продолговатых токопроводящих пластин с электрическими контактными элементами, закрепленными с разных сторон токопроводящих пластин, подпружиненных относительно друг друга посредством контактной пружины, расположенной между токопроводящими пластинами и изолированной от них электроизоляционными прокладками, причем направляющая ползуна выполнена с отверстием под толкатель, закреплена в корпусе и содержит две пары неподвижных электрических контактов с зажимами, электрические контактные элементы каждой пары которых расположены с возможностью поочередного взаимодействия с электрическими контактными элементами токопроводящих пластин при перемещении ползуна, подпружиненного относительно направляющей ползуна в сторону толкателя, при этом между корпусом и крышкой установлена уплотнительная прокладка из упругоэластичного материала, в толкателе выполнена канавка, в которой зафиксирована с натягом прокладка из упругоэластичного материала, периферийная часть которой плотно прижата к поверхности корпуса, отверстия под электрические кабели герметично закрыты съемными заглушками с возможностью их замены на герметичные уплотнения между поверхностями отверстий и электрических кабелей при их монтаже.