Задвижка клиновая термостойкая
Полезная модель относится к области запорной арматуры и в частности касается задвижки клиновой стальной с сальниковым уплотнением для высокотемпературных сред до 565°C. Техническая задача - создание задвижки простой конструкции, способной выдерживать температуру рабочей среды до 565 град. С, а также увеличить ее герметичность, надежность работы. Новым в техническом решении является то, что в задвижке клиновой стальной термостойкой, содержащей полый корпус с проточной частью, затворный механизм, соединенный со шпинделем, пропущенным через элементы герметизации и имеющим возможность вертикального осевого перемещения перпендикулярно к потоку перекрываемой среды, крышку и маховик, маховик размещен на бронзовой втулке, установленной на шпинделе, а на рабочей поверхности запорного устройства, выполненного в виде клина с термокомпенсирующими пазами, выполнена наплавка из износостойкого материала Antinit DUR. Задвижка клиновая термостойкая содержит корпус 1 с проточной частью 2, втулочные седла 3, 4 в гнездах корпуса 1, в которых размещены посадочные втулки 5. Корпус 1 соединен с крышкой 6, в которой размещены элементы герметизации: набивка сальника 7, втулка 8 сальника, через которые пропущен шпиндель 9, управляющий затворным узлом 10 и соединенный с маховиком 11. Затвор 12 затворного узла 10 выполнен в виде клина и установлен на шпинделе 9 с возможностью вертикального осевого перемещения перпендикулярно к потоку перекрываемой среды. Маховик размещен на бронзовой втулке 13, установленной на шпинделе 9. На затворе 12 выполнены термокомпенсирующие пазы 14. Затвор 12 затворного узла 10 выполнен с наплавкой 15 из износостойкого материала Antinit DUR. Размещение маховика на бронзовой втулке позволяет надежно передать поступательное движение шпинделю 9 с затвором 12. Выполнение затвора 12 с наплавкой 15 из износостойкого материала Antinit DUR позволило обеспечить отсутствие заклинивания затвора между посадочными втулками 5. При закрытом положении задвижки (нижнее положение клина) рабочая среда не поступает далее по трубопроводу. Для открытия затворного узла необходимо маховик 11 повернуть по часовой стрелке. Вращательное движение передается бронзовой втулке 13, что позволяет исключить вращение шпинделя 9 при вращении маховика 11, передавая поступательное движение шпинделю 9 с установленным на нем затвором 12. 1 с.п. ф-лы. 1 илл.
Полезная модель относится к области запорной арматуры и в частности касается задвижки клиновой стальной с сальниковым уплотнением для высокотемпературных сред до 565°С (для топливно-энергетического комплекса) и используется в конструкции задвижек малого диаметра (DN 15,20,25).
Известна клиновая задвижка /патент РФ 95773, МПК F16K 3/14, опубликовано 10.07.2010г./, содержащая корпус, соединенный с крышкой, сальниковый узел, через который пропущен шпиндель, управляющий клином. Шпиндель содержит запорный узел с шиберным затвором, установленный с возможностью полного открытия задвижки и включает упорное и уплотнительное кольца, причем уплотнительное кольцо выполнено из эластичного материала, в качестве которого в зависимости от агрессивности и степени давления перекачиваемой среды используется резина, или фторопласт, или поранит, или алюминий.
Недостатки аналога - не способен работать в агрессивных средах при высоком напорном давлении и высоких температурах, так как конструкция запорного узла выполнена в виде шибера, что при воздействии высоких температур (температуры до 565°С) не обеспечивает поджатие шиберного узла.
Известен запорный клапан /Патент РФ 2516086, МПК F 16К 1/10; F16K 1/44, опубликовано 20.03.2013/, способный работать в агрессивных средах при высоком напорном давлении и высоких температурах, содержащий корпус с входным выходным патрубками, которые связаны с затвором. Затвор выполнен в виде цилиндра, вмонтированного в корпус под углом к его оси. В днище цилиндра выполнено отверстие с седлом, а в стенке цилиндра со стороны входного патрубка - окно. В цилиндре размещен шток, на котором закреплены коническая запорная пробка, взаимодействующая с седлом и поршень, установленный за запорной пробкой на расстоянии, большем высоты окна.
Недостатки аналога - сложность конструкции, не позволяющая производить ремонт арматуры в процессе эксплуатации. Низкая надёжность под воздействием высокого давления.
За прототип принята задвижка клиновая термостойкая /Каталог Корпорации АРКОР (Арматурная корпорация), дата известности 2013г. стр. 1, 7. Приложение 1/. Задвижка содержит корпус с проточной частью, затворный механизм, соединенный со
шпинделем, пропущенным через элементы герметизации и имеющим возможность вертикального осевого перемещения перпендикулярно к потоку перекрываемой среды, крышку и маховик. Затвор затворного механизма, на который нанесено термостойкое покрытие, выполнен в виде клина.
Недостаток прототипа в том, что конструкция задвижки клиновой термостойкой предназначена для больших диаметров проходных отверстий задвижки и является сложной.
Техническая задача, решаемая заявленным решением, заключается в создании задвижки простой конструкции, способной выдерживать температуру рабочей среды до 565 град.С, а также увеличить ее герметичность, надежность работы.
Технический результат достигается тем, что в задвижке клиновой стальной термостойкой, содержащей полый корпус с проточной частью, затворный механизм, соединенный со шпинделем, пропущенным через элементы герметизации и имеющим возможность вертикального осевого перемещения перпендикулярно к потоку перекрываемой среды, крышку и маховик, новым является то, что маховик размещен на бронзовой втулке, установленной на шпинделе, а на рабочей поверхности затворного механизма, выполненного в виде клина с термокомпенсирующими пазами, выполнена наплавка из износостойкого материала Antinit DUR.
На фигуре показан общий вид заявляемое устройство в разрезе.
Задвижка клиновая термостойкая содержит корпус 1 с проточной частью 2, втулочные седла 3,4 в гнездах корпуса 1, в которых размещены посадочные втулки 5. Корпус 1 соединен с крышкой 6, в которой размещены элементы герметизации: набивка сальника 7, втулка 8 сальника, через которые пропущен шпиндель 9, управляющий затворным механизмом 10 и соединенный с маховиком 11. Затвор 12 затворного механизма 10 выполнен в виде клина и установлен на шпинделе 9 с возможностью вертикального осевого перемещения перпендикулярно к потоку перекрываемой среды. Маховик размещен на бронзовой втулке 13, установленной на шпинделе 9. На рабочей поверхности затвора 12, выполненного в виде клина с термокомпенсирующими пазами 14, выполнена наплавка 15 из износостойкого материала Antinit DUR.
Размещение маховика на бронзовой втулке 13 позволяет надежно передать поступательное движение шпинделю 9 с затвором 12. Выполнение затвора 12 с наплавкой 15 из износостойкого материала Antinit DUR позволило обеспечить отсутствие заклинивания затвора 12 между посадочными втулками 5.
Сборка задвижки происходит следующим образом: в корпус 1 устанавливают посадочные втулки 5 методом запрессовки. Далее в корпус 1 устанавливают затвор 12 со шпинделем 9. В крышку 6 устанавливают элементы герметизации. Далее сборочную единицу устанавливают на корпус 1 и поджимают гайкой 16.
Задвижка клиновая стальная термостойкая работает следующим образом.
При закрытом положении задвижки (нижнее положение клина) рабочая среда не поступает далее по трубопроводу. Для открытия затворного механизма необходимо маховик 11 повернуть по часовой стрелке. Вращательное движение передается бронзовой втулке 13, что позволяет исключить вращение шпинделя 9 при вращении маховика 11, передавая поступательное движение шпинделю 9 с установленным на нем затвором 12.
Таким образом, новая совокупность существенных признаков заявленного технического решения, а именно размещение маховика на бронзовой втулке, которая установлена на шпинделе, и выполнение затвора с термокомпенсирующими пазами и с наплавкой из износостойкого материала Antinit DUR позволило под воздействием температуры 565° С и рабочим давлением обеспечить задвижке клиновой термостойкой герметичность, достаточную прочность и надежность.
Задвижка клиновая термостойкая, содержащая корпус с проточной частью, крышку, затворный механизм, соединенный со шпинделем, пропущенным через элементы герметизации и имеющим возможность вертикального осевого перемещения перпендикулярно потоку перекрываемой среды, маховик, отличающаяся тем, что маховик установлен на бронзовой втулке, размещенной на шпинделе, а на рабочей поверхности затвора затворного механизма, выполненного в виде клина с термокомпенсирующими пазами, выполнена наплавка из износостойкого материала Antinit DUR.