Провод в защитной оплетке для подвижного состава рельсового транспорта

 

Полезная модель относится к области электротехники, а именно к проводам для подвижного состава рельсового транспорта. Провод содержит токопроводящую жилу, изоляцию и защитную оплетку. Токопроводящая жила образована однонаправленно скрученными медными проволоками и стренгами. Изоляция выполнена поливинилхлоридного пластиката марки Лоусгран 102 или И-50ВД1. Провод может содержать экран в виде оплетки из медных проволок, наложенной поверх защитной оплетки. Технический результат - повышение срока службы готового изделия.

Полезная модель относится к области электротехники, а именно к изолированным проводам, предназначенным для фиксированного монтажа и монтажа с ограниченной подвижностью внутри объектов рельсового транспорта при переменном напряжении до 250 В частотой до 2000 Гц или при постоянном напряжении до 500 В.

Известен провод для подвижного состава рельсового транспорта, содержащий медную луженую многопроволочную токопроводящую жилу, изоляцию из поливинилхлоридного пластиката марки Лоусгран 102 или И-50ВД1 и защитную оплетку из синтетических нитей (патент РФ на полезную модель 110534, 2011). Данное техническое решение является наиболее близким к предлагаемому, по совокупности признаков. Известный провод характеризуется стойкостью к распространению горения и к воздействию смазочных масел и дизельного топлива. Однако он имеет невысокую гибкость. При монтаже на подвижном составе провод подвергается предельным изгибам, как в радиальном направлении, так и в осевом направлении. При недостаточной гибкости провода происходит изменение геометрии токопроводящей жилы и деформация изоляции, что увеличивает вероятность выхода из строя провода в процессе эксплуатации изделия.

При монтаже гибкий провод требует меньших усилий при его сборке в жгуты, укладке в кабельные короба и подключении к электрическим аппаратам. В связи с этим уменьшается количество случаев деформации изоляции и нарушения геометрии токопроводящей жилы, что приводит к снижению вероятности выхода из строя провода в процессе эксплуатации готового изделия.

Достигнутый при разработке заявленной конструкции провода для подвижного состава рельсового транспорта технический результат состоит в повышении гибкости в сочетании со стойкостью к распространению горения и к воздействию смазочных масел и дизельного топлива, что в совокупности позволяет повысить срок службы готового изделия.

Технический результат достигается тем, что в проводе для подвижного состава рельсового транспорта, содержащего медную луженую многопроволочную токопроводящую жилу, изоляцию из поливинилхлоридного пластиката марки Лоусгран 102 или И-50ВД1 и защитную оплетку из синтетических нитей, токопроводящая жила образована однонаправленно скрученными медными проволоками и стренгами.

Защитная оплетка может быть пропитана кремнийорганическим изоляционным лаком или жидкой резиной либо слоем из кремнийорганической резиновой смеси методом экструзии. Также провод может быть снабжен экраном в виде оплетки из медных луженых проволок, наложенной поверх защитной оплетки.

Полезная модель иллюстрируется чертежом, на котором показан провод в разрезе. Провод содержит токопроводящую жилу 1, изоляцию 2, защитную оплетку 3 и экран 4.

Ниже приводятся сведения, подтверждающие промышленную применимость полезной модели.

Все материалы, конструкции провода являются промышленно выпускаемыми и соответствующими нормативно-технической документации на них. Пластикаты марки Лоусгран 102 выпускается по ТУ.У24.1-30989828-014:2011 ООО фирмой «Проминвест Пластик», Харьков. Пластикат марки И-50ВД1 выпускается ОАО «Владимирский химический завод» по ГОСТ 5960-72 спецификация 95. Нити полиэфирные комплексные - ТУ BY 400031289.029-2009 РУП «СПО «Химволокно». Лак кремнийорганический электроизоляционный - ГОСТ 16580-70. Жидкие резины (Liquid silicone rubber), например, выпускаются фирмой Wacker Chemie AG Германия под маркой ELASTOSIL® LR 3005 или фирмой Momentive США под маркой SILOPREN® LSR 2540. Для покрытия защитной оплетки методом экструзии можно использовать, например, кремнийорганическую резиновую смесь марки ПЕНТАСИЛ® 1403 фирмы «Пента-91».

Технология изготовления предлагаемого провода является традиционной для данного вида изделий.

Медные проволоки для токопроводящей жилы изготавливают по ТУ 16.705-492-2005 из катанки медной ММ, выпускаемой по ТУ 16.705-491-2001. Стренга представляет собой заготовку, скрученную из нескольких медных проволок. Скрутку проволок в стренгу и стренг в жилу 1 осуществляют на типовом крутильном оборудовании, а наложение изоляции 2 на токопроводящую жилу производят на экструзионной машине.

Были проведены испытания образцов провода с целью определения коэффициента его гибкости и момента изгиба.

Коэффициент гибкости определяется как отношение диаметра провода к диаметру собственного изгиба.

Момент изгиба определяется по формуле:

M=9,8··Rc·m/2

где, m - масса одного метра провода в кг;

Rc - собственный радиус изгиба провода в м.

Результаты испытаний представлены в следующей таблице.

ПоказателиПредлагаемый проводИзвестный провод
Коэффициент гибкости0,072 0,065
Момент изгиба, Н·м9,4313,67

Полученные результаты показывают, что предлагаемый провод характеризуется большей гибкостью.

Испытание на нераспространение горения при групповой прокладке по категории «А» показало соответствие предлагаемого провода требованиям ГОСТ МЭК 60332-3-22. При воздействии дизельного топлива, образцы предлагаемого провода также выдержали испытания при 100°C в течение 24 ч.

При монтаже гибкий провод требует меньших усилий при его сборке в жгуты, укладке в кабельные короба и подключении к электрическим аппаратам. В связи с этим уменьшается количество случаев деформации изоляции и нарушения геометрии токопроводящей жилы, что приводит к снижению вероятности выхода из строя провода в процессе эксплуатации готового изделия.

Таким образом, достигается технический результат - повышение срока службы готового изделия.

1. Провод для подвижного состава рельсового транспорта, содержащий медную луженую многопроволочную токопроводящую жилу, изоляцию из поливинилхлоридного пластиката марки Лоусгран 102 или И-50ВД1 и защитную оплетку из синтетических нитей, отличающийся тем, что токопроводящая жила образована однонаправленно скрученными медными проволоками и стренгами.

2. Провод по п. 1, отличающийся тем, что оплетка пропитана кремнийорганическим лаком или жидкой резиной.

3. Провод по п. 1, отличающийся тем, что поверх оплетки нанесен слой из кремнийорганической резиновой смеси методом экструзии.

4. Провод по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен экраном в виде оплетки из медных проволок, наложенной поверх защитной оплетки.



 

Наверх