Кабель для подвижного состава рельсового транспорта

 

Полезная модель относится к кабельной технике, а именно к кабелям для подвижного состава рельсового транспорта. Кабель содержит токопроводящие жилы, каждая из которых покрыта изоляцией, и оболочку. Жилы образованы однонаправленно скрученными медными проволоками и стренгами. Изоляция выполнена из кремнийорганической резиновой смеси, образующей непроводящий керамический слой при горении. В качестве материала оболочки использована кремнийорганическая резиновая смесь, не распространяющая горение. Кабель может содержать защитную оплетку из синтетических нитей, наложенную поверх оболочки, а также экран в виде оплетки из медных проволок, наложенной поверх изолированных жил. Технический результат - повышение срока службы готового изделия.

Полезная модель относится к кабельной технике и может быть использована при конструировании электрических кабелей для подвижного состава метрополитена и других видов транспорта.

Известен кабель для подвижного состава рельсового транспорта, содержащий токопроводящую жилу и изоляцию, выполненную из кремнийорганической резиновой смеси, образующей непроводящий керамический слой при горении и оболочку из кремнийорганической резиновой смеси, не распространяющей горение (патент РФ на полезную модель 49344,2005). Данное техническое решение является наиболее близким к предлагаемому по совокупности признаков. Известный кабель обладает высокой пожаробезопасностью, в том числе и огнестойкостью.

Однако, он имеет невысокую гибкость. При монтаже на подвижном составе кабель подвергается предельным изгибам, как в радиальном направлении, так и в осевом направлении. При недостаточной гибкости кабеля происходит изменение геометрии токопроводящей жилы, деформация изоляции и оболочки, что увеличивает вероятность выхода из строя кабеля в процессе эксплуатации изделия.

При монтаже гибкий провод требует меньших усилий при его сборке в жгуты, укладке в кабельные короба и подключении к электрическим аппаратам. В связи с этим уменьшается количество случаев деформации изоляции и оболочки, а также нарушения геометрии токопроводящей жилы, что приводит к снижению вероятности выхода из строя провода в готовом изделии.

При разработке заявленной конструкции кабеля для подвижного состава рельсового транспорта, поставленный технический результат состоял в повышении гибкости такого кабеля в сочетании с высокой пожаробезопасностью и огнестойкостью, что в совокупности повысило срок службы готового изделия.

Технический результат достигается тем, что в кабеле для подвижного состава рельсового транспорта, содержащем токопроводящие жилы, каждая из которых покрыта изоляцией из кремнийорганической резиновой смеси, образующей непроводящий керамический слой при горении и наложенную поверх изолированных жил оболочку из кремнийорганической резиновой смеси, не распространяющей горение, токопроводящие жилы образованы однонаправленно скрученными медными проволоками и стренгами.

Кабель дополнительно может содержать защитную оплетку из синтетических нитей, наложенную поверх оболочки, при этом оплетка может быть пропитана кремнийорганическим лаком или жидкой резиной либо может быть покрыта слоем из кремнийорганической резиновой смеси методом экструзии. Согласно любому из вариантов исполнения кабель может содержать экран в виде оплетки из медных проволок, наложенной поверх изолированных жил.

Полезная модель иллюстрируется чертежом, на котором изображен кабель в разрезе. Кабель содержит токопроводящие жилы 1, изоляцию 2, экран 3, оболочку 4, защитную оплетку 5.

Изоляционные кремнийорганические резиновые смеси, образующие керамический слой при горении являются известными полимерными материалами, выпускаемыми в России и за рубежом, например, под маркой Петасил 2552 компании «Пента», под марками ELASTOSIL 502/75 и ELASTOSIL 503/75, фирмой Wacker Chemie AG Германия. Используемые для оболочки проводов и кабелей, кремнийорганические резиновые смеси, не распространяющие горение, также выпускаются в России и за рубежом, например под маркой Петасил 2702 компании «Пента», под маркой Юнисил 20-8180FR компании «БМП Кемикал», под маркой ELASTOSIL 501/75, фирмой Wacker Chemie AG Германия.

Технология изготовления предлагаемого кабеля является традиционной для данного вида изделий. Так, в частности скрутку проволок и стренг осуществляют на типовом крутильном оборудовании, а наложение на жилу изоляции, а затем на изолированные жилы оболочки производят на экструзионной машине.

Были проведены испытания образцов кабеля с целью определения коэффициента его гибкости и момента изгиба.

Коэффициент гибкости определялся как отношение диаметра кабеля к диаметру собственного изгиба.

Момент изгиба определяется по формуле:

M=9,8··Rc·m/2

где, m - масса одного метра кабеля в кг;

Rc - собственный радиус изгиба кабеля в м.

Полученные результаты представлены в следующей таблице

ПоказателиПредлагаемый кабельИзвестный кабель
Коэффициент гибкости 0,0620,045
Момент изгиба, Н·м19,14 27,76

Полученные результаты показали, что предлагаемый кабель характеризуется большей гибкостью.

Испытания на нераспространение горения при групповой прокладке по категории «А» по ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 и на огнестойкость по ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 показали соответствие предлагаемого кабеля требованиям пожарной безопасности.

При монтаже гибкий кабель требует меньших усилий при его сборке в жгуты, укладке в кабельные короба и подключении к электрическим аппаратам. В связи с этим уменьшается количество случаев деформации изоляции и оболочки, а также нарушения геометрии токопроводящих жил, что приводит к снижению вероятности выхода из строя кабеля в готовом изделии.

Таким образом достигается технический результат - повышение срока службы готового изделия.

1. Кабель для подвижного состава рельсового транспорта, содержащий токопроводящие жилы, каждая из которых покрыта изоляцией из кремнийорганической резиновой смеси, образующей непроводящий керамический слой при горении, и наложенную поверх них оболочку из кремнийорганической резиновой смеси, не распространяющей горение, отличающийся тем, что токопроводящая жила образована однонаправленно скрученными медными проволоками и стренгами.

2. Кабель по п. 1, отличающийся тем, что он содержит защитную оплетку из синтетических нитей, наложенную поверх оболочки.

3. Кабель по п. 2, отличающийся тем, что оплетка пропитана кремнийорганическим лаком или жидкой резиной.

4. Кабель по п. 2, отличающийся тем, что поверх оплетки нанесен слой из кремнийорганической резиновой смеси методом экструзии.

5. Кабель по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен экраном в виде оплетки из медных проволок, расположенной между изолированными жилами и оболочкой.



 

Наверх