Прокладка стыковая изолирующая

 

Заявляемая полезная модель относится к путевому хозяйству железнодорожного транспорта и предназначена для изоляции рельсовых электрических цепей одного блок-участка от другого. Изоляция осуществляется путем установки в рельсовый стык изолирующей прокладки или набора прокладок. Технический результат заявляемой полезной модели - повышение надежности изоляционных характеристик стыков и сохранения их электроизоляционных свойств в течение длительного срока эксплуатации. Прокладка состоит из изолирующей части, выполненной в форме профиля рельса, и объединенной с ней защитной частью, расположенной на части периметра изолирующей части. Толщина изолирующей части прокладки составляет от 2 до 8 мм.

Заявляемая полезная модель относится к путевому хозяйству железнодорожного транспорта и предназначена для изоляции рельсовых электрических цепей одного блок-участка от другого. Изоляция осуществляется путем установки в рельсовый стык изолирующей прокладки.

Одним из элементов рельсовых цепей, применяемых на железной дороге, является изолирующий стык, разделяющий цепи контроля, блокировки и сигнализации на электрически изолированные друг от друга участки. Изоляционные свойства стыка обеспечивает, в том числе, прокладка изолирующая стыковая, имеющая форму профиля рельса соответствующего типа, которая устанавливается в торцевой зазор между соседними рельсами одной плети.

Известна прокладка стыковая, выполненная из изолирующего материала и имеющая формупрофиля рельса (http://files.stroyinf.ru/Data1/9/94+4#i1551043). Толщина данной прокладки - 8 мм. Известная прокладка устанавливается в торцевой зазор рельсового стыка в одном экземпляре.

Недостаток при применении известной прокладки - невозможность обеспечения электрической защиты рельсового стыка при попадании на периметр прокладки загрязнений и металлической пыли.

Известны также изолирующие прокладки, которые устраняют вышеописанный недостаток, содержащие:

- основание, выполненное из двух половинок с возможностью взаимозаменяемости, притом каждая из них снабжена приливами от головки до основания рельса шириной до 25 мм с одной стороны и приливами шириной 4 мм с противоположной стороны от головки до начала основания рельса, в результате чего обеспечивается фиксация прокладки в стыке рельса с устранением попадания в него пыли, грязи и металлической стружки (патент на полезную модель РФ 106904);

- основание, выполненное из двух половинок с возможностью взаимозаменяемости, притом каждая из них со стороны прилегания к торцу рельса имеет наклеенную фибровую накладку (патент на полезную модель РФ 134175). Основание дополнительно снабжено боковыми приливами шириной до 26 мм вдоль нижней части основания рельса с подъемом до 28 мм по правому плечу основания рельса, причем прилив на плечевой части основания имеет скос, где предусмотрено изменение толщины с 1,5 мм на длине до 11,5 мм до толщины 0,5 мм.

Эти прокладки, одна из которых может быть выбрана в качестве прототипа, так как обе они содержат общие с заявляемой полезной моделью признаки (изолирующая часть, выполненная в форме профиля рельса, и объединенная с ней защитная часть, расположенная на части периметра изолирующей части), могут, например, использоваться как по одной, так и в комплекте, состоящем из двух штук, которые при их монтаже в рельсовый стык защищают как сам стык, так и его периметр.

Согласно Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути (2012 г), в изолирующих стыках всех конструкций торцевой зазор по всей высоте рельса должен составлять 5-10 мм. Разброс ширины зазора в стыках возникает из-за влияния следующих причин и факторов:

- наличием конструктивных и технологических допусков в размерах элементов скреплений изолирующих стыков - крепежных отверстий в концах смежных рельс, изолирующих накладок, соединительных болтов;

- угоном рельсовых плетей на участках разгона и торможения, на уклонах железных дорог, при неисправных или ослабших противоугонах, особенно на участках дорог на деревянных шпалах с костыльным креплением;

- температурными изменениями окружающей среды в процессе эксплуатации железной дороги, приводящие к тепловому расширению или сжатию рельсовых плетей.

Задачей заявляемой полезной модели является наиболее полное заполнение торцевого зазора по всей высоте рельса изолирующим материалом, в нашем случае - изолирующей частью прокладки или набора прокладок.

Технический результат заявляемой полезной модели - повышение надежности изоляционных характеристик стыков и сохранения их электроизоляционных свойств в течение длительного срока эксплуатации.

Для обеспечения заявленного технического результата предлагается применение прокладок с изолирующей частью разной толщины (t) в диапазоне от 2 до 8 мм, в зависимости от величины зазора в стыке, для уменьшения воздушных зазоров в стыке во избежание забивания этих зазоров грязью и металлической пылью, что приводит к снижению негативного влияния внешних факторов на безотказную работу узла. Для обеспечения защиты зазоров стыка с обеих противоположных сторон изолируемого стыка возможна установка двух изолирующих стыковых прокладок (набора) таким образом, чтобы защитные части прокладок соприкасались с противоположными сторонами стыка. Данные по толщине набора изолирующих частей двух прокладок для их использования в стыках получены путем статистического исследования величин зазоров стыков рельс на железных дорогах России.

Для повышения электроизоляционных свойств изолирующего стыка и предотвращения возникновения статического электричества в зазоре стыка, приводящего к увеличению намагниченности концов рельс и повышению вероятности налипания металлической стружки в зоне стыка, изолирующая часть прокладки может изготавливаться из двух или нескольких слоев изоляционных материалов с высокими электроизоляционными свойствами и стойкими к физическим и химическим воздействиям, например, из двух слоев - полиамида и листовой фибры.

На фиг. 1 представлена прокладка стыковая рельсовая в аксонометрии, на фиг. 2 - прокладка с изолирующей частью из двух слоев.

Прокладка состоит из изолирующей части 1, имеющей форму профиля рельса и объединенной с ней защитной частью 2, расположенной на части периметра изолирующей части 1. Изолирующая часть может иметь дополнительный изолирующий слой 3, например, из фибры.

Прокладка или набор прокладок устанавливается в изолируемый стык в зависимости от величины зазора стыка. Прокладки могут быть маркированы по толщине изолирующей части и, в зависимости от величины зазора, может быть подобран оптимальный набор после измерения зазора стыка.

Изготовление предлагаемых прокладок не представляет сложности, так как заявитель в настоящее время изготавливает подобного рода прокладки, согласно вышеприведенным патентам.

1. Прокладка стыковая изолирующая, содержащая изолирующую часть, выполненную в форме профиля рельса, и объединенную с ней защитную часть, расположенную на части периметра изолирующей части, отличающаяся тем, что толщина изолирующей части составляет от 2 до 8 мм.

2. Прокладка по п. 1, отличающаяся тем, что изолирующая часть выполнена, по крайней мере, из двух слоев.

3. Прокладка по п. 2, отличающаяся тем, что один из слоев изолирующей части выполнен из листовой фибры.



 

Наверх