Свеча зажигания для газотурбинного двигателя

 

Полезная модель относится к авиационному двигателестроению, в частности - к конструктивному исполнению свечей зажигания газотурбинных двигателей. Задачей, решаемой предлагаемой полезной моделью, является повышение надежности свечи зажигания при воздействии повышенных температур за счет повышения термостойкости искрообразующего изолятора. Поставленная задача решается свечой зажигания авиационного двигателя, которая отличается тем, что содержит искрообразующий изолятор, имеющий ступенчатую цилиндрическую форму, между его цилиндрическими поверхностями имеется буртик, внешний диаметр которого больше диаметра других цилиндрических поверхностей искрообразующего изолятора, в буртик упирается втулка, через которую искрообразующий изолятор поджимается к внутренней торцевой поверхности массового электрода, внешний диаметр цилиндрической поверхности искрообразующего изолятора со стороны рабочего торца составляет не более разницы между внешним диаметром свечи и удвоенной величиной толщины массового электрода, а толщина цилиндрического дополнительного корпуса свечи в зоне рабочего торца равна или более толщины массового электрода.

Полезная модель относится к авиационному двигателестроению, в частности - к конструктивному исполнению свечей зажигания газотурбинных двигателей.

Известны малогабаритные свечи зажигания авиационных газотурбинных двигателей [Патент РФ 1720459, 03.30.1994; Патент РФ 51445, 10.02.2006; Патент РФ 74522, 27.06.2008; Патент FR 2641136, 29.06.1990], содержащие искрообразующий изолятор с размещенным в нем центральным электродом, установленным в корпус свечи, образующий на рабочем торце массовый электрод свечи, герметизирующий изолятор, экранную керамическую трубку, стеклогерметизирующую втулку.

Однако при повышенных температурах в камерах сгорания газотурбинных двигателей, а также повышенных температурах воздуха за компрессором, используемого для охлаждения таких свечей зажигания, высокие тепловые потоки, воздействующие на рабочий торец и корпус свечей, приводят к возникновению трещин в стеклогерметических втулках, расслоениям в зоне соединения стеклогерметических втулок с корпусом свечи.

Это приводит к потере свечами герметичности и прорыву горячих газов из камеры сгорания в подкапотное пространство двигателей, дополнительному перегреву свечей и их прогару.

Кроме этого, при выполнении встречных запусков двигателей с описанными свечами, при полном давлении в камере сгорания и повышенных температурах, на отдельных свечах происходит электрический пробой между центральным электродом и корпусом по поверхности изоляторов, контактирующих со стеклогерметическими втулками. Электрический пробой внутри свечей исключает наличие электрического разряда в искровом зазоре свечей, соответственно срываются встречный запуск двигателя, последующий его обычный запуск.

Таким образом, указанные свечи, имеют низкую надежность при работе в условиях повышенных температур топливовоздушной смеси в зоне рабочего торца и воздуха за компрессором, т.е. обладают низкой термостойкостью.

Частично указанных недостатков лишена свеча зажигания для газотурбинного двигателя [Патент РФ 51793, 27.02.2006], содержащая основной трубчатый корпус, экранную керамическую трубку, герметизирующий узел, включающий изолятор, закрепленный в основном корпусе со стороны экранной керамической трубки медной клиновой втулкой и кольцевым уплотнением из стеклогерметика, размещенным в кольцевом зазоре, образованном ножкой изолятора и основным трубчатым корпусом на медной клиновой втулке, токопроводящий стержень с контактной головкой, закрепленный стеклогерметиком во внутреннем канале изолятора, дополнительный искрообразующий узел, включающий дополнительный изолятор с полупроводниковым элементом, во внутреннем канале которого стеклогерметиком закреплен центральный электрод, термокомпенсационный элемент, пайкой соединенный с токопроводящим стержнем, имеющим шляпку для поджатия к контактной головке токопроводящего стержня, закрепленного в изоляторе герметизирующего узла, и центральным электродом, пружину и трубчатые керамические изоляторы, дополнительный трубчатый корпус, образующий рабочий торец свечи, во внутренней полости которого частично размещен основной трубчатый корпус, сваркой герметично соединенный с дополнительным корпусом выше ввертной резьбы, на центральном электроде свечи выполнена резьба и он закреплен в канале искрообразующего изолятора дополнительно с помощью гайки, установленной на внутреннем торце этого канала со стороны термокомпенсационного элемента, контакт центрального электрода размещен в конической части канала искрообразующего изолятора, с полупроводниковым элементом, расположенным со стороны рабочего торца свечи, и имеет коническую боковую поверхность, сопряженную с конической поверхностью канала этого изолятора, обращенной в сторону рабочего торца, массовый электрод свечи имеет толщину 4-6 мм и образует рабочий торец свечи, имеющий коаксиальное внешнему диаметру дополнительного корпуса свечи отверстие, соединяющее внешний и внутренний торцы дополнительного корпуса, диаметром, превышающим максимальный диаметр контакта центрального электрода, при этом отношение величины искрового зазора по поверхности искрообразующего изолятора между контактом центрального электрода и поверхностью массового электрода к диаметру отверстия в рабочем торце свечи превышает 0,15, в основном корпусе свечи закреплена изоляционная керамическая трубка, установленная в кольцевом зазоре между ножкой герметизирующего изолятора со стороны рабочего торца и основным корпусом, а пружина поджимает один трубчатый керамический изолятор к шляпке токопроводящего стержня, к которому припаян термокомпенсационный элемент, и другой коаксиальный керамический изолятор - к внешней поверхности искрообразующего изолятора, имеющего больший диаметр по сравнению с той его частью, во внутреннем канале которой центральный электрод закреплен стеклогерметиком.

Наличие в свече отдельных узлов изоляторов для герметизации свечи в основном корпусе и для обеспечения искрообразования в дополнительном корпусе свечи, вынесение узла герметизации в основном корпусе из зоны воздействия повышенных температур камеры сгорания, позволяет исключить разгерметизацию свечей зажигания, а конструктивные отличия от аналогов, в частности, установка и закрепление искрообразующего изолятора в дополнительном корпусе, позволяют исключить внутренний электрический пробой внутри свечи при проведении встречных запусков двигателей.

Дополнительное закрепление центрального электрода в канале искрообразующего изолятора с помощью резьбового соединения и гайки, установленной на внутренний торец канала этого изолятора, сопряжение конических поверхностей контакта центрального электрода и конической поверхности канала изолятора со стороны рабочего торца, исключает нарушение электрического контакта центрального электрода с поверхностью полупроводникового искрообразующего элемента при воздействии на рабочий торец свечи повышенных температур и, как следствие, исключает повышение пробивного напряжения свечи выше развиваемого агрегатом зажигания выходного напряжения, тж. при таком закреплении центрального электрода невозможно его перемещение даже при размягчении стеклогерметика, закрепляющего его в канале искрообразующего изолятора.

Выполнение массового электрода свечи толщиной 4-6 мм позволяет заглубить торцевую поверхность искрообразующего изолятора с полупроводниковым элементом внутрь свечи и уменьшить воздействие повышенных температур на него, снизить количество жидкой фазы топлива, попадающего в искрообразующий зазор, что уменьшает электроэрозию контактов электродов и полупроводникового элемента [А.Н. Мурысев, А.О. Рыбаков, А.Г. Каюмов, Ю.Д. Курдачев. // Исследование рабочих процессов в стреляющих свечах зажигания и разработка методов повышения их эффективности./ Тезисы доклада на конференции «Проблемы авиации и космонавтики и роль ученых в их решении»./ Министерство общего и профессионального образования РФ, Федерация космонавтики РФ, Уфимский государственный авиационный технический университет. Уфа. 1998; А.Н. Мурысев, А.В. Краснов, Ф.А. Гизатуллин, Д.Н. Тухтаров. // О новой методологии ресурсной отработки конструкции запальных устройств ГТД на этапе ОКР./ Тезисы доклада на конференции «Проблемы авиации и космонавтики и роль ученых в их решении»./ Министерство общего и профессионального образования РФ, Федерация космонавтики РФ, Уфимский государственный авиационный технический университет. Уфа. 1998; А.Н. Мурысев. //Новый метод ресурсного проектирования запальных устройств ГТД./ Авиационно-космическая техника и технология. Харьков. 2002. вып. 30, с. 98-100. Двигательные установки], сохранив его ресурс (способность поддерживать низкие пробивные напряжения на свече), а обеспечение отношения величины искрового зазора между контактом центрального электрода и поверхностью массового электрода к диаметру отверстий в рабочем торце свечи более 0,15, при обеспечении превышения диаметра отверстия, соединяющего внешний и внутренний торцы дополнительного корпуса над максимальным диаметром контакта центрального электрода, позволяет компенсировать заглубление искрового зазора свечи в целях уменьшения температуры на полупроводниковом элементе и связанное с этим уменьшение диапазона розжига камеры сгорания.

Выполнение указанных выше соотношений обеспечивает формирование мощного плазменного факела, выбрасываемого в объем камеры сгорания, обладающего повышенной воспламеняющей способностью. Это позволяет сохранить требуемый диапазон розжига камеры сгорания двигателя.

К недостаткам указанной свечи зажигания следует отнести недостаточную надежность розжига топливной смеси в камере сгорания газотурбинного двигателя при его запуске в условиях высотного аэродрома при повышенной температуре окружающего воздуха и повторного запуска горячего двигателя.

Указанных недостатков лишена свеча зажигания авиационного газотурбинного двигателя [Патент РФ 94071, 10.05.2010], принятая за прототип, содержащая основной трубчатый корпус, экранную керамическую трубку, герметизирующий узел, включающий изолятор, закрепленный в основном корпусе со стороны экранной керамической трубки медной клиновой втулкой и кольцевым уплотнением из стеклогерметика, размещенным в кольцевом зазоре, образованном ножкой изолятора и основным трубчатым корпусом на медной клиновой втулке, токопроводящий стержень с контактной головкой, закрепленный стеклогерметиком во внутреннем канале изолятора, дополнительный искрообразующий узел, включающий дополнительный искрообразующий изолятор с поверхностным полупроводниковым элементом, во внутреннем канале которого стеклогерметиком закреплен центральный электрод, термокомпенсационный элемент, пайкой соединенный с токопроводящим стержнем, имеющим шляпку для поджатия к контактной головке токопроводящего стержня, закрепленного в изоляторе герметизирующего узла, и центральным электродом, пружину и трубчатые керамические изоляторы, дополнительный трубчатый корпус, образующий рабочий торец свечи, во внутренней полости которого частично размещен основной трубчатый корпус, сваркой герметично соединенный с дополнительным корпусом выше ввертной резьбы, массовый электрод толщиной (2,5-3,1) мм, имеющий коаксиальное внешнему диаметру дополнительного корпуса свечи отверстие, соединяющее внешний и внутренний торцы дополнительного корпуса, диаметром, превышающим диаметр контакта центрального электрода, при этом отношение величины искрового зазора по поверхности искрообразующего изолятора между контактом центрального электрода и поверхностью массового электрода к диаметру отверстия в рабочем торце свечи превышает 0,15, в основном корпусе свечи закреплена изоляционная керамическая трубка, установленная в кольцевом зазоре между ножкой герметизирующего изолятора со стороны рабочего торца и основным корпусом, а пружина поджимает один трубчатый керамический изолятор к шляпке токопроводящего стержня, к которому припаян термокомпенсационный элемент, и другой коаксиальный керамический изолятор - в сторону поверхности искрообразующего изолятора, имеющей больший диаметр по сравнению с той его частью, во внутреннем канале которой центральный электрод закреплен стеклогерметиком, контакт центрального электрода выполнен цилиндрическим и размещен в цилиндрическом канале искрообразующего изолятора с полупроводниковым элементом, торцевая часть цилиндрического контакта центрального электрода заглублена относительно внутренней торцевой поверхности массового электрода на величину, превышающую 1,4 мм, диаметр контакта центрального электрода равен (4-4,25) мм, диаметр отверстия в рабочем торце, коаксиального внешнему диаметру дополнительного корпуса, равен (4,8-5) мм, боковую поверхность искрообразующего изолятора охватывает часть втулки, размещенной между керамическим изолятором со стороны пружины и искрообразующим изолятором.

Уменьшение толщины массового электрода до (2,5-3,1) мм, заглубление контакта центрального электрода относительно внутренней торцевой поверхности массового электрода на величину, превышающую 1,4 мм, выполнение диаметра контакта центрального электрода, равным (4-4,25) мм, а диаметра отверстия в рабочем торце, коаксиального внешнему диаметру дополнительного корпуса, равного (4,8-5) мм, при сохранении отношения величины искрового зазора по поверхности искрообразующего изолятора между контактом центрального электрода и поверхностью массового электрода к диаметру отверстия в рабочем торце свечи обеспечивает больший по величине плазменный факел, генерируемый в объем камеры сгорания. Это позволит обеспечить надежность розжига топливовоздушной смеси при повторном запуске горячего двигателя в условиях высотного аэродрома.

Однако при дальнейшем форсировании двигателей за счет повышения температуры топливовоздушной смеси в камере сгорания (температуры газов перед турбиной) повышается и тепловой поток в рабочий торец свечей зажигания, выполненных по конструктивной схеме прототипа. Увеличенный диаметр участка искрообразующего изолятора со стороны внутреннего торца массового электрода свечи, значительно массивнее по сравнению с участком этого изолятора (ножкой) со стороны экранной части свечи. При воздействии на рабочий торец свечи повышенного теплового потока со стороны камеры сгорания происходит значительный перегрев массового электрода свечи, толщина которого составляет (2,5-3,1) мм, а от него - и более массивной части искрообразующего изолятора, заключенной между внутренним торцем массового электрода и втулкой, посредством которой к последнему поджимается искрообразующий изолятор. Низкая толщина стенки цилиндрической части корпуса свечей зажигания (менее 1,15 мм), выполненных по конструктивной схеме свечи зажигания, принятой за прототип, не позволяет обеспечить значимый отвод тепла от массового электрода свечи и от более массивной части искрообразующего изолятора. В этих условиях в зоне перехода увеличенного диаметра искрообразующего изолятора в его ножку с цилиндрической поверхностью меньшего диаметра имеет место максимальный градиент по температуре. Неравномерный разогрев участков керамического изолятора приводит к возникновению термоупругих напряжений: более нагретые участки изолятора оказываются в сжатом, а более холодные - в растянутом состоянии. Если перепад температур в диэлектрике велик, то термоупругие напряжения могут достигнуть разрушающих механических напряжений и привести на отдельных свечах зажигания к возникновению поперечной трещины и пробою искрообразующего изолятора в указанной выше зоне [Радиокерамика / Н.П. Богородицкий, Н.В. Кальменс, М.И. Нейман и др.; под редакцией Н.П. Богородицкого, В.В. Пасынкова. - М-Л, Госэнергоиздат, 1963, 555 с, ил.]. С наработкой свечи зажигания в составе двигателя постепенно в эту поперечную трещину искрообразующего изолятора попадают продукты неполного сгорания топлива, что уменьшает сопротивление изоляции свечи и приводит к электрическому пробою искрообразующего изолятора свечи зажигания уже и при меньших температурах в зоне рабочего торца, например, после выполнения запусков двигателя после ложного запуска, т.е. после заливания искрового промежутка жидкой фазой топлива. В этом случае пробивное напряжение искрового промежутка будет больше пробивного напряжения искрообразующего изолятора по указанной выше поперечной трещине.

Задачей, решаемой предлагаемой полезной моделью, является повышение надежности свечи зажигания при воздействии повышенных температур за счет повышения термостойкости искрообразующего изолятора.

Указанная цель достигается тем, что в отличие от прототипа, свеча зажигания авиационного двигателя содержит искрообразующий изолятор, имеющий ступенчатую цилиндрическую форму, между его цилиндрическими поверхностями имеется буртик, внешний диаметр которого больше диаметра других цилиндрических поверхностей искрообразующего изолятора, в буртик упирается втулка, через которую искрообразующий изолятор поджимается к внутренней торцевой поверхности массового электрода, внешний диаметр цилиндрической поверхности искрообразующего изолятора со стороны рабочего торца составляет не более разницы между внешним диаметром свечи и удвоенной величиной толщины массового электрода, а толщина цилиндрического дополнительного корпуса свечи в зоне рабочего торца равна или более толщины массового электрода.

Увеличение толщины b (до 3 мм) дополнительного корпуса свечи в зоне ее рабочего торца, обдуваемого охлаждающим воздухом вдоль внешнего диаметра свечи Бк, позволяет увеличить отвод тепла от этой зоны, уменьшить поток тепла, передаваемого в торцевую часть искрообразующего изолятора. Уменьшение наружного диаметра искрообразующего изолятора DИ со стороны внутреннего торца массового электрода свечи позволяет дополнительно уменьшить термоупругие напряжения в керамическом материале искрообразующего изолятора в зоне контакта с втулкой, посредством которой пружина поджимает его торцевую часть к внутренней торцевой части массового электрода. Указанные мероприятия, реализованные в заявляемой свече, позволяют за счет уменьшения перепада температур между торцевой частью искрообразующего изолятора со стороны рабочего торца свечи и его частью со стороны экранной части свечи уменьшить термоупругие механические напряжения внутри изолятора в зоне поджимающей втулки, что, в свою очередь, позволяет исключить возникновение поперечной трещины при совместном воздействии на свечу напряженности электрического поля и повышенного теплового потока со стороны камеры сгорания.

На чертеже представлена заявляемая свеча зажигания авиационного газотурбинного двигателя, содержащая основной трубчатый корпус 1, экранную керамическую трубку 2, герметизирующий узел, включающий изолятор 3, закрепленный в основном корпусе 1 со стороны экранной керамической трубки 2 медной клиновой втулкой 4 и кольцевым уплотнением 5 из стеклогерметика, размещенным в кольцевом зазоре 6, образованном ножкой изолятора 7 и основным трубчатым корпусом 1 на медной клиновой втулке 4, токопроводящий стержень 8 с контактной головкой 9, закрепленный стеклогерметиком 10 во внутреннем канале изолятора 3, дополнительный искрообразующий узел, включающий дополнительный искрообразующий изолятор 11 с поверхностным полупроводниковым элементом, во внутреннем канале которого стеклогерметиком 12 закреплен центральный электрод 13, термокомпенсационный элемент 14, пайкой соединенный с токопроводящим стержнем 15, имеющим шляпку 16 для поджатая к контактной головке 9 токопроводящего стержня 8, закрепленного в изоляторе 3 герметизирующего узла, и центральным электродом 13, пружину 17 и трубчатые керамические изоляторы 18 и 19, дополнительный трубчатый корпус 20, образующий рабочий торец свечи, во внутренней полости которого частично размещен основной трубчатый корпус 1, сваркой герметично соединенный с дополнительным корпусом 20 выше ввертной резьбы, массовый электрод 21, имеющий коаксиальное внешнему диаметру дополнительного корпуса свечи отверстие 22, соединяющее внешний и внутренний торцы дополнительного корпуса 20 диаметром D, превышающим максимальный диаметр d контакта центрального электрода 23, при этом отношение величины искрового зазора по поверхности искрообразующего изолятора 11 между контактом центрального электрода 23 и поверхностью массового электрода 21 к диаметру D отверстия 22 в рабочем торце свечи превышает 0,15, в основном корпусе 1 свечи закреплена изоляционная керамическая трубка 24, установленная в кольцевом зазоре между ножкой герметизирующего изолятора 7 со стороны рабочего торца и основным корпусом 1, а пружина 17 поджимает один трубчатый керамический изолятор 18 к шляпке 16 токопроводящего стержня 15, к которому припаян термокомпенсационный элемент 14, и другой коаксиальный керамический изолятор 19 - в сторону поверхности искрообразующего изолятора 11, имеющей больший диаметр по сравнению с той его частью, во внутреннем канале которой центральный электрод 13 закреплен стеклогерметиком 12, массовый электрод 21 имеет толщину (2,5-3,1) мм, контакт центрального электрода 23 выполнен цилиндрическим и размещен в цилиндрическом канале искрообразующего изолятора 11 с поверхностным полупроводниковым элементом, торцевая часть цилиндрического контакта центрального электрода 23 заглублена относительно внутренней торцевой поверхности массового электрода 21 на величину, превышающую 1,4 мм, диаметр d контакта центрального электрода 23 равен (4-4,25) мм, диаметр D отверстия 22 в рабочем торце, коаксиального внешнему диаметру дополнительного корпуса 20, равен (4,8-5) мм, боковую поверхность искрообразующего изолятора 11 охватывает часть втулки 25, при этом указанная втулка 25, посредством которой искрообразующий изолятор 11 поджимается к внутренней торцевой поверхности массового электрода 21, размещена между керамическим изолятором 19 со стороны пружины 17 и буртиком, расположенным между цилиндрическими поверхностями искрообразующего изолятора 11, который имеет ступенчатую цилиндрическую форму, внешний диаметр буртика больше диаметра других цилиндрических поверхностей искрообразующего изолятора 11, внешний диаметр D И цилиндрической поверхности искрообразующего изолятора 11 со стороны рабочего торца составляет не более разницы между внешним диаметром свечи DК и удвоенной величиной толщины массового электрода g, а толщина b цилиндрического дополнительного корпуса 20 свечи в зоне рабочего торца равна или более толщины g массового электрода 21.

Свеча зажигания работает следующим образом.

Высокое напряжение от агрегата зажигания прикладывается, с одной стороны, к токопроводящим стержням 8 и 15, далее через термокомпенсационный элемент 14 - к центральному электроду 13, с другой стороны, через основной корпус 1 - к дополнительному корпусу 20, который в зоне рабочего торца образует массовый электрод 21. Между электродами свечи, на поверхности рабочего торца, возникает мощный электрический разряд, воспламеняющий топливовоздушную смесь.

Улучшение теплоотдачи дополнительного корпуса свечи за счет увеличения его толщины в зоне рабочего торца, обдуваемого охлаждающим воздухом, уменьшение термоупругих механических напряжений в керамическом материале искрообразующего изолятора за счет уменьшения наружного диаметра искрообразующего изолятора со стороны внутреннего торца массового электрода свечи позволяют повысить термостойкость искрообразующего изолятора свечи зажигания. В результате повышается надежность свечи зажигания при воздействии повышенных температур, исключается возникновение трещин в искрообразующем изоляторе, что также дает возможность заглубления свечи зажигания в камеру сгорания. В итоге, обеспечивается более полное проникновение плазменного факела, генерируемого из разрядной полости свечи в зону обратных токов [Запуск авиационных газотурбинных двигателей / М.А. Алабин, Б.М. Кац, Ю.А. Литвинов. - М.: Машиностроение, 1968. - 228 с: ил.], что повышает воспламеняющую способность системы зажигания и обеспечивает надежный запуск двигателей.

Эффективность технических решений, предложенных в полезной модели, подтверждена результатами стендовых испытаний свечей зажигания в составе двигателей.

Свеча зажигания авиационного газотурбинного двигателя, содержащая основной трубчатый корпус, экранную керамическую трубку, герметизирующий узел, включающий изолятор, закрепленный в основном корпусе со стороны экранной керамической трубки медной клиновой втулкой и кольцевым уплотнением из стеклогерметика, размещенным в кольцевом зазоре, образованном ножкой изолятора и основным трубчатым корпусом на медной клиновой втулке, токопроводящий стержень с контактной головкой, закрепленный стеклогерметиком во внутреннем канале изолятора, дополнительный искрообразующий узел, включающий дополнительный искрообразующий изолятор с поверхностным полупроводниковым элементом, во внутреннем канале которого стеклогерметиком закреплен центральный электрод, термокомпенсационный элемент, пайкой соединенный с токопроводящим стержнем, имеющим шляпку для поджатия к контактной головке токопроводящего стержня, закрепленного в изоляторе герметизирующего узла, и центральным электродом, пружину и трубчатые керамические изоляторы, дополнительный трубчатый корпус, образующий рабочий торец свечи, во внутренней полости которого частично размещен основной трубчатый корпус, сваркой герметично соединенный с дополнительным корпусом выше ввертной резьбы, массовый электрод, имеющий коаксиальное внешнему диаметру дополнительного корпуса свечи отверстие, соединяющее внешний и внутренний торцы дополнительного корпуса диаметром, превышающим максимальный диаметр контакта центрального электрода, при этом отношение величины искрового зазора по поверхности искрообразующего изолятора между контактом центрального электрода и поверхностью массового электрода к диаметру отверстия в рабочем торце свечи превышает 0,15, в основном корпусе свечи закреплена изоляционная керамическая трубка, установленная в кольцевом зазоре между ножкой герметизирующего изолятора со стороны рабочего торца и основным корпусом, а пружина поджимает один трубчатый керамический изолятор к шляпке токопроводящего стержня, к которому припаян термокомпенсационный элемент, и другой коаксиальный керамический изолятор - в сторону поверхности искрообразующего изолятора, имеющей больший диаметр по сравнению с той его частью, во внутреннем канале которой центральный электрод закреплен стеклогерметиком, массовый электрод имеет толщину (2,5-3,1) мм, контакт центрального электрода выполнен цилиндрическим и размещен в цилиндрическом канале искрообразующего изолятора с поверхностным полупроводниковым элементом, торцевая часть цилиндрического контакта центрального электрода заглублена относительно внутренней торцевой поверхности массового электрода на величину, превышающую 1,4 мм, диаметр контакта центрального электрода равен (4-4,25) мм, диаметр отверстия в рабочем торце, коаксиального внешнему диаметру дополнительного корпуса, равен (4,8-5) мм, боковую поверхность искрообразующего изолятора охватывает часть втулки, отличающаяся тем, что указанная втулка, посредством которой искрообразующий изолятор поджимается к внутренней торцевой поверхности массового электрода, размещена между керамическим изолятором со стороны пружины и буртиком, расположенным между цилиндрическими поверхностями искрообразующего изолятора, который имеет ступенчатую цилиндрическую форму, при этом внешний диаметр буртика больше диаметра других цилиндрических поверхностей искрообразующего изолятора, внешний диаметр цилиндрической поверхности искрообразующего изолятора со стороны рабочего торца составляет не более разницы между внешним диаметром свечи и удвоенной величиной толщины массового электрода, а толщина цилиндрического дополнительного корпуса свечи в зоне рабочего торца равна или более толщины массового электрода.



 

Наверх