Электрическая машина с картерной системой смазки подшипников

 

Заявленная полезная модель относиться к электромашиностроению, в частности к электрогенераторам и электродвигателям. Электрическая машина, которая содержит ротор, статор, корпус электрической машины, подшипники с картерной системой смазки с маслоохладителями с возможностью применения в качестве теплоотводящей жидкости воды или тосола и автономную систему охлаждения теплоотводящей жидкости. Применение данной конструкции электрической машины позволяет - эксплуатировать быстроходные электрических машин без применения на месте эксплуатации специальной маслосистемы и системы непрерывного водоснабжения.

Заявляемая полезная модель относится к электромашиностроению и может быть использована как в электрогенераторах, так и электродвигателях.

Известна электрическая машина (двигатель СТДМ-630-2РУХЛ4, чертежа общего вида ИБЖК.528352.001), содержащая сердечник статора в корпусе, плиту фундаментную, ротор, установленный в стояковые подшипники скольжения с картерной системой смазки с маслоохладителями. В маслоохладителях подшипников используются в качестве теплоотводящей жидкости - вода от системы непрерывного водоснабжения.

Недостатком данной машины является обязательное наличие системы водоснабжения на месте эксплуатации двигателя.

Известна также электрическая машина (двигатель ДАРГ-3500-8 ОМ4, чертежа, общего вида ИБЖК.528729.001), содержащая сердечник статора в корпусе, ротор установленный в щитовые подшипники скольжения с картерной системой смазки без маслоохладителей. Данная электрическая машина работает на малых скоростях (с частотой вращения ротора 1500 об/мин) при которых охлаждение масла путем охлаждения корпуса подшипников внешней воздушной средой является достаточным.

Заявляемая полезная модель электрической машины направлена на возможность работы быстроходных электрических машин (с частотой вращения 3000 об/мин) с картерной системой смазки подшипников скольжения стоякового или щитового исполнения, без циркуляционной маслосистемы подшипников и системы непрерывного водоснабжения на месте эксплуатации.

Поставленная задача решается следующим образом. Электрическая машина, которая состоит из: ротора, статора, корпуса электрической машины, подшипников скольжения с картерной смазкой со встроенными маслоохладителями, оснащается радиаторами охлаждения теплоотводящей жидкости установленными на каждый подшипник отдельно и соединяющими их трубопроводами в целом образующими автономную систему охлаждения теплоотводящей жидкости.

Данная электрическая машина представлена на фиг.1 с указанием основных ее особенностей.

Электрическая машина содержит статор 1 расположенный в корпусе 3 и ротор 2 размещенный в подшипниках скольжения 4 с картерной смазкой со встроенными маслоохладителями (на чертеже не показаны), возбудитель или щеточно-контактный узел 5, а также систему охлаждения теплоотводящей жидкости.

При установке щитовых подшипников скольжения возбудитель или щеточно-контактный узел установлен на подставку 6 закрепленную к корпусу электрической машины.

Автономная система охлаждения теплоотводящей жидкости состоит из двух контуров, первый из которых представляет собой контур охлаждения картерного масла теплоотводящей жидкостью I, а второй контур является контуром охлаждения теплоотводящей жидкости воздухом, который подается из зоны высокого давления электрической машины II.

При запуске электрической машины установленный насос 7, забирает теплоотводящую жидкость из маслоохладителей подшипников, которая далее поступает в оребренные трубки радиаторов охлаждения установленных на каждый подшипник отдельно и смонтированных в цилиндрических корпусах 8 размещенных в зонах низкого давления электрической машины (Н.Д.). При этом теплоотводящая жидкость, проходящая по радиаторам, охлаждается потоком холодного воздуха, подаваемым из зоны высокого давления электрической машины (В.Н.). Нагретый воздух, вытесненный из радиаторов, поступает в рабочую зону эксплуатации электрической машины, а охлажденная теплоотводящая жидкость, возвращается по трубопроводам 9 на всасывающие линии своего контура. В системе предусмотрены: расширительный бачок 10 для исключения роста давления теплоотводящей жидкости из-за ее расширения при нагреве и резервный насос 11 для подключения в случае выхода из строя основного насоса. После остановки электрической машины теплоотводящая жидкость остается в системе охлаждения.

Технический результат, получаемый от заявленной полезной модели, заключается в конструкции электрической машины, которая позволяет:

- охлаждать масло в картерах подшипников скольжения промежуточным теплоносителем, тем самым обеспечивая более устойчивую температуру масла, что очень важно при продолжительном режиме работы электрической машины;

- исключить дополнительное оборудование на месте эксплуатации (маслосистемы и системы непрерывного водоснабжения) и затраты на их содержание;

- применять в качестве теплоотводящей жидкости тосол для возможности эксплуатации электрической машины при низких температурах окружающего воздуха.

1. Электрическая машина, содержащая статор в корпусе и ротор, установленный в подшипники скольжения, с картерной системой смазки и оснащенные маслоохладителями, отличающаяся тем, что электрическая машина имеет автономную, самостоятельную систему для охлаждения теплоотводящей жидкости используемой в маслоохладителях.

2. Электрическая машина по п.1, отличающаяся тем, что она представляет собой электродвигатель с частотой вращения 3000 об/мин.

3. Электрическая машина по п.1, отличающаяся тем, что она представляет собой электрогенератор с частотой вращения 3000 об/мин.

4. Электрическая машина по любому из п.1-3 отличающаяся тем, что ротор установлен в стояковые подшипники скольжения с картерной системой смазки и с маслоохладителями.

5. Электрическая машина по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что ротор установлен в щитовые подшипники скольжения с картерной системой смазки и с маслоохладителями, при этом возбудитель или щеточно-контактный узел установлен на подставку, закрепленную к корпусу электрической машины.

6. Электрическая машина по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что автономная система охлаждения теплоотводящей жидкости состоит из двух контуров, первый из которых представляет собой контур охлаждения картерного масла теплоотводящей жидкостью, а второй контур является контуром охлаждения теплоотводящей жидкости воздухом, который подается из зоны высокого давления электрической машины.

7. Электрическая машина по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что в маслоохладителях подшипников с картерной системой смазки в качестве теплоотводящей жидкости может использоваться вода или тосол.

8. Электрическая машина по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что система охлаждения теплоотводящей жидкости состоит из радиаторов охлаждения, установленных на каждый подшипник отдельно, двух насосов основного и резервного, трубопроводов и расширительного бочка.

9. Электрическая машина по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что теплоотводящая жидкость, проходящая по радиаторам, охлаждается потоком холодного воздуха, подаваемым из зоны высокого давления, которым охлаждается и сама электрическая машина.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к турбогенераторам с полным воздушным охлаждением и позволяет обеспечить эффективное охлаждение обмотки статора

Полезная модель относится к области теплоэнергетики и может быть использована для охлаждения обмотки статора электрогенератора паровой турбины на тепловых и атомных электростанциях
Наверх