Охлаждаемый статор электрической машины

 

Полезная модель относится к электротехнике, а именно, к охлаждаемым статорам, в которых охлаждающая жидкость входит в непосредственный контакт с катушками, и может быть использована в электрических машинах гибридных транспортных средств. Охлаждаемый статор электрической машины включает корпус с центральным отверстием и выполненными вокруг него секторными выемками, расположенные в указанных выемках катушки и систему непосредственного жидкостного охлаждения с подводящим и отводящим патрубками. Секторные выемки разделены перегородками. Подводящий и отводящий патрубки подведены к соседним выемкам, разделенным глухой перегородкой. Остальные перегородки снабжены отверстиями, обеспечивающими возможность циркуляции охлаждающей жидкости по всем выемкам от подводящего патрубка к отводящему. Полезная модель позволяет повысить эффективность теплосъема. 1 з.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к электротехнике, а именно, к охлаждаемым статорам, в которых охлаждающая жидкость входит в непосредственный контакт с катушками, и может быть использована в электрических машинах гибридных транспортных средств.

Известен охлаждаемый статор электрической машины, включающий корпус с центральным отверстием и выполненными вокруг него секторными выемками, разделенными перегородками, расположенные в указанных выемках катушки и систему непосредственного жидкостного охлаждения с подводящим и отводящим патрубками (см. JP 2005348594, кл. H02K 9/19, опубл. 15.12.2005). Недостатками известного устройства являются сложность конструкции и чрезмерный нагрев статора из-за малой эффективности циркуляционного охлаждения.

Задачей полезной модели является устранение указанных недостатков. Технический результат заключается в повышении эффективности теплосъема и снижении вероятности перегрева конструкции. Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в охлаждаемом статоре электрической машины, включающем корпус с центральным отверстием и выполненными вокруг него секторными выемками, разделенными перегородками, расположенные в указанных выемках катушки и систему непосредственного жидкостного охлаждения с подводящим и отводящим патрубками, подводящий и отводящий патрубки подведены к соседним выемкам, разделенным глухой перегородкой, а остальные перегородки снабжены отверстиями, обеспечивающими возможность циркуляции охлаждающей жидкости по всем выемкам от подводящего патрубка к отводящему. Статор предпочтительно имеет четное количество выемок и перегородок, причем в ближайших к глухой перегородках отверстия выполнены с периферийной стороны, в соседних с ними - со стороны, расположенной ближе к центральному отверстию, и так далее попеременно.

На фиг.1 представлена конструкция электродвигателя с предлагаемым статором;

на фиг.2 - схема циркуляции охлаждающей жидкости.

Предлагаемый статор электрической машины располагается в закрытом кожухе 1 электродвигателя, снабженном крышкой 2. Его охлаждение осуществляется за счет непосредственного контакта с охлаждающей жидкостью, циркулирующей внутри этого корпуса.

Сам по себе статор содержит корпус 3 с центральным отверстием 4 и выполненными вокруг него секторными выемками 5. Выемки 5 разделены перегородками 6. Внутри выемок 5 располагаются катушки 7, при прохождении тока через которые происходит нежелательный перегрев. Для обеспечения теплосъема к соседним выемкам 5 корпуса 3 статора подведены подводящий 8 и отводящий 9 патрубки. Указанные соседние выемки 5 разделены глухой перегородкой 6', а остальные перегородки 6 снабжены отверстиями 10. При этом статор имеет четное количество выемок и перегородок (на чертежах - 12), и в ближайших к глухой 6' перегородках 6 отверстия 10 выполнены с периферийной стороны. В соседних с этими перегородках 5 отверстия 10 выполнены со стороны, расположенной ближе к центральному отверстию 4, и так далее попеременно. Такое расположение отверстий 10 обеспечивает возможность циркуляции охлаждающей жидкости по всем выемкам 5 вдоль звездообразной траектории от подводящего патрубка 8 к отводящему 9. При этом выполнение отверстий 10 для прохождения охлаждающей жидкости непосредственно в перегородках 6 обеспечивает максимальный теплосъем со всей поверхности катушек 7, исключая возможность перегрева и выхода из строя статора электрической машины.

Охлаждение предлагаемого статора происходит следующим образом.

Охлаждающая жидкость с помощью циркуляционного насоса подается в подводящий патрубок 8, откуда попадает в первую выемку 5 и, обтекая и охлаждая катушку 7, направляется по единственно возможному пути в периферийное отверстие 10 в ближайшей к глухой 6' перегородке 6 (на фиг.2 - против часовой стрелки). Затем охлаждающая жидкость, двигаясь по диагонали, осуществляет теплосъем со следующей катушки 7 и направляется к следующему отверстию 10, выполненному уже со стороны центрального отверстия 4 и т.д. Охладив последнюю катушку 7, нагретая жидкость отводится через патрубок 9 к радиатору. Охлажденная в радиаторе жидкость вновь подается в циркуляционный контур статора.

Предлагаемая полезная модель позволяет при максимально простой и компактной конструкции осуществлять эффективное охлаждение статора электрической машины.

1. Охлаждаемый статор электрической машины, включающий корпус с центральным отверстием и выполненными вокруг него секторными выемками, разделенными перегородками, расположенные в указанных выемках катушки и систему непосредственного жидкостного охлаждения с подводящим и отводящим патрубками, отличающийся тем, что подводящий и отводящий патрубки подведены к соседним выемкам, разделенным глухой перегородкой, а остальные перегородки снабжены отверстиями, обеспечивающими возможность циркуляции охлаждающей жидкости по всем выемкам от подводящего патрубка к отводящему.

2. Статор по п.1, отличающийся тем, что имеет четное количество выемок и перегородок, причем в ближайших к глухой перегородках отверстия выполнены с периферийной стороны, в соседних с ними - со стороны, расположенной ближе к центральному отверстию, и так далее попеременно.



 

Наверх