Широкозахватный посевной агрегат

 

Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к посевным агрегатам, и предназначена для использования в рабочем и транспортном положениях без использования дополнительной техники. Широкозахватный посевной агрегат состоит из сцепки в виде поперечного бруса со складным прицепным устройством, использующимся в рабочем положении для присоединения к каждой из сеялок с трактором. Сеялки связаны между собой соединительными устройствами, представляющими собой две стойки, одна из которых вертикальная, содержащая паз, прикреплена к одной сеялке, а другая, имеющая Г-образную форму, одним концом прикреплена к другой сеялке, а вторым к вертикальной стойке с возможностью перемещения по ее вертикальному пазу за счет ролика, прикрепленного к концу Г-образной стойки, тем самым обеспечивая жесткую связь в горизонтальной и свободную в вертикальной плоскости. Сеялка имеет задние опорные колеса с автоматической фиксацией в рабочем и транспортном положениях с помощью гидросистемы трактора и переднее самоустанавливающееся сдвоенное колесо, а так же каток. Для транспортирования к крайней сеялке агрегата сбоку шарнирно прикреплено прицепное устройство. В результате применения данного широкозахватного посевного агрегата получены следующие технические результаты: появилась возможность перевода агрегата без разборки, перенастройки и без применения дополнительной техники из рабочего положения в транспортное и обратно, улучшилась устойчивость агрегата, улучшилось копирование рельефа поверхности поля агрегатом, уменьшился радиус разворота агрегата в положении ближнего транспортирования. Полезная модель особенно необходима сельскохозяйственным предприятиям, использующим посевные агрегаты из стерневых сеялок СЗС 2.1 и СКП-2.1, которые при незначительной модернизации ходовой части и присоединительных механизмов могут получить высокопроизводительный посевной агрегат, способный сократить расходы на содержание парка вспомогательной техники и бригады.

Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к посевным агрегатам.

Известны различные схемы составления посевного агрегата из существующих сеялок для посева зерновых культур (Д.З. Стародинский, П.Л. Щупак «Агрегатирование тракторов с сельскохозяйственными машинами», Москва, Машиностроение 1973 г.) Наиболее распространенной схемой является составление агрегата из отдельной сцепки и сеялок.

Основным общим недостатком таких агрегатов является невозможность перевода агрегата в транспортное положение без дополнительной помощи, так как требуется разъединить сеялки из сцепки и соединить их цугом, для транспортирования или для погрузки сеялок на тележки. Для этого требуется дополнительная техника, а также автокран и рабочие. После транспортирования на другое место работы требуется повторная сборка агрегата для проведения рабочего процесса, что требует больших затрат.

Известны сцепки для сельскохозяйственных орудий, которые позволяют составить посевные агрегаты и перевести орудия в транспортное положение без разборки агрегата, что значительно сокращает время на непроизводительные работы. В качестве аналога полезной модели выбрана сцепка для сельскохозяйственных орудий (SU а.с. 1101185, МКИ А01В 39/04 от 07.07.1984 г. Бюл.25), содержащая связанные между собой при помощи растяжки сницу и поперечный брус, с целью сокращения затрат времени на перевод сцепки из рабочего положения в транспортное и обратно сница дополнительно через продольный брус шарнирно связана с поперечным брусом, при этом растяжка выполнена из двух связанных между собой посредством автосцепного устройства частей, передняя из которых жестко связана со сницей, а также на поперечном брусе имеется паз с установленным гидроцилиндром.

К недостаткам изобретения относится сложность конструкции и большая металлоемкость агрегата.

Также известен широкозахватный посевной агрегат (патент на изобретение RU 2473198 С1, МПК А01С 7/00, А01С 5/08, А01В 49/06), состоящий из рамы со средней частью и двумя независимыми боковыми крыльями, оснащенными опорно-транспортными колесами с автоматической фиксацией в рабочем и транспортном положениях.

Недостатками такого посевного агрегата являются: высокая сложность конструкции, сложность изготовления и большая металлоемкость.

В качестве прототипа выбран посевной комплекс (Руководство по эксплуатации СКП - 2,1 00.00.000 РЭ, стр.8,000 «ВАРНААГРОМАШ», Челябинской области, с.Варна 2013 г.), выпускаемый серийно и используемый в производстве, состоящий из сцепки в виде поперечного бруса с прицепным устройством и содержащий сеялки, соединенные в единый агрегат и опорно-транспортные передние и задние колеса. Сеялки связаны между собой при помощи соединительных устройств.

Недостатком прототипа является: невозможность перевода широкозахватного посевного агрегата из рабочего положение в транспортное и наоборот без разборки и перенастройки агрегата без применения дополнительной техники.

Задачей предлагаемой полезной модели является обеспечение транспортирования широкозахватного посевного агрегата без разборки и перенастройки.

Технический результат достигается тем, что в широкозахватном посевном агрегате, содержащем сеялки и опорно-транспортные передние и задние колеса, соединенные в единый агрегат при помощи соединительных устройств, в отличие от прототипа прицепное устройство сцепки шарнирно закреплено с возможностью поворота на 90° на поперечном брусе, а соединительное устройство представляет собой две стойки, одна из которых вертикальная, содержащая паз, прикреплена к одной сеялке, а другая, имеющая Г-образную форму, одним концом прикреплена к другой сеялке, а вторым к вертикальной стойке с возможностью перемещения по ее вертикальному пазу за счет ролика, прикрепленного к концу Г-образной стойки, что позволяет сеялкам перемещаться друг относительно друга в вертикальной плоскости и быть жестко закрепленными в горизонтальной плоскости, помимо этого для транспортирования агрегата на дальние расстояния установлено дополнительное прицепное устройство, шарнирно закрепленное сбоку несущей рамы крайней сеялки, при этом задние опорно-транспортные колеса, прикрепленные к рамам сеялок, установлены с возможностью автоматической фиксации в рабочем и транспортном положениях с помощью гидросистемы трактора. Несущая рама прицепной сеялки опирается спереди на сдвоенное, опорно-транспортное, самоустанавливающееся колесо, обеспечивающее устойчивость сеялки в вертикальной плоскости при поворотах и разворотах на склоне.

Использование данного широкозахватного посевного агрегата позволяет без перенастройки и разборки транспортировать единый агрегат с одного места работы на другое. За счет соединительных устройств между сеялками достигается необходимая величина копирования рельефа поверхности грунта, причем как в рабочем так и в транспортном положениях, при этом передние сдвоенные самоустанавливающееся колеса на сеялках дают лучшую устойчивость при поворотах на склонах, а задние опорно-транспротные самоустанавливающиеся колеса с возможностью автоматической фиксации в рабочем и транспортном положениях с помощью гидросистемы трактора обеспечивают маневренность и мобильность агрегата. Прицепное устройство, используемое при работе широкозахватного посевного агрегата на поле, при транспортировании за счет возможности поворота на 90° складывается и закрепляется на брусе сцепки, что позволяет широкозахватному посевному агрегату легко вписываться в установленные габаритные размеры для транспортирования по дорогам общего пользования.

Дополнительное прицепное устройство, установленное на крайней боковой сеялке, позволяет присоединять агрегат к трактору с целью транспортирования на дальние расстояния, при этом не изменяя общие габаритные размеры агрегата в целом.

Таким образом достигается заявляемый технический результат - возможность обеспечения транспортирования широкозахватного посевного агрегата без разборки и перенастройки.

Широкозахватный посевной агрегат представлен на (Фиг.1) - общий вид агрегата в рабочем положении, на (Фиг.2) - общий вид агрегата в транспортном положении. На (Фиг.3) изображено соединительное устройство - вид сбоку, а на (Фиг.4) это же соединительное устройство - вид сверху.

Широкозахватный посевной агрегат изображенный на (Фиг.1) состоит из сцепки 1, в виде поперечного бруса со складывающимся прицепным устройством 9 сцепки, к которому шарнирно присоединено прицепное устройство 7, каждой сеялки 2. Каждая сеялка имеет по два задних самоустанавливающихся опорных колеса 5 с автоматической фиксацией в рабочем и транспортном положениях с помощью гидросистемы трактора, и переднее самоустанавливающееся опорное сдвоенное колесо 8, а так же каток 4. Для транспортирования агрегата к крайней правой сеялке по ходу движения установлено прицепное устройство 3. Сеялки связаны между собой соединительными устройствами 6, которые обеспечивают жесткую связь в горизонтальной плоскости и возможность взаимного перемещения в вертикальной плоскости.

Соединительное устройство 6 (Фиг.3), предназначенное для соединения сеялок между собой, закреплено на сеялках при помощи болтового соединения и выполнено в виде двух стоек: 10, 11, одна из которых 10, Г-образной формы, прикреплена к одной из сеялок, а другая вертикальная 11, прикреплена к другой сеялке. К концу Г-образной стойки при помощи пальца и шпулей прикреплен ролик 12 (Фиг.4), который перемещается по пазу вертикальной стойки 11. Такое соединение обеспечивает жесткую связь между сеялками в горизонтальной плоскости и возможность свободного перемещения в вертикальной плоскости для копирования рельефа поверхности поля при выполнении рабочего процесса и транспортировании без разборки агрегата.

Для выполнения рабочего процесса трактор присоединяется к прицепному устройству 9 и гидросистеме трактора (Фиг.1). Сеялки 2 (в количестве 3-7 шт.) присоединенные механизатором к сцепке 1 опираются на опорные колеса 8 и 5. Глубина хода рабочих органов регулируется с пульта управления изменением положения по высоте колес 8. Задние опорные колеса 5 при выполнении рабочего процесса автоматически жестко фиксируются при помощи фиксатора, по достижении прямолинейной траектории движения агрегата. Для разворота агрегата на поле в конце загонок механизатор с пульта управления приподнимает механизмом опорных колес 5 при помощи гидросистемы трактора сеялки, фиксатор опорных колес 5 выходит из зацепления, колеса становятся самоустанавливающимися и происходит разворот посевного агрегата.

Для перевода посевного агрегата в положение дальнего транспортирования (Фиг.2) трактор отсоединяется механизатором от прицепного устройства 9 сцепки 1, (прицепное устройство складывается на брусе сцепки) и присоединяется к прицепному устройству 3 для транспортирования, расположенному сбоку на крайней сеялке, далее посевной агрегат подключается к гидросистеме трактора. Сеялки посевного агрегата переводятся в транспортное положение и начинают перемещение. При этом опорные колеса 5 автоматически фиксируются в направлении движения агрегата посредством фиксаторов с использованием гидросистемы трактора. Опорные самоустанавливающиеся колеса 8 выполнены сдвоенными для обеспечения лучшей устойчивости сеялки, снижения нагрузки на одно колесо и снижения величины смятия почвы.

Испытание посевного агрегата, состоящего из нескольких стерневых сеялок с тракторами тягового класса 50 кН, показало его стабильную работу как при выполнении рабочего процесса с соблюдением агротехнических требований, так и при транспортировании без разборки.

Использование предлагаемого широкозахватного посевного агрегата позволяет без дополнительных затрат на перенастройку и разборку агрегата транспортировать его в едином собранном состоянии на ближние и дальние расстояния по дорогам общего пользования, ввиду соответствия, габаритных размеров посевного агрегата общепринятым стандартам при транспортировке, при этом увеличить устойчивость при поворотах на склонах как в рабочем положении, так и в положении ближнего транспортирования, увеличить маневренность агрегата, улучшить показатель прохождения агрегатом неровностей рельефа почвы в рабочем и транспортном положениях.

Полезная модель особенно необходима сельскохозяйственным предприятиям, использующим посевные агрегаты из стерневых сеялок СЗС-2.1 и СКП-2.1, которые при незначительной модернизации ходовой части и присоединительных механизмов могут получить высокопроизводительный посевной агрегат, способный сократить расходы на содержание парка вспомогательной техники и бригады.

1. Широкозахватный посевной агрегат, состоящий из сцепки в виде поперечного бруса с прицепным устройством и содержащий сеялки, соединенные в единый агрегат, и опорно-транспортные передние и задние колеса, сеялки связаны между собой при помощи соединительного устройства, отличающийся тем, что прицепное устройство сцепки шарнирно закреплено на поперечном брусе с возможностью поворота на 90°, а соединительное устройство, позволяющее обеспечивать жесткую связь между сеялками в горизонтальной и возможность перемещения в вертикальной плоскости, представляет собой две стойки, одна из которых вертикальная, содержащая паз, прикреплена к одной сеялке, а другая, имеющая Г-образную форму, одним концом прикреплена к другой сеялке, а вторым к вертикальной стойке с возможностью перемещения по ее вертикальному пазу за счет ролика, прикрепленного к концу Г-образной стойки, для транспортирования агрегата на дальние расстояния установлено дополнительное прицепное устройство, шарнирно закрепленное сбоку несущей рамы крайней сеялки, при этом задние опорно-транспортные колеса, прикрепленные к раме сеялки, установлены с возможностью автоматической фиксации при переводе агрегата из рабочего положения в транспортное и обратно с помощью гидросистемы трактора.

2. Широкозахватный посевной агрегат по п.1, отличающийся тем, что переднее опорно-транспортное самоустанавливающееся колесо, прикрепленное к раме сеялки, выполнено сдвоенным, обеспечивающим устойчивость сеялки в вертикальной плоскости при поворотах и разворотах на склоне.



 

Наверх