Автомобильно-пассажирский катамаран

 

Полезная модель (ПМ) относится к области судостроения, касается вопросов повышения эффективности катамаранов для перевозки на их грузовой палубе автотранспорта с пассажирами и решает задачу повышения мореходных качеств транспортного судна-катамарана при одновременном повышении эффективности его эксплуатации при перевозки автотранспорта и пассажиров. Для этого автомобильно-пассажирский катамаран, имеющий два корпуса, жестко связанных между собой соединительным мостом, на котором расположена общая грузовая палуба, предназначенная для погрузки и разгрузки по сходням через борта судна автотранспорта путем сквозного его перемещения накатом по палубе в поперечном направлении, и пассажирский салон, по изобретению дополнен по меньшей мере одной грузовой палубой, выполненной с возможностью самоподъема и опускания над основной общей грузовой палубой судна. При этом отстояние носовых оконечностей от форштевня и кормовых оконечностей от ахтерштевня соединительного моста с основной грузовой палубой и дополнительных грузовых палуб судна составляет не менее 0,1 длины катамарана по ватерлинии судна. В качестве сходней установлены на катамаране побортно расположенные откидные аппарели, имеющие систему опускания и подъема. Кроме того, дополнительные грузовые палубы оснащены гидравлическими или электромеханическими подъемниками для осуществления палубами самоподъема и опускания.

Полезная модель (ПМ) относится к области судостроения и касается вопросов повышения эффективности катамаранов для перевозки на их грузовой палубе автотранспорта с пассажирами.

Известен катамаран для перевозки автотранспорта, имеющий два корпуса, соединительный мост, на котором расположена грузовая палуба для размещения и перевозки на ней колесной техники, аппарели, установленные в носовой и кормовой оконечностях палубы для погрузки и разгрузки с грузовой палубы автотранспорта (Pub. No: US 2006/0005755 А1 от 12.01.2006 г., патент US No: 7168382 от 30.01.2007 г.).

Известен также катамаран для перевозки автотранспорта, имеющий два корпуса, жестко связанных между собой соединительным мостом, на котором расположена главная грузовая палуба. Погрузка и разгрузка автотранспорта на катамаран производится в поперечном направлении судна, а именно, колесная техника заезжает на палубу с одного борта и съезжает с палубы с противоположного борта, используя для этого либо понтонный мост, либо береговые сходни (Международная заявка PCT/N092/00084 от 30.04.1992 г, Международная ее публикация под WO 92/19490 от 12.11.1992 г.) - прототип.

Для размещения большего количества перевозимой техники грузовую палубу стараются, как правило, делать по возможности протяженной. Однако, при движении катамарана с перевозимой техникой его соединительный мост с грузовой палубой испытывают в своих носовых и кормовых частях значительные удары набегающих на судно волн. В результате этого снижаются мореходные качества судна (сопротивление движению, управляемость) и эффективность эксплуатации катамарана для транспортировки на нем автотранспорта уменьшается.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение мореходных качеств судна-катамарана для перевозки на нем автотранспорта с пассажирами при одновременном повышении эффективности эксплуатации транспортного судна-катамарана.

Для этого автомобильно-пассажирский катамаран, имеющий два корпуса, жестко связанных между собой соединительным мостом, на котором расположена общая грузовая палуба, предназначенная для погрузки и разгрузки по сходням через борта судна автотранспорта путем сквозного его перемещения накатом по палубе в поперечном направлении, и пассажирский салон, по изобретению дополнен по меньшей мере одной грузовой палубой, выполненной с возможностью самоподъема и опускания над основной общей грузовой палубой судна, при этом отстояние носовых оконечностей от форштевня и кормовых оконечностей от ахтерштевня соединительного моста с основной грузовой палубой и дополнительных грузовых палуб судна составляет не менее 0,1 длины катамарана по ватерлинии судна, а в качестве сходней установлены на катамаране побортно расположенные откидные аппарели, имеющие систему опускания и подъема.

При этом дополнительные грузовые палубы оснащены гидравлическими или электромеханическими подъемниками для осуществления палубами самоподъема и опускания.

За счет выполнения основной общей и дополнительных грузовых палуб с укороченной длиной, при которой их носовые и кормовые оконечности отстоят от оконечностей судна на расстоянии не менее 0,1 длины катамарана по ватерлинии судна, предотвращаются удары волн о носовую и кормовую части соединительного моста с основной общей грузовой палубой, и благодаря чему улучшаются мореходные качества судна- катамарана. Указанные удары волн имеют место при движении судна в условиях значительного волнения, при котором носовая и кормовая части судна осуществляют вертикальные колебания с большой амплитудой, из-за чего эти части судна испытывают удары волн, приводящие в результате этого к ухудшению мореходных качеств судна.

Дополнение автомобильно-пассажирского катамарана по меньшей мере одной грузовой палубой, выполненной с возможностью самоподъема и опускания, позволяет сохранить, а в отдельных случаях и увеличить объем перевозимого катамараном автотранспорта.

Выполнение сходней в виде побортно расположенных на корпусе катамарана откидных аппарелей обеспечивает мобильность осуществления погрузки-выгрузки перевозимого им автотранспорта.

Сущность ПМ поясняется рисунком, на котором показан предлагаемый катамаран для перевозки автотранспорта.

Катамаран имеет два корпуса 1, жестко связанные друг с другом с помощью соединительного моста 2, на котором расположена общая основная грузовая палуба 3. Катамаран оборудован по меньшей мере одной дополнительной грузовой палубой 4, расположенной над основной общей грузовой палубой 3 и выполненной с возможностью самоподъема и опускания. Для этого указанные грузовые палубы 4 оснащены гидравлическими или электромеханическими подъемниками (на рисунке не показаны). На судне-катамаране имеются две побортно расположенные откидные аппарели 5 с системой опускания и подъема (на рисунке не показано) для погрузки и разгрузки автотранспорта на грузовые палубы 3 и 4 путем сквозного проката по ним автотранспорта в поперечном относительно продольной оси судна направлении. Причем аппарели опускаются и поднимаются путем их поворота вокруг горизонтально расположенной на борту судна оси (на рисунке не показана), соответственно открывая или закрывая проем в борту судна. При этом соединительный мост с основной грузовой палубой 3 и дополнительные грузовые палубы 4 выполнены укороченными для предотвращения ударов набегающих волн на их носовые и кормовые части. Для этого носовые оконечности соединительного моста 2 и грузовых палуб 3 и 4 отстоят от форштевня судна-катамарана, а их кормовые оконечности - от ахтерштевня судна-катамарана на расстоянии не менее 0,1 длины судна по его ватерлинии. На основной грузовой палубе 3 катамарана расположен пассажирский салон 6..

Погрузка-разгрузка грузовых палуб судна-катамарана автотранспортом и его перевозка осуществляется следующим образом.

Судно-катамаран подходит к месту погрузки автотранспорта одним из бортов, со стороны которого откидывается аппарель 5, образуя в борту проем для закатывания на грузовые палубы автотранспорта. Верхняя дополнительная грузовая палуба 4 (если она имеется) и расположенная под ней нижняя дополнительная грузовая палуба 4 с помощью своих подъемников опускаются вниз и ложатся на основную общую грузовую палубу 3. После этого по аппарели 5 осуществляется накатом поперек судна погрузка автотранспорта на указанную верхнюю грузовую палубу 4. Затем верхняя погруженная палуба 4 поднимается на свое место, и производится загрузка другой, нижней дополнительной грузовой палубы 4. После загрузки дополнительных палуб 4 осуществляется погрузка автотранспортом основной общей грузовой палубы 3. По окончании погрузки автотранспортом основной 3 и дополнительных грузовых палуб 4 и посадки на судно пассажиров аппарель 5 поднимается путем поворота вокруг горизонтально расположенной на борту судна оси, закрывая собой при этом проем в борту, и катамаран осуществляет перевозку автотранспорта и пассажиров в пункт назначения. В процессе движения судна-катамарана с грузом в условиях значительного волнения носовая и кормовая части соединительного моста 2 вместе с основной грузовой палубой 3 осуществляют при килевой качке судна значительные по амплитуде вертикальные колебания. Но поскольку они выполнены с укороченной вдоль судна протяженностью, в отличие от грузовых палуб аналогичных судов-катамаранов, то указанные части не испытывают удары волн, и поэтому мореходные качества предложенного автомобильно-пассажирского катамарана не ухудшаются по сравнению с судном-прототипом. По прибытии катамарана в пункт назначения, откидывается аппарель 5 противоположного борта, образуя проем в указанном борту, и осуществляется выгрузка автотранспорта накатом поперек грузовых палуб в обратной последовательности.

Предлагаемый автомобильно-пассажирский катамаран позволяет улучшить мореходные качества судна и тем самым повысить экономическую эффективность эксплуатации транспортного судна для перевозки на нем автотранспорта, что его выгодно отличает от прототипа.

1. Автомобильно-пассажирский катамаран, имеющий два корпуса, жестко связанных между собой соединительным мостом, на котором расположена общая грузовая палуба, предназначенная для погрузки и разгрузки по сходням через борта судна автотранспорта путем сквозного его перемещения накатом по палубе в поперечном направлении, и пассажирский салон, отличающийся тем, что он дополнен по меньшей мере одной грузовой палубой, выполненной с возможностью самоподъема над основной общей грузовой палубой судна и опускания, при этом отстояние носовых оконечностей от форштевня и кормовых оконечностей от ахтерштевня соединительного моста с основной грузовой палубой и дополнительных грузовых палуб судна составляет не менее 0,1 длины катамарана по ватерлинии судна, а в качестве сходней установлены на катамаране побортно расположенные откидные аппарели, имеющие систему опускания и подъема.

2. Автомобильно-пассажирский катамаран по п.1, отличающийся тем, что дополнительные грузовые палубы оснащены гидравлическими или электромеханическими подъемниками.

РИСУНКИ



 

Наверх