Горный тормоз телескопического типа

 

Устройство используется преимущественно при неуправляемом скатывании колесного транспортного средства, возникающем в результате отказа штатной тормозной системы на подъеме или на спуске участка горной дороги. Горный тормоз состоит из: базового цилиндра с внутренней пружиной; среднего цилиндра; прочного стержня; узла шарнирного крепления к раме машины, состоящего из двух плоских скоб; фиксирующего стопора. Технический результат заключается в повышении качества эксплуатационных характеристик при движении колесного транспортного средства по горной дороге и удобства пользования устройством, тем самым позволяет водителю быстро остановить транспортное средство, предотвратить аварию и обеспечить сохранность транспортного средства. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

При выполнении задач на горных дорогах возможны нештатные ситуации, когда штатные тормоза отказали, и необходимо машину остановить на подъеме или на спуске.

Предлагаемая полезная модель относится к устройствам тормозных систем, и может быть использована при отказе штатных тормозов на машине, преимущественно, как средство, способное быстро остановить машину в начале неуправляемого скатывания.

Известны тормоза: упор противооткатный (А.с. Российская Федерация 68439, опубл. 27.11.07 г.), содержащий основание, рабочую поверхность с язычком, свободную грань, ручку. Недостатками противооткатных упоров являются: необходимость водителю выходить из машины; не обеспечивает торможение во всех направлениях.

Известны тормоза: горный рельс (не патентован), рабочим телом которого является рельс (брус, швеллер, двутавр). Недостатками горного рельса являются: не обеспечивает торможение машины при скатывании вперед; при выполнении маневра на поворотах с малым радиусом (на горных серпантинах) требует поднятия и фиксации для движения задним ходом; большая масса.

Прямых аналогов предлагаемого горного тормоза из источников информаций не выявлено.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является создать условия для надежной остановки машин на горных дорогах при отказе штатных тормозов в начале неуправляемого скатывания, повышения её надежности и безопасности при использовании.

Технический результат достигается и заключается в простоте конструкции предлагаемой полезной модели. Конструкция полезной модели (черт. 1) содержит базовый цилиндр 1, внутреннюю пружину 2, средний цилиндр 3, прочный стержень 4. В базовом цилиндре 1 и среднем цилиндре 3 высверливаются по два отверстия с резьбой по обе стороны, симметрично относительно оси цилиндра. Также в среднем цилиндре 3 и в прочном стержне 4 фрезеруются по два продольных паза 6. Кроме того, в базовом цилиндре в верхней части выполнено отверстие 7 для пальца крепления. Сборка конструкции происходит таким образом: в базовый цилиндр 1 вставляют средний цилиндр 3, в отверстия базового цилиндра 1 ввертываются цилиндрические пальцы 5 с резьбой, концы пальцев попадают в продольные пазы 6 среднего цилиндра 3, за счет этого средний цилиндр 3 может перемещаться внутри базового цилиндра 1 на величину продольного паза 6. Прочный стержень 4 крепится в среднем цилиндре 3 аналогичным образом.

Практичность использования устройства достигается тем, что предлагаемая конструкция горного тормоза за счет выполнения его в виде трёх цилиндрических частей различного диаметра, вставленных последовательно друг в друга, которое может быть приведено в действие водителем с помощью тросика 7 (черт. 3), который крепится за фиксирующий стопор 2, и коуш которого выведен в кабину машины. Это значительно сокращает время для торможения машины и упрощает управление устройством. Устройство (горный тормоз телескопического типа) может быть использовано при самопроизвольном скатывании машины на горной дороге при спуске или на подъеме. В качестве рабочего тела в горном тормозе могут быть использованы отрезки стальных труб. Горный тормоз телескопического типа легко разбирается на основные детали, может храниться и транспортироваться в разобранном виде, что повышает удобство при его использовании.

Предлагаемая полезная модель иллюстрируется чертежами (1, 2, 3) и рисунками (фотографиями) 1, 2. На черт. 1 представлен сборочный чертеж горного тормоза, на черт. 2 - общий вид плоской скобы крепления, на черт. 3 - общий вид устройства; на рисунке (фотографии) 1 показан вариант конструкции горного тормоза в транспортном положении, на рисунке (фотографии) 2 показан вариант конструкции горного тормоза в рабочем положении в момент касания рабочего стержня поверхности дороги.

Горный тормоз (черт. 1) телескопического типа состоит из базового цилиндра 1, внутренней пружины 2, среднего цилиндра 3, прочного стержня 4, четырех цилиндрических пальцев 5 с резьбой.

Крепление горного тормоза к раме машины осуществляется двумя плоскими скобами 1 (черт. 2) с отверстиями 2.

Общий вид устройства (черт. 3) включает горный тормоз 1 с фиксирующим в транспортном положении стопором 2 со срезной шайбой 3, тросик 7, палец базового цилиндра 4, узел шарнирного крепления к раме машины, состоящий из двух плоских скоб 5 и четырех шайб 6.

Горный тормоз телескопического типа используют следующим образом.

В начале неуправляемого скатывания (в любом направлении) при отказе основной тормозной системы машины водитель из кабины с помощью тросика 7 (черт. 3) выдергивает стопор фиксации 2, удерживаемый в транспортном положении срезной шайбой 3, и под действием внутренней пружины 2 (черт. 1), расположенной в базовом цилиндре 1, средний цилиндр 3 и прочный стержень 4 устремляются к поверхности дороги. После касания поверхности дороги устройство отклоняется в сторону, противоположную движению, до наезда на него колеса. Колесо, накатываясь на устройство, наклоняет его до касания с другим колесом, пригружает его, и под действием сил трения машина останавливается.

После остановки машины прочный стержень 4 (черт. 1) и средний цилиндр 3 возвращают в исходное положение и крепят фиксирующим стопором 2 (черт. 3).

Так как в качестве рабочего тела в горном тормозе используются отрезки стальных труб различного назначения и сплошной металлический стержень, то работа горного тормоза является экологически безопасной.

Горный тормоз при движении вне горных участков дорог снимается с плоских скоб 5 (черт. 3) и перевозится в кузове машины. Предлагаемая полезная модель позволяет осуществлять быстрое торможение машины при непроизвольном скатывании, что позволяет повысить эффективность торможения.

1. Горный тормоз телескопического типа, характеризующийся тем, что он включает рабочий стержень, состоящий из трёх цилиндрических частей различного диаметра, вставленных последовательно друг в друга, причём фиксация частей ограничивает их перемещение вниз до расчетной величины, причём верхняя часть большего диаметра - базовый цилиндр шарнирно закреплена на кронштейне рамы автомобиля, причём средняя часть сверху нагружена спиральной пружиной для перевода в рабочее положение, причём нижняя часть состоит из сплошного цилиндра, причём в транспортном положении рабочий стержень удерживается фиксирующим стопором, соединенным с тросиком, второй конец которого выведен в кабину автомобиля.

2. Горный тормоз телескопического типа по п. 1, отличающийся тем, что обеспечивает торможение автомобиля в обоих направлениях.

3. Горный тормоз телескопического типа по п. 1, отличающийся тем, что в качестве материала используются два отрезка стальных труб и отрезок сплошного стального цилиндра.

4. Горный тормоз телескопического типа по п. 1, отличающийся тем, что торможение колёс обеспечивается силой трения резиновых шин обоих колёс задней тележки автомобиля о поверхность рабочего стержня и силой трения нижней части о поверхность дороги.

5. Горный тормоз телескопического типа по п. 1, отличающийся тем, что за счет давления набегающего колеса дополнительно прижимается нижняя часть рабочего стержня к поверхности дороги.



 

Похожие патенты:
Наверх