Малошумное зубчатое колесо для транспортных средств, осуществляющих доставку пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения в пункты временного размещения

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий. Технический результат - повышение демпфирующих свойств зубчатого колеса. Это достигается тем, что в зубчатом колесе, содержащем венец с концентричной внутренней цилиндрической поверхностью, ступицу и вибродемпфирующий элемент в виде симметрично расположенных концентричных колец, расположенных с натягом в кольцевых канавках, и обода из эластичного материала, размещенного между кольцом и внутренней поверхностью венца, причем канавка выполнена на внутренней поверхности венца со стороны его торца, а кольцо выполнено упругим, при этом каждое из упругих колец выполнено в виде по крайней мере двух упругих коаксиально расположенных колец, внешнего и внутреннего, жестко соединенных между собой посредством, по крайней мере, двух симметричных упругих, диаметрально расположенных, элементов со сквозным центральным пазом, симметрично расположенным внутри элемента, причем боковые поверхности, образующие элементы, а также центральные пазы, выполнены наклонными по отношению к осям внешнего и внутреннего колец, а сквозные центральные пазы, симметрично расположенные внутри упругих элементов заполнены сетчатым демпфирующим элементом с литьевым полиуретаном, в ступице установлен вал, на котором выполнен продольный шпоночный паз для крепления зубчатого колеса в приводных элементах оборудования, а зазоры между валом и кольцами заполнены вибродемпфирующим материалом, например эластомером или полиуретаном.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий.

Наиболее близким техническим решением к заявленному объекту является зубчатое колесо по патенту РФ 131836 (прототип), содержащее венец с концентричной внутренней цилиндрической поверхностью, ступицу и вибродемпфирующий элемент в виде симметрично расположенных концентричных колец, расположенных с натягом в кольцевых канавках, и обода из эластичного материала, размещенного между кольцом и внутренней поверхностью венца, причем канавка выполнена на внутренней поверхности венца со стороны его торца, а кольцо выполнено упругим, при этом каждое из упругих колец выполнено в виде по крайней мере двух упругих коаксиально расположенных колец, внешнего и внутреннего, жестко соединенных между собой посредством, по крайней мере, двух симметричных упругих, диаметрально расположенных, элементов со сквозным центральным пазом, симметрично расположенным внутри элемента, причем боковые поверхности, образующие элементы, а также центральные пазы, выполнены наклонными по отношению к осям внешнего и внутреннего колец, а сквозные центральные пазы, симметрично расположенные внутри упругих элементов заполнены сетчатым демпфирующим элементом с литьевым полиуретаном, в ступице установлен вал, на котором выполнен продольный шпоночный паз для крепления зубчатого колеса в приводных элементах оборудования.

Недостатком известного решения является сравнительно невысокие демпфирующие свойства вибродемпфирующего элемента.

Технический результат - повышение демпфирующих свойств зубчатого колеса.

Это достигается тем, что в зубчатом колесе, содержащем венец с концентричной внутренней цилиндрической поверхностью, ступицу и вибродемпфирующий элемент в виде симметрично расположенных концентричных колец, расположенных с натягом в кольцевых канавках, и обода из эластичного материала, размещенного между кольцом и внутренней поверхностью венца, причем канавка выполнена на внутренней поверхности венца со стороны его торца, а кольцо выполнено упругим, при этом каждое из упругих колец выполнено в виде по крайней мере двух упругих коаксиально расположенных колец, внешнего и внутреннего, жестко соединенных между собой посредством, по крайней мере, двух симметричных упругих, диаметрально расположенных, элементов со сквозным центральным пазом, симметрично расположенным внутри элемента, причем боковые поверхности, образующие элементы, а также центральные пазы, выполнены наклонными по отношению к осям внешнего и внутреннего колец, а сквозные центральные пазы, симметрично расположенные внутри упругих элементов заполнены сетчатым демпфирующим элементом с литьевым полиуретаном, в ступице установлен вал, на котором выполнен продольный шпоночный паз для крепления зубчатого колеса в приводных элементах оборудования, а зазоры между валом и кольцами заполнены вибродемпфирующим материалом, например эластомером или полиуретаном.

На фиг. 1 изображен фронтальный разрез зубчатого колеса, на фиг. 2 - форма выполнения вибродемпфирующего элемента.

Малошумное зубчатое колесо для транспортных средств, осуществляющих доставку пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения в пункты временного размещения, содержит венец 1 с концентричными внутренними цилиндрическими поверхностями 2 и 3 (фиг. 1), симметрично разделенными ступицей 4, выполненной в виде сплошного кольца со сквозным отверстием и шпоночным пазом под вал 5, осесимметричный цилиндрическим поверхностям 2 и 3. На валу 5 выполнен продольный шпоночный паз 8 для крепления зубчатого колеса в приводных элементах оборудования (на чертеже не показано). По обе стороны ступицы 4, на одинаковом расстоянии от нее, расположены вибродемпфирующие элементы, выполненные в виде концентричных колец 6 и 7 с отверстиями, осесимметричными отверстию в ступице 4. Концентричные кольца 6 и 7 расположены с натягом в кольцевых канавках 10 и 11, выполненных на внутренних цилиндрических поверхностях 2 и 3 венца 1 со стороны его торцев. В кольцевых канавках 10 и 11 расположены демпфирующие элементы 12 и 13, выполненные в виде обода из эластичного материала, которые размещены между внутренней поверхностью венца 1 и поверхностями внешних колец, каждого их концентричных колец 6 и 7.

Зазоры 9 и 14 между валом 5 и кольцами 6 и 7 заполнены вибродемпфирующим материалом, например эластомером или полиуретаном.

Каждое из концентричных колец 6 и 7 (фиг. 2) содержит, по крайней мере, два упругих коаксиально расположенных кольца, внешнего 20 и внутреннего 15, жестко соединенных между собой посредством, по крайней мере, двух симметричных упругих, диаметрально расположенных, элементов 16 и 17 со сквозными центральными пазами 18 и 19, симметрично расположенными внутри элементов 16 и 17. Боковые поверхности, образующие элементы 16 и 17, а также центральные пазы 18 и 19, выполнены наклонными по отношению к осям внешнего 20 и внутреннего 15 колец.

Сквозные центральные пазы 18 и 19, симметрично расположенные внутри упругих элементов 16 и 17 заполнены сетчатым демпфирующим элементом с литьевым полиуретаном (фиг. 2).

Малошумное зубчатое колесо для транспортных средств, осуществляющих доставку пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения в пункты временного размещения работает следующим образом.

При работе зубчатой передачи часть радиальных нагрузок воспринимается вибродемпфирующими элементами, выполненными в виде концентричных колец 6 и 7. При колебаниях на зубцовой частоте обеспечивается пространственная виброизоляция и защита от ударов.

Малошумное зубчатое колесо для транспортных средств, осуществляющих доставку пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения в пункты временного размещения, содержащее венец с концентричной внутренней цилиндрической поверхностью, ступицу и вибродемпфирующий элемент в виде симметрично расположенных концентричных колец, расположенных с натягом в кольцевых канавках, и обода из эластичного материала, размещенного между кольцом и внутренней поверхностью венца, причем канавка выполнена на внутренней поверхности венца со стороны его торца, а кольцо выполнено упругим, при этом каждое из упругих колец выполнено в виде по крайней мере двух упругих коаксиально расположенных колец, внешнего и внутреннего, жестко соединенных между собой посредством, по крайней мере, двух симметричных упругих, диаметрально расположенных элементов со сквозным центральным пазом, симметрично расположенным внутри элемента, причем боковые поверхности, образующие элементы, а также центральные пазы выполнены наклонными по отношению к осям внешнего и внутреннего колец, а сквозные центральные пазы, симметрично расположенные внутри упругих элементов, заполнены сетчатым демпфирующим элементом с литьевым полиуретаном, отличающееся тем, что в ступице установлен вал, на котором выполнен продольный шпоночный паз для крепления зубчатого колеса в приводных элементах оборудования, а зазоры между валом и кольцами заполнены вибродемпфирующим материалом, например эластомером или полиуретаном.



 

Наверх