Колесо транспортного рельсового средства

 

Полезная модель относится к транспортным средствам, в частности к колесам рельсовых транспортных средств повышенной эластичности. Техническим результатом полезной модели является обеспечение благоприятного вписывание тележки транспортного средства в кривой участок пути и снижение интенсивности образования таких видов износа и дефектов, как прокат, боковой подрез гребня, выщербины, скользуны. Указанный технический результат достигается тем, что в колесе транспортного рельсового средства содержащем ступицу, закрепленную посредством подшипников на оси колесной пары, бандаж с гребнем, упругий элемент между ступицей и бандажом, ступица выполнена из двух частей скрепляемых болтовыми соединениями, бандаж выполнен с выступом, входящим в ступицу, по обе стороны ступицы и выступа бандажа установлены упругие элементы в виде колец, через которые бандаж оперт на ступицу, бандаж относительно ступицы установлен с зазором.

Полезная модель относится к транспортным средствам, в частности к колесам рельсовых транспортных средств повышенной эластичности.

Известна колесная пара транспортного средства, содержащая ось и колеса, ступицы которых жестко связаны с осью, а поверхность катания по меньшей мере у одного колеса выполнена на ободе, соединенном со ступицей с возможностью вращения. Соединение обода со ступицей выполнено посредством гладких поверхностей вращения, а параметры соединения выбираются из условий, чтобы крутящий момент, определяемый силами трения в соединении в начале движения транспортного средства, был больше крутящего момента, который должен быть приложен к колесной паре для трогания транспортного средства с места. (RU, патент 2076806, МПК B60B 37/12, 1994 г.)

Недостатками известной колесной пары транспортного средства является зависимость вписывания экипажа укомплектованного этими колесными парами в кривые участки пути от ширины колеи, а также повышенный износ гребней и высокая вероятность схода с рельсов.

Известна железнодорожная колесная пара, содержащая ось и два колеса, в которой поверхность катания выполнена цилиндрической с шириной, кратной от 1,5 до 4-х ширины катания головки рельса, причем в ступице колеса расположена втулка подшипника скольжения, выполняющая роль сепаратора подшипника качения, фиксация ступицы колеса и подшипника колеса выполнена в виде кольца вращения, запрессованного радиально в кольцевую канавку оси колесной пары, а контроль смазки осуществляется визуально через крышку емкости для смазки. (RU, патент 2241606, МПК B60B 3/00, МПК B60B 37/00, 2003 г.)

Недостатками известной колесной пары транспортного средства является зависимость вписывания экипажа укомплектованного этими колесными парами в кривые участки пути от ширины колеи, а также повышенный износ гребней и высокая вероятность схода с рельсов.

Известно колесо транспортного рельсового средства, принятое за прототип, содержащее ступицу, закрепленную посредством подшипников на оси и снабженную по периферии упругим элементом, бандажом и фиксаторами дополненное по крайне мере одним упорным диском, охватывающим краевую часть бандажа и закрепленным с ходовым зазором относительно ступицы и бандажа, при этом пространство между посадочными поверхностями бандажа и ступицы выполнено профилированным и заполнено упругим веществом (упругим элементом). (RU, патент 2207250, МПК B60B 9/12, 2000 г.)

Недостатком известного колеса транспортного рельсового средства является зависимость вписывания железнодорожного экипажа укомплектованного этими колесами в кривые участки пути от ширины колеи.

Техническим результатом полезной модели является обеспечение благоприятного вписывание тележки транспортного средства в кривой участок пути и снижение интенсивности образования таких видов износа и дефектов, как прокат, боковой подрез гребня, выщербины, скользуны.

Указанный технический результат достигается тем, что в колесе транспортного рельсового средства содержащем ступицу, закрепленную посредством подшипников на оси колесной пары, бандаж с гребнем, упругий элемент между ступицей и бандажом, ступица выполнена из двух частей скрепляемых болтовыми соединениями, бандаж выполнен с выступом, входящим в ступицу, по обе стороны ступицы и выступа бандажа установлены упругие элементы в виде колец, через которые бандаж оперт на ступицу, бандаж относительно ступицы установлен с зазором.

На чертеже схематично изображено колесо транспортного рельсового средства.

Колесо транспортного рельсового средства содержит ступицу 1, закрепленную посредством подшипника 2 на оси 3 колесной пары, бандаж 4 с гребнем 5. Ступица 1 выполнена из двух частей, скрепленных болтовым соединением 6. Бандаж 4 выполнен с выступом 7, входящим в ступицу 1. По обе стороны ступицы 1 и выступа 7 бандажа 4 установлены упругие элементы 8 в виде колец, через которые бандаж 4 оперт на ступицу 1. Бандаж 4 относительно ступицы 1 установлен с зазором l.

Фиксация ступицы 1 и подшипника 2 выполнена в виде кольца вращения 9, запрессованного радиально в кольцевую канавку 10 оси 3 колесной пары.

Колесо транспортного рельсового средства работает следующим образом.

При движении по железнодорожному пути бандаж 4 с гребнем 5 контактируют с рельсом (на чертеже не показано). При входе в кривой участок пути боковые силы от рельса воздействуют на гребень 5 колеса сбоку. При этом упругие элементы 8 в виде колец подвергнутся сжатию на величину А, что равнозначно уширению колеи железнодорожного пути на величину А. Тем самым обеспечивается благоприятное вписывание тележки транспортного средства в кривой участок железнодорожного пути.

При движении в прямых участках железнодорожного пути по стыкам и неровностям упругие элементы 8 в виде колец снижают ударное воздействие.

Таким образом предлагаемая конструкция колеса транспортного рельсового средства обеспечивает повышенную эластичность, снижение бокового воздействия от контакта гребня 5 с рельсом. Тем самым обеспечивается снижение интенсивности образования таких видов износа и дефектов, как прокат, боковой подрез гребня, выщербины, скользуны, и уменьшение уровня шума при движении транспортного рельсового средства.

Предлагаемая конструкция колеса транспортного рельсового средства может быть использована на подвижном составе метрополитена и трамваях.

Колесо транспортного рельсового средства, содержащее ступицу, закрепленную посредством подшипников на оси колесной пары, бандаж с гребнем, упругий элемент между ступицей и бандажом, отличающееся тем, что ступица выполнена из двух частей, скрепляемых болтовыми соединениями, бандаж выполнен с выступом, входящим в ступицу, по обе стороны ступицы и выступа бандажа установлены упругие элементы в виде колец, через которые бандаж оперт на ступицу, бандаж относительно ступицы установлен с зазором.



 

Наверх