Червячная пара

 

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к червячным передачам, и может быть использовано в червячных редукторах. Задачей заявляемого технического решения является снижение стоимости изделия в целом за счет сокращения технологических потерь при изготовлении червяка и упрощения конструкции червячного колеса с обеспечением необходимых технических характеристик. Поставленная задача решается тем, что в червячной паре, содержащей червяк и установленное на валу червячное колесо, червяк выполнен составным из не термообрабатываемого материала, например конструкционной стали, в виде связанных между собой посредством сварки стержня и насажанной на него втулки с внешней резьбой, входящей в зацепление с зубьями червячного колеса; червячное колесо выполнено как жесткая единая конструкция из композитного материала, например антифрикционной пластмассы, и сопряжено с жестко закрепленным на валу стальным диском, связанным с колесом посредством крепежных винтов с потайной конической головкой на одном конце и на другом - резьбой, снабженной гайкой и пружинной шайбой; стальной диск связан с валом посредством сварки; червячное колесо имеет осевую относительно вала полость под стальной диск; колесо и стальной диск имеют соосно выполненные сквозные отверстия, через которые проходят крепежные винты, при этом кромки отверстий колеса выполнены коническими. 1 н.п.ф, 3 з.п.ф., 4 фиг.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к червячным передачам, и может быть использовано в червячных редукторах.

Известна червячная пара, содержащая червяк и установленное на валу червячное колесо. [Руководство по эксплуатации 093300000 РЭ. Мотокультиватор «Тарпан» модель ТМЗ-МК-03, г. Тула., 9 с, рис. 10.2 и 15 с, рис. 5].

В известной конструкции червяк является энергоемким и затратным. Он выполнен из легированной стали и изготавливается с термообработкой заготовки после ее механической обработки, которая влечет за собой большие технологические потери. Одновременно, установленное на валу червячное колесо в данной конструкции выполнено из бронзового венца и стальной ступицы, неразрывно связанной с валом. Поэтому при изнашивании зубьев бронзового венца приходится менять и колесо и червяк, что приводит, учитывая стоимость бронзы, к высокой стоимости конструкции в целом.

Задачей заявляемого технического решения является снижение стоимости изделия в целом за счет сокращения технологических потерь при изготовлении червяка и упрощения конструкции червячного колеса с обеспечением необходимых технических характеристик.

Поставленная задача решается тем, что в червячной паре, содержащей червяк и установленное на валу червячное колесо, червяк выполнен составным из не термообрабатываемого материала, например конструкционной стали, в виде связанных между собой посредством сварки стержня и насажанной на него втулки с внешней резьбой, входящей в зацепление с зубьями червячного колеса; червячное колесо выполнено как жесткая единая конструкция из композитного материала, например антифрикционной пластмассы, и сопряжено с жестко закрепленным на валу стальным диском, связанным с колесом посредством крепежных винтов с потайной конической головкой на одном конце и на другом - резьбой, снабженной гайкой и пружинной шайбой; стальной диск связан с валом посредством сварки; червячное колесо имеет осевую относительно вала полость под стальной диск; колесо и стальной диск имеют соосно выполненные сквозные отверстия, через которые проходят крепежные винты, при этом кромки отверстий колеса выполнены коническими.

Техническое решение поясняется чертежами, где: на фиг. 1 изображена червячная пара, общий вид; на фиг. 2 - червяк, общий вид; на фиг. 3 - червячное колесо; на фиг. 4 - червяк.

Червячная пара (фиг. 1) состоит из червячного колеса 1 и червяка 2. Червяк (фиг. 2) выполнен сборным из не термообрабатываемого материала, например, конструкционной стали. Червяк состоит из связанных между собой посредством сварки стержня 3 из круга и насажанной на него втулки 4 из трубы с внешней резьбой 5, входящей в зацепление с зубьями червячного колеса.

Для амортизации ударов при работе червячной пары, глушения механических вибраций и максимального снижения износа зубьев червячное колесо (фиг. 4) выполнено как цельная конструкция из композитного материала, например, антифрикционной пластмассы. На торцовой стороне колеса противоположно прижимающей силы P со стороны вала 6, на котором установлено колесо, выполнена осевая относительно вала полость 7, взаимодействующая с закрепленным на валу посредством сварки стальным диском 8, что позволяет точно фиксировать колесо при установке относительно вала. Стальной диск с колесом связан посредством разъемного соединения в виде крепежных винтов 9 с потайной конической головкой 10 каждый на одном конце и резьбой - на другом, взаимодействующей с гайкой 11.

Соответственно и колесо и стальной диск имеют соосно выполненные сквозные отверстия 12, через которые проходят винты. Кромки 13 отверстий под головки винтов выполнены коническими, а гайки снабжены пружинными шайбами 14, что вместе позволяет повысить эффект надежности винтового соединения от самоотвинчивания.

Установка червячного колеса происходит быстро и просто. Колесо 1 привалочной полостью 7 насаживается на стальной диск 8 и фиксируется винтами 9. Замена червячного колеса происходит в обратном порядке.

В червячной паре, где червячное колесо из композитного материала, а червяк из стали термообработка червяка не требуется, что существенно снижает технологические потери при изготовлении червяка. Кроме того, червячное колесо отличается взаимозаменяемостью и ремонтопригодностью - все это способствует снижению стоимости изделия в целом.

1. Червячная пара, содержащая червяк и установленное на валу червячное колесо, отличающаяся тем, что червяк выполнен составным из нетермообрабатываемого материала, например конструкционной стали, в виде связанных между собой посредством сварки стержня и насажанной на него втулки с внешней резьбой, входящей в зацепление с зубьями червячного колеса; червячное колесо выполнено как жесткая единая конструкция из композитного материала, например антифрикционной пластмассы, и сопряжено с жестко закрепленным на валу стальным диском, связанным с колесом посредством крепежных винтов с потайной конической головкой на одном конце и на другом - резьбой, снабженной гайкой и пружинной шайбой.

2. Червячная пара по п. 1, отличающаяся тем, что стальной диск связан с валом посредством сварки.

3. Червячная пара по п. 1, отличающаяся тем, что червячное колесо имеет осевую относительно вала полость под стальной диск.

4. Червячная пара по п. 1, отличающаяся тем, что колесо и стальной диск имеют соосно выполненные сквозные отверстия, через которые проходят крепежные винты, при этом кромки отверстий колеса выполнены коническими.



 

Наверх