Устройство для развития навыка ползания у младенцев

 

Настоящее устройство относится к приспособлениям для поддерживания и направления движений детей в возрасте 6-8 месяцев, с нормальным развитием опорно-двигательного аппарата, и предлагается для качественного обучения ребенка основному жизненному навыку - ползанию на четвереньках. Устройство выполнено в виде усеченной пирамидальной пластмассовой опоры - платформы под туловище ребенка, снабженное боковыми пластмассовыми цилиндрическими бортиками-фиксаторами, обеспечивающими плотное прилегание тела к опоре. Они крепятся к опоре с помощью полиэтиленовых хомутиков и не позволяют младенцу соскальзывать с нее в продольном и поперечном направлении. Для регулирования бортиков по ширине тела на опоре предусмотрены ряды отверстий фиг. 1. Отличается простотой конструкции и низкой себестоимостью производства; безопасностью для младенца и малой трудоемкостью при обучении: ребенок сам может перемещать опору, вследствие малого веса модели и качественно совершенствовать ползание на четвереньках фиг. 2.

Область техники. Настоящее устройство относится к приспособлениям для поддерживания и направления детей в возрасте от 6 до 8 месяцев без нарушений функций опорно-двигательного аппарата во время обучения ползанию и предлагается в качестве полезной модели в связи, с тем, что навык ползания, как показывает практика воспитания младенцев, является для них наиболее сложным и трудным для овладения и самым важным в их индивидуальном развитии.

Уровень техники. В практике решения технической задачи по развитию и совершенствованию двигательных навыков ползания младенцев наиболее известным является устройство «Трек для ползания», изобретенный одним из основателей института развития человеческого потенциала в Филадельфии - Гленом Доманом. (книга Г. Доман "Как сделать ребенка физически совершенным, М., ACT, 2000, с.44-46, с.151).

Устройство Г. Домана основывается на эффекте П-образной наклонной плоскости с бортами. Малыша помещают в тренажер, приманивают игрушкой, и тот ползет за ней. Скользя вниз по наклонной плоскости под действием тяжести тела, младенец обучается ползанию, перебирая ручками и ножками, а, когда воспитатель направляет его вверх, то укрепляет мышцы, преодолевая сопротивление наклонной плоскости. Существенным признаком данного аналога (тренажера Домана), совпадающим с признаками заявляемой полезной модели является наличие эффекта преодоления сопротивления поверхности ползания. Без сопротивления нет развития. Однако, если в стационарном тренажере Домана, данный эффект обеспечивается наклонной плоскостью, то в заявляемой полезной модели сопротивление обеспечивается за счет того, что ребенок сам толкает устройство, которое находится у него под животиком, по поверхности скольжения.

Причина, по которой изобретение Глена Домана на самом деле не обладает должной эффективностью и не решает главной технической задачи по обучению малыша ползанию, заключается в том, что его устройство не приподнимает тело ребенка над поверхностью ползания и не укрепляет мышцы спины. А это, по утверждению физиологической науки младенческого периода жизни, является самым важным моментом в совершенствовании навыка ползания. Решение данной технической задачи обеспечивается заявляемой полезной моделью, за счет опоры помещаемой под туловище ребенка.

Обратимся к другим аналогам. Устройства, использующие опору под туловище для обучения ползанию, подобно нашей заявляемой полезной модели, известны заявителю из арсенала реабилитационной медицины. Например, известен аналог заявляемой полезной модели - Устройство для обучения пациентов ползанию на четвереньках (Пат. 2387436 РФ. МПК А61Н 3/00, Устройство для обучения пациентов ползанию на четвереньках. Быковская Е.Ю, Жуковский Ю.Г. (патентообладатель), заявл. 08.10.2008, публ. 27.04.2010, бюл. 12). Существенным признаками данного устройства, совпадающими с заявляемой полезной моделью, является скользящая опора в виде пуфика или лотка (без колесиков), приподнимающая тело ребенка над поверхностью ползания и снабженная ремешками для фиксации тела ребенка.

Причина, в силу которой данный прототип не может полноценно решить техническую задачу и обеспечить необходимый технический результат обучения ползанию, заключается в том, что пуфики и лотки - это опоры неустойчивые, обладающие плохим скольжением и, главное, тяжелые (ребенок не может самостоятельно сдвинуть их с места). Поэтому изобретатели устройства снабдили данную опору различно ориентирующимся ручками для инструктора с весьма сложными зацепами, что является отличием от нашей заявляемой модели. Обучение ползанию на таком тренажере, как правило, должно проводиться одним - двумя специалистами в специализированном медицинском учреждении и неприменимо в домашних условиях.

Наиболее близким прототипом из реабилитационных устройств для заявляемой ПМ может служить - опора для ползания "Черепашка" (Опора для ползания ОП-109.1 - Черепашка. Регистрационное удостоверение ФСР 2011/11517 от 03 августа 2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ООО НПП "Детская Восстановительная Медицина", г. Екатеринбург. Аннотация на опору размещена на сайте dvm-reab.ru. Предназначена для детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 1 года до 7 лет). Существенными признаками тренажера «Черепашка», совпадающими с признаками заявляемой полезной модели, является наличие опоры под туловище ребенка, изготовленной из деревянной доски с широко разведенными ножками для придания устойчивости, которую ребенок сам может двигать по поверхности. Устойчивое положение ребенка на опоре обеспечивается неподвижными бортиками, соединенными с опорной доской и ремешками для фиксации тела малыша на ней.

Существенным отличием и одновременно причиной препятствующей достижения технического результата данного устройства является наличие у тренажера «Черепашка» самоориентирующихся колесиков на ножках прототипа, установленных для того, чтобы можно было сдвигать тяжелую модель с места. Вследствие этого, не смотря на то, что данное устройство, как и заявляемая автором модель, может использоваться ребенком самостоятельно, оно не в состоянии решить техническую задачу по качественному обучению ползанию именно из-за колесиков. Изучение кинематики и биомеханики навыка ползания показывает, что ни в одной из его стадий нет фазы, в которой ребенок бы катился. Поэтому, наличие колес в устройствах для ползания на деле дезорганизует врожденную способность к ползанию и не может быть рекомендовано в тренажерах для обучения младенцев ползанию. Данный тренажер может восприниматься, скорее, как средство самостоятельного передвижения ребенка с расстройством нервно-мышечной деятельности на устройстве с колесами, но не ползания.

При обучении ползанию, наряду с приподниманием туловища ребенка над поверхностью, необходимо скольжение с сопротивлением. А эту техническую задачу решает заявляемая полезная модель. Она обеспечивает технический результат, за счет легкой и устойчивой опоры, которую ребенок сам может перемещать по поверхности ползания с достаточным для его усилий сопротивлением и нормальным скольжением, обеспечивающим хорошее развитие навыка ползания.

Другим отличием прототипа от заявляемой модели является система фиксации ребенка на опоре тренажера «Черепашка» с помощью неподвижных деревянных бортиков по краям опорной доски, через отверстия которых пропущены ремешки крепления, прижимающие тело малыша к опоре. Такая система достаточно надежна для обеспечения безопасности, но не позволяет осуществлять регулировку бортиков по ширине туловища и, на деле, обладает сковывающим мышечные сокращения эффектом, а это серьезное ограничение для достижения высокого технического результата в обучении ползании. Заявляемая полезная модель обеспечивает решение и этой задачи.

Раскрытие ПМ. Итак, техническая задача, на решение которой направлена заявляемая полезная модель заключатся в создании устройства, обеспечивающего решение задачи качественного обучения младенцев ползанию. Достижение технического результата данной задачи, с учетом вышеперечисленных существенных и отличительных признаков основного прототипа, во-первых, осуществляется за счет того, что в заявляемой полезной модели используется легкая тонкостенная опора пирамидальной формы с незначительным весом, которую легко двигает младенец (при этом структура врожденного навыка не искажается) - это первый существенный отличительный признак. Во-вторых, предлагается приспособление для фиксации малыша на ней, в виде цилиндрических бортиков, регулируемых по ширине опоры - второй отличительный признак.

Заявляемое устройство поясняется фиг.1. и представляет собой продолговатую тонкостенную платформу в виде усеченной пирамиды 1, выполненную из пластмассы (поливинилхлорид, ударопрочный полистирол и др.) путем прессования или литья. Для обеспечения безопасности малыша по всей боковой поверхности пирамидальной платформы предусматриваются ребра жесткости 2, предохраняющие опору от сдавливания, деформации и разрушения. Боковую и продольную фиксацию малыша на опоре обеспечивают пластмассовые цилиндрические пустотелые бортики 3, выполненные в виде катушек и обтянутые поролоном, которые крепятся к опоре с помощью полиэтиленовых хомутиков 4. Такие бортики препятствуют соскальзыванию младенца в продольном направлении (упираются под плечики и бедра), скатыванию малыша с опоры в бок и выскакиванию вверх (служат достаточно плотными фиксаторами для тела ребенка). Для их крепления на верхней площадке пирамиды (слева и справа) располагаются ряды отверстий 5. Несколько рядов отверстий под цилиндрические фиксаторы необходимы для подгонки ширины ложа под тело малыша - худенький малыш, средний или полный. На пирамидальную опору надевается чехол из каландрированной ткани с тонкой поролоновой подкладкой, натяжение которого обеспечивается боковой застежкой - «молния». Чехол обеспечивает комфортное прилегание опоры к телу младенца.

Заявляемая полезная модель отличается от аналога в первую очередь пирамидальной формой опоры. У основного прототипа - это доска с бортиками на ножках с колесиками. Пирамидальная форма опоры позволяет создать нужную устойчивость модели, она не нуждается в ножках. При этом нет надобности регулировать опору в заявляемом устройстве по высоте, как у «Черепашки», т.к. высота пирамидальной опоры выбрана с учетом антропометрических и массово-ростовых показателей, рекомендованных ВОЗ для младенческого возраста.

Нет также никакой надобности и в установке роликов для передвижения тренажера по полу, которые лишь препятствуют образованию навыка ползания, формируя на деле навык катания на опоре. Каландрированная ткань чехла, заявляемой модели, дополнительно улучшает скольжение пластмассового основания устройства по полу и даже ковру и, как следствие, достижение высокого технического результата.

Нет, также, нужды фиксировать малыша с помощью ремешков, так как это дополнительное ограничение мышечной деятельности младенца, что неприемлемо для нормально развивающегося ребенка. Функцию фиксации ребенка на опоре без ограничения сокращения мышц в заявляемой полезной модели выполняют боковые цилиндрические бортики.

Осуществление полезной модели. Полезная модель поставляется в виде комплекта состоящего из пирамидального пластмассового основания, двух пластмассовых цилиндрических бортиков, обтянутых поролоном, набора полиэтиленовых хомутиков для крепления бортиков к основанию, чехла из каландрированной ткани с застежкой молния и двух чехольчиков для бортиков.

Сборка устройства осуществляется за одну-две минуты: измеряется ширина тела младенца и с помощью хомутиков плотно прикрепляются катушки к основанию опоры с учетом полноты ребенка, протягивая их через существующие отверстия. Затем натягивают и застегивают тканевый чехол на основание и чехольчики на опорные катушки. Помещают ребенка животом на основание между бортиками фиг.2, подставляют ладони под подошвы ребенка, он начинает перебирать ножками и ручками (врожденный рефлекс) и ползет. Использование заявляемой полезной модели на практике для обучения младенцев ползанию, простота изготовления, низкая себестоимость и возможность массового производства обеспечивают ей критерий "промышленная применимость".

1. Устройство для развития навыка ползания у младенцев без нарушений функций опорно-двигательного аппарата, состоящая из двух частей: подвижной опоры под туловище ребенка, приподнимающей его тело над поверхностью ползания, и приспособления фиксирующего ребенка на опоре в виде бортиков, отличающееся тем, что опора выполнена из пластмассы в виде усеченной продолговатой тонкостенной пирамиды с ребрами жесткости, обеспечивающей необходимую для ребенка безопасность и устойчивость от опрокидывания, обладающей незначительным весом и хорошим скольжением по поверхности ползания, вследствие которых ребенок может перемещать опору по поверхности ползания самостоятельно без установки колесиков, препятствующих образованию навыка ползания.

2. Устройство для ползания по п.1, отличающееся тем, что связанное с опорой фиксирующее приспособление выполнено в виде пластмассовых пустотелых цилиндрических бортиков, обтянутых поролоном, прикрепляемых к опоре по бокам с помощью полиэтиленовых хомутиков через ряды отверстий на верхней плоскости пирамиды, позволяющих регулировать крепление ребенка на опоре в зависимости от ширины туловища, предотвращая одновременно с этим сползание ребенка вперед-назад и скатывание вбок, обеспечивая ему плотное сцепление с опорой при ползании.



 

Наверх