Устройство дистанционной нейропсихологической диагностики и восстановительного обучения больных неврологической клиники

 

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических клиник при проведении восстановительного обучения больных с нарушениями различных высших психических функций (речь, письмо, чтение, счет) при органических поражениях головного мозга различной этиологии. Предлагается устройство для дистанционной нейропсихологической диагностики и восстановительного обучения больных неврологической клиники содержащее подключенный к компьютеру монитор с шарнирно соединенной подставкой, позволяющей менять угол установки монитора на рабочем столе. На поверхности монитора устанавливают защитный прозрачный экран из оргстекла, с размещенной в его нижней части Г-образной скобой для фиксации на защитном прозрачном экране рабочей тетради или листа формата А-4. Устройство также содержит кронштейн, крепящийся с помощью шарнира к верхней части монитора, и вэб-камеру, установленную в конечной части кронштейна таким образом, чтобы ее объектив был направлен на экран монитора. Устройство устанавливают у пациента или в медучреждении, где существует необходимость дистанционных форм нейропсихологической диагностики и восстановительного обучения.

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических клиник при проведении восстановительного обучения больных с нарушениями различных высших психических функций (речь, письмо, чтение, счет) при органических поражениях головного мозга различной этиологии.

Традиционная форма нейропсихологической диагностики и восстановительного обучения осуществляется при личном общении пациента и специалиста, в ходе которого пациент получает определенные задания, направленные на исследование его психических функций или на их восстановление. При проведении курса по восстановительному обучению, пациент ежедневно получает от специалиста «домашнее задание», которое выполняет самостоятельно или с помощью родственников.

Специфика курса восстановительного обучения заключается в том, что для достижения положительного эффекта требуются регулярные занятия в течение длительного периода времени. Поэтому после выписки из клиники часть пациентов продолжает занятия по восстановлению речи в районной поликлинике или же со специалистом по восстановительному обучению, приходящим на дом. Однако, данная форма восстановительного обучения существует только в крупных городах РФ, и поэтому множество больных, нуждающихся в дальнейших занятиях по восстановительному обучению не может их продолжить после выписки из клиники.

Для реализации возможности продолжения занятий по восстановительному обучению, Л.С. Цветковой была разработана дистанционная форма восстановительного обучения, показавшая высокую эффективность в практике работы с больными. (Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга., М., Педагогика, 1972.)

Однако взаимодействие между специалистом и больным при форме дистанционного восстановительного обучения было ограничено существующими тогда формами связи и осуществлялось: а) по почте, позволяющей больному получать задания от специалиста, выполнять их самостоятельно или с помощью родственников, после чего отправлять выполненные задания специалисту; б) по телефону, позволяющему специалисту общаться с больным и давать указания его родственникам. Несмотря на все положительные стороны, данная форма восстановительного обучения отличалась от полноценного занятия со специалистом.

Устройства дистанционной нейропсихологической диагностики и восстановительного обучения в известном уровне техники нами не были выявлены.

Предлагаемое «Устройство для дистанционной нейропсихологической диагностики и восстановительного обучения» лишено недостатков, так как позволяет осуществлять полноценное общение специалиста с пациентом.

Причем, данное устройство позволяет осуществлять не только процесс дистанционного восстановительного обучения, но и проводить нейропсихологическую диагностику, используя большинство нейропсихологических проб. Это необходимо для оценки эффективности процесса восстановительного обучения, и может быть востребовано в ряде других случаев, например, в случае если какое-либо медицинское учреждение не имеет штатного клинического психолога, однако нуждается в проведении нейропсихологического обследования для уточнения диагноза больного.

Таким образом, если существующая ранее форма дистанционного восстановительного обучения представляла собой самостоятельное выполнение больными различных заданий, то предложенное «Устройство для дистанционной нейропсихологической диагностики и восстановительного обучения» позволяет проводить практически полноценные восстановительные занятия, в ходе которых специалист общается с пациентом посредством компьютерных технологий, позволяющих им не только слышать друг друга, но и видеть пациенту специалиста, а специалисту видеть рабочее пространство пациента, независимо от расстояния.

Все это стало возможным благодаря развитию технологий интернет-телефонии, позволяющей с помощью специальных компьютерных программ осуществлять видеосвязь на любые расстояния, используя подключаемые к компьютеру вэб-камеры, оснащенные микрофонами.

Однако, существует определенная проблема, заключающаяся в том, что видеопоток с вэб-камеры, фиксирующей лицо пациента во время проведения обследования или занятий, может быть использован не по назначению третьими лицами. Данная проблема была решена при разработке предлагаемого устройства путем особой установки вэб-камеры, фиксирующей только рабочее пространство, а именно компьютерный монитор, на котором пациент выполняет различные задания.

Техническим результатом полезной модели является возможность проведения дистанционного общения с больными неврологической клиники, что обеспечивает полноценное занятие по восстановительному обучению и эффективную нейропсихологическую диагностику.

Технический результат достигается тем, что предлагаемая полезная модель в виде устройства для дистанционного общения с больными неврологической клиники содержит подключенный к компьютеру монитор с шарнирно соединенной подставкой, позволяющей менять угол установки монитора на рабочем столе, установленный на поверхности монитора защитный прозрачный экран из оргстекла с размещенной в его нижней части Г-образной скобой, кронштейн, крепящийся с помощью шарнира к верхней части монитора, и вэб-камеру, установленную в конечной части кронштейна таким образом, чтобы ее объектив был направлен на экран монитора.

Устройство иллюстрируется рисунками 1, 2. На рис.1 представлено устройство для дистанционного общения с больными неврологической клиники - вид сбоку, на рис.2 устройство - вид спереди.

Устройство состоит из монитора компьютера (1), подставки (2), на которой закреплен монитор (1) с возможностью изменения угла установки монитора (1) на рабочем столе, что обеспечивает удобства в работе пациента, кронштейна (6), крепящегося с помощью шарнира (7) к верхней части монитора (1) и вэб-камеру (3), установленную в конечной части кронштейна (6) таким образом, чтобы ее объектив был направлен на экран монитора (1). Кроме того, устройство включает в себя защитный прозрачный экран из оргстекла (4), установленный на поверхности монитора (1) и позволяющий пациенту касаться его поверхности пальцем или указкой, а так же писать и выполнять на нем различные графические действия специальным легко стирающимся маркером, в нижней части защитного экрана располагается Г-образная скоба (5), обеспечивающая возможность фиксации на поверхности защитного экрана (4) рабочей тетради или листа формата А-4 для обеспечения возможности письма и выполнения других графических действий на бумаге.

Предлагаемое устройство для дистанционного общения с больными неврологической клиники работает следующим образом.

Перед началом работы по нейропсихологической диагностике или по восстановительному обучению к компьютеру пациента подключают предлагаемое устройство, динамики и микрофон или гарнитуру, состоящую из наушников и микрофона (на рисунке не показано). Затем на компьютер пациента устанавливают необходимые компьютерные программы. Это может быть сделано либо путем передачи пациенту или его родным диска с компьютерными программами (при проведении занятий по восстановительному обучению), либо путем скачивания компьютерных программ с компьютера специалиста или со специального сайта.

Пациент устанавливает подключенный к компьютеру монитор (1), размешенный на подставке (2) в удобное для себя положение на рабочем столе путем изменения угла наклона. Специалист дистанционно предъявляет на мониторе (1) через компьютер пациента различные задания. Пациент выполняет полученные задания, касаясь поверхности защитного прозрачного экрана из оргстекла (4), расположенного на мониторе (1). Задания выполняются пальцем или указкой, а так же легко стирающимся маркером, которым пациент пишет или выполняет различные графические действия. Расположенная в нижней части защитного экрана (4) Г-образная скоба (5) обеспечивает возможность фиксации рабочей тетради или листа формата А-4 и позволяет осуществлять письмо и другие графические действия на бумаге.

Кронштейн (6), крепящейся с помощью шарнира (7) к верхней части монитора (1), обеспечивает установление на его конце вэб-камеры таким образом, чтобы ее объектив был направлен на экран монитора (1), который является рабочей поверхностью для деятельности пациента.

Через установленный в клинике и предназначенный для работы специалистов по восстановительному обучению, компьютер, оснащенный широкоформатным монитором (26 и более дюймов), вэб-камерой, колонками, микрофоном, или гарнитурой, состоящей из наушников и микрофона, специалист осуществляет взаимодействие с пациентом. При этом на мониторе специалиста активировано два рабочих окна - а) окно, отображающее экран монитора пациента и позволяющее специалисту управлять компьютером пациента с помощью программы удаленного доступа; б) окно программы, отражающее изображение с вэб-камеры рабочего пространства пациента, позволяющее специалисту контролировать процесс выполнения пациентом заданий. Взаимодействие специалиста с пациентом осуществляют через сеть Интернет с помощью компьютерной программы «Скайп», позволяющей наблюдать за действиями пациента и общаться с ним. Взаимодействие между компьютером специалиста и компьютером пациента, с подключенным к нему заявленным устройством, осуществляется с помощью следующих компьютерных программ:

1.Интернет-связи «Скайп» (http://www.skype.com)

2. Одной из программ удаленного доступа: «Remote Manipulator)) (http://rmansys.ru), «Radmin 3» (www.radmin.ru), «UltraVNC» (http://www.uvnc.com), «Теаm Viewer)) (www.teamviewer.com/ru). Указанные компьютерные программы, обеспечивают удаленный доступ с компьютера специалиста к компьютеру и заявленному устройству- монитору (1) пациента.

В назначенное время в ходе работы по нейропсихологической диагностике или по восстановительному обучению пациент видит специалиста или предъявляемые задания на мониторе (1) своего компьютера, а специалист на своем мониторе видит рабочее пространство пациента и осуществляет дистанционное управление предъявляемым рабочим материалом. Специалист запускает на компьютере пациента необходимые рабочие материалы, показывая на заявленном устройстве - мониторе (1) соответствующие инструкции, пример выполнения задания, которые пациент видит и выполняет.

Специалист осуществляет визуальное наблюдение и визуальный контроль за выполнением заданий пациента, через восприятие изображения, транслируемого с вэб-камеры пациента. После выполнения задания пациентом, специалист выводит на монитор пациента окно, на котором пациент будет видеть его лицо, что обеспечивает полноценный контакт пациента со специалистом.

В ходе работы пациент выполняет следующие действия:

1.Показывает рукой или указкой на экран, где предъявляются различные предметы, объекты, фигуры, символы.

2.Пишет и выполняет графические действия на прозрачном защитном экране (4) легко стирающимся маркером или на бумаге с помощью карандаша или ручки.

При этом специалист имеет возможность не только контролировать все действия больного, но при необходимости активно включаться в них, реализуя полноценное занятие по восстановительному обучению.

Кроме того, на вэб-камеру фиксируется рабочее пространство пациента, в котором осуществляется его деятельность, то есть показ или называние предъявляемых на мониторе изображений, письмо, рисование, счет, причем во время проведения обследования или занятий вэб-камерой не фиксируется лицо пациента, благодаря чему данная приватная информация не может быть доступна третьим лицам.

Расположение вэб-камеры также обеспечивает фиксацию рабочего пространства пациента крупным планом, что позволяет специалисту четко видеть все действия выполняемые пациентом.

Устройство предоставляет возможность пациенту работать с учебным материалом, как в электронной форме, предъявляемой на мониторе компьютера, так и в печатной за счет наличия Г-образной скобы, а также касаться поверхности монитора пальцем или указкой, писать и выполнять на нем различные графические действия специальным, легко стирающимся маркером, за счет наличия защитного прозрачного экрана из оргстекла на поверхности монитора.

Предлагаемая полезная модель устройство для дистанционного общения с больными неврологической клиники позволяет проводить дистанционные занятия по восстановлению самых разных высших психических функций: речи, письма, чтения, счета, памяти у пациентов, прошедших курс восстановительного обучения со специалистом в клинике.

Таким образом, заявленное устройство, установленное в ведущих неврологических клиниках РФ и в ряде менее крупных медучреждений РФ и у пациентов, нуждающихся в занятиях по восстановительному обучению, существенно расширит сферу оказываемых медицинских услуг и позволит осуществлять их на самом высоком современном уровне. Расположенная на кронштейне вэб-камера, отображающая только процесс действия пациента на защитном прозрачном экране из оргстекла позволит специалисту не только контролировать все действия пациента, но при необходимости и активно включаться в них, реализуя полноценное занятие по восстановительному обучению. При этом пациент при использовании прозрачного экрана из оргстекла четко видит рабочее поле с учебным материалом и может использовать учебный материал, как в электронной форме, предъявляемой на мониторе компьютера, так и в печатной.

Устройство для дистанционного общения с больными неврологической клиники, содержащее подключенный к компьютеру монитор с шарнирно соединенной подставкой, позволяющей менять угол установки монитора на рабочем столе, установленный на поверхности монитора защитный прозрачный экран из оргстекла с размещенной в его нижней части Г-образной скобой, кронштейн, крепящийся с помощью шарнира к верхней части монитора, и вэб-камеру, установленную в конечной части кронштейна таким образом, чтобы ее объектив был направлен на экран монитора.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к установкам теплового обезвреживания и утилизации тепла дымовых газов, отходящих от топливосжигающих агрегатов, например, коксовых батарей, мартеновских и доменных печей и других топливосжигающих агрегатов, от которых отходят дымовые газы через дымовую трубу в атмосферу

Изобретение относится к медицине, точнее к аудиологии и сурдопедагогике, и может найти применение при лечении людей с нарушениями слуха
Наверх