Устройство для смазки опорно-упорного подшипникового узла насосного агрегата
Полезная модель относится к области машиностроения, в частности к системам смазки подшипниковых опор, и может быть использовано для подачи масла к подшипникам насосных агрегатов по перекачке нефти. Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение срока эксплуатации опорно-упорного подшипникового узла насосного агрегата, работающего на консистентной смазке. Технический результат заключается в обеспечении в рабочую зону опорно-упорного подшипника жидкой смазки, в частности жидкого масла за счет преобразования устройства консистентной смазки опорно-упорного подшипника в устройство для жидкой смазки. Для достижения технического результата устройство для смазки опорно-упорного подшипникового узла насосного агрегата содержит картер для смазывающей жидкости, коаксиально расположенная вертикально ориентированному валу, опертому посредством гильзы и опорно-упорных подшипников на корпус, выполненный с крышкой, расположенной на нем с противолежащей картеру стороне, в корпусе выполнены каналы для сообщения внутренней полости крышки с упомянутым картером с возможностью подачи смазывающей жидкости в полость над опорно-упорными подшипниками, причем на участке картера коаксиально валу установлена втулка, которая с одной стороны связана с фланцем картера посредством уплотнительного элемента, а с другой стороны связана с корпусом посредством щелевого уплотнения.
Полезная модель относится к области машиностроения, в частности к системам смазки подшипниковых опор, и может быть использовано для подачи масла к подшипникам насосных агрегатов по перекачке нефти.
Из уровня техники широко известны различного рода устройства для подачи смазки к опорам подшипников в виде консистентной смазки или в виде жидкой смазки от общей маслосистемы. К известным решениям могут быть отнесены патенты РФ 1064720 (1995) или 99835 (2010).
Известна также полезная модель «Вертикальный центробежный насос» (патент РФ 106682, 2011), в которой раскрыт насос, предназначенный для подачи нефти и нефтепродуктов в системах магистральных трубопроводов и для технологических перекачек на объектах насосных станций. Двухкорпусный насос содержит одно рабочее колесо двустороннего входа (одноступенчатый) с предвключенными осевыми колесами с возможным последующим расположением одного (двухступенчатый) или двух (трехступенчатый) колес одностороннего входа с направляющими аппаратами. Опоры вал - верхний опорно-упорный подшипник качения и нижний подшипник скольжения. Отвод рабочего колеса первой ступени выполнен в виде направляющего аппарата и переводных каналов. Отводящее устройство насоса расположено в напорном корпусе в виде направляющего аппарата и кольцевого отвода цилиндрической или сферической формы. Устройство разгрузки осевых сил выполнено в виде заднего уплотнения рабочего колеса концевой ступени и трубопровода разгрузки, соединенного с входным трубопроводом насоса. Торцовое уплотнение обеспечено вспомогательным уплотнением и устройством гидроциклонной очистки перекачиваемой среды или выполнено двойным. Технический результат - повышение экономичности, надежности и долговечности насоса. Известное решение не может быть применено в заявленном устройстве в виду конструктивных особенностей его. Формула полезной модели составлена без разделения на ограничительную и отличительную части.
Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение срока эксплуатации опорно-упорного подшипникового узла насосного агрегата для перекачки нефти, работающего на консистентной смазке. Технический результат заключается в обеспечении подачи в рабочую зону опорно-упорного подшипника жидкой смазки, в частности жидкого масла за счет преобразования устройства консистентной смазки опорно-упорного подшипника в устройство для жидкой смазки.
Для решения поставленной задачи и достижения технического результата устройство для смазки опорно-упорного подшипникового узла насосного агрегата, содержащее картер для смазывающей жидкости, коаксиально расположенная вертикально ориентированному валу, опертому посредством гильзы и опорно-упорных подшипников на корпус, выполненный с крышкой, расположенной на нем с противолежащей картеру стороне, в корпусе выполнены каналы для сообщения внутренней полости крышки с упомянутым картером с возможностью подачи смазывающей жидкости в полость над опорно-упорными подшипниками, причем на участке картера коаксиально валу установлена втулка, которая с одной стороны связана с фланцем картера посредством уплотнительного элемента, а с другой стороны связана с корпусом посредством щелевого уплотнения.
Целесообразно, чтобы устройство было бы выполнено с указателем уровня смазывающей жидкости, установленным на корпусе ниже опорно-упорных подшипников.
Применение смазывающей жидки существенно улучшает условия работы подшипника за счет, того что смазка подшипника происходит распылением смазывающей жидки, например масла, подшипники не находятся постоянно в масле или консистентной смазке. Происходит циркуляция масла внутрии корпуса опорно-упорного подшипника. Так же упрощается процесс замены смазки, нет необходимости производить разборку корпуса опорно-упорного подшипника.
Указанные признаки полезной модели являются существенными и взаимосвязанными между собой причинно-следственной связью с образованием совокупности существенных признаков, достаточных для достижения технического результата.
На фиг.1 изображена конструкция устройства.
На фиг.2 - конструкция устройства, взятого за основу при усовершенствовании системы смазки подшипникового узла, там же представлена нумерация, отличная от нумерации на фиг.1 и не нашедшая отражения в тексте описания.
Полезная модель поясняется конкретным примером выполнения, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения данной совокупностью существенных признаков заданного технического результата.
Представленные на фигуре 1 элементы устройства имеют следующие позиции:
1 - корпус подшипника;
2 - картер для смазывающей жидкости - масленый картер;
3 - указатель уровня смазывающей жидки - масла;
4 - крышка;
5 - втулка;
6 - фланец;
7 - гильза;
8 - бронзовая втулка;
9 - втулка для формирования щелевого уплотнения;
10 - опорно-упорный подшипник;
11 - гайка круглая;
12 - пробка слива масла;
13 - уплотнительное кольцо;
14 - уплотнительная прокладка;
15 - винт отжимной;
16 - дистанционная шайба;
17 - верхний фланец;
18 - обичайка;
19 - днище;
20 - нижний фланец;
21 - уплотнение в виде уплотнительного кольца;
22 -шпилька;
23 - гайка;
24- вал;
25 - каналы;
26 - полость в крышке;
27 - ребра жесткости, расположенные в емкости.
Согласно полезной модели устройство для смазки опорно-упорного подшипникового узла насосного агрегата, предназначенного для перекачки нефти, содержит картер 2 для смазывающей жидкости, коаксиально расположенная вертикально ориентированному валу 24, опертому посредством гильзы 7 и опорно-упорных подшипников 10 на корпус 1. Корпус 1 выполнен с крышкой 4, расположенной на нем с противолежащей картеру 2 стороне. В корпусе выполнены каналы 25 для сообщения внутренней полости крышки и пространства над подшипниками 10 с упомянутым картером 2 с возможностью подачи смазывающей жидкости в пространство над подшипниками 10. Гильза 7 связана с корпусом 1 и картером 2 посредством втулки 9, связанной с фланцем картера 2 посредством уплотнительного элемента, а с другой стороны связана с корпусом посредством щелевого уплотнения.
В одном из вариантов выполнения устройство снабжено указателем 3 уровня смазывающей жидкости, установленным на корпусе 1 ниже опорно-упорных подшипников 10, а втулка 9 выполнена бронзовой (фиг.1).
При проведении среднего ремонта подпорного насосного агрегата, в частности марки НIШ 2500- 80, проводится усовершенствование узла опорно-упорного узла подшипника. Опорно-упорный подшипник ранее работающий на консистентной смазке, представленный на фиг.2, дорабатывается для возможности применения смазывающей жидкости (фиг.1).
Для обеспечения возможности применения смазывающей жидкости, частности масла, для смазки опорно-упорных подшипников, осуществляют незначительное усовершенствование известной конструкции подшипникового узла следующие элементы:
1. - корпус 1 (фиг.1) известной конструкции дорабатывается под установку масляного картера и циркуляцию масла для подачи на ее смазку и охлаждение подшипников;
2. - изготавливается картер 2 (фиг.1) сварной конструкции, состоящей из фланца 17, обечайки 18, днища 19, фланца 20, ребер жесткости 27, при этом картер 2 устанавливается в нижней части опорно-упорного подшипника 10 на посадочную поверхность. Уплотнение между корпусом 1 и картером 2 осуществляется за счет установки паронитовой прокладки 14 (фиг.1).
3. - в картере 2 коаксиально валу устанавливается втулка 9, которая с одной стороны связана с фланцем 20 картера 2 посредством уплотнительного элемента 21, а с другой стороны связана с корпусом 1 посредством щелевого уплотнения, при этом втулка 9 связана с картером при помощи прижимного фланца 6 и шпилек с гайками 22 и 23 (фиг.2). Втулка 9 может быть выполнена бронзовой и является уплотняющим элементом щелевого уплотнения для предотвращения утечки масла из картера, ее высота выше максимально допустимого уровня масла в картере.
4. - изготавливается гильза 7 (фиг.1) с винтовыми нарезками (правой и левой) для подачи масла из картера 2 (фиг.1) по масляным каналам 25 к подшипникам качения 10. Зазор между гильзой 7 и втулкой 9 должен быть в пределах 0,25-0,33 мм;
5. - гильза 7 с подшипниками качения 10 выставляется при помощи дистанционного кольца 16 (фиг.1);
6. - для контроля уровня смазывающей жидкости изготавливают указатель 3 уровня масла (фиг.1);
7. - в нижней части картера имеется сливная пробка 12 (фиг.1).
Таким образом применение смазывающей жидкости существенно улучшает условия работы подшипников 10 за счет того, что смазка подшипника происходит распылением смазывающей жидкости в виде жидкого масла, подшипники не находятся постоянно в масле. Во время работы насосного агрегата постоянно происходит циркуляция жидкого масла внутри корпуса опорно-упорного подшипника. При этом обеспечивается упрощение процесса замены смазывающей жидкости, нет необходимости производить разборку корпуса опорно-упорного подшипника.
1. Устройство для смазки опорно-упорного подшипникового узла насосного агрегата, содержащее картер для смазывающей жидкости, коаксиально расположенный вертикально ориентированному валу, опертому посредством гильзы и опорно-упорных подшипников на корпус, выполненный с крышкой, расположенной на нем с противолежащей картеру стороне, в корпусе выполнены каналы для сообщения внутренней полости крышки с упомянутым картером с возможностью подачи смазывающей жидкости в полость над опорно-упорными подшипниками, причем на участке картера коаксиально валу установлена втулка, которая с одной стороны связана с фланцем картера посредством уплотнительного элемента, а с другой стороны связана с корпусом посредством щелевого уплотнения.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно выполнено с указателем уровня смазывающей жидкости, установленным на корпусе ниже опорно-упорных подшипников.