Затвор клиновой задвижки
Полезная модель относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использована в технологических трубопроводах различных отраслях промышленности для управления проводимой средой. Целью полезной модели является создание затвора клиновой задвижки содержащего унифицированные элементы. Поставленная цель достигается тем, что затвор клиновой задвижки, содержащий корпус с входным и выходным патрубками с обращенными друг другу расточками в которых неподвижно установлены и загерметизированы относительно корпуса седла, взаимодействующие уплотнительными полями с ответными полями дисков, управляемых посредством связанного со шпинделем, держателя в глухой нише последнего со стороны выходного патрубка подвижно-вращательно закреплен диск, а с противоположной стороны выполнена профильная поверхность управляемая при закрытии затвора диском закрепленным подвижно-вращательно на поворотном рычаге, шарнирно закрепленном в полукольце установленном в корпусе, при этом диски выполнены одинаковыми и снабжены центральным пальцем с элементами крепления, и поворотный рычаг выполнен со сквозным отверстием для установки и крепления диска, и палец дисков снабжен кольцевой проточкой, а в держателе и рычаге выполнено сквозное отверстие для штифта, размещенного в кольцевой проточке пальца.
Полезная модель относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использована в технологических трубопроводах различных отраслях промышленности для управления проводимой средой.
Известен затвор клиновой задвижки см. (RU 102726 U1 F16K 3/12) содержащий корпус с входным и выходным соосными патрубками с обращенными друг к другу внутренними расточками в которые закреплены и загерметизированные относительно корпуса, седла взаимодействующие при закрытии затвора наклонными уплотнительными полями с ответными полями дисков, выступы которых установлены в сквозном отверстии управляемой шпинделем обоймы и с обоих концов последней, удерживаемые держателями.
К недостаткам известной конструкции относится наличие в данном затворе клиновой задвижки только одной функции.
Известен также затвор клиновой задвижки см. (RU 130653 U1 F16K 3/00) прототип, содержащий корпус с входным и выходным патрубками с обращенными друг другу расточками в которых неподвижно установлены и загерметизированы относительно корпуса седла, взаимодействующие с дисками управляемые посредством связанного со шпинделем держателем в глухой нише которого со стороны выходного патрубка подвижно-вращательно закреплен диск, а с противоположной стороны держателя выполнена профильная поверхность взаимодействующая с ответной поверхностью поворотного рычага, соединенного подвижно-вращательно с диском и шарнирно закрепленного в полукольце установленным в корпусе.
К недостаткам известного решения относится низкая степень унификации.
Целью настоящей полезной модели является создание затвора клиновой задвижки содержащего унифицированные элементы.
Поставленная техническая задача решается тем, что затвор клиновой задвижки, содержащий корпус с входным и выходным патрубками с обращенными друг другу расточками в которых неподвижно установлены и загерметизированы относительно корпуса седла, взаимодействующие уплотнительными полями с ответными полями дисков, управляемых посредством связанного со шпинделем, держателя в глухой нише последнего со стороны выходного патрубка подвижно-вращательно закреплен диск, а с противоположной стороны выполнена профильная поверхность управляемая при закрытии затвора диском закрепленным подвижно-вращательно на поворотном рычаге, шарнирно закрепленном в полукольце установленном в корпусе, при этом диски выполнены одинаковыми и снабжены центральным пальцем с элементами крепления, и поворотный рычаг выполнен со сквозным отверстием для установки и крепления диска, и палец дисков снабжен кольцевой проточкой, а в держателе и рычаге выполнено сквозное отверстие для штифта, размещенного в кольцевой проточке пальца.
На фиг. 1 изображен разрез затвора клиновой задвижки в закрытом состоянии; на фиг. 2 изображен разрез затвора клиновой задвижки в открытом состоянии.
Затвор клиновой задвижки содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками, во внутренних обращенных друг к другу расточках 4 и 5 установлены и загерметизированы относительно корпуса 1 седла 6 и 7, уплотнительные поля которых взаимодействуют при закрытии затвора с дисками 8 и 9 соответственно. Диск 8 закреплен подвижно - вращательно в отверстии 10 поворотного рычага 11 посредством штифта 12, установленного в проточке пальца 13 и развальцованного с двух сторон. Палец 14 диска 9 помещен в глухой нише 15 держателя 16 и закреплен посредством штифта 12 установленного в проточке пальца 14 и развальцованного с торцевых сторон держателя 16, который взаимосвязан и управляется шпинделем 17. Ось 18, поворотного рычага 11, установлена в полукольце 19, закрепленного в корпусе 1, соединенного с крышкой 20.
Затвор работает следующим образом.
Закрытие затвора.
Затвор открыт, диск 9 находится в верхнем положении, диск 8 пальцем 13 упирается в профилированную поверхность держателя 16 проводимая среда поступает во входной патрубок 2 по стрелке A (см. фиг. 2).
Под действием шпинделя 17 держатель 16 в сборе с диском 9 начинает опускаться вниз корпуса 1. При этом профилированная поверхность держателя 16 взаимодействует с пальцем 13 диска 8, который поворачивается вокруг оси 18 также начинает опускаться, перекрывая проходное сечение входного патрубка 2. После соприкосновения уплотнительных полей тарелки 8 и седла 6, тарелки 9 и седла 7 при дальнейшем движении шпинделя 17 происходит уплотнение затвора. Затвор закрыт.
Открытие затвора.
Затвор находится в закрытом положении уплотнительные поля дисков 8 и 9 плотно прилагают к уплотнительным полям седел 6 и 7 соответственно, (см. фиг. 1).
Шпиндель 17 увлекает за собой держатель 16 с диском 9, при этом напор проводимой среды поступающей во входной патрубок 2 по стрелке А воздействует на диск 8 и поворачивает его вокруг оси 18. Палец 13 диска 8 постоянно находится в контакте с профилированной поверхностью держателя 16 до полного открытия проходного сечения корпуса 1. Проводимая среда поступает в патрубок 3 и далее потребителю.
При падении давления в трубопроводе, либо возникновения обратного потока диск 8 под его действием опускается на седло 6 и закрывает затвор, тем самым предохраняя предшествующие устройства от гидроудара.
То есть затвор выполняет две функции: функцию клиновой задвижки и функцию обратного клапана.
Благодаря тому, что оба диска взаимодействующие с седлами помещенные как в входном, так и выходном патрубках выполнены одного размера имеют одинаковые пальцы с элементами крепления с рычагом и держателем соответственно и повышается степень унификации затвора клиновой задвижки.
1. Затвор клиновой задвижки, содержащий корпус с входным и выходным патрубками с обращенными друг другу расточками, в которых неподвижно установлены и загерметизированы относительно корпуса седла, взаимодействующие уплотнительными полями с ответными полями дисков, управляемых посредством связанного со шпинделем держателя в глухой нише последнего со стороны выходного патрубка подвижно-вращательно закреплен диск, а с противоположной стороны выполнена профильная поверхность, управляемая при закрытии затвора диском, закрепленным подвижно- вращательно на поворотном рычаге, шарнирно закрепленном в полукольце, установленном в корпусе, отличающийся тем, что диски выполнены одинаковыми и снабжены центральным пальцем с элементами крепления.
2. Затвор клиновой задвижки по п.1, отличающийся тем, что поворотный рычаг выполнен со сквозным отверстием для установки и крепления диска.
3. Затвор клиновой задвижки по пп.1 и 2, отличающийся тем, что палец дисков снабжен кольцевой проточкой, а в держателе и рычаге выполнено сквозное отверстие для штифта, размещенного в кольцевой проточке пальца.