Приспособление для введение таблетированных лекарственных средств детям раннего возраста

 

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и предлагается к использованию для подготовки и энтерального введения детям раннего возраста таблетированных лекарственных препаратов. Таблетку размещают в корпусе шприца 5, 10 и(или) 20 мл причем канюля в корпусе смещена относительно оси. На канюлю шприца надевают съемную плотно прилегающую крышечку. Нажатием поршня таблетку измельчают, растворяют затем сняв крышечку, набирают в шприц стерильный раствор (воду, физиологический р-р), путем встряхивания в течении 20-30 сек растворяют препарат до однородного состояния раствора. Далее крышку снимают, фиксируют на канюле шприца эластическую полимерную трубочку с диаметром, соответствующим выходному концу канюли, причем дистальный конец трубочки заовален, а длина трубочки соответствует 30-35 см. и через нее растворенное лекарство, вводят в ротовую полость по боковой стенке глотки ребенка. Способ удобен в использовании, позволяет значительно снизить риск асфиксии, отторжение «горького» лекарства, травматизации и изменения психоэмоционального состояния ребенка. Не требуется дополнительных затрат, рекомендуется к широкому использованию в практической педиатрии, реаниматологии, а так же в домашних условиях при уходе за тяжелобольными пациентами.

Предлагаемая полезная модель относится к медицине и может быть использовано в педиатрии, терапии для создания и использования удобной для введения больному формы лекарственных препаратов и сокращения периода развития терапевтического эффекта.

Агрегатное состояние и способ введения препаратов, особенно детям раннего возраста, имеют большое значение, т.к. эти факторы влияют на психофизиологическое состояние и особенности детского организма, на период начала влияния терапевтического эффекта, удобство введения препарата ребенку. Ряд препаратов (Ликопид, Фенибут, Финлепсин, Амоксицилин и др.), выпускаются только в таблетированной форме, крайне неудобной для приема детьми, тем более, что это чревато не только риском асфиксии, реакцией дискомфорта, но и травматизацией, риском неадекватного восприятия введения лекарства (Галенко-Ярошевский П.А. «Руководство по фармакологии к практическим занятиям», М., - 2007 г.). Часто больные в реанимационных, психиатрических, неврологических, герантологических отделениях не могут проглотить таблетку из-за своего физиологического состояния.

За аналог принято введение препаратов в таблетированном виде (Спавочник Видаль, «Лекарственные препараты в России, ЗАО «Астрафармсервис», 2001 г.). Подготовка к приему таблеток и прием, заключается в запивании таблетки водой, чему сопутствуют перечисленные выше недостатки.

За ближайший аналог принято измельчение таблетки и растворение ее перед приемом. Таблетку на твердой поверхности чем-либо просто расталкивают, высыпают в бытовую емкость (чашка, ложка, стакан и пр.) суспензию взбалтывают и ребенок раствор выпивает или его выливают в ротовую полость больного ребенка. При этом ухаживающий или медицинская сестра на короткое время должна жестко удерживать голову ребенка, приоткрывать и фиксировать рот ребенка (Барычева Л.Ю., Быков В.О. и др, «Руководство по практическим умениям педиатра», Ростов н/Д, 2010 г., ст. 49).

Недостатки: неудобство для ребенка и выполняющих манипуляцию, возможна асфиксия, травматизация, негативная реакция пациента, некоторое удлинение периода введения препарата, при тяжелых состояниях больного - невозможность приема лекарства таким путем.

Задачи: сокращение времени введения лекарства, улучшение условий выполнения манипуляции, исключение снижения дозировки путем выплевывания раствора, исключение риска асфиксии и травматизации.

Сущностью способа является то, что для измельчения таблетку вносят в корпус одноразового шприца 5, 10, 20 мл. со смещенной от осевой линии канюлей, на канюлю надевают плотно прилегающую крышечку с перфорацией, в корпус вставляют поршень и путем его смещения до упора в сторону канюли разрушают и измельчают таблетку, после чего в шприц набирают любой инъекционный стерильный раствор, шприц встряхивают до получения однородного раствора, крышечку снимают и через канюлю и закрепленную эластическую полимерную трубочку с заоваленным дистальным концом, полученную суспензию вводят в ротовую полость ребенка. Трубочку направляют в ретромолярную область, что обеспечивает исключение попадания и раздражение вкусовых рецепторов ребенка, травматизации слизистой и удаленный доступ от лица. Таблетку располагают ее плоскостью вдоль оси корпуса шприца.

Технический результат выражается в доступности и простоте способа, исключении асфиксии, травматизации, сокращении времени введения препарата и психоэмоциональной нагрузки для ребенка.

Схематично приспособление изображено на фиг. - общий вид, где 1 - корпус шприца, 2 - таблетка, 3 - поршень, 4 - крышечка, 5 - трубка, 6 - канюля. Предварительно готовят растворитель (или используют готовую форму растворителя: очищенную воду, физиологический раствор, раствор Рингера и др.). В корпус шприца 1 вносят в необходимой дозировке лекарственный препарат 2 таблетку, вдоль оси корпуса шприца плоскостно таблетки, что облегчает ее измельчение, вводят поршень 3 и измельчают таблетку путем раздавливания, и измельчения (при необходимости - встряхивания и повторения нажатия поршня на фрагменты таблетки). При этом канюля 6 закрыта крышкой 4. После этого крышку снимают, через канюлю 6 в шприц набирают через инъекционную иглу подготовленный инъекционный стерильный раствор примерно на 2/3 его объема, интенсивно встряхивают, при получении однородного состояния, на канюлю сняв иглу, надевают эластическую полимерную трубочку 5, с диаметром, соответствующим выходному концу канюли, причем дистальный конец трубочки заовален, а длина трубочки соответствует 30-35 см., которую вводят в ротовую полость по боковой стенки глотки пациента и под слабым необходимым давлением выпускают полученный раствор суспензии в верхний отдел глотки ребенка путем нажатия на поршень шприца.

Приспособление апробировано в поликлинических, домашних

условиях и в стационарах на 367 детях различного возраста (от 1-го месяца до 2-х лет), с различными заболеваниями, в т.ч. на больных в тяжелом состоянии. Поставленные задачи полностью выполнены. Даже в домашних условиях отмечена целесообразность использования данного приспособления, т.к. прием лекарства ребенком не вызывает никаких неудобств и проблем: удобно, быстро, спокойно можно подготовиться к манипуляции и обеспечить парентеральный прием препарата, не вызывая у ребенка стресса. Особое значение имеют дополнение корпуса шприца эластической тонкой трубочкой, которая создает удобство, исключает возможность травматизации, позволяет ретромолярно ввести лекарство, исключает риск захлебнуться ребенку и снижает отрицательное ощущение от вкуса лекарства.

Пример. Ребенок Н. возраст 1 год. При осмотре полости рта у ребенка выявлены зубы с несовершенной эмалью (амелогенез). Кроме того выявлен вторичный иммунодефицит, частые простудные заболевания. Назначен препарат Ликопид. Подготовлен изотонический раствор хлорида натрия. В 5 мл. шприц внесли 0.25 мг Ликопида, нажатием поршня таблетку измельчили до дисперсного состояния, через канюлю набрали физиологический раствор на 2/3 объема шприца, встряхнули в течении 20 сек., крышку сняли и полученную суспензию лекарства ввели в ротовую полость ребенка через эластическую трубку. Ребенок спокойно перенес прием Ликопида.

Способ прост, практически не требует дополнительных материальных затрат, рекомендуется для широкого использования в практической педиатрии для детей раннего возраста, а также при необходимости - для взрослых.

Приспособление для введения таблетированных лекарственных средств детям раннего возраста, содержащее корпус шприца 5, 10 или 20 мл со смещённой от его осевой линии канюлей, таблетку для её измельчения поршнем, расположенную своей плоскостью вдоль оси корпуса шприца, причем канюля снабжена плотно прилегающей съёмной крышечкой с перфорацией, выполненной с возможностью ее замены эластической полимерной трубочкой, с диаметром, соответствующим выходному концу канюли, дистальный конец трубочки заовален, а длина трубочки составляет 30-35 см.



 

Наверх