Учебное пособие

 

Полезная модель относится к производству учебных пособий, предназначенных для обучения учащихся (пользователей) младших и средних классов школы навыкам вычисления и правописания, а также проверки усвоенного ими пройденного материала. Технический результат состоит в создании простого в обращении учебного пособия, которое обеспечивало бы эффективное развитие логического мышления учащихся, создавая условия для проверки их правильных действий и достигается за счет того, что учебное пособие (тренажер) выполнено в виде листа с, по крайней мере, одним сквозным отверстием (окно), рядом с которым на одной стороне листа расположено задание, а на оборотной стороне листа рядом с тем же отверстием - ответ на вышеуказанное задание.

Полезная модель относится к производству учебных пособий, предназначенных для обучения учащихся (пользователей) младших и средних классов школы навыкам вычисления и правописания, а также проверки усвоенного ими пройденного материала.

Известно патент 57621, U1, МПК A63F 9/12, опубликовано 27.10.2006) учебное пособие, содержащее, как минимум, один лист с вопросами, правильными ответами и контрольное средство.

Так как правильные ответы на задание учителя в известном учебном пособии расположены на той же стороне, что и задание, а контрольное средство выполнено в виде прозрачной пленки с нанесенными на нее на равном расстоянии полосками контрастного цвета по отношению к фону листа, место с правильным ответом заштриховано полосками, аналогичными полоскам на прозрачной пленке, правильные ответы нанесены пунктирными линиями с тем же шагом и становятся видимыми лишь при совмещении полосок на прозрачной пленке с полосками на месте правильного ответа, то учащиеся легко могут подсмотреть ответы, совместив полоски, а затем вписать (или назвать) ответы. Учебная цель при этом не достигается.

Известно (RU, патент 19704, U1, МПК G09B 19/02, опубликовано 27.09.2001) учебное пособие по арифметике, содержащее накладывающиеся друг на друга листы с числовыми значениями, один из которых (лист) установлен с возможностью перемещения. При этом, один из листов выполнен с числовыми значениями, разделенными знаками по горизонтальной строке, а по вертикали числа размещены на расстоянии друг от друга с образованием вертикальных столбцов, другой лист выполнен с последовательно расположенными по горизонтали окном с размером большим размера набора числовых значений, знаком равенства и числом, причем лист с окном выполнен с просечным элементом, расположенным после знака равенства, при этом просечной элемент отогнут под углом 90-180° относительно плоскости листа, а число, размещенное после знака равенства расположено на отогнутом элементе на обратной его стороне. Известное пособие имеет довольно сложную конструкцию, а потому вызывает некоторые трудности при использовании младшими школьниками.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в расширении ассортимента учебных пособий для учеников начальной и средней школы.

Технический результат, получаемый при осуществлении заявленной полезной модели, заключается в реализации указанного назначения путем создания простого в обращении учебного пособия, которое обеспечивало бы эффективное развитие логического мышления учащихся, создавая условия для проверки их правильных действий.

Указанный технический результат достигается за счет того, что учебное пособие (тренажер) выполнено в виде листа с, по крайней мере, одним сквозным отверстием (окно), рядом с которым на одной стороне листа расположено задание, а на оборотной стороне листа рядом с тем же отверстием - ответ на вышеуказанное задание, при этом задание и ответ содержат письменные и/или печатные знаки, и/или изображения, и/или математические знаки.

Отверстия могут быть иметь различную форму, в том числе прямоугольника и/или прямоугольника со скругленными углами. Наиболее удобным является расположение отверстий в виде прямоугольной матрицы: отверстия каждого нижерасположенного ряда выполнены под соответствующими отверстиями верхнего ряда. Количество и размер отверстий могут быть любыми, они определяются, как правило, размером листа тренажера и его назначением: для ответа, содержащего несколько знаков, необходимы большие отверстия.

Задания и ответы могут быть размещены над или под, или сбоку, или вокруг отверстий, хотя предпочтительно единообразное их размещение.

Задания могут быть сформулированы полностью (например: задание - «напишите цифру один», ответ - «1») или частично, в виде записей с пропущенными цифрами или буквами (например, задание - «м_локо», ответ - «о» или задание - «9-7», ответ - «2»). Задание и/или ответ могут быть выражены в виде чисел, соединенных математическими знаками сложения и/или вычитания, и/или равенства, и/или деления, и/или умножения.

Частные случаи выражения заданий и ответов к ним:

ЗАДАНИЕОТВЕТ
Слово с пропущенной буквой Одна буква
Математический примеррезультат вычисления математического примера (например, число)
Схематичная формулировка задания:Числовой ответ с наименованием:
ч мин180 мин
3 ч

За пределами рабочего поля листа тренажера возможно размещение (как правило, в левом верхнем углу над рабочим полем) одного общего задания ко всей карточке (листу тренажера), например: «Укажите число вершин многоугольника». В этом случае над отверстиями будут изображены многоугольники (задания), а в отверстия нужно будет вписать цифру (ответ).

Размер листа тренажера может быть произвольным. Лист тренажера может быть без сгибов или со сгибами, наличие которых определяется размером листа конкретного тренажера и его назначением: в учебном пособие для школьников средних и старших классов количество заданий или размеры отверстий могут существенно возрасти. В этом случае тренажер будет большего размера (A3), но со сгибом, чтобы было удобно записывать ответы на листе размером A4.

Тренажер может быть изготовлен из толстой бумаги или картона (возможно с ламинированием), из пластика или любого другого материала, позволяющего воспроизвести его конструкцию.

Дизайн тренажера (цвет подложки, шрифта, графических элементов, количество и форма графических элементов) может быть произвольным, дизайн определяется назначением конкретного тренажера. Так, например, цветной фон (подложка) отличает пособия по русскому языку от пособий по математике, пособия для младших и для старших школьников также могут отличаться по дизайну.

Цветная маркировка столбцов и строк помогает ориентироваться пользователям, находя быстро необходимое отверстие.

Существует много способов проверки правильности ответов пользователя.

Одним из вариантов проверки правильности ответов пользователя является следующий:

- перед работой угол (например, левый верхний) листа тренажера совместить с каким-либо углом листа для написания ответов (чистого листа);

- после написания ответов перевернуть лист тренажера оборотной стороной, совместив при этом такой же (левый верхний) угол тренажера с выбранным ранее углом чистого листа, в этом случае написанные пользователем ответы попадут в окна оборотной стороны листа тренажера.

При проверке правильности ответов пользователя возможно также совмещение метки, сделанной сквозь вырез в листе тренажера, с тоем же вырезом после того, как он перевернут оборотной стороной вверх.

В представленном тренажере подсмотреть ответы довольно затруднительно. Проверка возможна лишь при окончании работы с тренажером.

Обучающими предметами для использования заявленного учебного пособия могут быть русский язык, арифметика, геометрия и др.

Таким образом, заявленная конструкция тренажера, изготовленного из одного листа и содержащего контрольное средство, является эффективным простейшим учебным пособием.

Для пояснения сущности заявленной полезной модели прилагаются следующие графические материалы:

Фиг. 1 - конструкция учебного пособия «ТРЕНАЖЕР. 1-2 классы. Русский язык. Словарные слова»: 1(а) - лицевая сторона листа, 1(б) - оборотная сторона листа.

Фиг. 2 - Конструкция учебного пособия «ТРЕНАЖЕР. 1-2 классы. Математика. Сложение и вычитание до 10»: 1(а) - лицевая сторона листа, 1(б) - оборотная сторона листа.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления полезной модели с получением вышеуказанного технического результата, представлены на двух примерах.

Пример 1.

Учебное пособие «ТРЕНАЖЕР. 1-2 классы. Русский язык. Словарные слова».

Тренажер представляет собой горизонтально ориентированный лист 1 плотной белой бумаги формата A4, в котором вырублены сквозные отверстия (окна) 2, каждое в форме прямоугольника со скругленными углами. Окна располагаются в виде прямоугольной матрицы (схемы): окна каждого нижерасположенного ряда 3 (2-й ряд) располагаются под соответствующими окнами верхнего ряда 4 (1-й ряд).

На лицевой стороне 1(а) листа тренажера напечатано общее задание 5 к листу тренажера: «Впиши пропущенную букву в окошко».

Рабочее поле 6 лицевой стороны 1(а) листа тренажера, предназначенное для просмотра (чтения) задания и вписывания ответов в окна, имеет прямоугольную форму и занимает центральную часть площади лицевой стороны 1(а) листа тренажера. Над каждым из окон рабочего поля лицевой стороны 1(а) листа тренажера напечатаны задания 7-9 в виде слов с пропущенной буквой, например:

гор,,,ддрогаркета
вгонкроваРссия

Рабочее поле 6' оборотной стороны 1(б) листа тренажера по расположению и площади аналогично рабочему полю 6 лицевой стороны 1(а) листа тренажера и представляет собой те же ряды окон, над каждым из которых напечатана одна буква - это ответ 7' (8', 9') на задание (слово с пропущенной буквой) 7 (8, 9), размещенное над соответствующим окном на лицевой стороне 1(а) листа тренажера.

При этом буква над первым крайним слева окном в каждом горизонтальном ряду оборотной стороны 1(б) листа тренажера является ответом 7' на задание (слово с пропущенной буквой) 7, расположенное над крайним окном слева соответствующего горизонтального ряда лицевой стороны 1(а) листа тренажера.

Пример расположения ответов 7', 8', 9' на оборотной стороне 1(б) листа тренажера:

oo a
aoo

Пример 2.

Учебное пособие «ТРЕНАЖЕР. 1-2 классы. Математика. Сложение и вычитание до 10».

Тренажер 1 представляет собой отдельный горизонтально ориентированный лист плотной белой бумаги формата A4, в котором вырублены сквозные отверстия (окна) 2 со скругленными углами. Окна располагаются в виде прямоугольной матрицы (схемы): окна каждого нижерасположенного ряда 3 (2-й ряд) располагаются под соответствующими окнами верхнего ряда 4 (1-й ряд).

На лицевой стороне 1(а) листа тренажера напечатано общее задание 5 к листу: «Впиши ответы в окошко».

Рабочее поле 6 лицевой стороны 1(а) листа тренажера, предназначенное для просмотра (чтения) задания и вписывания ответов в окна, имеет прямоугольную форму и занимает центральную часть площади листа тренажера. Над каждым из окон рабочего поля лицевой стороны 1(а) листа тренажера напечатаны задания 7-9 в виде математических примеров (два числовых знака соединены математическим знаком), например:

1+12+1 3+1
1+2 4+12+4

Рабочее поле 6' оборотной стороны 1(б) листа тренажера по расположению и площади аналогично рабочему полю 6 лицевой стороны 1 (а) тренажера и представляет собой те же ряды окон, над каждым из которых напечатано одно число - ответ 7' (8', 9') на задание (математический пример) 7 (8, 9), размещенное над соответствующим окном на лицевой стороне 1(а) листа тренажера.

При этом цифра над первым крайним слева окном в каждом горизонтальном ряду оборотной стороны 1(б) листа тренажера является ответом T на задание (пример) 7, расположенное над крайним окном слева соответствующего горизонтального ряда лицевой стороны 1(а) листа тренажера.

Пример расположения ответов на оборотной стороне 1(б) листа тренажера:

23 4
356

Поэтапное описание работы пользователя с тренажером:

1) тренажер положить на чистый лист бумаги лицевой стороной (рабочее поле с рядами окон, над каждым из которых написано задание) 1(а) вверх;

2) совместить один из углов листа тренажера (например, верхний левый угол) с аналогичным углом (например, верхним левым углом) чистого листа бумаги;

3) в каждое окно на лицевой стороне 1(а) листа тренажера вписать ответ на задание, расположенном над этим окном;

4) для проверки написанных на чистом листе ответов перевернуть лист тренажера, расположив его оборотной стороной 1(б) вверх, совместив при этом также верхний левый угол перевернутого листа тренажера с верхним левым углом листа, на котором написаны ответы; при правильном совмещении углов листа тренажера и листа чистой бумаги в окнах оборотной стороны 1(б) листа тренажера появятся ответы пользователя.

Если ответы пользователя совпадут с ответами, напечатанными над окнами оборотной стороны листа тренажера, то задания выполнены правильно.

Таким образом, учащийся сам, без участия педагога может проверить свои ответы на задания.

За пределами рабочего поля напротив каждого столбца (внизу) и строки (справа и слева) окон могут быть размещены цветные указатели в виде широкополосных стрелок, например:

- окна первого ряда заключены между двумя красными стрелками

- окна второго ряда заключены между синими отверстиями

- под крайним столбцом слева окон расположена зеленая стрелка

- под вторым с краю столбцом окон расположена синяя стрелка

Цветная маркировка столбцов и строк (рядов) окон помогает ориентироваться пользователям, находя быстро необходимое окно с заданием (или ответом). Например, учитель может попросить детей сделать все задания синего столбца или красной строки, а может попросить сделать задание, находящееся на пересечении желтой строки и розового столбца. Строки и столбцы можно маркировать цифрами, геометрическими фигурами, небольшими рисунками, или любыми другими символами.

1. Учебное пособие, состоящее из листа с, по крайней мере, одним сквозным отверстием, рядом с которым на одной стороне листа расположено задание, а на оборотной стороне листа рядом с тем же отверстием - ответ на вышеуказанное задание, при этом задание и ответ содержат письменные и/или печатные знаки, и/или изображения, и/или математические знаки.

2. Учебное пособие по п. 1, в котором задание и/или ответ выражены в виде чисел, соединенных математическими знаками.

3. Учебное пособие по п. 1, в котором задание выражено в виде слова с пропущенной буквой, при этом ответ на задание выражен в виде одной буквы.

4. Учебное пособие по п. 1, в котором задание выражено в виде математического примера, при этом ответ на задание выражен в виде результата вычисления математического примера.

5. Учебное пособие по п. 1, в котором задание и/или ответ размещены над или под, или сбоку, или вокруг отверстия.

6. Учебное пособие по п. 1, в котором отверстие выполнено в форме прямоугольника и/или прямоугольника со скругленными углами.

7. Учебное пособие по п. 1, в котором отверстия расположены в виде прямоугольной матрицы: отверстия каждого нижерасположенного ряда выполнены под соответствующими отверстиями верхнего ряда.

8. Учебное пособие по п. 1, в котором ряды отверстий и ряды столбцов имеют цветную маркировку.



 

Наверх