Лопатка компрессора газотурбинного двигателя с полифункциональным столбчатым наноструктурированным покрытием нитрида титана

 

Полезная модель относится к турбостроению и может быть использована при изготовлении и восстановлении компрессорных лопаток (из коррозионно-стойких сталей 15Х13, 20Х13, ЭИ 961 и т.п.) для надежной защиты от эрозионного износа и питтинговой коррозии с помощью полифункциональных столбчатых наноструктурированных покрытий нитрида титана. Технический результат заявляемой полезной модели -повышение ресурса компрессорных лопаток путем улучшения микроструктуры рабочего слоя покрытия TiN в результате создания термо- и газодинамических условий формирования столбчатых наноструктурированных кристаллов в процессе ионно-плазменного напыления за счет снижения тока дуги до Iд=120-140 А и парциального давления реакционного газа (азота) в рабочей камере до PN=0,04 Па по сравнению с лопаткой-прототипом (ток дуги I=160 А, давление газа PN=0,06 Па). Для достижения указанного результата на поверхность перовой части лопатки методом ионно-плазменного напыления (на установке ВУ-2МБС) наносится полифункциональное покрытие на основе кубической фазы нитрида титана (-TiN) толщиной 3-5 мкм, сформированное на связующем подслое толщиной 0,5 мкм с фазовым составом -Ti и демпферном слое толщиной 0,8 мкм с фазовым составом (-Ti+TiN). При этом связующие слои имеют сферическую форму зерен микроструктуры, а рабочий слой имеет столбчатую форму зерен -TiN (с поперечным размером ~50-70 нм) и микротвердость в интервале Нµ=1200-1800 кг/мм2. В предлагаемом покрытии связующие слои сформированы на поверхности лопатки после ее предварительной бомбардировки ионами Тi + (с энергией частиц ~1 кэВ в циклическом режиме: 5 сек - обработка +5 сек - пауза и т.д.), и все слои покрытия нанесены в одном технологическом цикле без разгерметизации вакуумной камеры. Улучшение коррозионной стойкости покрытия и увеличение предела выносливости заявляемой компрессорной лопатки обеспечивают повышение ее эксплуатационного ресурса (в ~1,8-2 раза) и расширяют область применения компрессорных лопаток с увеличенным ресурсом при конвертации авиационных газотурбинных двигателей в газоперекачивающую отрасль. Повышение ресурса лопаток за счет использования полифункционального покрытия обеспечивается при более низких затратах электроэнергии и расходных материалов применяемого метода ионно-плазменного напыления (экономии расхода титанового катода и реакционного газа за счет снижения тока дуги и давления газа).

Повышение надежности и продление срока эксплуатации лопаток авиационных газотурбинных двигателей как новых, так и восстановленных, конвертируемых в газоперекачивающую отрасль - приоритетное направление современного турбостроения. Применение ионно-плазменной технологии нанесения защитных покрытий является одним из кардинальных путей решения данной задачи. Предлагаемые в данной заявке ионно-плазменные полифункциональные покрытия на основе нитрида титана рекомендуется использовать при ремонте лопаточного аппарата компрессоров газотурбинных двигателей газоперекачивающего и энергетического оборудования, а также при упрочнении рабочих поверхностей новых лопаток.

Увеличение сроков службы и ужесточение условий эксплуатации диктуют повышенные требования к служебным свойствам защитных покрытий, определяемым их фазовым составом, толщиной, микроструктурой, твердостью и адгезионной прочностью.

Полезная модель относится к турбостроению и может быть использована при изготовлении и восстановлении компрессорных лопаток (из коррозионно-стойких сталей 15Х13, 20Х13, ЭИ 961 и т.п.), работающих в условиях эрозионного воздействия воздушного потока, запыленности, влажности и повышенных температур (до 400°С), для надежной защиты лопаток от эрозионного износа и питтинговой коррозии с помощью полифункциональных столбчатых наноструктурированных покрытий нитрида титана.

Базовым условием обеспечения требуемых эксплуатационных характеристик компрессорных лопаток, в частности, эрозионной стойкости и предела выносливости является модернизация их конструкции, заключающаяся в повышении адгезионной прочности связующих (подслоя и демпферного) слоев и улучшении качества рабочего слоя, образующих в целом градиентное покрытие, представляющее собой в настоящей заявке связующий подслой на поверхности пера лопатки с фазовым составом -Ti, демпферный слой с фазовым составом (-Ti+TiN) и рабочий слой на основе кубического нитрида титана (-TiN), полученные методом ионно-плазменного напыления (на установке ВУ-2МБС), за счет перехода формы кристаллитов от круглозеренной к столбчатой и уменьшения их диаметра до наноразмера в известной лопатке (см. патент РФ 63004, F04D 29/30, C23C 14/06, 14/48, 2006 на полезную модель «Компрессорная лопатка газотурбинного двигателя с защитным покрытием» [1], [2]), выбранной заявителем в качестве прототипа заявляемой лопатки.

Однако, эксплуатационная практика свидетельствует о недостаточно высокой надежности обеспечения коррозионной и эрозионной стойкости компрессорных лопаток при реновации авиационных газотурбинных двигателей (с назначенным ресурсом ~10000 часов) в газоперекачивающие агрегаты в связи с увеличением их срока службы в последующем ~ в 5 раз (назначенный ресурс ~50000 часов).

Технический результат заявляемой полезной модели - повышение надежности обеспечения стойкости к питтинговой коррозии и эрозионного износу компрессорных лопаток путем улучшения микроструктуры рабочего слоя покрытия TiN лопатки в результате создания термо- и газодинамических условий формирования столбчатых наноструктурированных кристаллов (с поперечным размером ~50-70 нм) в процессе ионно-плазменного напыления за счет снижения тока дуги Iд (с 160 А до 120-140 А) и парциального давления реакционного газа (азота) в рабочей камере PN (с 0,06 Па до 0,04 Па).

Для достижения указанного результата на поверхность перовой части лопатки методом ионно-плазменного напыления (на установке ВУ-2МБС) наносится полифункциональное покрытие на основе кубической фазы нитрида титана (-TiN) толщиной 3-5 мкм, сформированное на связующем подслое толщиной 0,5 мкм с фазовым составом -Ti и демпферном слое толщиной 0,8 мкм с фазовым составом (-Ti+TiN). При этом связующие слои имеют сферическую форму зерен микроструктуры, а рабочий слой имеет столбчатую форму зерен -TiN (с поперечным размером ~50-70 нм) и микротвердость в интервале Нµ=1200-1800 кг/мм2.

В предлагаемом покрытии связующие слои сформированы на поверхности лопатки после ее предварительной бомбардировки ионами Ti+ (с энергией частиц ~1 кэВ в циклическом режиме: 5 сек - обработка +5 сек - пауза и т.д.), и все слои покрытия нанесены в одном технологическом цикле без разгерметизации вакуумной камеры. При этом рабочий нитридный слой на заявляемой лопатке сформирован ионно-пламенным напылением (при постоянном опорном напряжении 140 В) при пониженных значениях тока дуги Iд=120 А и 140 А и давлении реакционного газа - азота PN=0,04 Па по сравнению с лопаткой-прототипом (ток дуги I=160 А, давление газа PN=0.06 Па).

На фиг.1 показана схематически поперечная структура градиентного покрытия на модернизированной компрессорной лопатке. На фиг.2 показана круглозеренная микроструктура защитного покрытия на лопатке - прототипе. В примере выполнения заявляемой компрессорной лопатки материал ее пера - сталь ЭП 961, для формирования подслоя и покрытия используется катод из технического титана ВТ-1-0, для формирования покрытия используется газообразный азот.

На рис.3 и 4 показаны микроструктуры покрытия со столбчатой формой зерен TiN наноразмера заявляемой компрессорной лопатки, полученные при снижении тока дуги и парциального давления реакционного газа в камере по сравнению со стандартным режимом для лопатки-прототипа.

В результате четырехэтапного ионно-пламенного напыления (ионная очистка поверхности лопатки методом ионной бомбардировки Ti+, нанесение связующего подслоя -Ti толщиной ~0,5 мкм, нанесение демпферного слоя (-Ti+TiN) толщиной ~0,8 мкм, нанесение рабочего слоя TiN) на установке ВУ-2МБС на поверхность заявляемой лопатки нанесено полифунциональное наноструктурированное покрытие нитрида титана со столбчатой формой зерен.

Использованы следующие методы исследования: фазовый состав - рентгеноструктурный анализ на дифрактометре «Дрон-3М» с применением Cu-K-излучения; микроструктура - электронный микроскоп VEGA/TESKAN; микротверость - на микротвердомере ПМТ-3 по ГОСТ 9450-76 [3] при нагрузке на индентор 0,5 Н; стойкость к питтинговой коррозии - выдержка образцов в 10%-ом растворе FeCl3 соответствии со стандартом ASTM G-48-76 [4]; предел выносливости - на усталостном стенде ВВ-4 (на базе 2·106 циклов, при частоте f=390 Гц и напряжении 2,1·104 кг/мм 2 при комнатной температуре) по ОСТ 100 870-77.

Сравнение достигнутых характеристик материала полученного полифункционального покрытия заявляемой компрессорной лопатки с аналогичными характеристиками покрытия лопатки - прототипа, полученного ионно-плазменным методом на этой же установке ВУ-2МБС, но при более высоких значениях тока дуги (Iд=160 А) и парциального давления реакционного газа в камере (PN=0,06 Па) (см. описание полезной модели к патенту РФ 63004), подтверждает улучшение микроструктуры материала покрытия заявляемой лопатки, повышающее ее коррозионную и эрозионную стойкость, надежность обеспечения которых в значительной мере определяется столбчатой наноструктурой зерен материала рабочего покрытия. Полученный материал рабочего слоя градиентного покрытия состоит из столбчатых зерен с поперечным размером 50-70 нм кубической фазы -TiN и имеет микротвердость в интервале Нµ =1200-1800 кг/мм2 (фиг.5).

Снижение тока дуги приводит к уменьшению параметра шероховатости R a (фиг.6), повышению класса шероховатости и улучшению рельефа покрытия за счет снижения количества капельной фазы.

Ускоренные коррозионные испытания показали, что на лопатке без покрытия в коррозионной среде происходит растворение металла, приводящее к утонению лопатки (фиг.7). Нанесение покрытия приводит к избирательному травлению с образованием точечных питтингов (фиг.8). На заявляемой лопатке суммарная площадь очагов питтинговой коррозии меньше по сравнению с лопаткой - прототипом (фиг.9).

Так покрытие TiN компрессорной лопатки - прототипа с микроструктурой рабочего покрытия без стобчатости зерен, несмотря на улучшенные эксплуатационные характеристики (предел выносливости =44,8 кг/мм2 по сравнению =44 кг/мм2 для серийной лопатки без покрытия TiN - см. таблица 1), характеризуется состоянием, допускающим возможность резервного повышения эрозионной стойкости рабочей поверхности лопатки за счет увеличения микротвердости (фиг.5), снижения шероховатости поверхности (фиг.6) и дополнительного повышения предела выносливости заявляемой лопатки в целом (=46,2 кг/мм2 - см. таблица 1) при более низких затратах электроэнергии и расходных материалов используемого метода ионно-плазменного напыления (экономии расхода титанового катода и реакционного газа за счет снижения тока дуги и давления газа).

Таблица 1.
Предел выносливости восстановленных рабочих лопаток 5 ступени компрессора НК-12 до и после нанесения покрытия TiN
Вид лопаткиТок дуги Iд, АПредел выносливости В, кг/мм2
Лопатка серийная без покрытия TiN-44
Лопатка - прототип с защитным покрытием TiN16044,8
Заявляемая лопатка со столбчатым покрытием TiN14046,2

Повышение коррозионной стойкости полифунционального покрытия и увеличение предела выносливости (табл.1) заявляемой модернизированной компрессорной лопатки создают запас надежности обеспечения этих характеристик, наиболее значимых для ее эксплуатационного ресурса, и расширяют область применения компрессорных лопаток с увеличенным (~1,8-2 раза) сроком службы при конвертации авиационных газотурбинных двигателей в газоперекачивающую отрасль.

Данное полифункциональное столбчатое наноструктурированное покрытие нитрида титана внедрено для продления срока службы новых лопаток компрессора авиационного газотурбинного двигателя НК-12 (фиг.10, 11), предназначенного в рамках программы конвертации для эксплуатации в составе газоперекачивающего агрегата.

ЛИТЕРАТУРА

1 - Тарасенко Ю.П., Царева И.Н., Мышляев Д.А, Фель Я.А., Тарасенко П.Ю. Патент РФ 63004 на полезную модель «Компрессорная лопатка газотурбинного двигателя с защитным покрытием», приоритет 26.04.2012.

2 - Тарасенко Ю.П., Царева И.Н. Антикоррозионная защита компрессорных лопаток газотурбинных двигателей газоперекачивающих агрегатов ионно-плазменными покрытиями нитрида титана / Компрессорная техника, 7, 2008, с.25-30.

3 - ГОСТ 9450-76 Измерение микротвердости вдавливанием алмазных наконечников.

4 - Структура и коррозия металлов и сплавов / Справочник под ред. Е.А.Ульянова, М.: Металлургия, 1989, 399 с.

1. Компрессорная лопатка газотурбинного двигателя с полифункциональным столбчатым наноструктурированным покрытием нитрида титана, содержащая перо с нанесенным на его поверхности ионно-плазменным полифункциональным покрытием, состоящим из подслоя -Ti толщиной 0,5 мкм, демпферного слоя с фазовым составом (-Ti+TiN) толщиной 0,8 и рабочего слоя нитрида титана толщиной 3-5 мкм.

2. Компрессорная лопатка по п.1, отличающаяся тем, что на ее поверхности сформировано столбчатое наноструктурированное с размером зерен TiN ~50-70 нм покрытие нитрида титана с микротвердостью рабочего слоя в интервале Нµ=1200-1800 кг/мм 2.

3. Лопатка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что ее перо выполнено из коррозионно-стойких сталей 15Х13, 20Х13, ЭИ 961.



 

Похожие патенты:

Лабиринтное уплотнение относится к области машиностроения, преимущественно к авиационным газотурбинным двигателям, и может быть использовано в паровых и газовых турбинах и нагнетателях для перекачки газа и т.п. Техническим результатом, достигаемом при использовании данного типа уплотнения осевого компрессора является снижение массы и металлоемкости, упрощение конструкции, упрощение изготовления, упрощение диагностики, замены и ремонта ответного кольца заявленного лабиринтного уплотнения и относительная простота его последующей переработки.
Наверх