Солнцезащитное покрытие кабины транспортного средства

 

Солнцезащитное покрытие кабины транспортного средства, содержащее многослойное пористое покрытие, внутренний слой которого имеет минимальные размеры пор, а внешний слой максимальную паропроницаемость. Для повышения эффективности защиты от перегрева салона предлагается электронная система управления, включающая датчики инсоляции и температуры воздуха в салоне автомобиля, связанные через элементы сравнения и реле времени с насосом подачи влаги под внутренний слой. 1 н.п., 2 з.п. ф-лы, 3 илл.

Полезная модель относится к транспортным средствам, преимущественно к автомобилям.

Существуют солнцезащитные покрытия, уменьшающие в основном лучистый поток (инсоляцию) с одновременным охлаждением поверхности салона (кабины) за счет испарительного эффекта влаги.

Недостатками существующих покрытий является сложность конструкции, привязка к автономной системе увлажнения в виде трубок и специальных каналов, тяжеловесность и сравнительно высокая стоимость.

Указанные недостатки в значительной мере могут быть отнесены к примерам-аналогам, включенным в источники информации: патент ФРГ 887010, кл. 63 C 74, 1953; патент США 3961181, кл. 250-208, опубл. в 1976 г.; патент Франции 2168331. кл. B60J 3/00, опубл. в 1973 г., А.С. SU 1169844, кл. B60H 1/32, 30.07.85,1 бюл. 28, А.И. Гавриченко и др.

Организация защиты салона (кабины) от наиболее мощной инсоляции с одновременным охлаждением за счет испарительного эффекта может осуществляться гидрофильным пористым покрытием с гарантированной фитильностью и использованием штатных систем омывания лобовых и тыльных поверхностей салона (кабины). Для повышения эффективности процесса охлаждения используется система электронного управления и регулирования подачи влаги.

Известно устройство, взятое за прототип, «Солнцезащитное покрытие крыши кабины транспортного средства» Патент. SU 112100, кл. B60J 3/00, B62D 25/06, опубл. в 2011 г., в котором имеется накладка из пористого материала и трубчатая система увлажнения. Над накладкой на расстоянии в одну треть ее толщины расположен перфорированный лист из теплопроводного материала, имеющий отверстия с приподнятыми краями. На эти края насажены колпачки из антифрикционного материала и допускающие свободную подвижность надетые на них вторичные полые колпачки с каналами для прохода воздуха. При этом продольные каналы имеют конические вставки в виде суживающихся сопел.

Недостатками прототипа являются:

а) сложность конструкции, существенная зависимость от направления ветра, влияющая на дефлектирующий эффект подсоса пара влаги;

б) тяжеловесность;

в) сравнительная дороговизна;

г) отсутствие автоматической системы управления и регулирования.

Для преодоления указанных недостатков а также повышения эффективности и эксплуатационных свойств предлагается солнцезащитное съемное покрытие крыши салона (кабины) транспортного средства, устанавливаемое на время его стоянки, устройство которого приведено ниже.

Задача полезной модели - повышение эффективности и эксплуатационной стабильности охлаждения салона (кабины) транспортного средства путем применения солнцезащитного покрытия предлагаемой конструкции, снижение сложности изготовления покрытия, исключение «привязки» к автономной системе увлажнения, отсутствие кранов, колпачков, а также повышение теплофизических свойств покрытия при одновременных процессах испарения влаги во внутреннем слое, теплоизоляционных свойств внешнего слоя и применением электронного управления и регулирования этими процессами.

Техническим результатом полезной модели является увеличение эффективности охлаждения крыши и боковых поверхностей салона (кабины) транспортного средства и значительное упрощение использования покрытия в процессе эксплуатации за счет быстросъемности, использование штатной системы омывания стекол для подачи влаги и независимости от автономной системы увлажнения, простоты крепления и удобств в эксплуатации, управления и регулирования.

Технический результат достигается тем, что в солнцезащитном покрытии кабины транспортного средства, содержащее накладку из пористого гидрофильного материала, связанную с системой увлажнения подачи воды насосом, накладка выполнена трехслойной, внутренний слой которой, прилегающий к поверхности кабины, имеет объемную пористость от 20 до 30% и размеры пор от 0 до 500 микрометров, средний слой имеет объемную пористость 40-50% и 0,8-1,0 мм, а наружный слой, обращенный в атмосферу, выполнен из материала с объемной пористостью не менее 75-80% и размером пор 1,5-4 мм. Система увлажнения может быть выполнена управляемой в зависимости от интенсивности инсоляции и температуры воздуха в кабине, а для подачи воды под внутренней слой покрытия использован насос штатной системы омывателя стекол кабины. Накладка может быть выполнена съемной.

На фиг. 1 схематически изображено устройство съемного солнцезащитного покрытия крыши салона (кабины) транспортного средства, общий вид; на фиг. 2 - разрез -A, многослойная накладка.

Покрытие 1 накладывается на крышу и стеклопроемы, обтягивается и крепится фиксаторами 2 и 3. Фотодатчик инсоляции типа радиометра располагается (как вариант) под прозрачным; проемом 4 под капотом. Датчик 5 средней температуры воздуха в салоне (кабине) может быть установлен (как вариант) на внешней поверхности одного из сидений первого ряда.

Покрытие состоит из многослойной (минимум 3-х слойной) накладки, внутренний слой (фиг. 2, позиция 8) которой имеет пористость порядка 2030%, размер пор 200500 микрометров, фитильность (высота капиллярного поднятия) не менее 250300 мм. Средний слой (фиг. 2, позиция 9) имеет пористость порядка 4050% и размер пор примерно 0,81 мм. Внешний слой (фиг. 2, позиция 10) имеет максимальную пористость и повышенную паропроницаемость, что обеспечено объемной пористостью не менее 7580% и размером пор 1,53 мм. Покрытие снабжено быстросъемными фиксирующими устройствами типа зацепов или других элементов, имеющих мягкие поверхности и контактирующих с ручками дверей автомобиля (транспортного средства) или другими выступающими деталями. Как вариант возможны фиксирующие элементы типа "липучек". Фиксаторы рассчитаны на скорость ветра не менее 5 м/с.

Покрытие должно иметь конфигурацию, соответствующую индивидуальной геометрии салона (кабины) транспортного средства и обладать облегающим свойством, покрывая все светопрозрачные проемы. На фиг. 3 показана принципиальная электрическая схема управления и регулирования процессом охлаждения кабины (салона). Она включает фотоэлементный датчик инсоляции 4 (типа радиометра), датчик температуры воздуха в салоне 5, к которым присоединяются элементы сравнения (например, релейного, каскадного или другого типа), реле времени 13 и 14 и типовые атрибуты электропривода насоса.

Датчик инсоляции работает через задатчик элемента сравнения 11 и реле времени 13, регулирующее продолжительность подачи влаги в зависимости от величины сигнала рассогласования. Датчик температуры 5 включен в цепь через задатчик и элемент сравнения 12 и далее через реле времени 14. Сигналы датчиков 4 и 5 через полупроводниковый усилитель 15 включают электропривод насоса 16. Схема включается параллельно штатной системе электропривода омывания стекол салона (кабины).

Устройство работает следующим образом. При интенсивной инсоляции, либо при повышенной температуре внутри салона возникает рассогласование сигналов задатчиков, присоединенных к элементам сравнения 11 и 12, и текущих сигналов. Сигналы рассогласования обрабатываются элементами сравнения 11 и 12 и идут на реле времени 13 и 14, формирующими длительность включения насоса 16, который подает влагу под внутренний слой покрытия 8. Капиллярные свойства внутреннего слоя поднимают влагу до поверхности крыши на всей ее площади. Движение окружающей среды (ветер), а так же свойства среднего и верхнего слоев 9, 10 перемещают влагу изнутри к поверхности и испаряют ее. Возникает эффект водоиспарительного охлаждения. По истечению импульса реле времени 13 и 14 или при достижении нулевого сигнала рассогласования между уровнями текущих сигналов и задатчиков, действие насоса 16 прекращается до следующего аналогичного момента.

1. Солнцезащитное покрытие кабины транспортного средства, содержащее накладку из пористого гидрофильного материала, связанную с системой увлажнения подачи воды насосом, отличающееся тем, что накладка выполнена трёхслойной, внутренний слой которой, прилегающий к поверхности кабины, имеет объёмную пористость от 20 до 30% и размеры пор от 0 до 500 мкм, средний слой имеет объемную пористость 40-50% и 0,8-1,0 мм, а наружный слой, обращенный в атмосферу, выполнен из материала с объёмной пористостью не менее 75-80% и размером пор 1,5-4 мм.

2. Солнцезащитное покрытие по п.1, отличающееся тем, что система увлажнения выполнена управляемой в зависимости от интенсивности инсоляции и температуры воздуха в кабине, а для подачи воды под внутренний слой покрытия использован насос штатной системы омывателя стёкол кабины.

3. Солнцезащитное покрытие по п.1, отличающееся тем, что накладка выполнена съемной.



 

Наверх