Устройство для метания различных грузов

 

Полезная модель относится к пневматическим метательным устройствам для заброски различных грузов, преимущественно в контейнерах на необходимое расстояние и высоту, в частности спасательных средств. Предложенное устройство представляет собой полый корпус с установленным в нем стволом и задней крышкой. Между корпусом и стволом образована пусковая камера, соединенная с источником сжатого газа через обратный клапан, закрытая разделительной диафрагмой, несущей клапан ствола. Между диафрагмой и задней крышкой образована управляющая камера, соединенная с клапаном быстрого выхлопа и клапаном «выстрела», а также с заправочной магистралью пусковой камеры, сообщенной с последней через дроссель и дополнительный обратный клапан. В пусковой камере установлено множество пневмоаккумуляторов в виде сферических камер с давлением газа внутри, превышающем атмосферное выполненных из резины из силиконового каучука, а рабочая поверхность клапана выполнена концентрично вогнутой с плавным переходом в центре в конусную, снабженная радиальными направляющими ребрами. При заправке устройства газ первоначально поступает в управляющую камеру, а после достижения в ней давления, превышающего усилие пружины дополнительного обратного клапана газ нагнетается в пусковую и управляющую камеры, что исключает самопроизвольный выстрел, так как клапан уже достаточно прижат к стволу давлением в управляющей камере. При сбросе газа из последней диафрагма открывает пусковую камеру и клапан ствола. Газовый поток, концентрируясь рабочей поверхностью клапана создает в центральной зоне казенной части ствола зону повышенного давления, а пневмоаккумуляторы разряжаясь, поддерживают штатное давление на всей длине ствола при перемещении по нему контейнера (груза), что существенно повышает эффективность устройства. Наличие прицела повышает точность метания. 1 с. и 16 з.п. формулы, 7 ил. и 1 фотография - ксерокопия.

Полезная модель относится к области пневматической техники, в частности к устройствам для метания контейнеров, снаряженных различными грузами, капсул, средств спасения, а также газовой импульсной струи для генерации ударных волн, используемых, например, для обрушения зависаний сыпучих материалов в промышленных емкостях, для разрушения строительных конструкций, дверей, внутренних перегородок строений.

Известно «Устройство для выстреливания бросательных концов» (Патент России, 2003367, класс A62B 1/18.1992 г.), в котором имеется ствол для метательных снарядов, соединенный с пусковой камерой, отделенной от камеры управления отсекателем в виде конусного тонкостенного клапана, который при наличии газа в полости управления перекрывает через конический канал выходное отверстие между пусковой камерой и стволом с последующим заполнением газом под давлением пусковой камеры.

При выбросе газа под давлением из полости управления в атмосферу конусный клапан под давлением в пусковой камере открывается и газ из пусковой камеры поступает в ствол, выталкивая метательный снаряд.

После выстрела в камеру управления поступает газ под давлением и конусный клапан по направляющей поверхности полости управления движется и закрывает канал между стволом и пусковой камерой, а после этого через зазор между клапаном и направляющей поверхностью полости управления газ поступает в пусковую камеру и после достижения в ней рабочего давления - устройство готово к повторному использованию.

Недостатком указанного устройства является дросселирование газового потока из пусковой камеры в ствол при срабатывании конусного клапана, вызванное большой длиной и малым диаметром (по сравнению с диаметром ствола) выходного отверстия. Поэтому для метания снаряда на необходимую дальность (высоту) необходим длинный ствол и повышенное давление в пусковой камере. Недостатком является и заправка газом пусковой камеры через щель между конусными тонкостенным клапаном и направляющей поверхностью, что увеличивает длительность заправки, кроме того детали при изготовлении по причине технологических допусков на посадочные размеры невозможно сделать одинаковыми, что вызывает нестабильность заправки по времени.

Недостатком также является перемещение конусного клапана по направляющей поверхности с зазором, а это в отсутствии смазки приводит к перекосу и заклиниванию клапана при осевом движении вследствии задира между поверхностями, а смазка поверхностей невозможна из-за выноса ее потоком газа из зазора при зарядке и срабатывании клапана, что резко снижает надежность устройства.

Известно также устройство по а.с. 578348 кл. C21C 5/44, 1974 г. - «Стреляющий механизм», содержащее полый корпус с патрубком для подвода сжатого воздуха и стволом, расположенном в полости корпуса, а также эластичную мембрану и заднюю крышку корпуса, между которыми установлена возвратная пружина, прижимающая мембрану к входному отверстию (казенной части) ствола, которая одновременно закрывает полость корпуса - пусковую камеру. Кроме того, в крышке выполнено дренажное отверстие, перекрытое подпружиненным шариком, а в мембране - отверстие для сообщения полости корпуса с полостью между крышкой и мембраной - камерой управления мембраной.

Сжатый воздух, проходя через входной патрубок, заполняет пусковую камеру и через отверстие в мембране поступает в камеру управления. При этом давление по обе стороны мембраны устанавливается одинаковым и она возвратной пружиной и давлением воздуха прижимается к входному отверстию ствола, перекрывая его. При внешнем нажатии на подпружиненный шарик воздух из полости между крышкой и мембраной выходит в атмосферу, давление в ней падает, и мембрана давлением воздуха в пусковой камере открывает и эту камеру и входное отверстие ствола, в результате чего происходит выстрел. При прекращении нажатия на шарик он закрывает отверстие в крышке, пружина возвращает мембрану в исходное закрытое состояние, воздух поступает в пусковую камеру, давление по обе стороны мембраны выравнивается через отверстие в ней и устройство готово для следующего выстрела. Данное устройство по совокупности существенных признаков, наиболее близко предлагаемой полезной модели и принято в качестве прототипа.

Недостатком описанного устройства является пилообразное с линейным спадом (ГОСТ 2.721-74) падение давления в пусковой камере в момент выстрела из-за увеличения объема ствола, что приводит к очень короткому импульсу и снижению его мощности в целом и соответственно снижению веса метаемого груза и дальности метания. Кроме того, сброс давления воздуха из камеры управления (между мембраной и крышкой) через нажимной шарик снижает скорость сброса, так как шарик по условиям своего положения при нажатии всегда будет частично перекрывать выходное отверстие - уменьшать его проходное сечение, что, в конечном счете увеличивает продолжительность открытия ствола и соответственно снижает пиковое значение импульса давления воздуха из пусковой камеры в ствол, что дополнительно снижает эффективность устройства.

Недостатком устройства является также и низкая надежность в эксплуатации. Сечение перепускного отверстия в мембране заведомо меньше сечения питающего патрубка пусковой камеры, в связи с чем давление в камере управления (между мембраной и крышкой) при заправке воздухом растет медленнее, чем в пусковой камере, особенно при повышенном давлении, что может привести к самопроизвольному выстрелу. Увеличение размеров отверстия усугубляет и без того существующую опасность разрыва мембраны в месте отверстия (при выстреле и заправке) как наиболее слабом месте.

Задачей полезной модели является увеличение веса метаемого груза и дальности его метания при одновременном снижении потребного давления газа, а также повышение безопасности эксплуатации устройства и точности метания.

Решение задачи обусловлено техническим результатом, заключающимся в создании в стволе в момент открытия клапана ствола, импульса более высокого давления, чем штатное за счет кумулятивного эффекта и исключения паразитных потерь энергии, а также в обеспечении при последующем движении груза штатного давления на всей длине ствола, кроме того в предложенной модели исключен самопроизвольный выстрел и создана возможность прицельного метания груза.

Для достижения указанного технического результата в устройстве, содержащем полый корпус с установленным в нем стволом и задней крышкой, а также пусковую камеру между стволом и корпусом, соединенную заправочной магистралью с источником сжатого газа, эластичную разделительную диафрагму, закрывающую пусковую камеру, а также управляющую камеру между разделительной диафрагмой и задней крышкой, соединенную с запорно-управляющими элементами, в пусковой камере свободно размещено множество пневмоаккумуляторов в виде герметичных тонкостенных сферических камер с давлением газа внутри, превышающем атмосферное, которые выполнены из упругого эластичного материала, при этом зона расположения пневмоаккумуляторов со стороны казенной части ствола ограничена стенкой, выполненной с возможностью пропуска газа, а на разделительной диафрагме закреплен клапан казенной части ствола, в створе которого поверхность клапана выполнена концентрично вогнутой с плавным переходом в центре в конусную, на которой выполнены радиально расположенные направляющие ребра, кроме того управляющая камера через заправочный канал сообщена с заправочной магистралью пусковой камеры, соединенной с источником сжатого газа через входной обратный клапан, а с пусковой камерой - через дроссель и дополнительный обратный клапан.

Предпочтительно направляющие ребра на клапане казенной части ствола выполнить высотой 2-5 мм.

Целесообразно пневмоаккумуляторы выполнить из резины из силиконового каучука с давлением газа внутри 0,1-3,0 кг/см2.

Возможно стенку для ограничения зоны расположения пневмоаккумуляторов, в корпусе устройства, выполнить в виде перфорированного кольца, установленного на стволе.

Предпочтительно заправочную магистраль пусковой камеры соединить с источником сжатого газа через заправочный штуцер, с которым соединен входной обратный клапан.

Целесообразно поперечное сечение заправочного канала управляющей камеры выполнить меньше поперечного сечения заправочной магистрали пусковой камеры в 1,5-3 раза.

Кроме того, запорно-управляющие элементы включают: клапан быстрого выхлопа, его вход и управляемый канал которого соединены с управляющей камерой, причем последний соединен через дроссель, а также клапан «выстрела», соединенный с указанным управляемым каналом для сброса из него газа в атмосферу.

Целесообразно на задней крышке с внутренней стороны в створе пусковой камеры выполнить конусный участок для формирования разделительной диафрагмой совместно с клапаном казенной части ствола при его открытии общей вогнутой поверхности.

Желательно на периферии вогнутой поверхности клапана казенной части ствола выполнить направляющие выступы, взаимодействующие с внутренней поверхностью казенной части ствола, длина которых превышает ход клапана.

Целесообразно на внутренней поверхности задней крышки напротив клапана казенной части ствола установить демпфер в виде кольца из упругого материала.

Желательно на внутренней поверхности ствола вблизи клапана его казенной части иметь фиксаторы метаемого груза, выполненные в виде упругих вставок, установленных в пазах ствола.

Предпочтительно пусковую камеру снабдить предохранительным клапаном, дренажным вентилем и манометром для регулирования и контроля давления газа в ней, которые смонтированы на передней стенке корпуса, имеющей отверстие, через которое пропущен ствол, жестко скрепленный с ней.

Возможно, сверху на корпусе устройства установить продольную ручку для переноса и размещения элементов прицела, которая на концах с нижней стороны имеет опорные части, посредством которых она скреплена с корпусом.

Возможно, вблизи дульного среза в стволе выполнить дренажные отверстия для выхода газа при выстреле в упор.

Желательно на нижней части корпуса устройства укрепить установочную платформу для присоединения к опорным устройствам, например, лафету.

Возможно, на задней крышке горизонтально установить ручку-упор с демпферными накладками, а на заднем торце установочной платформы иметь упоры для установки устройства на большие углы возвышения без использования дополнительных опорных средств.

В предпочтительном варианте выполнения устройство снабжено прицелом, содержащем прицельную планку и мушку-выступ, для чего ручка на корпусе установлена параллельно стволу и с передней стороны имеет консоль, а на верхней стороне ручки и консоли по всей длине выполнен паз, в котором на конце консоли установлена мушка-выступ, а в средней части ручки - поворотная в вертикальной плоскости прицельная планка, шарнирно соединенная передним концом с ручкой, имеющая пузырьковый уровень горизонта и прицельную прорезь на свободном конце, а на боковых поверхностях - метки углов возвышения планки относительно верхнего края ручки, кроме того планка снабжена винтовым зажимом для фиксации углового положения и регулировочным винтом для установки в исходное положение относительно верхнего края ручки, кроме того, для удобства прицеливания консоль расположена несколько выше ручки.

Полезная модель поясняется прилагаемыми чертежами, где на фиг. 1 схематично изображено предложенное устройство в разрезе с приведением принципиальной пневматической схемы конструкции; на фиг. 2 - вид А согласно фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б согласно фиг. 1; на фиг. 4 - вид В согласно фиг. 3; на фиг. 5 - вид Г согласно фиг. 3; на фиг. 6 - фрагмент пусковой камеры с пневмоаккумулятором в заряженном состоянии в разрезе; на фиг. 7 - клапан казенной части ствола в открытом положении в разрезе; на фотографии - общий вид устройства на лафете.

Предлагаемое устройство представляет собой цилиндрический полый корпус 1 (фиг. 1), в котором установлен цилиндрический ствол 2 для размещения и разгона метаемого контейнера 3 или подобного груза. С тыльной стороны корпус закрыт задней крышкой 4, а с передней стороны - передней стенкой 5 с осевым отверстием, через которую пропущен ствол 2, жестко скрепленный ней. Сверху на корпусе параллельно стволу установлена продольная ручка 6 для переноса и установки на ней элементов прицела, а также возможности применения устройства с руки. На концах с нижней стороны ручка имеет опорные части 7, посредством которых она прикреплена к корпусу. Ствол в корпусе установлен так, что его казенная часть расположена вблизи задней крышки 4, при этом со стороны последней казенная часть ствола закрыта клапаном 8. Клапан 8 закреплен на эластичной разделительной диафрагме 9 с помощью прижимной шайбы 10 (фиг. 1, 7) со стороны задней крышки 4, при этом диаметр шайбы соизмерим с наружным диаметром клапана 8. Напротив клапана на внутренней поверхности задней крышки установлен демпфер в виде кольца 11 из упругого материала (фиг. 1, 7) для гашения ударных воздействий клапана 8 при его открытии. Диафрагма 9 по периферии с помощью прижимного кольца 12 (фиг. 1, 7) прикреплена к задней крышке 4 и образует между стволом и корпусом пусковую камеру 13 (фиг. 1, 6) для создания запаса сжатого газа необходимого для метания-выстрела. Вместе с этим диафрагма 9 между собой и задней крышкой 4 образует управляющую камеру 14 для управления клапаном 8 казенной части ствола, герметизация которого выполняется с помощью уплотнительного кольца 15 (фиг. 1), установленного на периферии рабочей поверхности клапана, который взаимодействует с торцом ствола. Для максимального использования энергии газового потока, создания импульса повышенного давления в стволе при открытии клапана 8 (фиг. 7) рабочая поверхность его в створе ствола выполнена концентрично вогнутой, плавно переходящей в конусную. На этой поверхности выполнены направляющие ребра 16 (фиг. 1, 2) высотой 2-5 мм, расположенные радиально, а на периферии вогнутой поверхности имеются направляющие выступы 17 (фиг. 1, 7), взаимодействующие с внутренней поверхностью казенной части ствола, при этом длина выступов превышает ход клапана 8, поэтому клапан в любом положении точно ориентирован относительно ствола, на внутренней поверхности которого вблизи выступов 17 установлены фиксаторы 18 (фиг. 1, 7) метаемых контейнеров, выполненные в виде упругих вставок, установленных в пазах ствола.

В створе пусковой камеры внутренняя поверхность задней крышки выполнена конусной, для формирования разделительной диафрагмой 9 совместно с клапаном при его открытии общей направляющей вогнутой поверхностью для концентрации газового потока. Для обеспечения при выстреле практически исходного штатного давления газа пусковой камеры 13 на всей длине ствола в пусковой камере установлено множество пневмоаккумуляторов 19 (фиг. 1) в виде герметичных тонкостенных сферических камер с давлением газа внутри, превышающем атмосферное (0,1-3 кг/см 2). Камеры выполнены из упругого эластичного материала, например, резины из силиконового каучука. Со стороны казенной части ствола зона расположения пневмоаккумуляторов ограничена стенкой 20, выполненной с возможностью пропуска газа, например, в виде перфорированного кольца, установленного на стволе, что предотвращает при выстреле попадание пневмоаккумуляторов в казенную часть ствола. Пусковая камера 13 посредством заправочной магистрали 21 через заправочный штуцер 22 (фиг. 1.) с входным обратным клапаном 23, (ГОСТ 2.781-96 ЕСКД), поджатым возвратной пружиной 24, редуктор и запорный вентиль (на чертеже не показаны) соединена с источником сжатого газа (на чертеже не показан). С пусковой камерой заправочная магистраль 21 сообщена через дополнительный обратный клапан 25 с пружиной 26 и дроссель 27. Подача газа в управляющую камеру осуществляется через заправочный канал 28, сообщенный с заправочной магистралью 21 пусковой камеры, при этом поперечное сечение заправочного канала 28 управляющей камеры в 1,5-3 раза меньше поперечного сечения заправочной магистрали 21 пусковой камеры для обеспечения равномерного заполнения обеих камер из-за разницы их объемов. Для сброса газа из управляющей камеры 14 для открытия клапана 8 ствола управляющая камера 14 соединена с запорно-управляющими элементами, которые включают в себя клапан 29 (фиг. 1) быстрого выхлопа, (ГОСТ 2.781-96 ЕСКД), с входом 30 и управляемым каналом 31 которые соединены с управляющей камерой 14, а также клапан «выстрела» 32, (ГОСТ 2.781-96 ЕСКД), (фиг. 1), Вход 30 клапана быстрого выхлопа соединен с управляющей камерой 14, а его управляемый канал 31 соединен с ней через дроссель 34 (фиг. 1). Управление клапаном быстрого выхлопа осуществляется клапаном «выстрела» через магистраль 35, соединяющую его с управляемым каналом 31 клапана быстрого выхлопа. В нормальном положении клапан 32 перекрывает магистраль 35, а в открытом - сообщает ее с атмосферой, разгружая канал 31. Привод клапана «выстрела» осуществляется вручную с помощью нажимной кнопки 36 с возвратной пружиной 37. Сброс газа в атмосферу из управляющей камеры осуществляется через клапан быстрого выхлопа и глушитель 38, (ГОСТ 2.781-96 ЕСКД), когда управляемый канал 31 разгружен.

Для регулирования и контроля давления газа в пусковой камере 13 она снабжена дренажным вентилем 39, манометром 40 и предохранительным клапаном 41 (фиг. 1), которые смонтированы на передней стенке корпуса 1. Для выхода газа из ствола при выстреле в упор вблизи дульного среза в стволе выполнены дренажные отверстия 42. Для метания с опорных устройств, например, лафета (фиг. 3) на нижней части корпуса 1 укреплена установочная платформа 43 (фиг. 3, 4) для крепления к ним, а для установки устройства на большие углы возвышения без использования опорных устройств на задней крышке горизонтально установлена ручка-упор 44 с демпферными накладками 45, а на заднем торце установочной платформы имеются упоры 46 (фиг. 3, 4).

Для возможности прицельного метания-стрельбы устройство снабжено прицелом. Для этого на верхней стороне ручки 6 по всей длине выполнен паз, в котором в средней части ручки установлена поворотная в вертикальной плоскости прицельная планка 47 (фиг. 1, 3, 5), шарнирно соединенная передним концом с ручкой 6. В средней части планка имеет пузырьковый уровень 48 горизонта, а на заднем конце - прицельную прорезь 49, а на боковых поверхностях планки выполнены метки 50 углов возвышения планки относительно верхнего края ручки в условных единицах (1, 2, 3.). Кроме того, планка снабжена винтовым зажимом 51 (фиг. 3, 5) для фиксации ее углового положения и регулировочным винтом 52 для установки планки и уровня 48 в исходное положения «0» относительно верхнего края ручки, т.е. параллельно оси ствола. Кроме того, с передней стороны ручка имеет консоль, на которой также выполнен продольный паз, в котором на конце консоли установлена мушка-выступ 53 (фиг. 1, 3), при этом для удобства прицеливания консоль расположена несколько выше ручки 6.

Устройство работает следующим образом. При подаче сжатого газа от его источника через редуктор и запорный вентиль (на чертеже не показаны) в заправочный штуцер 22 обратный клапан 23, сжимая пружину 24 открывается и газ через заправочный канал 28 поступает в управляющую камеру 14 (фиг. 1). Давлением газа в ней диафрагма 9 с клапаном 8 перемещается к стволу 2. Ориентируемый выступами 17 клапан 8 через уплотнительное кольцо 15 закрывает вход ствола. При достижении давления газа в управляющей камере 14, превышающего усилие пружины 26 обратного клапана 25 в заправочной магистрали 21, клапан 25 открывается, и газ поступает в пусковую камеру 13, при этом газ продолжает поступать в управляющую камеру 14. По мере заполнения пусковой камеры 13 сжатым газом пневмоаккумуляторы 19 сжимаются, уменьшаясь в объеме (фиг. 6). После достижения необходимого давления газа в устройстве с контролем его на манометре 40 подачу газа в заправочный штуцер прекращают. При этом давление газа в пусковой камере 13 и управляющей камере 14 уравнивается, так как камеры постоянно сообщены между собой через дроссель 27. Так как газ после заправки устройства продолжает расширяться из-за естественного нагрева, то для обеспечения точного давления излишки газа стравливаются через дренажный вентиль 39. Через него также осуществляется разрядка устройства без выстрела путем полного выпуска газа. При аварийной зарядке устройства излишки газа стравливаются в атмосферу через предохранительный клапан 41. После заправки газом устройство готово к использованию, при этом оно может быть отсоединено от источника сжатого газа и транспортироваться в заряженном состоянии.

Контейнер 3 с грузом или подобный груз устанавливается в ствол до упора в направляющие выступы 17 клапана 8 ствола, при этом упругие фиксаторы 18 сжимаясь, фиксируют контейнер, предотвращая его перемещения в стволе при наклонах устройства.

При нажатии кнопки 36 клапан «выстрела» сообщает магистраль 35, соединенную с управляемым каналом 31 клапана быстрого выхлопа 29 и управляющей камерой через дроссель 34 с атмосферой, в результате чего давление газа в канале 31 становится меньше, чем в канале 30 и клапан 29 мгновенно открывается давлением газа в управляющей камере через канал 30, и газ из нее выбрасывается в атмосферу через глушитель 38.

После падения давления в управляющей камере газ давлением в пусковой камере на диафрагму 9 мгновенно открывает клапан 8 казенной части ствола, который, не имея сопротивления со стороны управляющей камеры 14, отбрасывается к задней крышке 4 до упора в демпферное кольцо 11, на котором происходит гашение его энергии движения. При этом диафрагма 9 ложится на конусный участок задней крышки 4 и образует с клапаном 8 общую вогнутую поверхность, по которой газ из пусковой камеры 13 через кольцевое окно между стволом и диафрагмой устремляется в ствол. Поскольку в стволе давление атмосферное, то выход газа происходит с нарастающей скоростью, при этом потоки газа, ориентируемые направляющими ребрами 16, аккумулируются в центральной зоне ствола, создавая зону с давлением газа, превышающем исходное давление в пусковой камере пропорционально первоначальной скорости импульса движения газа в момент открытия клапана 8 и в момент наиболее энергозатратной фазы выстрела - сдвиг контейнера из состояния покоя и схода его с фиксаторов. Контейнер (груз), преодолевая упругость фиксаторов 18, начинает движение в стволе с нарастающей скоростью при сохранении давления в пусковой камере и стволе за счет разряжения пневмоаккумуляторов 19, которые по мере падения давления в пусковой камере (по причине увеличения объема ствола) увеличиваются в объеме за счет внутреннего давления, уменьшая тем самым объем пусковой камеры, который по достижению метаемым контейнером (грузом) дульного среза ствола практически полностью заполняется разряженными пневмоаакумуляторами (фиг. 1), что поддерживает первоначальное штатное давление в стволе в течение всего движения контейнера (груза) до его выхода из ствола. Вследствие этого, а так же высокой скорости открытия клапана 8 и отсутствия паразитных потерь энергии при этом снижается потребное рабочее (штатное) давление в пусковой камере 13.

При выстреле в упор газовой струей или специальной болванкой-снарядом для разрушения стен, ствол упирают в нее и производят выстрел, при котором газ выходит наружу через дренажные отверстия 42, а болванка остается в стволе. После освобождения кнопки 36 клапана «выстрела» последний под действием пружины 37 перекрывает магистраль 35, отсекая ее сообщение с атмосферой, и клапан 29 быстрого выхлопа перекрывает магистраль 30 выхлопа из управляющей камеры. Подачей сжатого газа в заправочный штуцер 22 устройство вновь заряжается для следующего выстрела.

Для возможности прицельного метания груза, устройство предварительно подвергается пристрелке с определением зависимости параметров: веса груза, потребного давления газа, дальности до цели, угла возвышения стрельбы с составлением расчетной таблицы отношений параметров, которая в дальнейшем используется при штатном применении устройства.

Перед применением устройство своей установочной платформой 43 устанавливается на лафет или иную опорную поверхность. Для метания-стрельбы на больших углах возвышения оно может устанавливаться на упоры 46 и ручку 44.

Для прицельного метания груза по пологой траектории прямого выстрела прицельная планка 47 поворачивается до совмещения условной метки 50 на ней соответствующего угла возвышения с верхом ручки бив этом положении фиксируется зажимом 51. Чем больше дистанция до цели, тем на больший угол поворачивается прицельная планка 47. Далее мушка 53 совмещается с центром и верхом прорези 49 прицельной планки 47 и в этом положении они совмещаются с целью, при этом соответственно с целевой расчетной осью совмещается и ствол 2 устройства.

При метании груза по навесной траектории прицельная планка так же устанавливается на необходимый угол возвышения, а мушка с прорезью 49 планки 47 используются для определения азимута, то есть вертикальной плоскости направления метания. После чего устройство наклоняется относительно горизонта до установления пузырькового уровня 48 на прицельной планке в положение «горизонт», то есть в «О», при этом ось ствола 2 будет иметь угол возвышения, установленный на прицельной планке. По завершению прицельных действий устройство готово к метанию-стрельбе.

Совокупность существенных признаков предложенного устройства позволяет в сравнении с известными при сопоставимых характеристиках, одинаковом штатном давлении газа увеличить вес метаемого груза и дальность метания в 2-4 раза, обеспечивая высокую надежность и безопасность эксплуатации. Длительные испытания подтвердили достижение заявленного технического результата. Изготовлены образцы 80 мм и 100 мм калибра, предназначенные для заброски спасательных средств - изображение на фотографии - ксерокопии.

1. Устройство для метания различных грузов преимущественно в контейнерах, содержащее полый корпус с установленным в нем стволом и задней крышкой, а также пусковую камеру между стволом и корпусом, соединенную заправочной магистралью с источником сжатого газа, эластичную разделительную диафрагму, закрывающую пусковую камеру, а также управляющую камеру между разделительной диафрагмой и задней крышкой, соединенную с запорно-управляющими элементами, отличающееся тем, что в пусковой камере свободно размещено множество пневмоаккумуляторов в виде герметичных тонкостенных сферических камер с давлением газа внутри, превышающим атмосферное, выполненных из упругого эластичного материала, при этом зона расположения пневмоаккумуляторов со стороны казенной части ствола ограничена стенкой, выполненной с возможностью пропуска газа, а на разделительной диафрагме закреплен клапан казенной части ствола, в створе которого поверхность клапана выполнена концентрично вогнутой с плавным переходом в центре в конусную, на которой выполнены радиально расположенные направляющие ребра, кроме того, управляющая камера через заправочный канал сообщена с заправочной магистралью пусковой камеры, соединенной с источником сжатого газа через входной обратный клапан, а с пусковой камерой - через дроссель и дополнительный обратный клапан.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что направляющие ребра на клапане казенной части ствола выполнены высотой 2 - 5мм.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пневмоаккумуляторы выполнены из резины из силиконового каучука с давлением газа внутри 0,1-3 кг/см 2.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что стенка для ограничения зоны расположения пневмоаккумуляторов выполнена в виде перфорированного кольца, установленного на стволе.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что заправочная магистраль пусковой камеры снабжена заправочным штуцером, соединенным с входным обратным клапаном.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что поперечное сечение заправочного канала управляющей камеры меньше поперечного сечения заправочной магистрали пусковой камеры в 1,5 - 3 раза.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что запорно-управляющие элементы управляющей камеры включают: клапан быстрого выхлопа, вход и управляемый канал которого соединены с управляющей камерой, причем последний соединен через дроссель, а также клапан "выстрела", соединенный с указанным управляемым каналом для сброса газа из него в атмосферу.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на задней крышке с внутренней стороны в створе пусковой камеры выполнен конусный участок для формирования разделительной диафрагмой совместно с клапаном казенной части ствола при его открытии общей вогнутой поверхности.

9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на периферии вогнутой поверхности клапана казенной части ствола выполнены направляющие выступы, взаимодействующие с внутренней поверхностью казенной части ствола, длина которых превышает ход клапана.

10. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на внутренней поверхности задней крышки напротив клапана казенной части ствола установлен демпфер в виде кольца из упругого материала.

11. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на внутренней поверхности ствола вблизи клапана его казенной части имеются фиксаторы метаемого груза, выполненные в виде упругих вставок, установленных в пазах ствола.

12. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пусковая камера снабжена предохранительным клапаном, дренажным вентилем и манометром для регулирования и контроля давления газа в ней, которые смонтированы на передней стенке корпуса, имеющей отверстие, через которое пропущен ствол, жестко скрепленный с ней.

13. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сверху на корпусе устройства установлена продольная ручка для переноса и размещения элементов прицела, которая на концах с нижней стороны имеет опорные части, посредством которых она скреплена с корпусом.

14. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вблизи дульного среза в стволе выполнены дренажные отверстия для выхода газа при выстреле в упор.

15. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на нижней части корпуса устройства укреплена установочная платформа для присоединения к опорным устройствам, например, лафету.

16. Устройство по пп. 1 и 15, отличающееся тем, что на задней крышке горизонтально установлена ручка-упор с демпферными накладками, а на заднем торце установочной платформы имеются упоры для установки устройства на большие углы возвышения без использования дополнительных опорных средств.

17. Устройство по пп.1 и 13, отличающееся тем, что снабжено прицелом, содержащем прицельную планку и мушку-выступ, для чего ручка на корпусе установлена параллельно стволу и с передней стороны имеет консоль, а на верхней стороне ручки и консоли по всей длине выполнен паз, в котором на конце последней установлена мушка-выступ, а в средней части ручки - поворотная в вертикальной плоскости прицельная планка, шарнирно соединенная передним концом с ручкой, имеющая пузырьковый уровень горизонта и прицельную прорезь на свободном конце, а на боковых поверхностях - метки углов возвышения планки относительно верхнего края ручки, кроме того, планка снабжена винтовым зажимом для фиксации углового положения и регулировочным винтом для установки в исходное положение относительно верхнего края ручки, кроме того, для удобства прицеливания консоль расположена несколько выше ручки.



 

Наверх