Устройство для автоматического включения резервной линии электропередачи

 

Полезная модель относится к устройствам для автоматического включения резервного питания и оборудования (АВР) и предназначена для автоматического включения резервной линии электропередачи при отключении рабочей линии по любой причине. Технический результат заключается в повышении удобства эксплуатации и надежности действия устройства АВР за счет использования в его схеме промежуточного реле без задержки при возврате. Для этого в устройство введена цепь самоудерживания промежуточного реле через включенные между собой последовательно замыкающий контакт этого реле и размыкающий вспомогательный контакт (блок-контакт) выключателя резервной линии электропередачи. 2 ил.

Полезная модель относится к устройствам для автоматического включения резервного питания и оборудования (АВР) и предназначена для автоматического включения резервных линий электропередачи.

Известны устройства для автоматического включения резервной линий электропередачи, обеспечивающие ее автоматическое включение при отключении рабочей линии электропередачи по любой причине [Алексеев О.П., Казанский В.Е., Козис В.Л. и др. Автоматика электроэнергетических систем. М: Энергоатомиздат, 1981, с. 89, рис. 3.2; Электротехнический справочник: В 3-х т. Т. 3, Кн. 1. Производство, передача и распределение электрической энергии / Под общ. ред. профессоров МЭИ В.Г. Герасимова, П.Г. Грудинского, Л.А. Жукова и др. 6-е изд. испр. и доп. М.: Энергоиздат, 1982, с. 421, рис. 38-30]. Такие устройства обеспечивают однократность включения резервной линий электропередачи применением специального реле однократности действия или реле положения «Включено» выключателя рабочей линии, в качестве которых используются промежуточные реле с замедлением при возврате.

Наиболее близким к заявляемому устройству является устройство для автоматического включения резервной линий электропередачи, содержащее промежуточное реле с замедлением при возврате, у которого используется замыкающий контакт, вспомогательные замыкающий и размыкающий контакты (блок-контакты) выключателя ввода рабочей линий электропередачи на сборные шины, вспомогательный размыкающий контакт (блок-контакт) выключателя ввода резервной линий электропередачи на сборные шины, электромагнит включения выключателя резервной линии и контактную накладку [Андреев В.А. Релейная защита и автоматика систем энергоснабжения. М.: Высш. шк., 2006, с. 365, рис. 10.14.]

Время возврата реле однократности действия и размыкания его контакта в цепи электромагнита включения выключателя ввода резервной линий электропередачи на сборные шины выбирается так, чтобы оно с некоторым запасом превышало время включения этого выключателя. При этом оно должно обеспечивать надежное включение выключателя от устройства АВР и исключать возможность его повторного включения после отключения от релейной защиты в случае устойчивого короткого замыкания (КЗ) на сборных шинах. Поэтому к моменту отключения выключателя резервной линии действием релейной защиты в случае устойчивого КЗ на сборных шинах цепь его электромагнита включения должна быть разомкнута контактом реле однократности действия.

Величина времени возврата реле однократности действия в каждом конкретном случае зависит от времени включения выключателя резервной линий электропередачи и от времени действия ее релейной защиты и, следовательно, изменяется при изменении их значений. Это требует соответствующей настройки устройств АВР в процессе их эксплуатации, т.к. заниженное значение времени возврата реле однократности действия вызовет отказ в действии устройства АВР, а завышенное значение приведет к повторному включению выключателя резервной линии на устойчивое КЗ на сборных шинах.

Задачей изобретения является повышение удобства эксплуатации и надежности действия устройства для автоматического включения резервной линии.

Указанная задача достигается тем, что устройство для автоматического включения резервной линии электропередачи, содержащее замыкающий и размыкающий вспомогательные контакты выключателя ввода рабочей линии электропередачи на сборные шины, обмотку и замыкающий контакт промежуточного реле, размыкающий вспомогательный контакт выключателя ввода резервной линии электропередачи на сборные шины, электромагнит включения выключателя ввода резервной линии на сборные шины и контактную накладку, причем положительный полюс источника оперативного тока через замыкающий вспомогательный контакт выключателя ввода рабочей линии электропередачи на сборные шины соединен с первым выводом обмотки промежуточного реле, отличается тем, что в качестве промежуточного реле используется реле без замедления при возврате, первый вывод обмотки которого через замыкающий контакт этого же реле связан с положительным полюсом источника оперативного тока, а через последовательно соединенные между собой размыкающий вспомогательный контакт выключателя ввода рабочей линии электропередачи на сборные шины и контактную накладку подключен к первому выводу обмотки электромагнита включения выключателя ввода резервной линии электропередачи на сборные шины, второй вывод которой, соединенный со вторым выводом обмотки промежуточного реле, через размыкающий вспомогательный контакт выключателя ввода резервной линии электропередачи на сборные шины связан с отрицательным полюсом источника оперативного тока.

Сущность полезной модели заключается в следующем. На фиг. 1 приведена схема электроустановки, содержащая рабочую 1 и резервную 2 линии электропередачи, сборные шины 3, выключатели рабочей линии 4 со стороны источника питания и 5 на вводе на сборные шины, выключатели резервной линии 6 со стороны источника питания и 7 на вводе на сборные шины.

На фиг. 2 показана схема устройства для автоматического включения резервной линии. Устройство содержит замыкающий 5.1 и размыкающий 5.2 вспомогательные контакты выключателя 5 ввода рабочей линии на сборные шины, размыкающий вспомогательный контакт 7.1 выключателя 7 ввода резервной линии на сборные шины, обмотку 8 и замыкающий контакт 8.1 промежуточного реле, обмотку 9 электромагнита включения выключателя 7 ввода резервной линии 2 на сборные шины, контактную накладку 10, положительный 11 и отрицательный 12 полюсы источника оперативного тока.

Положительный полюс 11 источника оперативного тока через параллельно соединенные между собой замыкающий вспомогательный контакт 5.1 выключателя 5 и замыкающий контакт 8.1 промежуточного реле связан с первым выводом обмотки 8 промежуточного реле, который через последовательно соединенные между собой размыкающий вспомогательный контакт 5.2 выключателя 5 и контактную накладку 10 подключен к первому выводу обмотки 9 электромагнита включения выключателя 7, второй вывод которой, соединенный со вторым выводом обмотки 8 промежуточного реле, через размыкающий вспомогательный контакт 7.1 выключателя 7 связан с отрицательным полюсом 12 источника оперативного тока.

Устройство работает следующим образом.

В нормальном режиме в работе находится линия 1, ее выключатели 4 и 5 включены. Линия 2 находится в резерве, у нее выключатель 6 включен, а выключатель 7 отключен. В результате включенного состояния выключателя 5 его вспомогательный контакт 5.1 замкнут.В замкнутом состоянии находится вспомогательный контакт 7.1 выключателя 7. Через обмотку 9 промежуточного реле протекает ток. Промежуточное реле находится в сработанном состоянии, его контакт 8.1 в цепи самоудерживания замкнут.Вспомогательный контакт 5.2 выключателя 5 разомкнут, ток через обмотку 9 электромагнита включения выключателя 7 не протекает. Контактная накладка 10, служащая для вывода устройства АВР из работы, замкнута.

При отключении по любой причине выключателя 5 ввода рабочей линии 1 на сборные шины 3, размыкается его вспомогательный контакт 5.1 в цепи обмотки 8 промежуточного реле и замыкается вспомогательный контакт 5.2 в цепи обмотки 9 электромагнита включения выключателя 7. Через включенные последовательно контакт 8.1 промежуточного реле, вспомогательный контакт 5.2 выключателя 5, контактную накладку 10, обмотку 9 электромагнита включения выключателя 7 и его вспомогательный замыкающий контакт 7.1, начинает протекать ток. При этом промежуточное реле удерживается в сработанном состоянии через свой замыкающий контакт 8.1. Происходит включение выключателя 7 ввода резервной линии 2 на сборные шины 3. После включения выключателя 7 размыкается его вспомогательный контакт 7.1, в результате чего теряют питание обмотка 8 промежуточного реле и обмотка 9 электромагнита включения выключателя 7. Размыкается контакт 8.1 в цепи самоудерживания промежуточного реле и схема устройства возвращается в исходное состояние.

В случае включения выключателя 7 ввода резервной линии 2 на сборные шины 3 на устойчивое КЗ на сборных шинах, он будет отключен действием релейной защиты резервной линии 2. Вспомогательный контакт 7.1 выключателя 7 замкнется, но повторное действие устройства АВР на его включение не произойдет, т.к. цепь питания обмотки 9 электромагнита включения будет разомкнута контактом 8.1 промежуточного реле и вспомогательным контактом 5.1 выключателя 5 рабочей линии 1.

Таким образом предлагаемое устройство АВР обеспечивает однократность включения резервной линии благодаря созданию цепи самоудерживания промежуточного реле без замедления при возврате. Отсутствие выдержки времени при возврате у промежуточного реле повышает удобство эксплуатации и надежность действия устройства АВР.

При необходимости предлагаемое устройство для автоматического включения резервной линии может иметь пусковые органы напряжения и частоты, которые выполняются аналогично существующим устройствам АВР.

Устройство для автоматического включения резервной линии электропередачи, содержащее замыкающий и размыкающий вспомогательные контакты выключателя ввода рабочей линии электропередачи на сборные шины, обмотку и замыкающий контакт промежуточного реле, размыкающий вспомогательный контакт выключателя ввода резервной линии электропередачи на сборные шины, электромагнит включения выключателя ввода резервной линии на сборные шины и контактную накладку, причем положительный полюс источника оперативного тока через замыкающий вспомогательный контакт выключателя ввода рабочей линии электропередачи на сборные шины соединен с первым выводом обмотки промежуточного реле, отличающееся тем, что в качестве промежуточного реле используется реле без замедления при возврате, первый вывод обмотки которого через замыкающий контакт этого же реле связан с положительным полюсом источника оперативного тока, а через последовательно соединенные между собой размыкающий вспомогательный контакт выключателя ввода рабочей линии электропередачи на сборные шины и контактную накладку подключен к первому выводу обмотки электромагнита включения выключателя ввода резервной линии электропередачи на сборные шины, второй вывод которой, соединенный со вторым выводом обмотки промежуточного реле, через размыкающий вспомогательный контакт выключателя ввода резервной линии электропередачи на сборные шины связан с отрицательным полюсом источника оперативного тока.



 

Наверх